06 ноября (24 октября) 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

Селения с немецкими названиями.

На запрос Славянос. земской управой земских начальников: какие селения с немецкими названиями находятся под их ведомствами, начали поступать ответы.
Земский начальник 6 уч. сообщает, что под его ведомством находятся 5 таких селений, a именно: Зелингеровку — Козаковкой, Отилиенфельд — Журавлевкой, Гофенталь -— Владимировкой, Мариенфельд -— Медвежье и Александрофельд -— Мечетной.

Около войны.

(Сведения газет).

- Афинская печать единогласно требует выступления против Турок. В Пирее спешно вооружается более 30 транспортов. Король Константин выехал в Велес на смотр войскам.
     — Афинские газеты сообщают о соглашении Португалии с Англией и Францией по поводу oтправления в Египет экспедиционного корпуса в количестве 100.000 человек для охраны границы против вторжения турок.
     — Великий визирь принц Сеид -Али и министр финансов Шелид-бей подали в отставку. Их примеру по упорным слухам последуют морской министр , министр обзщественных работ и шейх-уль-ислам.
     — В Салоники прибыло несколько сот дезертиров, бежавших из Адрианопольского бессильных выдержать систематическое преследование турецких начальников, делающих резкое отличие между мусульманами и христианами. Беглецы исключительно христиане.
     — Король Альберт обратился к президенту американского вспомогательного комитета в Брюсселе с письмом следующего содержания:
     «В эти скорбные дни мне доставило глубокую радость слышать о той помощи, какую ваш великодушный народ создает, оказывая помощь бедному населению Бельгии. С приближением зимы нужда грозит принять чрезвычайные размеры, и если моему народу удастся спастись от голода и эпидемий, то он лучше перенесет выпавшее на его долю тяжелое испытание, в надежде на лучшее будущее. Я убежден, что деятельность комитета встретит всеобщее одобрение американского народа.
(„У.”)
    — Из Антверпена получилось известие об усиливающемся дезертирстве из германской армии coлдат ландштурма и ландвера, которые платят 30 руб. за поношенное штатское платье, лишь бы облегчить себе бегство. Три германских офицера покончили с собой, четыре продали штатское платье и бежали.
     — Из Роттердама телеграфируют: вследствие наводнения, устроенного бельгийцами, быстрое передвижение германцев становится невозможным.

В ставке Главнокомандующего в присутствии Государя Императора состоялся молебен по поводу известия об общем отступлении Австрийцев по всему фронту.
     Президента Пуанкарэ по случаю 20-летия царствования Государя Императора выразил по телеграфу чувства Франции и уверенность в победе. На восточно-прусском фронте русские войска продолжают продвигаться вперед. Немцы отходят.
    На левом берегу Вислы продолжается преследование неприятельских войск.
     Генерал Жоффр по телеграфу поздравил Верховного Главнокомандующего по случаю успехов русских войск.
     Союзные войска подвинулись вперед к востоку от Ньюпорта на правом берегу Изера.
     В районе между Лабассэ и Соммой происходил артиллерийский бой.
     По сообщению бельгийской главной квартиры союзный войска приблизились к Ломбартиду и к р. Изеру ниже Схообракке.
     В районе Руа Французы удержали Ле-Кенуа в Сантерре и продвинулись вперед в направлении Андеши.
     Согласно германским источникам во время морского боя у берегов Чили потоплен английский крейсер «Monmouth» и поврежден крейсер «Goodhopе».
     В бухте Яре близ Вильгельмсгафена наткнулся на мину и затонул большой германский крейсер «Иорк».
     Затонул австрийский крейсер в Циндао «Kaiser Elisabeth».
     По сообщению «Echo de Paris», генерал фон-Клукк убить бомбой, брошенной французским авиатором.
     В Лондоне опубликован королевский указ о войне Англии с Турцией.
    По просьбе германскского правительства Румыния возвратила Германии задержанные 72 вагона с военными припасами.
    Младо-турецкое правительство опубликовало в газетах, что 500,000-я австро-германская армия нарушит нейтралитет Румынии и проникнет в Бессарабию и Одессу, причем газеты, в случае несогласия Румынии грозят судьбой Бельгии.
    Правление миланского общества Patria pro Trieste совместно с представителями обществ Триеста, Горицы и Истрии постановило поднести Государю Императору золотой жетон в воспоминание о признательности за предложение об освобождении Итальянцев.
    Кронпринц обратился к Энвер-паше с приветственной телеграммой, выражая ему братские чувства.
    При посредничестве испанского посла в Вене состоялось австро-русское соглашение о взаимном разрешении выезда задержанных подданных обеих держав.
    Великобритания присоединила остров Кипр.
     В албанский порт св. Иоанна Медуанского прибыл итальянский крейсер.

Объявление Англией войны Турции.

ЛОНДОН, 23 октября. Опубликовано официальное сообщение об объявлении Англией войны Турции. (Аг. Рейтера). (ПТА)

Указ короля Георга о войне с Турцией.

ЛОНДОН, 23 октября. (Соб. кор. ). Опубликован королевский указ, гласящий следующее:
     «В виду враждебных действий, совершенных турецкими вооруженными силами, под начальством германских офицеров, мы находимся в состоянии войны с турецким султаном. В силу этого на Турцию, турецкую торговлю и турецких подданных распространяются все предшествовавшие указы, относящееся к войне с Германией и Австрией. Гаагская конвенция 1907 г. как не ратификованная Турцией не распространяется на турецкие торговые суда». Указом далее устанавливается, что в отношении Турции понятие о неприятельской стране включает в себе все владения его величества султана Турции, за исключением Египта, Кипра и всех территорий, занятых Англией или союзниками. (ПТА).

Гонения на Армян в Турции.

В Петрограде получено сообщение, что в Царьграде и во всей Турции значительно усилились преследования Армян. Особенные гонения учиняет турецкое правительство на армянскую интеллигенцию. Правительство арестовало всех членов армянского национального собрания, ведающего исключительно духовные и культурные нужды Армян. Кроме того в тюрьмы заключены все депутаты-Армяне турецкого парламента. Этой участи не избегли даже те члены парламента, которые принадлежали к младотурецкой партии. Что касается славянского крестьянского населения, то, по испытанной турецкой системе, на него натравливают Курдов, которые грабят и убивают жителей, угоняют скот и т. д. С своей стороны правительство приступило к поголовному разоружению армянского населения, лишившегося возможности противостоять курдским набегам. С целью самосохранения, все способные носить оружие уходят в горы, где пытаются организовать самозащиту. Эти отряды дружинников уже теперь доставляют не мало беспокойства турецкому правительству.

Русские медикаменты.

Проф. В. В. Челинцев, инициатор paбот по изготовлению медикаментов в лаборатории университета, характеризует самый смысл этих работ как побудительный мотив для русской химической промышленности начать в широких размерах изготовление тех медикаментов, которые до войны получались из Германии и Австрии. Так, например, начатые в лаборатории работы по изготовлению хлороформа признаны уже излишними в виду того, что один из уральских заводов под влиянием университетских опытов уже занялся приготовлением хлороформа в обширных размерах. Сейчас также распространяется производство креозота, причем смола ивы и березы с успехом заменяет австрийскую смолу из бука, хотя с Кавказа уже поступает и буковая смола. Иод вырабатывается сейчас в лаборатории в значительном количестве. Оказывается, что те самые иодистые водоросли, которые обнаружены в Белом море, в большом избытке находятся в московском ботаническом саду. Налаживается дело добывания анилиновых красок из хромистых углеводов, получающихся из каменноугольных смол в Москве и Минске. Кроме того на юге этот материал в избытке доставляют коксовальные заводы. Усиленное внимание обращает лаборатория на выработку из алкоголя хлорала, хлора и этила.

Петроградский Листок

Под шумок.

Аптеки учли спрос на винный спирт, отпускаемый по рецептам врачей: нужен ли спирт действительно, как наружное средство, нужен ли он как внутреннее средство алкоголику, но вместо 95 градусов спирт, приобретаемый в некоторых аптеках, содержит не более 75 градусов.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Вниманию пострадавших от краж.

Начальник екатеринославского сыскного отделения просит лиц, потерпевших от краж за время с 1-го января 1913 года по настоящее время придти на осмотр бриллиантовых, золотых, серебряных вещей и носильного платья, отобранных у похитителей и находящихся в канцелярии.

АМЕРИКАНСКИЙ ОТРЯД «КРАСНОГО КРЕСТА»

КИЕВ. Сюда прибыл из Америки отряд «Красного Креста», состоящий из 25-ти сестер милосердия, пяти врачей и одного пастора. Они будут работать в одном из местных госпиталей. (Наш. корр.)

Генеральное сражение на Западном фронте.

ЛОНДОН, 23, X—5, XI. Немцы отступили с фронта, занятого их войсками в долину Изера.
Официальные германские сообщения приписывают это отступление исключительно затоплению долины. Но лживость такого объяснения очевидна Дело в том, что затопление долины было начато еще в среду. Между тем германские атаки продолжались еще несколько дней после этого. <...>

Морская война.

Гибель немецкого крейсера.

КОПЕНГАГЕНА 23, X—5, XI. Из Берлина сообщают, что в бухте Яде, близ Вильгельмсгафена, большой германский крейсер «Иорк», водоизмещением в 9,500 тонн, 19,000 индикаторных сил, построенный в 1904 году, попал в сферу мин заграждения и, наткнувшись на мину, пошел ко дну.
382 человека из командного состава спасены. (ПА).

Бой у берегов Чили.

ЛОНДОН, 23, X—5, XI. Официальное бюро печати сообщает:
Адмиралтейство получило несколько не подтвержденных еще германских официальных сообщений о морском сражении, происшедшем у берега Чили.
Согласно этим сообщениям, германские крейсеры «Шарнгорст», «Гнейзёнау», «Лейпциг», «Дрезден» и «Нюренберг», сосредоточенные около Вальпарайзо, в прошлое воскресенье вступили в бой с частью эскадры адмирала Краддока.
По германским сведениям, английский крейсер «Монмуть» потоплен, крейсер «Гуд-Хоп» серьезно поврежден, a крейсеры «Глазго» и «Оранто» успели уйти.
Британское адмиралтейство не может в настоящее время считать эти сведения несомненными, так как в сообщениях не упоминается о броненосце «Кенопус», который быль послан специально для усиления эскадры адмирала Краддока. В виду этого, весьма вероятно, что когда будут получены подробности о происшедшем сражении, то окажется, что германская версия значительно уклоняется от действительности.
Адмиралтейство приняло решительные меры, вызванные создавшимся положением. (ПА).
ТОКИО, 23, X—5, XI. (Через Харбин). Из Австралии сообщают, как слух, что германские крейсеры «Шарнгорст» и «Гнейденау» захвачены во время нагрузки их углем.

Утро (Харьк.)

МЕЛИТОПОЛЬ.

Комитет (при городской управе) по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, развесил воззвания по городу, в которых извещает, что собранные деньги в сумме 13 000 руб. для вышеупомянутой цели уже иссякают а помощь еще нужна. Поэтому комитет решил обложить всех горожан ежемесячными взносами и просить поспешить внести потребную лепту.