25 (12) октября 1914 года

Брачная Газета

Вятская Речь

Против немецкого языка.

В уржумском уездном земском собрании председатель собрания г. Смирнов заявил: «в виду тог, что немцы в настоящее время наши враги, предлагаю собранию ассигнование пособия на преподавание немецкого языка в уржумском высшем начальном училище заменить пособием на преподавание французского языка».
Собрание постановило: ассигновать на преподавание в уржумском училище взамен немецкого - французского языка 150 р.

Донецкая Жизнь (Луганск).

Зрелища.

К числу зрелищ, имеющихся в Луганске, с 10 октября прибавилось еще одно - цирк г. Доросса. Цирк не большой, не богатый ни лошадьми, ни артистическим персоналом, но приличный. Во всяком случае программа цирка гораздо приличнее обычной программы пресловутого театра „Миниатюр” на сцене которого сплошь и рядом демонстрируется сплошная пошлость, о которой мы поговорим особо.
В цирке г. Доросса, помимо маленьких исполнителей Верочки и Володи Доррос, очень интересным номером является акробатическое исполнение труппы Камбо.

Кровать имени учителей.

На совещании учащих начальных народных училиш гор. Мариуполя, состоявшееся с разрешения инспектора народных училищ в сентябре, в помещении Екатериниского училища, постановлено было учредить при одном из местных госпиталей одну кровать, для раненых воинов и содержать еe во все время военных действий на совместные средства учащих; отчисляя из жалованья причитающуюся на долю каждого определенную часть месячного содержания больного.
Кровать будет именоваться: „Кровать имени учащих народных училшц г. Мариуполя“.
В настоящее время кровать учреждена при госпитале городского комитета при доме трудолюбия и будет содержаться на средства учителей.

Около войны.

(Сведения газет).

— Французские солдаты рассказывают об англичанах, что англичане в траншеях под огнем проделывали шведскую гимнастику. Они говорить, что когда у англичан было мало воды, они предпочитали употреблять ее не на питье, а на умывание.
Английские офицеры подчас ведут солдат в атаку, не вынимая из глаз монокля. Все — превосходные стрелки. Англичане держать друг с другом пари на папиросы, — кто из них выстрелит более метко.
     — В газете „Берл. Таг.“ появилось описание трагической участи Льера, находящаяся недалеко от Антверпена. Весь город, насчитывавшей до войны 20.000 человек населения, разрушен артиллерийским огнем. Сейчас он представляет собой огромные груды развалин.

Русские войска за Вислой настигают отступающие неприятельские армии. Германцы отброшены к Скерневицам. К югу от Пилицы идет серьезный бой.
     На реке Сане и к югу от Перемышля продолжаются упорные бон. Русские захватила тысячу пленных. Рассеяна колонна, занимавшая Стрый.
     Французские войска продвинулись вперед в области Лангемарк, на восток от Ньюпорта и между Армантьером и Лиллем и в области Вевра.
     Германцы к северу от Диксмюде и в окрестностях Лабассэ продвинулись вперед.
     Бомбардировкой бельгийского побережья с английских судов нанесены огромныя потери германским войскам у Ньюпорта, (С. т.).
     Австрийский речной монитор, возвращаясь из сражения на реке Саве, затонул, наткнувшись на мину.
     В Боснии соединенные сербско-черногорские войска отразили атаки неприятеля и по стратегическим соображениям и в виду превосходства сил неприятеля оставили некоторые позиции, заняв более важные пункты. (С. т.).
     Германский пароход «Krefеld» прибыль к Тенерифу с экипажами 13 потопленных германским кройсером «Карлсруэ» британских судов.
     Английское пpaвительство временно совершенно запретило ввоз сахара.
     Японцы настигли два германских крейсера и захватили один. Другой сам потопил себя.
     Болгарское телеграфное агентство категорически опровергает слух о заключении Болгарией оборонительно-наступательного союза с Турцией.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Наши войска за Вислой настигают отступающие неприятельские армии. К северу от Пилицы Германцы оказали слабое сопротивление и отброшены к Скерневицам. К югу от Пилицы, на путях к Радому, мы принудили германо-австрийские войска ввязаться в серьезный бой; фронт столкновения тянулся 10 октября на 40 верст. Боевые действия местами имеют встречный характер. В Радомских лесах несколько пехотных полков доблестно работали штыками. На некоторых участках взяты пленные и пулеметы.
Выше реки Ильжанки австрийские войска еще пытаются держаться на Висле, но наши войска с боем переправляются через названную реку.
На фронте реки Сана и в югу от Перемышля продолжаются упорные боя, с видимым перевесом на нашей стороне; при этом мы захватываем тысячи пленных. При взятии высот у Тыченцы, к югу от Ярослава, взято в плен пять австрийских рот. При отбитии австрийской атаки на фронте одного из корпусов, действующих к югу от Перемышля, взято 500 пленных и 9 пулеметов. Левый фланг того же корпуса, перейдя в наступление, захватил также много пленных, оружия и зарядных ящиков. Неприятельские колонны, занимавшая Стрый, после упорного боя нами рассеяна. В Стрые взято 1,000 пленных.

Официальные сообщения французского правительства.

ПАРИЖ, 11 октября. Официальное сообщение от 10 октября, 11 часов вечера, гласит:
     «На левом берегу сражение продолжалось с большой ожесточенностью, в особенности вокруг Арраса, Лабассэ я Армантьера. Союзники вынуждены были в нескольких пунктах отступить в окрестностях Лабассе, но зато продвинулись вперед к востоку от Армантьера. В общем положение в этой части фронта осталось без перемен. К северу от реки Эна французская артиллерия уничтожила три германские батареи». (Аг. Гаваса). (ПТА.).
ПАРИЖ, 11 октября. Официальное сообщение гласит: На левом фланге бои продолжаются. Неприятель продвинулся вперед на севере от Диксмюде и в окрестностях Лабассэ. Мы продвинулись значительно вперед на востоке от Ньюпорта в области Лангемарк и на пространстве между Армантьером и Лиллем. Все эти движения являются неизбежными колебаниями линии боев и в общей совокупности остающейся все тою же. На остальном фронте производившиеся Германцами непрерывно в течение суток атаки, были отбиты. На некоторых пунктах мы немного продвинулись вперед. В области Вевра наше наступление продолжалось в направлении к Мормарскому лесу к югу от Иокура и к лесу Лепретр к северу от Понт-а-Муссона. (Аг. Гаваса).

Официальное сообщение великобританского правительства
от 10 октября.

Бои на бельгийском побережье.

Сведения о действиях Франции и Бельгии в происходивших ожесточенных битвах самые благоприятные. Особого упоминания заслуживаете бельгийская армия, которая, окопавшись, в течение нескольких дней оказывала крайнее сопротивление значительно превосходящему силам противнику и была воодушевляема лично королём.
Британская флотилия оказывает существенную поддержку левому крылу союзников, бомбардируя Германцев на бельгийском берегу. Морская артиллерия причиняет тяжкие повреждения тяжелым германским орудиям. Теперь по всей линии не замечается наступления Германцев, и все их попытки, направленный на наш левый фланг, потерпели неудачу.

ПОСЛѢДНIЯ ИЗВѢСТIЯ

Начало экономического кризиса в Австро-Венгрии.

Нейтральная печать отмечает бедственное состояние внутренних областей Австро-Венгрии: большинство фабрик закрыто, постройка различных зданий приостановлена, большинство населения терпит крайнюю нужду. В провинциях с сербским населением происходят волнения, подавляемые самыми жестокими мерами. В течение последних недель развилось дезертирство австрийских солдат не немецкой национальности из гарнизонов внутренних областей.

Германские шпионы в Англии.

Большое негодование вызвало в Англии то обстоятельство, что германские шпионы скрывались под видом ищущих гостеприимства Бельгийцев.

Очистка Суэцкого канала.

Египетские власти приказали выйти всем неприятельским судам, остановившимся в Суэцком канале, чтобы не подвергать опасности навигацию в случае возможности неприятельских столкновений.

Призыв отставных офицеров в Турции.

Оттоманское правительство опубликовало следующее объявление о призыве на службу отставных морских офицеров:
     1) Все штаб- и обер-офицеры флота находящиеся в отставке, с получением сего должны немедленно явиться в рекрутские бюро своих округов для медицинского освидетельствования и получения сертификатов.
     2) Освидетельствование будет продолжаться в течение трех дней.
     3) Явка в рекрутские бюро объявляется обязательной. Неисполнившие сего будут преданы суду.

Погоня Англичан и Японцев за «Эмденом».

Из германских источников сообщают, что английский линейный корабль «Триумф», находящийся в составе восточно-азиатской станции, и два японских броненосных крейсера «Ниссин» и «Кассуга» срочно вышли из Гонконга по направлению к Малайскому архипелагу, где германский крейсер «Эмден» потопил несколько неприятельских пароходов.

Одесские новости

ЛЕКАРЬ-ФАКИР.

На станцию «Скорой медицинской помощи» зарегистрован редкий случай. На станцию явился мелкий торговец Александр Симкович, 27 л. и просил оказать ему помощь. На обеих руках Симковича оказались значительные ожоги.
Симкович объяснил, что несколько времени тому назад он заболел параличом рук. Врачи приписали Симковичу домашнее лечение и массажи. Между тем, один из знакомых Симковича посоветовал ему обратиться к лекарю, который называет себя факиром. Лекарь сделал Симковичу несколько визитов и лечил его по своему — раскаленным железом.
Разогретое на огне железо «факир» прикладавал к наиболее пораженным параличом местам. В результате, часть кожи на руках Симковича была обожжена.
По словам Симковича, его товарищи, встретив на улице «факира», «отблагодарили» его за удачное лечение и избили.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Шахматный турнир.

15 октября в новом помещении екатеринославского шахматного кружка (Воскресенская ул., Гигиеническая столовая) начинается организованный кружком турнир на звание лучшего игрока города Екатеринослава. Запись лиц, желающих участвовать в турнире, будет еще приниматься сегодня и завтра, начиная с 7 часов вечера, у дежурных членов правления. Как сообщалось, в турнире могут участвовать как члены кружка, так и липа, не состоящие таковыми. Подробные правила турнира вывешены в помещении кружка.

Утро России

Разгром магазинов.

Третьего дня толпа громила московские магазины германских и австрийских подданных. Но среди пострадавших оказались лица, ничего общего с этими подданными не имеющие. Вот список таких пострадавших:
Т-во М. И. Кузнецова, H. И. Бландов, Сущевский механический заводь, т-во Кеппен, Лоренс, Клар, Густав Лист, Эмиль Гамрин, Виганд и др.
У Н. И. Бландова толпа нашла какой-то сепаратор с клеймом немецкой фабрики, и это было чуть ли не причиной разгрома. Клар — московская мещанка, у Лорен — дед был русский подданный, Лист — гласный московской городской думы и два его брагга прапорщика в рядах русских войск. Виганд —русский потомственный почетный гражданин, считал себя русским, имея в Ревеле свой завод. Эмиль Гамрин оказался шведом.
Разгромили еще две бельгийских фирмы и одну английскую.
Пострадавшие заявили об этом своим консулам.
Особенно тяжело отозвались действия погромщиков на семье Кеппен, у которого в недавних боях был убить сын офицер.
Погромщики не обратили внимания на «Красный Крест» на доме № 24 на Мясницкой ул., где помещается большой лазарет для 100 раненых, и в этом доме громили магазины. Находившиеся на излечении в лазарете раненые были очень напуганы, и это отразилось на здоровье некоторых из них.

Распространившиеся вчера по Москве слухи, что громят магазины немцев и австрийцев, не подтвердились. Оказалось, что были лишь попытки к нападению на магазины Мандль, на Софийке, и Эйнем на Петровке, но демонстранты были оттеснены полицией; то же произошло и в некоторых пассажах где имеютс я магазины с немецкими фамилиями.

Южная Копейка (Киев).

„Рождественский броненосец“.

Из Нью-Иорка сообщают, что через нисколько недель в Европу выйдет „Рождественский броненосец“, который сперва отправится в Англию, потом во Францию, в Антверпен, Роттердам, Триест, причем Американцы не исключают возможности его захода и в Архангельск. Правительство Соединенных Штатов Северной Америки назначило один из линейных кораблей своего боевого флота для отвоза в Европу рождественских подарков от американских детей тем европейским детям, которые потеряли своих отцов убитыми на войне. В настоящее время идет деятельное заготовление этих подарков. §