18 (05) ноября 1914 года

Кубанская Копейка (Екатеринодар)

Кубанская область.

(письма наших корреспондентов)

АРМАВИР.

День 29 октября на долго не изгладится в памяти жителей нашего города.
Наш город, населенный преимущественно армянами, был свидетелем великого подъема духа местного армянского общества, чутко откликающегося на события в Малой Азии.
После молебствия в соборе, несколько тысяч армян устроили грандиозную патриотическую манифестацию.
С пением гимна и криками „долой турецкие зверства, долой Турцию!”, многотысячная толпа, прошла по городу.
В некоторых местах манифестанты останавливались и произносили пламенные речи о турецком иге, в котором томятся турецко-подданные армяне.
Ораторы призывали армянское общество, не щадя средств, жертвовать на великое и святое дело освобождения малоазиатских братьев.
Были отправлены верноподданнические телеграммы Государю Императору, приветственные Верховному Главнокомандующему, Наместнику Кавказа и каталикосу. В этот же день, под впечатлением взрыва энтузиазма, образовался армянский комитет по сбору пожертвований на организацию армянских добровольческих дружин.
Манифестации с перерывами продолжались весь день, до позднего вечера.
А.А-ян.

Около войны.

(Сведения газет).

Приведенный в неистовство своим непрестанным неуспехом неприятель выпустил на-днях на Реймс 300 тяжелых снарядов, которыми ранено несколько человек среди гражданского населения города.
     — Датские газеты сообщают из достоверных источников, что почти вся венгерская конница, посланная в помощь германцам в Бельгию, в буквальном смысле слова уничтожена. Два последние списка потерь венгерской конницы, опубликованные в Вене, содержат 867 имен венгерских аристократов, павших в боях около Лилля.
     — Сообщают из Ускюба, что австрийские войска на рассвете предприняли бешенную атаку против занятого сербами и укрепленного Вышеграда. Бой завершился блестящим отражением атакующих по всему фронту. В бой были пущены австрийские тяжелые орудия, захваченные сербами в Землине. Предстоит генеральный бой.
     — Старая, купленная у Бразилии, турецкая канонерка „Манмарита“, стоявшая в Шат-Эль-Арабе, уходя от преследования английской канонерки, потерпела аварию, благодаря порче машины, вследствие сильного развития паров. Однако, благодаря туману, „Манмариса” ускользнула от преследования. В устье Шат-Эль-Араба осталось шесть старых турецких грузовиков.
(„Ю. К. ")
     — Три английских и два французских крейсера бомбардировали галлиполийские форты. Выпущено 400 снарядов; утром обстрел фортов продолжался.
     — Турки продолжают стремиться ко вторжению в Египет со стороны Аравии. У Суэцкого канала идет третий день ожесточенный бой. В Каир доставлены раненые. Наступление турецких войск задержано.
     -В занятых нашими войсками городах Восточной Пруссии найдена берлинская газета, в которой напечатана негодующая статья по адресу австрийских генералов, якобы нежелающих подчиняться распоряжениям германцев. Из бесед с немцами наши узнали, что на совещание, устроенное недавно императором Вильгельмом, был приглашен всего лишь один австрийский генерал. Заметив, что на совещании присутствует Талаат-бей и некоторые гражданские немецкие сановники, австрийский генерал выразил удивление тому, что представительство его страны так незначительно. Вильгельм вспылил, но его удержал его сын. Австрийский генерал высказал на совещании императору Вильгельму много горьких истин.
     — Германское министерство иностранных дел подтвердило призыв к населению о том, чтобы немедленно вернуть вою золотую монету, находящуюся в частных руках, обменяв ее на бумажные деньги. В Германии за сентябрь и октябрь золотая монета совершенно не чеканилась. Из серебряных монет чеканились только монеты в одну и половину марки, притом в количестве на половину меньше, чем в августе. Газеты многозначительно умалчивали об отправке нью-йоркскими банками в Канаду на 2. 000. 000 золотой монеты, чем эти банки подчеркнули отказ Америки в займе Германии.
(„Ю. К. ”)
     - По сведениям газет, в Австрии в войсках 15-го корпуса, состоящих в большинстве из славян, вспыхнул военный мятеж. Славяне массами дезертируют в сербскую армию.
     — Император Вильгельм перевел свею главную квартиру в Кобленц, где он проживает вместе с семьей. Два вооруженные скорострельным пушками цеппелина летают беспрестанно вокруг германской императорской квартиры.
     — Как сообщают, Вильгельм решил назначить в Италию нового посланника в лице фон-Бюлова. Этим он мечтает изменить настроение Италии в пользу Германии. Германия недвусмысленно угрожает поднять восстание в Триполитании, если Италия открыто выступить против нее.
     — „Русск. Ведомостям” телеграфируют из Рима: Вмешательство Турции в войну повлекло за собою уменьшение итальянской воинственности, ибо итальянцы опасаются, что, в связи с выступлением Турции, усилятся волнения арабов в Триполи.
( „Ю. К. “)
     — Через Салоники доставлено в Ниш на 50 миллионов франков золота, выданного французск. правительством Сербии.
     — Имеются сведения, что в Турции уже ощущается недостаток в угле, годном для паровых котлов.
     — Первый департамент Государственного Совета, рассмотрев жалобу киевского губернатора Суковкина на клевету члена Думы Пуришкевича, постановил затребовать от Пуришкевича объяснений.
     — По слухам, военным подоходным налогом предполагается обложить журналистов тех категорий, которые получают постоянно определенное вознаграждение за свой труд; газетные же работники других категорий от обложения будут освобождены.
     — Установлено временное прямое сообщение из России в Англию через Финляндию, Швецию и Норвегию.
     — Отделения Государственная банка в Одессе, Николаеве и других южных городах прекратили переучеты векселей немцев-колонистов.
     — Исправляющий должность министра народного просвещения барон Таубе, в беседе с сотрудниками газет, по вопросу о замене в учебных заведениях немецкого языка английским, сообщил, что министерство народного просвещения имеет возможность осуществить эту замену законодательным путем. Что касается отдельных ходатайств об отмене преподавания языка враждебного государства, то такие ходатайства принимаются во внимание и беспрепятственно получают широкое удовлетворение.
( „Ю. К. “)
    — Румынский посланник в Петрограде Диаманди, в беседе с дипломатами, на-днях заявил, что общественное мнение в Бухаресте настроено настолько сильно за выступление Румынии, что кабинету Братиано придется в конце концов подчиниться голосу народа и выступить против Австрии. Сообщают, что представители держав тройственного согласия дали понять Румынии, что нейтралитет, который она поддерживает, еще не заслуживает после окончания войны вознаграждения.
     — Характерным показателем недостатка в Германии жизненных продуктов является обращение в церковных проповедях к населенно с просьбой быть экономнее в расходовании пищевых продуктов. („Ю. К. ”)
     — В германском флоте, расположенном в Кильском канале, царит в настоящее время необычайная деятельность.
    — В Копенгагене получено сообщение о появлении у берегов Исландии двух германских крейсеров, которые в средине октября незаметно ушли из Сверного моря, выслав вперед угольщиков и транспорты под нейтральным флагом. Как предполагают, задачей означенных судов является каперская служба и перерыв транспортного движения между Западной Англией и Америкой. По получении этих сведений, несколько английских крейсеров, стоявших у берегов Шотландии, немедленно отошли на север.
    — Сообщают, что германцы возвели новые укрепления вокруг Льежа. Вся линия фортов окружена проволочными заграждениями. Только между 2 фортами оставлены проходы на случай отступления.
     - Линия Маас-Соб также укрепляется. Брюссель должен считаться уже крепостью. Один поезд за другим, каждый в 50 вагонов, безостановочно прибывают в Льеж. Говорят, будто бы эти поезда наполнены убитыми германскими солдатам, которых германцы везут с поля сражения.
(„У. ”)
     — Во Фландрии проливные дожди. Траншеи и артиллерийские позиции залиты водой.

Ночныя телеграммы.

(Петрогр. Тел. Агентства).

От штаба Верховного Главнокомандующего.

В Восточной Пруссии неприятель отходит на фронт Гумбинен—Ангербург, продолжая держаться в проходах через Мазурские озера.
На фронте между Вислой и Вартой бои продолжаются, принимая характер большого сражения с значительными силами германцев.
В Галиции австрийские арьергарды атакованы нами в районе Дукла и на перевале Ужок.

Николаевская Газета

Путешественники.

Третьего дня в Николаев из Херсона прибыли болгарские путешественники чета Александровы, совершающие кругосветное путешествие на пари с одним из спортивных болгарских кружков в 200 тыс. франков. Путешественники побывали уже в Африке, Европе и Азии. Открывшиеся военные действия с Германией заставили их задержаться на долгое время в России. Пропитание себе путешественники добывают путем продажи открыток и книг. Отсюда гг. Александровы направляются в Одессу.

На фронте между Вислой и Вартой бой принимает характер большого сражения.
     В Восточной Пруссии Германцы отходить на фронта Гумбинен—Ангербург.
     Наши войска атаковали австрийские арьергарды в районе Дума и на перевале Ужок.
     Наши войска на южном фронте разсеяли Курдов у Дайяра и нанесли полное поражение Туркам за перевалом Лыч-Гядук и у Хамура.
     На Черноморском побережье Турки понесли большие потери при попытке наступления по береговой дороге у Лимана. Нападение Курдов на обоз русских войск и на телеграфистов между Хане-Сурским перевалом и Конешехеном — отбито.
     В Аргоннах французская пехота взорвала несколько германских траншей.
     На реке Эн частью отброшены, частью уничтожены отдельные германские отряды.
     Огонь французской артиллерии на канала Лабассэ разрушил земляные работы Германцев. В районе Диксхооте отбиты две атаки германской пехоты.
     Сербские войска отразили и обратили в бегство Австрийцев у Обреновца. (С. т.).
     Снятые с севшего на мель английского парохода « Weimar» английские моряки, доставленные в Троньем, освобождены.
     Пришедший в Троньем германский вспомогательный крейсер «Берлин» разоружен. Турецкая толпа разрушила русский памятник близ Сан-Стефано. Великобританский вице-консул в Xoдейде арестован Турками, французскому консулу не разрешен выезд, представитель России в Багдаде задержан.
    Британский экспедиционный отряд в северо-западной части Персидского залива занял город Фао на правом берегу Шат-эль-Араба и разбил значительнее турецкие силы.
    Принц Уэльский отбыл на театр военных действий. (С.т.)
    Английской палатой общин приняты единогласно кредит в 225 миллионов фунтов-стерлингов и резолюция, уполномочивающая правительство на набор дальнейшего миллиона рекрутов.
    В собрании партии консерваторов в Бухаресте бывший военный министр Филипеску разоблачил вождя партии Маргиломана в переговорах с Австрией. Партия постановила попытаться побудить Румынию к отказу от нейтралитета.

МЕРЫ ПРОТИВ ШПИОНОВ В АНГЛИИ.

ЛОНДОН. Министерская «Westminster Gazette» сообщает, что, по совету Китченера, все путешественники, отправляющиеся на континент, как Англичане, так и иностранцы, люди богатые и бедные, обоего пола, должны предъявлять для осмотра весь свой багаж в портовых таможнях а затем как мужчины, так и женщины должны входить в особые комнаты, где чиновники и чиновницы обыскивают их платья и их самих. Эта мера предпринята для того, чтобы прекратить всякие попытки к шпионажу, распространенному, благодаря тактике Германии. Такой осмотр длится около полутора часов.

ВОЙНА.

От штаба Кавказской армии.

I.
     Передвижение нашего авангарда на Эрзерумском направлении закончено.
Это передвижение не было вызвано обстоятельствами боя, а произведено в целях выполнения указанной авангарду задачи. На том же направлении одна наша колонна ударила на турецкую левофланговую часть и опрокинула ее. Друга наша колонна вела успешный бой у Юз-верана. Замечена деятельность Турок в долине Ольтычая. Курды, сосредоточенные у Даяра в числе четырех полков, рассеяны нашей конницей. Турецким войскам и скопищам Курдов на путях от Кара-Килиссы Алашкертской к Дутаху нанесено полное поражение за перевалом к Лыч-гядук и у Хамура. Наши передовые части выбили Курдов из селения Чабан-ага-кереси по южную сторону Тапаризского перевала по дороге из Баязета к Вану.
В Азербейджане без перемен.
На Черноморском побережьи попытка Турок наступать по береговой дороге на наши посты у Лимана окончилась полной для них неудачей. Взятые во фланг и тыл огнем нашей судовой артиллерии, Турки понесли здесь большие потери, их резерв был рассеян.
II.
     В течение 8 ноября происходили перестрелки на границе с Батумской областью.
Усилия Турок продвинуться вперед на Эрзерумском направлении успеха не имели. Партия Курдов вступила в перестрелку с нашими саперами в Азербейджане. Курды рассеяны. В прочих отрядах без перемен.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

П p и б ы т и е     п л е н н ы x турок.

3 ноября, вечером в Екатеринослав прибыли из Севастополя 15 пленных турецких офицеров, взятых в плен с потопленных нашим флотом турецких транспортов. В числе пленных есть два германских. офицера. Все пленники держат себя непринужденно и высказываются за то, что турецкая армия еще успеет себя показать.

АНГЛИЙСКАЯ ОТКРЫТКА.

МОСКОВСКАЯ СУДЕБНАЯ ПАЛАТА.

ПРОВОЗ «ЗАЙЦЕВ».

Кондуктор Курской жел. дороги В. П. Платонов был предан суду московской судебной палаты за провоз от Серпухова до Тулы 13 безбилетных пассажиров, уплативших Платонову за это 5 рублей.
Дорого поплатился Платонов за этот грех: он приговорен на 1 год в арестантские отделения с лишением прав.

«ЗОЛОТАЯ РУЧКА».

В окружном суде вчера должны были судить за кражу из магазина Мюр и Мернлиз хорошо известную кутящей Москве артистку К.
К., вращавшаяся в богатом обществе, всегда сверкавшая бриллиан- (тами – опечатка С.С.) и дорогих туалетах, занималась систематическими кражами из разных магазинов, преимущественно дамских нарядов.
За кражи она осуждена уже мировым судьей в тюрьму на 6 месяцев и сейчас находится под стражей.
Дело отложено из-за неявки свидетелей.

Уссурийский Край (Никольск-Уссурийский)

ХРОНИКА

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭМИГРAHTOB.

В Владивосток возвратилась группа русских эмигрантов в числе 30 человек, состоящая, главным образом, из кавказцев. Эмигранты свое возвращение в Россию объясняют сильной безработницей в Америке, в связи с войной.

ЯПОНСКИЙ ХРАМ В ХАБАРОВСКЕ.

В Хабаровске состоялось открытие маленького японского храма.
На открытие храма из Владивостока выезжал представитель японского буддийского синода — «Хонганзи» в России, Оота-Какумин.
В Хабаровске Оота-Какумин посетил начальника края Н. Л. Гондатти.

ПОДПИСКА НА ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЗАЕМ.

В Сибирском банке Владивостока подписка на 500 000 000 патриотический заем дала около 600 000 рублей.

Южная Копейка (Киев).

Сбор яиц.

На днях на киевских базарах производился сбор яиц для отсылки в действующую армию. Сбор прошел очень успешно: собрано было 5510 яиц. Собранные яйца были сварены, упакованы в бочки и препровождены г-же М.К.Медер для отсылки в действующую армию.

Южный Край (Харьков)

У     л о м б а р д а.

В то время, когда бывает открыт ломбард, возле него на тротуаре постоянно стоять посыльные, загораживая дорогу прохожим. Они беспрерывно курят, обдавая прохожих плевками и окурками. Кроме того, от холода или от скуки посыльные устраивают тут же на тротуaре борьбу, не обращая внимания на проходящую публику. Детям, идущим в школу, приходится сворачивать с тротуара на мостовую и обходить борцов. Бывали случаи, когда борцы задевали прохожих.