13 ноября (31 октября) 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

Торговые служащие и война.

Наряду с другими общественными организациями, оказывающими помощь жертвам войны, в Луганске функционирует и успешно развивает свою деятельность т. наз. комитет торгово-промышленных служащих по оказанию помощи семьям воинов, бывших служащих в торговых заведениях Луганска.
В пользу этого комитета все торговые служащие отчисляют 2 процента из своего жалованья. Отчисления производят 600 служащих.
Уплата отчислений производится аккуратно, без всяких задержек.

Забайкальская новь (Чита)

Корейцы добровольцы.

24 православных корейца подала прошение о зачислении их в действующую армию. Побуждения, заставившие их обратиться с этой просьбой, заключаются в желании сражаться со своими единоверцами за свою вторую родину — Россию. В виду того, что эти 24 добровольца не русские подданные, вопрос о зачислении их не может быть решен немедленно, но вероятно их настойчивая просьба будет удовлетворена.

Около войны.

(Сведения газет).

- Датские газеты сообщают, что на одной из германских верфей строится особое судно. По приблизительному описанию это будет судно типа эскадренного миноносца, быстроходное, защищенное броней и вооруженное тараном.
     - Сообщают, что сын Вильгельма, принц Иоахим-Альберт Прусский снова ранен. Принц Иоахим младший сын императора. По донесению штаба, он ранен в северной Франции пулей в ногу.
10 сентября, исполняя обязанности ординарца, принц был ранен шрапнелью в правое бедро, причем пуля не задела кости.
11 октября, оправившись от ран, принц вернулся в армию. Из других сыновей Вильгельма, принц Оскар заболел сердечным припадком в конце сентября. 5-го октября принц Эйтель-Фридрих упад с лошади и вывихнул себе колено.
Сообщают, что принц Эйтель-Фридрих, останавливавшийся в Дезеле, прикрепил к двери приписку: „Выражаю сожаление, что не застал дома хозяев, которым оказал бы честь своим посещением“. Принц увез с собой вагон вещей, привлекших его внимание.
В германской армии среди убитых насчитывается шесть принцев.
(«У.»)
     — Корреспонденты голландских и американск. газет сообщают, что в боях в северной Франции и Фландрии совершенно доказано бессилие германской армии, которая не может сломить сопротивление союзников.
    — Таможенное ведомство установило, что некоторые русские купцы, несмотря на запрещение ввозить германские и австрийские товары, все-таки ввозят их через нейтральные страны, поэтому решено требовать от купцов удостоверения о происхождении товаров, в противном случае конфисковывать товары и подвергать купцов штрафу.
( „Ю. К.”)
     — Император Вильгельм, по утверждению корреспондентов датских газет, совершенно пал духом и, очевидно, опасается покушения на свою жизнь, так как окружил себя стражей и все передвижения его окутаны глубокой тайной.
     — Сообщают из Ватикана, что папа готовит энциклику, в которой предложит созвать мирную конференцию.
     — Командира 17 немецкого корпуса, квартирующего в Данциге, издал обязательное постановление, чтобы все русские оставили к 12-му января все портовые города на побережье Балтийск. моря.
     — Германцы тщательно скрывают тяжелые потери, понесенные ими во Фландрии: они хоронят убитых по ночам. Саксонский принц, тяжело раненый покинул армию, так как он не может участвовать в войне.
     — Сообщают, что в Бельгию сухим путем привезено две германских подводных лодки. В Гамбурге спущены две большие подводные лодки, которые совершили пробное плавание в устье Эльбы.
     — Из Афин сообщают о мобилизации apмии и флота Греции.

От штаба Кавказской армии.

Атаки Турок на Кепри-Кейския позиции в течение 29 октября были отражены с большими для неприятеля потерями. Обходная против нашего левого фланга колонна Турок, попав под перекрестный огонь артиллерии и будучи стремительно атакована нашей пехотой, в полном беспорядке бросилась в горы, преследуемая нашей конницей.
Турки под прикрытием позиции у Деве-Бойну продолжают стягивать свои войска к Эрзеруму и невидимому получают подкрепления через Трапезонд.
27 октября Турки были атакованы и разбиты у Ханэ-Сурского перевала, на пути из Азербейджана к Вану; побросав своих убитых и раненых, Турки поспешно отступили в полном беспорядке.

Государь Император посетил в городе Ровне госпиталь имени великой княгини Ольги Александровны, в котором великая княгиня работает с начала войны, и пожертвовал 10,000 руб. в пользу пострадавшего на войне населения в Холмщине.
     В Восточной Пруссии русские войска заняли Иоганнисбург.
     Между Калишем и Нешавой за Вислой происходили небольшие боевые столкновения.
     Русские войска в Карпатах атаковали австрийские арьергарды в районе Санока.
     Восстановлена блокада Перемышля.
     Атаки Турок на Кепри-кейския позиции отражены. 27 октября Турки были разбиты у Ханэ-Сурского перевала.
     Французские войска перешли через Изер. Передовые отряды проникли до района Зоннебеке и к востоку от Армантьера. В районе Крана французская артиллерия уничтожила нисколько германских орудий.
     Британские войска отразили все атаки неприятеля.
     Атака Германцев на Ломбартзиде отбита французскими войсками.
     Британский миноносец «Niger», стоявшей у Дувра, взорван миной. Экипаж спасен.
     Австрийские войска напали на черногорские позиции у Грахова, но были отбиты. Бой продолжается.
     Японцы взяли в Циндао 8 тыс. пленных, две германских канонерки, минный истребитель и пять транспортов. (С. т.).
     Турецкие власти произвели обыск в помещении русского общества пароходства и торговли в Царьграде.
     Петроградский комитет по оказанию помощи жертвам войны в Бельгии препроводил бельгийскому правительству 500 тысяч франков в качестве первого взноса.
     Голландское правительство приняло меры предосторожности в виду появления на Шельде неизвестных судов.
     В Люксембурге состоялось открытие очередной сессии парламента. Великая герцогиня произнесла тронную речь, в которой указала на нарушение Германией нейтралитета Люксембурга.
     Представители девяти славянских обществ Одессы отправили телеграмму представителям властей Сербии и Болгарии, призывая их разрешить спор и соединить свои рати против вековых врагов.

Из Ясной Поляны.

Полночь. Все спят. Весь дом затих от детских голосов и волнующих весь мир разговоров о всенародном бедствии. Сижу одна, дописывая этюд масляными красками с флигеля. Вдруг слышу страшный грохот по замерзшей земле, топот нескольких лошадей и звонок. Бужу человека, предупреждая, чтобы закинул дверную цепь и не впускал никого, не зная, кто эти люди.
Мое 70-летнее сердце начинает страшно биться, думаю о смерти. — Полиция! — извещает меня мой человек. «Что такое, за что?» подумала я, всю жизнь проживши без всякой пропаганды, без вины перед правительством и обществом, ненавидя революцию и всякий безумный протест. Спрашиваю одного из блюстителей порядка, что им нужно? «В. Ф. Б. у вас?» «У меня, он живет уже давно и занят описыванием и приведением в порядок яснополянской библиотеки». «Нам нужно снять с него допрос». «Он спит, и почему же надо для этого беспокоить ночью меня и весь дом?»
Никаких прокламаций и вредных книг или листов я в своем доме не допустила бы, что давно всем известно; а то, что Б., как все в мире, считает войну бичем человечества, - в этом преступления нет. Разница в том, что мы, люди пожилые, понимаем всю неизбежность войны и, плача о своих детях, все-таки посылаем их защищать отчизну; молодые же, глядя на страдания ближних, воображают, что десятком своих протестующих листков они остановят всемирное бедствие и потушат подъем народного духа.
После допроса полицеские выходят в переднюю, снимая с вешалки свои шубы. Вешалку при этом перевешивают, задевают на стене горящую лампу, которая разбивается в мелкие куски, керосин разливается по полу, образуя огромное пламя. Полиция теряется, но Б. кричит человеку, чтобы он набросил на пламя шубы. Человек накидывает их на все увеличивающееся пламя, которое вспыхивает вторично после снятия шуб. К счастью керосина в лампе было немного, иначе блюстители порядка сожгли бы яснополянский дом со всеми сокровищами, портретами, библиотекой и вещами, принадлежавшими графу Льву Николаевичу Толстому и его семье.
Избави Бог от таких нашествий в мирный, порядочный дом, к беззащитной 70-летней вдове Льва Толстого!

Графиня София Толстая.
                    26-27 окт. 1914 г.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Мнения американских военных авторитетов.

Как сообщают в „Daily Telegraph" из Нью-Йорка, все американские военные эксперты считают, что не только союзники одержат победу, но и что Германия потеряет очень много и что война закончится раньше, чем это предполагают в Англии. Известия, получаемые в Америке из немецких источников, заставляюсь верить в успех союзников, и в Америке уже считают, что европейская война будет ликвидирована до наступления лета.

Корнет Савин.

(Почти фарсовая картинка.)

(ВЧЕРА В СУДЕ).

Зал заседания окружного суда.
Конвойные вводят подсудимого — высокого седого старика, с умными блестящими глазами, с длинной небрежной бородой, одетого в потертый костюм.
Впереди один конвойный о трудом несет кипу каких-то книг и тетрадей и кладет их за решеткой на скамью, рядом с подсудимым.
Это — «литературные труды» знаменитого корнета Савина.
Приняв небрежную позу, корнет Савин пренебрежительно и умышленно громко произнес:
     — Почему такой маленький зал?!
Взрыв смеха последовал ему в ответ.
     — Ваша фамилия? — нарушил размышления Савина председатель.
     — Граф де-Тулуз-Лотрек-Савин! — отчеканивает подсудимый.
     — А не мещанин города Нарыма из ссыльных Савин? —- переспрашивает председатель.
     — Помилуйте, ваше превосходительство, — обижается Савин, — какой я мещанин! Я — помещик Калужской губернии. Бывший корнет лейб-гвардии. Окончил Александровский лицей в России и затем, когда эмигрировал в Америку, по окончании курса Бостонского политехникума, удостоился звания инженера путей сообщения. Был строителем Канадской железной дороги.
Усыновлен графом де-Тулуз-Лотрек и признан королевой Великобритании, как ее верноподданный.
Я — офицер королевской милиции и еду в Англию, чтобы лупить немцев!..
Всю эту тираду Савин произносит с необыкновенной экспрессией.
Оглашают обвинительный акт.
Из него видно, что корнет Савин обвиняется в подлоге нескольких чеков одного из американских банков, по которым он собирался получить из Соединенного банка в Москве ссуду.
     — Признаете себя виновным?— спрашивает председатель.
    — Ни в коем случае! Все подписи на чеках сделаны безусловно рукой корнета Савина, — но это не подлог.
Я сам юрист: 6 лет я был мировым судьей в Туле и понимаю, что такое подлог.
Да и следователь говорил мне, что не находит здесь состава преступления.
    — Зачем же вы составили эти чеки?
    — Да очень просто! У меня была любовница Валентина Ивановна.
На нее я прожил все свои деньги.
Но ей мало было земных развлечений. Вздумала даже на аэроплане кататься.
И средства иссякли.
Валентина Ивановна хотела меня тогда бросить. Ну, чтобы удержать ее, я и совершил подлог: пусть думает, что я богач!
Но напиши я, что имею доллары, где-ж понять это ей, киевской мещанке.
Она только рубли понимала. И я перевел «состояние» свое на рубли...
Савин весело смеется.
Смеется прокурор.
Хохочет публика.
Допросили свидетелей.
Много характерных штрихов внесли они в дело.
Савин жил с любовницей в гостинице «Деловой двор».
Не уплатив зa номер, он предлагал очистить его, если ему уплатят 100 рублей.
А когда постановили его выселить, Савин в уплату за номер предложил подложный чек американского банка.
Интересен рассказ священника пересыльной тюрьмы, о. Смирнова.
     — Однажды у себя на столе я застал визитную карточку:
     — Граф Тулуз-де-Лотрек.
Это было в день выпуска Савина из тюрьмы.
На карточке было написано, что Савин хотел поговорить со мной по какому-то делу, но не застал меня и просит заехать в «Деловой Двор».
Я заинтересовался, поехал.
Савин просил повенчать его с Валентиной Ивановной, но, главным образом, заговорил о деньгах.
Он уверял, что должен получить наследство в 800,000 рублей и просил под обеспечение чеков американского банка достать ему среди духовенства 16,000 рублей для уплаты наследственной пошлины.
Я, конечно, отказался от этой миссии.
Через некоторое время Савин приехал ко мне на квартиру и просил уже под это же обеспечение 200 рублей, а потом хоть несколько десятков рублей... Не менее интересен и рассказ «невесты» Савина, Валентины Ивановны.
По ее словам, она, молодая женщина, (в суде ее не было, и показание ее оглашалось), увлеклась Савиным, как исключительно умным и интересным человеком.
Поверив сначала всем рассказам Савина о его богатствах, она приехала с ним в Москву.
Но когда вскоре их стали выселять из номеров в номера, она поняла, что Савин гол.
Тут же Савин склонял ее на торговлю собой.
Он посылал ее в один из домов свиданий и учил ее так «обработать» хозяйку этого дома:
     — Мною увлекается один миллионер-старичок, который обожает меха. Сделайте мне меха, и я сделаю его вашим клиэнтом, -— должна была говорить любовница Савина.
В другом случае Савин уговаривал ее поехать в Троице-Сергиеву лавру и совратить там какого-нибудь богатого монаха, обещая пошантажировать его.
Показания эти не нравятся, конечно, Савину, и он полуигриво, полугорестно восклицает:
     — И вот такую женщину я любил!.. На старости лет чуть не сделал величайшей глупости, — хотел жениться на ней!..
После допроса свидетелей Савин вооружился было своими трудами, убив всех сообщением, что в его распоряжении имеются 23 тома его жизнеописания.
Но потом сам, видно, испугался перспективы этого чтения и опустился на скамью, посылая комплимент председателю:
     — Впрочем, моя личность достаточно выяснена! Вы, ваше превосходительство, — председатель в полном смысле этого слова!
Это не то, что знаменитое мое дело.
Там, по затее Муравьева, закрывали двери и все дело обделывали шито-крыто...
Председатель прервал словоизвержение Савина.
Дело слушалось под председательством г. Гудим-Ловковича.
Обвинял тов. прокурора г. Чернявский.
Защищали Савина прис. пов. Ефимовский и Томашевский.
Присяжные заседатели Савина оправдали.

АВСТРО-ГЕРМАНСКИЙ ФРОНТ.

Бои в Восточной Пруссии.
Занят Иоганнисбург.
Блокада Пржемышля.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

29-го ОКТЯБРЯ В ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ БОИ РАЗВИВАЛИСЬ НА ФРОНТЬ СТАЛЛУПЕНЕН—КРУГЛЯНКЕН И В РАЙОНЕ СОЛЬДАУ. НАМИ ЗАНЯТ ИОГАННИСБУРГ.
ЗА ВИСЛОЙ НЕБОЛЬШИЕ БОЕВЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ПРОИСХОДИЛИ НА ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУ КАЛИШЕМ И НЕШАВОЙ, ГДЕ ПЕРЕДОВЫЕ ЧАСТИ НЕПРИЯТЕЛЯ СТРЕМИЛИСЬ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД.
В КАРПАТАХ АВСТРИЙСИЕ АРЬЕРГАРДЫ, УДЕРЖИВАЮЩИЕСЯ НА ПЕРЕПРАВАХ ЧЕРЕЗ ВЕРХНИЙ САН, В РАЙОНЕ САНОКА, АТАКОВАНЫ НАШИМИ ВОЙСКАМИ.
БЛОКАДА ПРЖЕМЫШЛЯ, ПРЕРВАННАЯ НАМИ В ПЕРИОД НАСТУПЛЕИИЯ АВСТРО-ГЕРМАНСКИХ АРМИЙ, ВОССТАНОВЛЕНА.

Германское сообщение.

КОПЕНГАГЕН, 30,Х —12,ХI. Официальное сообщение германского генерального штаба о положении дел на восточном фронте по-прежнему лаконично:
     - На восточном фронте ничего существенного

Гибель «Таубе».

ВАРШАВА, 28, X. На днях в окрестностях Петрокова появился неприятельский аэроплан.
Через несколько минут появились два наших летчика и , после воздушного боя, сбросили «Таубе» на землю.
Немецкие авиаторы разбились.
Неприятельский аэроплан исковеркан.

Морская война.

Гибель английского миноносца.

ЛОНДОН, 30, X—12, XI. По сообщению адмиралтейства, небольшой миноносец «Нигер» взорван миной, выпущенной подводной лодкой близ Дувра.
Весь экипаж, в числе 77-ми человек, и все офицеры спасены. (ПА).
ЛОНДОН, 30, X—12, XI. Многие лица, находившиеся на берегу, были свидетелями взрыва миноносца «Нигер», стоявшего вблизи Дувра.
Большинство экипажа обедало внизу.
Внезапно с мостика раздался крик с приказанием закрыть кингстоны.
Несколько матросов кинулось на палубу.
В кильватере миноносца появилась пена, затем «Нигер» накренился и через 20 минут пошел ко дну. На воду были спущены шлюпки. Многие матросы, имея спасательные пояса, прыгали в воду.
Подошедшие буксиры и миноносцы спасли весь экипаж за исключением двух матросов. (ПА).

«Эмден».

ПЕТРОГРАД, 30, X. По голландским сведениям, германский крейсер «Эмден», оперировавший в Индийском океане, захватил английский пароход с грузом каучука, стоимостью в 3 милл. 600 тыс. флоринов, и потопил его.
Уничтоженный груз являлся по количеству приблизительно четвертью всего запаса каучука, имеющегося на лондонском рынке.
Когда на лондонской бирже было получено известие о потоплении парохода, то цены на каучуку немедленно значительно поднялись.

Шаляпин в Варшаве.

ВАРШАВА, 30, X. Концерт Шаляпина прошел при переполненном зале.
Артисты польских театров перед началом первого номера Шаляпина поднесли ему венки и приветствовали, как художника-славянина, отметив единение России и Польши.
Выступивший от имени артистов ветеран польской сцены Лещинский произнес затем вторую речь на русском языке, еще раз приветствуя Шаляпина, как великого художника и подчеркивая единение русских и поляков.
Шаляпин обнял и расцеловал Лещинского и заявил, что он выступил с концертом в пользу пострадавшей Польши, руководимый чувством гражданского долга.
Шаляпин закончить свой речь пожеланием блага и процветания Польскому краю.
Концерт имел необычайный для Варшавы успех.
В зале Филармонии никогда еще не собиралось столько публики.
Сбор превысил 9,000 руб.

Трудовая Газета (Николаев)

Борьба о пьянством в Херсонской губ.

С 1 января до 1 октября в Херс. губ. в акцизное управление поступило 145 приговоров о закрытии казенных лавок и питейных заведений. Удовлетворено 108 ходатайств, по которым ликвидировано в Херс. губ. 93 казенных лавок и закрыто без права возобновления 300 частных мест продажи крепких напитков: трактирных заведений 20, ренсковых погребов 2 оптовых складов пива 4, пивных на вынос 3, погребов с продажей русских вин распивочно и на вынос 96, бакалейных лавок с продажей виноградных вин на вынос 42, трактирных заведений с раздробительной продажей 4 и буфет с крепкими напитками при станции железной дороги 1.

Утро (Харьк.)

Воспрещение продажи водки.

Вчера городская дума постановила возбудить перед г. губернатором ходатайство о воспрещении продажи водки в ресторанах 1-го разряда.
Продажа коньяку, вина и пива сохраняется.
Ходатайство думы на основании Высочайше утвержденного мнения Совета министров от 13 октября подлежит удовлетворению.

Южная Копейка (Киев).

ХРОНИКА

Помощь русскому населению Галичины.

Высокопреосвященный Флавиан, митрополит киевский и галицкий, по ходатайству кружка русских общественных деятелей, милостиво разрешил киевскому славянскому благотворительному обществу производить в церквах и монастырях г. Киева тарелочный сбор пожертвований, в пользу пострадавшего от ужасов войны русского населения Галичины.

Киев — Польше.

В распоряжение финансовой комиссии по сбору „Киев — Польше” вновь поступили следующия пожертвования: от киевского земельного банка 300 руб., киевского окружного страхового товарищества — 500 р., от гласного думы И.М.Дембицкого – 50 руб.

Случай в опере.

Вчера, во время представления „Пиковой Дамы” в нашем Городском театре, произошел благодаря обычной халатности нашей антрепризы, несчастный случай, едва не кончившийся трагически. В 4-й картине артистка Скибицкая, певшая партию графини, должна упасть в кресло мертвой. В этот момент поставленное скаредничающим бутафором кресло разломалось вдребезги и несчастная певица растянулась вместе с ним. Но и г-жа Скибицкая и г. Скуба не потеряли присутствия духа и докончили сцену как ни в чем не бывало.

Случай на заводе.

В числе прочего лома на чугунно-литейный завод южно-русского т-ва по Щекавицкой ул. попал и осколок пушечного снаряда с остатком пороха в нем. При плавке чугуна снаряд взорвался. По счастливой случайности при взрыве никто не пострадал.