29 (16) ноября 1914 года

Брачная Газета

Маленькие Одесские Новости

Грандиозный пожар.

НИКОЛАЕВ, 15 ноября. (От нашего корресп.).
В ночь на 14 число на заводе общества николаевских заводов и верфей при крайне загадочных обстоятельствах произошел грандиозный пожар. До тла сгорело громадное деревянное одноэтажное крытое железом здание.
Установлено, что огонь возник в отделении железнодорожной кузницы, помещавшейся в сгоревшем здании. Следствием установлено, что до пожара и в момент его возникновения в кузнице работа не производилась, и на ночь там никто из paбочих не оставался. Пожарные команды города и завода всю ночь боролись с морем огня. Зарево пожара было видно в отдаленнейших частях города.
Лишь к утру удалось совладать с огнем. Ведется энергичное следствие для выяснения причин загадочного пожара.

(Петрогр. Тел. Агентства).

От штаба Верховного Главнокомандующего.

На фронте Прошовице— Бржеско-Старе —Бохния—Виснич наши войска одержали решительный успех. Здесь в теченье тринадцатого ноября была опрокинута австрийская армия, при чем захвачено свыше 7000 пленных и до 30 орудий, в том числе 10 в запряжке, и свыше 20 пулеметов. Наш баталион, ворвавшийся в Бржеско-Старе, захватил в плен остатки 31 гонведного полка в составе командира полка, 20 офицеров, 1250 нижних чинов и взял знамя. Нами захвачен автомобиль с офицерами штаба армии. Энергичное преследование продолжается.
В лодзинском сражении, продолжавшемся 14 ноября, нам также удалось продвинуться вперед на некоторых участках.
В Карпатах наши войска атакуют значительные силы австрийцев.

От штаба кавказской армии.

За 14 ноября значительных боевых столкновений на фронте армии не было.
По полученным сведениям, разбитые в последних боях турецкие войска понесли большие потери. Так, все полки 28 и 29 дивизии потеряли до половины состава. Почти совершенно уничтожены два батальона 88 полка. Весьма сильно пострадал 102 полк, а равно 23 и 24 кавалерийские полки.
Потери также велики и в полках 34 дивизии.
У Маслагата, по-видимому, убит начальник 34 дивизии. Начальник 33 дивизии бежал и заменен другим лицом.

Около войны.

(Сведения газет).

— Из Лондона газетам сообщают: Корреспондент газеты „Дейли Ньюс» пишет: „Все показываете, что мы находимся накануне перемен в характере Фландрской кампании.
Изменения, произведенные за истекшую неделю в расположении германский армии так велики, она получила столь значительные подкрепления, что германцы сделают попытку прервать теперешнее затишье“
     — По частным сведениям бухарестских газет, повреждение получено „Гебеном” в котельном отделении. Скорость „Гебена” уменьшится на два узла.
     — По сведениям из достоверного источника, поврежденный „Гебен” переведен в Мраморное море на Принцевы острова для ремонта.
     — Из Константинополя сообщают, что турецкие войска прибывают к Египту, и уже находятся в 100 километрах от Суэцкого канала. Крупного сражения ожидают у самого канала, где англичане успешно укрепляют позиции.
     — Бомбардировка русской эскадрой Сангулдака и Трапезунда произвела переполох в Эрзеруме. По слухам, Трапезунд блокирован черноморским флотом.
     — Над Амьеном появились четыре аэроплана, бросивших несколько бомб. Произошел ь взрыв. в результате которого несколько человек убиты.
( „Ю. К.”)
     — Как передают, немецкий флот готов начать активные действия. В военной гавани в Эмдене идет оживленная деятельность. Принц Генрих Прусский произвел смотр флоту.
     — Английское адмиралтейство ожидает на этих днях выступления германского флота в Северном море.
     - Германский миноносец «Герта», принимавший участие в бомбарлировке Либавы, наткнулс я на мину и получил настолько серьезные повреждения, что затонул.
     - В Копенгаген сообщают из Софии: Политики Болгарии уверяют, что болгарское правительство в ближайшем будущем займет своими войсками Македонию. Все военные приготовления для этой, операции уже закончены.
     — Румынская газета сообщает, что по инициативе России Румыния дала Cepбии и Греции совет быть уступчивее в территориальных компенсациях Болгарии и в создании балканского союза.
     — Бывший французский министр Кайо отправился в Бразилию исследовать вопрос о питательных веществах из сырого материала для Франции и о фабриках, производящих предметы, нужные для государственной обороны. Кайо также исследует вопрос о подводных лодках, построенных в Бразилии.
     - По поводу известия „Агентства Рейтера” о восстановлении балканского блока сербские дипломатические круги говорят, что никаких разговоров в этом духе за последние дни не происходило
     — Из Александрии телеграфируют через Париж, что 15 германских и австрийских пароходов укрылись в Порт-Саиде и Суэце, но были вынуждены выйти из Суэцкаго канала, после чего настигнуты были английскими судами, захвачены ими и привезены в Александрию.
     — По сведениям из Рима итальянский крейсер прибыл в Дураццо, в виду того, что там происходят беспорядки.
     — Согласно полученным сведениям из Бухареста, в столице Румынии происходят спешные приготовления к началу военных действий. За последние дни происходили важные совещания в румынск. министерстве. На-днях уже получены давно заказанные военные припасы в Америке; другая часть ожидается на этой неделе.
     — Турецкий посланник в Софии Фетхи-бей, прибывший в Константинополь, в беседе с сотрудником „Тасфири-Эфкиар“ уверяет, что турецко- болгарские отношения проникнуты искренней дружбой.
     — В Петрограде получено известие, что между правительствами России, Франции и Великобритании состоялось письменное соглашение, точно определяющее судьбу проливов. За Россией после победоносного окончания нынешней войны признаются державные права над проливами; в обладание Россией переходить как Константинополь, так и европейский и азиатский берега Босфора. В тексте говорится, что сущность изложенного решения не может быть изменена ни в коем случае и не подлежит обсуждению никакой европейской конвенции. Созыв этой последней, будто-бы, даже не предполагается.

Николаевская Газета

Ходатайство виноторговцев.

Местные виноторговцы, в числе 17 человек, обратились к городской управе с прошением, в котором доказывают, что вино не может быть подводимо под спиртные напитки, а потому просят признать русские виноградные вина подлежащими продаже на вынос. В заключение своего ходатайства виноторговцы говорят: „удовлетворением настоящего ходатайства городская дума предупредит, без всякого вреда для населения, грозящее нам полное разорение".

Наши войска одержали решительный успех на фронте Прошовице—Бржеско- Старе—Бохния—Виснич. Захвачено 7 тысяч пленных, 30 орудий и 20 пулеметов.
     В Лодзинском сражении наши войска продвинулись на некоторых участках.
     В Карпатах наши войска атакуют значительные силы Австрийцев.
     Черногорцы отбросили австрийскую колонну, атаковавшую позиции Черногорцев у Вышеграда.
     Франко-английская эскадра продолжает блокировать Адриатическое море и Дарданеллы и охраняет побережье Египта и Суэцкий канал.
     Президент Пуанкарэ передал главнокомандующему генералу Жоффру медаль за военные заслуги.
     Немцы поспешно возводят укрепления и траншеи по обоим берегам Немана и отправили войска и орудия на восточный фронт.
     Английский морской министр Черчилль сделал в палате общин сообщение о положение на море.
     Турецкий совет министров запретил выезд русских подданных из Турции и приказал подвергнуть русских консулов задержанию.
     В реке Янцзе обнаружены мины, которые по мнению морских экспертов заложены по злому умыслу местных германских фирм. Фердинанд румынский, открывая очередную сессию парламента, прочел тронную речь, в которой просил представителей народа поддержать законопроекты на удовлетворение нужд армии.
     Аргентина, Чили, Неру и Уругвай предложили С.-А. С. Штатам присоединиться к переговорам с воюющими державам в целях обеспечения нейтралитета.

От главного управления генерального штаба.

В обществе ходят самые разнообразные слухи о размерах нашей победы над Германцами в районе между Вислой и Вартой. Слухи эти отчасти питаются частными корреспонденциями, идущими из района военных действий и помещаемыми некоторыми газетами.
В силу изложенного главное у правление генерального штаба считаете долгом предупредить, что слухи эти являются неоснованными на фактических данных и потому к ним нужно относиться с осторожностью. Еще в самом начале войны главное управление генерального штаба сочло своей обязанностью сделать предупреждение о необходимости сдержанного отношения ко всяким сведениям, исходящим не из официальных источников.
Несомненно, что план Немцев прорвать наше расположение на левом берегу р. Вислы и окружить часть наших войск потерпел полную неудачу. Из сообщений штаба Верховного Главнокомандующего видно, что Немцам пришлось отступить от Рзгова и Тушина через Брезины к Стрыкову при невыгодных для них условиях. При этом отступлении они понесли огромные потери, но бои еще не закончены. Сражение на всем нашем фронте развивается для нас вполне благоприятно, но наш противник продолжает оказывать упорное сопротивление; таким образом, операцию нельзя считать законченной и с выяснением ее окончательных результатов необходимо выждать в твердой уверенности, что наши войска полны сознания необходимости довести их доблестные усилия до конца, дабы окончательно сломить сопротивление врага.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Повышение налога.

Высочайше утвержденным 4 октября особым журналом совета министров, между прочим, постановлено: 1) повысить на 1916 год на 60 процентов оклады основного промыслового налога (стоимость промысловых свидетельств) на торговый предприятия 1, 2, 3, разрядов на промышленный предприятия 1, 2, 3, 4, 5 и 6 разрядов, на паровые суда, а также на личные промысловые занятия экспедиторов, биржевых маклеров и биржевых нотариусов; 2) взимать в доход государственного казначейства за выбираемые на 1916 год сословные купеческие свидетельства первой гильдии сто руб. и второй гильдии сорок рублей; 3) с указанных в статье 427 уст. о прям. налог. служащих в предприятиях, обязанных публичною отчетностью, размер основного промыслового налога на личные промысловые занятия взимать в полуторном размере и 6) привлечь с 1 января 1916 года к платежу государственного промыслового налога всякого рода постоянные или передвижные кинематографические предприятия. –д-

ГЕРМАНСКИЕ РЕЗЕРВЫ.

«Все чаще и чаще в рядах германской армии встречаются солдаты в возрасте 15 – 17 лет.»      (Из газет.)

Смотр вновь призванных под знамена ландштурмистов.
- О! Еще не скоро исчерпаются германские источники воинской силы!!!

Протест против нарушения немцами законов войны.

Московский местный комитет, учрежденный чинами судебного ведомства общих московских судебных установлений, сообщил в главное управление «Красного Креста», что при операции в одном из лазаретов комитета врачом П.Л.Левинсоном у раненого рядового Самогитского полка, 3-й роты Иосифа Буша была извлечена разрывная пуля.
Пуля опечатана печатью старшего председателя судебной палаты. Главное управление постановило заявить протест против нового нарушения неприятелем законов войны.

Утро России

Люксембург. Цена «нейтралитета».

РОТТЕРДАМ, ХI,15. По официальным сведениям германское правительство выплатило люксембургскому правительству 1283 тыс. марок за поврежденные улицы и поля во время прохода войск и 311 тыс. марок за пользование государственными и частными зданиями. Великая герцогиня Люксембургская получила от императора Вильгельма собственноручное письмо, в котором он выражает благодарность за оказанную косвенную помощь. Указывая на Бельгию, Вильгельм говорит, что она избежала бы всех несчастий, если бы последовал другим советам.

Замена ваты.

Главное управление земледелия и землеустройства решило приобрести значительные партии особого мха, который предположено при посредстве специалистов обрабатывать в материалы, способные заменить собою в больницах вату.

Нам сообщают.

(По телефону и телеграфу).

Японское правительство предложило державам тройственного согласия перевести известный контингент своих пехотных войск на европейский театр войны. Русское правительство поблагодарило за это предложение и категорически его отклонило. От англичан и французов ответа еще не получено. По слухам, в случае отказа наших союзников, Япония намерена послать вспомогательную армию на сербский театр военных действий.

Берлинский «Tidende» сообщает, что в Париже образовался комитет, который откроет сбор на почетную саблю от города Парижа королю Альберту бельгийскому. Комитет имеет в виду поднести королю эту саблю к Рождеству.

Южная Копейка (Киев).

Подмытая башня.

На днях покосилась и осела Михайловская водонапорная башня, воздвигнутая на Владимирской горке. Причиной этой катастрофы служит то обстоятельство, что кто-то из низших служащих забыл закрыть водомер вблизи башни и вода в продолжение 5 суток текла и подмывала башню, которая пришла, таким образом, в полную негодность. Пришлось ее выключить из сети, и в настоящее время район Старокиевского участка лишен регулирующего водоснабжение аппарата. Нужно заметить, что башня эта, стоющая около 40 тысяч рублей, просуществовала несколько десятков лет в ведении о-ва водоснабжения. Неужели-же, через месяц после выкупа водопровода городом проявляется уже та небрежность в надзоре, которой так боялись принципиальные противники выкупа.

Южный Край (Харьков)

Вместо спиртных напитков

О вредном влиянии на здоровье политуры и денатурированного спирта, употребляемых некоторыми вместо водки, всем известно. В отношении продажи денатурированного спирта введены кое-какие ограничения, благодаря которым достать спирт теперь не всегда представляется возможным. Не так обстоят и дела с политурой. Редко какая мелочная бакалейная лавочка не торгует политурой, не говоря уже о специальных магазинах. Благодаря спросу на политуру, и цена на нее неимоверно поднялась. Фунт полторы, раньше стоивший 40 коп., продается по рублю и дороже. Редко кончается благополучно употребление политуры, в большинстве же случаев отравление политурой вызывает смерть. Таких случаев с смертельным исходом для потребителей политуры, до настоящего времени зарегистрировало более десяти. Настоятельно требуется, чтобы продажа политуры была ограничена, производилась только из специальных магазинов, и притом лицам, могущим удостоверить, что политура им необходима для производства работ по их специальности.