29 (16) октября 1914 года

Благовещенское утро

Китайцы у себя дома.

Вернувшиеся из Маньчжурии представители кредитных товариществ, ездившие за пшеницей, рассказывают, что отношения китайцев к русским до того обострились, что малейшая неосторожность в выражении, как русские подвергаются самым зверским побоям. Одии из представителей Коробский был избит только за то, что, разговаривая о пшенице со своими же товарищами, пустил крепкое русское словцо, которое ничуть не относилось к китайцам. Однако, это словцо дало повод стоявшим тут китайцам наброситься на него и избить. Коробскому удалось спастись на пароход №15, Соскина, который стоял неподалеку от места происшествия. На пароходе его спрятали под дрова, где ему пришлось пролежать несколько часов, т. к. китайцы все время находились на пароходе и требовали от команды выдачи его им для расправы.

Донецкая Жизнь (Луганск).

Неисправимы хоть брось.

14-го октября около 7 часов вечера половина города вновь была окутана мраком. Электрическая станция, очевидно, блюдя экономию знергии и надеясь на лунное освещение, не дала света на Казанской, Романовской и др. улицах. К сожалению заведующий электрической станцией не потрудился взглянуть на небо. Оно было сплошь затянуто такой густой завесой облаков, что луны совершенно не было видно. Оказывается, таким образом, что и лунным светом надо пользоваться „с головой”.

Около войны.

(Сведения газет).

В 17-ти милях от линии Брюгге – Гент идет большое сражение. Продолжается артиллерийский бой. Между Остенде и Антверпеном германцы отступают. В Остенде тысячи раненых. Энергичные атаки немцев отражены с большими для них потерями. В Брюгге привезено четыре тысячи раненых немцев. К юго-востоку от Врюгге поля на целую милю покрыты телами убитых немцев.
     — „Дейли Мейль», публикуя отчет адмиралтейства, отмечает, что английские подводные лодки непрерывно днем и ночью наблюдают в водах Гельголанда за германским флотом. Только один германский крейсер осмелился выйти во время тумана. Подводные лодки определили место расположения германских мин.
     — Корреспондент „Таймса", посетивший Верден телеграфирует из Нанси: Некоторые германцы от времени до времени выпускают сообщения, будто германские войска начали осаду Вердена. Это известие весьма далеко от истины. Гарнизон действовал, как отряд полевой армии и имел стычки с немецкой армией. Больше ничего в районе Вердена не произошло.
    -Немцы вновь заставили говорить о своем вандализме. Их артиллерией разрушена прекрасная ратуша Арраса. В этом городе обстреливались немцами госпитали и религиозные учреждения, переполненные ранеными.
(„Ю.К.”)
    — Немцы доставили на север Франции польск. полки. В первый-же день по прибытии, 1. 500 поляков тотчас же сдались французам, заявив, что они не желают сражаться против Франции и ее союзниц.
     — Германцы пытаются проникнуть в направлении к Диксмюден, чтобы уйти из сферы огня, развиваемого английскими судами. Все атаки немцев отбиты. Ожидается новая высадка английских войск, на бельгийском побережье. Германцы оставили Гент.
     — Китайское правительство предписало командующему Шандуньскими войсками разоружить команду германского контр-миноносца „С.90“. В случае оказания сопротивления предписано прибегнуть к вооруженной силе.
     — Бомбардировка Белграда, начавшаяся в час ночи в субботу, с небольшими перерывами длилась целый день. На завтра бомбардировка возобновилась с новой силой. Австрийцы обстреливают электрическую станцию и центр города „Теразио”. Одновременно слышится сильная канонада по Дунаю со стороны Канчева. В Белграде много разрушений. Убытки исчисляются в сумме до ста миллионов франков.
     - Центр тяжести сражения находится сейчас во Фландрии, между морем и Ла-Бассе, где противник сконцентрировал большие силы.
(„Ю.К.”)
    - Французская академия избрала в число „бессмертных” Мориса Метерлинка, несмотря на формальное требование статута, по которому членами академии могут быть только французы.
     — Голландское правительство испрашивает кредит на постройку на национальных верфях 4-х миноносцев, взамен захваченных немцами.
     — Бельгийские беглецы частью возвращаются на родину, но многие предпочитают уехать в Англию и Францию.

В четырехдневном сражении к югу от Пилицы русские войска нанесли германо-австрийским войскам существенное поражение. Сломлено сопротивление двух германских корпусов. Окружена часть Австрийцев у Бердзежа. Неприятель отступает.
    В Галиции бои на всем фронте. Взято в плен 10 офицеров 1500 нижних чиновъ.
     В Восточной Пруссии в районе Бакаларжева отражены атаки Германдевъ.
     Французские войска отразили все атаки Немцев между Нюпортом и Аррасом и удержали свои позиции, продвинулись к северу и востоку от Ипра, между Камбрэном, к юго-западу от Лабассэ, и Аррасом и отбросили Германцев на правом берегу Эна. В Вевре продолжалось наступление.
    На побережье Бельгии продолжается ожесточенный бой. Германцы переходили через Изерский канал последовательно семь раз. В канале образовались мосты из трупов.
    Бой у Лабассэ закончился бегством Германцев перед штыковой атакой англо-индийских войск.(С. т.).
    По сообщению «Daily Telegraph», близ побережья штата Виргиния происходит морской бой. (С. т.).
    После удачного артиллерийского огня форт Врмач в Которской бухте взорван и совершенно уничтожен черногорскими батареями. Черногорская армия в Герцеговине заняла Кобылью Главу и другие важные позиции, захватив оружие, пулеметы и лошадей.
    Коммерческий пароход «Manchester» накочил на мину у северного побережья Ирландии и пошел ко дну. Капитан и 13 человек из экипажа погибли.
    Великобританское посольство в Константинополе нотой Порте заявило, что Англия посмотрит весьма серьезно на закрытие и минирование входов в Шатэльараб.
     Саксонское правительство отказалось от намерения созвать чрезвычайную сессию сейма из опасения возникновения серьезных партийных раздоров.
     По сообщению «Fraiikrarter Zeitung», между Турцией и Персией заключен союзный договор.
     Португальский совет министров одобрил планы мобилизации и все подготовительные меры, принятые военным министром.(С. т.).
     Генерал-губернатор Южной Африки уведомил британское министерство колоний о восстании в северном округе Оранжевой республики и западного Трансвааля. Генералы Христиан Девет и Бейерс овладели Гейльброном.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

В четырехдневном сражении в югу от Пилицы, в лесах на линии Бялогура—-Гловачов — Полична — Яновец гериано-австрийским войскан нанесено существенное поражение.
Между Шлицей и Гловачевым геройскими усилиями наших войск было 18 октября окончательно сломлено сопротивление XX и гвардейского резервного германских корпусов. В центре после упорнейших боев нам удалось утвердиться на опушке леса в районе деревень: Адамов, Северинов, Марьянов. На левом крыле мы взяли штурмом укрепленную позицию у Полична и окружили часть Австрийцев у Бердзежа.
В ночь на 14 октября неприятельские корпуса находились в полном отступлении к линии Едлинск —Радом —Илжа. Нами взяты пленные и орудия.
На левом берегу Пилицы упорные бои на фронте Ежов - Ново-Място продолжаются.
В Галиции бои на всем фронте. На Сане вновь взято в плен 10 офицеров, 500 нижних чинов.
Южнее Перемышля на некоторых участках наши войска продвинулись вперед.
В Восточной Пруссии неприятель сильно бомбардируете наши позиции и ведет в районе Бакаларжево настойчивые атаки, который нами повсюду отражены.
Успех, достигнутый к югу от Пилицы, результатом которого было отступление неприятеля на большом фронте, имеет огромное значение.

Официальные сообщения французского правительства.

ПАРИЖ, 15 октября. Официальное сообщение: «В течение вчерашнего дня германские атаки во всем районе между Ньюпортом и Аррасом были значительно менее ожесточении. Мы удержали всюду ваши позиции. К северу и востоку от Ипра мы продолжали продвигаться вперед. Точно также мы несколько продвинулись вперед между Камбрэном, к юго-западу от Лабассэ, и Аррасом. Все более и более подтверждается, что потери Германцев убитыми, ранеными и пленными были весьма значительны в северном районе. На правом берегу реки Эн Германцы ночью произвели энергичные атаки в районе Кран на высотах Шмэндедам, но были отброшены. В Вевре наши войска продолжали наступление по лесам между Апремоном и С.-Миэлем, а также в лесу Лепретр». (Аг. Гаваса).(ПТА).

Германия настойчиво требует малолетков.

Для поступления в германскую армию юношей, начиная с 15-летнего возраста разрешения родителей не требуется. Германское правительство обратилось к родителям с просьбой не отговаривать своих детей от поступления в армию.
Установлен ряд случаев призыва в армию близоруких, заметно горбатых и вообще людей, малопригодных к строевой службе.

Петроградский Листок

В качестве добровольца уехал на войну замечательный стрелок, финляндский уроженец студент Адам Кальф. На 100 шагов Кальф 10-12 пулями перерезывает сосну диаметром в 5 – 6 вершков, а на 500 не дает промаха по арбузу.

ПО ТЕЛЕФОНУ

Кронштадт, 15-го Октября.

За вздорные суждения.

Сегодня опубликовано постановление коменданта кронштадтской крепости о том, что отставной коллежский секретарь Деревенсков за то, что, «будучи в нетрезвом виде, позволил себе публично высказывать вздорные могущие волновать население суждения и критиковать действия наших вооруженных сил», подвергнуть заключению в тюрьме на три месяца. По отбытии наказания Деревенскову, по распоряжению коменданта, воспрещено жительство в крепости и крепостном районе.

Нормален-ли Вильгельм?

Издающаяся немцами «Gazeta Czestochowska» поместила воззвание Вильгельма II к полякам.
     «Поляки! Вы, конечно, помните, как однажды ночью начали звонить без участия человека колокола святого Святогорского монастыря. Тогда уже люди набожные поняли, что случилось великое и важное событие, отмеченное чудом. Событие это - решение мое воевать с Россией и отдать Польше ее святыни и присоединить ее к культурнейшей стране, Германии.
У меня был чудесный сон. Ко мне явилась Богородица и приказала спасти ее святую обитель, которой угрожает опасность. Она смотрела на меня со слезами, и я пошел исполнить Ее Божественную волю.
Знайте об этом, поляки, и встречайте мои войска, как братьев и спасителейи Знайте, поляки, что те, кто со мною, будут щедро вознаграждены, кто против — погибнет!
Со мною Бог и Святая Богородица!
Она подняла меч Германии на помощь Польше».

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Павлоградский уезд. Помощь учащихся.

В г. Павлограде воспитанники местной мужской гимназии, помимо ежемесячных отчислений, различные классы стараются изыскать всевозможные способы приобретения возможно большего количества денег для военных нужд. Так напр. 7-ой класс устроил лотерею-аллегри, которая дала за неделю 40 рубл.; в 6-м классе издается рукописный журнал „Помощь “, за прочтение которого взимается с читающего лица не менее 5 коп., кроме того, для разовых взносов существуют особая копилка, запечатанная лично г. директором.
Воспитанницы местной женской гимназии (казенной) усиленно работают по изготовлению белья для воинов и очищению корпии.

-еш-

Работа военнопленных.

Как известно, технический совет губ. земской управы высказался за применение труда военно-пленных, по заготовке щебня для шоссе. Обсудив в свою очередь, этот вопрос, екат. уездная земская управа нашла возможным принять на себя только наблюдение за работами военно-пленных.

Нападение на Россию.

ЛОНДОН, 16 окт. В виду того, что кампания герм. бюро печати в Нью-Иорке, имевшая целью вызвать в Америке враждебное к англичанам настроение, потерпела неудачу, германцы начинают нападать на Россию, бесплатно раздавая редакциям Нью-иоркских газет сообщения, письма и статьи стараясь восстановить общество против России.

Германцы-фальшивомонетчики.

В министерстве финансов получено донесении о массовом появлении в местах прикасающихся с театром военных действий, фальшивых кредиток 3, 5 и 10 рублевого достоинства.
Происхождение кредиток, как установлено на местах, исключительно германское. Такое массовое появление кредиток наблюдалось также у нас и во время японской войны в пределах Манчжурии.
Министерство предполагает широко оповестить население о крайне внимательном отношении к получаемым кредитным билетам.

Влияние войны на промышленность.

Министерство торговли и промышленности закончило сводку материалов о влиянии войн на промышленность. Обследования производились фабричными инспекторами.
Наиболее выгодно положение металлургической промышленности, благодаря значительным заказам военного ведомства и министерства путей сообщения. Большинство металлургических заводов увеличило число рабочих и расширило свои действия.

КРУЖОК СИОНИСТОВ.

В московской судебной палате вчера в апелляционном порядке слушалось дело о группе евреев гор. Ельца, обвинявшихся в составлении кружка сионистовов, запрещенная орловским губернатором.
Елецкий окружный суд приговорил всех обвиняемых (среди них много докторов, женщин-врачей, зубных врачей а т. д.) к аресту от 2 месяцев до 10 дней.
Судебная палата вчера нескольких обвиняемых оправдала, в отношении же остальных приговор суда утвердила.

ВЫСТАВКА КАРТИН В. Д. ПОЛЕНОВА.

Вчера в Художественном Салоне открылась выставка картин академика В. Д. Поленова: «Из жизни Христа».
Весь сбор от этой выставки идет в пользу раненых. Помещение бесплатно отведено К. И. Михайловой.
Выставка представляет большой интерес.
Выставлено 68 картин. Внимание публики привлекают картины: «Посреди учителей», «Решил итти в Иерусалим», «Пределы мирские», «Кто из вас без греха», «Предал дух».
Вчера многие из публики спрашивали о цене картин, но они не продаются, составляя собственность художника.
Крайне доступная цена (от 10 коп.) даст возможность посетить выставку самым широким кругам населения.

Сионисты.

Вчера в судебной палате слушалось дело 20-ти елецких евреев, в большинстве интеллигентов, обвинявшихся в принадлежности к неразрешенному сообществу – к елецкому кружку сионистов имени Матафия Герцля, в участии в собраниях этого кружка, в сборе денег для целей кружка, и т. д.
Елецкий окружный суд приговорил всех обвиняемых, среди которых есть и женщины, к тюремному заключению на разные сроки, от 2-х месяцев до 10-ти дней. Большинство было приговорено на 1 месяц 10 дней.
Осужденные перенесли дело в судебную палату.
Палата 6 человек оправдала, а по отношению к остальным утвердила приговор суда.

Утро (Харьк.)

Товарищеские суды духовенства.

Не так давно харьковский епархиальный миссионер, протоиерей Константин Селивановский, представлял архиепископу Антонию доклад о необходимости организовать в харьковской епархии пастырские суды по образцу офицерских судов чести.
Архиепископ Антоний поручил прот. К. Селивановскому детально разработать этот очень серьезный и важный вопрос и передать его потом на обсуждение XXIX епархиального съезда харьковского духовенства с той целью, чтобы духовенство само высказало свой взгляд о приемлемости этих судов.