06 декабря (23 ноября) 1914 года

Маленькие Одесские Новости

12-ЛЕТНИЙ ДОБРОВОЛЕЦ.

Мальчика Иван Рудой с самого начала войны не давал покоя своей матери.
     — Отпусти, матушка, на войну. Хочу в добровольцы пойти. Не могу дома сидеть, когда там воюют наши...
Все свое свободное время проводил в обществе солдат, учился ружейным приемам, привыкал к казарменной обстановке.
Чтобы повлиять на мать, привел однажды солдата, который убеждал вдову Рудую.
    — Отпусти сынка, все равно, дома не останется. Вижу — не удержите вы его...
Слова опытного воина оправдались: 20 ноября Иван исчез и до сих пор домой, не возвращался.
Мать не сомневается, что ее Иван отправился на войну добровольцем. И в своем заявлении на имя ж.-д. жандармской полиции просит задержать сына и возвратить его домой.

Около войны.

(Сведения газет).

Между Ипром и Армантьером идет ожесточенный артиллерийский бой. Кронпринц, как говорят, прибыл в этот район для командования войсками в этом сражении. Мноиге поезда с орудиями прибывают в Брюгге.
     - Впечатление последних дней таково, что неприятель был готов отказаться от продолжения атак на Ипр. Тот факт, что новые войска направляются во Фландрию, указывает, что силы германцев на фронте уменьшены и что новые подкрепления предназначены для усиления гарнизонов в Зеебрюгге, Антверпене и Генте. Кроме того, часть войск была отослана для усиления частей, оперирующих в Пруссии. Однако, с прибытием кронпринца произошла перемена в планах и, вероятно, предстоит новая попытка нападения на Изер. С этой целью уже отосланные войска возвращаются обратно на фронт, чтобы участвовать в новом бою.
     — „Таймс утверждает, что большие массы германских войск передвигаются день и ночь по бельгийским железным дорогам. Английские и французские летчики констатируют ослабление германских линий. В то же время германский генеральный штаб извещает, что на западном фронте положение без перемен, всем, однако, известно, что на германским фронтом развертывается оживленная деятельность, вероятно, поэтому и затишье наступило перед грозой.
(„Ю.К.”)
     — Французы опять в Эльзасе добились значительных успехов. Несколько дней тому назад Жоффр посетил эльзасский город Тан, где расположены французские батальоны и обратился к мэру города со словами: „Возвращение ваше можно считаться окончательным, вы теперь французы всегда. Приветствую вас от имени Франции”.
     — Английский флот продолжает бомбардировать Зеебрюгге. Тем не менее, продолжаются земляные работы для создания базы на побережье.
     — По последним данным, общие потери Германии и Австрии превышают два миллиона чел.
    -— Из Берлина телеграфируют, что Мольтке выздоровел и снова возвращается в армию.
     — В Германии большую тревогу вызываете отсутствие крейсера „Князь Бюлов”. Этот крейсер прорвался к северным берегам Норвегии для каперства и в течение трех дней нет о нем сведений. Немцы боятся, что он взорвался, попав на мину.
     — По полученным в Копенгагене сведениям, комендант Яффы предложил населению, в силу нападения англичан, в виде крайней меры обороны сжечь город.
(„Ю.К.”)
     — В Турции большая недохватка боевых припасов. Германский посол Вангейгейм заявил румынскому посланнику в Константинополе энергичный протест против запрещения Румынией провоза боевых припасов.
Как сообщают в Копенгаген из Берлина, император Вильгельм прибыл в Гумбинен.
(„Ю.К.”)
    - Говорят, что сербский посланник Сполайкович сделал соответствующие шаги в Петрограде относительно немедленной помощи сербам со стороны Греции. Предложение это встречено сочувственно. Посланники России, Франции и Англии имели по этому поводу совещание с греческим премьером Венизелосом. Греция, как говорят, предоставляет в распоряжение Сербии до 100.000 солдат. Официальное извещение об этом будет опубликовано на этих днях.
     — Газете „0ризон” сообщают из Тавриза: не так давно немцы устроили в Тавризе нитяную фабрику. После объявления войны на фабрике был произведен обыск и обнаружен склад оружия. Все предприятие было секвестровано. Ha-днях, при тщательном повторном осмотре фабрики найден подозрительный тоннель, ведущей из-под здания фабрики к русским арсенальному и пороховому складам. Оказалось, что немцами были сделаны все приготовления для взрыва.
(„Ю. К.”)
    - По сообщению „Танина” в пограничных местностях происходят вооруженные столкновения между греками и турками.
     - По последним сведениям вычислениям газет, Германия за время войны потеряла 358 судов, водоизмещением в 882.000 тонн, в то время как союзники потеряли 154.000 тонн.

Николаевская Газета

Извозчики.

Извозчики совершенно не желают считаться с установленной таксой. Так, за проезд в коммерческий порт и каботажную гавань они взимают произвольную, конечно, значительно повышенную таксу, мотивируя это тем, что проезд по переулку «А» закрыт. По распоряжению г. градоначальника, николаевский полициймейстер поручил приставам объявить извозчикам, что виновные в нарушении изданных для занимающихся извозным промыслом правил будут подвергаемы наказанию в высшей мере, а также установить за извозчиками строгое наблюдение.

Государь Император посетил раненых воинов в городах Орле и Курске.
     Продолжаются упорные бои в районе Лодзи и на путях к Петрокову.
     Русские бронированные автомобили в бою 21 ноября на шоссе Пабианице – Ласк нанесли большой урон неприятельской колонне.
     Русские войска заняли с боя Сарай и Башкала на путях от Дильмана и Хоя.
     Французские войска заняли на правом берегу реки Мозеля Лемениль, я Сяньал де-Ксонъ.
     Французские войска двигаются вперед в направлении Альткирха.
     В Эльзасе Французы заняли станцию Бурнгаупт.
     В Вогезах Французы заняли концевое укрепление германской укрепленной линии.
     Французские аэропланы совершили удачное нападение на заводы Круппа в Эссене.
     Германцы укрепили бельгийское побережье, ожидая нападения с моря.
     Турецкий крейсер «Гамидие» натолкнулся на турецкую мину. На судне произошел взрыв.
     В итальянской палате депутатов премьер-министр Саландра сделал заявление о политике активного нейтралитета Италии, встреченное сочувствием всех партий.
     Германия и Турция вступили в переговоры с Ватиканом об учреждении должности турецкого посла в Ватикане.
    В Мельбурне арестован принявший австралийское подданство германский профессор, у которого оказалось много оружия и ценные военные документы. Персидский принц Ахмед открыл третий меджлис.

ВОЙНА.

От штаба Кавказской армии.

19 ноября нашими войсками на путях от Дильмана и Хоя заняты с боя Сарай и Башкала. Турки, упорно защищавшие позиции у этих городов, отступили, а частью бежали по направленно к Вану, оставив много раненых и пленных. В Башкале нами захвачены склады продовольствия и огнестрельных припасов.      20 ноября на фронте армии значительных столкновений не было.

Официальные сообщения французского правительства.

ПАРИЖ. Официальное сообщение от 21 ноября, 11 часов, гласит:
     «Единственный заслуживающий внимания известия относятся к нашему правому флангу и боям, происходившим 20 ноября.
На правом берегу реки Мозеля мы заняли Леменяль и Синъял-Дексон. В Вогезах наши войска взяли концевое укрепление германской линии укрепленных пунктов, находящееся к югу от господствующего над пограничным хребтом селения Боном и служившее Германцам местом наблюдения. В Эльзасе мы заняли станцию Бурнгаупт и утвердились на линии Аспак — Аспакский мост — Бурнгаупт. (ПТА.)
ПАРИЖ, 22 ноября. Официальное сообщение от 21 ноября, 11 часов вечера, гласить:
     «На всем протяжении фронта не произошло ничего существенного.
На нашем правом фланге мы двигаемся вперед в направления Альткирха.
19 ноября в одной только северной области нами взять 991 пленный». (Аг. Гаваса). (ПТА.).

Сообщение английского адмиралтейства.

ЛОНДОН, 22 ноября. Адмиралтейство сообщает: парохода северо-германского лойда «Берлин», недавно пришедший в Тронтьем, был приспособлен для расстановки мин. В настоящее время на нем мин не имеется. Вероятно он их широко разбросал в открытом море. Основываясь на прежнем опыте, адмиралтейство поэтому предупреждает суда о серьезной опасности в водахи, которые до сих пор в виду их большой глубины считались безопасными. Движение судов должно совершаться с большими предосторожностями. (Аг. Рейтера).

Петроградский Листок

Цирк Модерн.

Ежедневные представления с обновленной программой привлекают массу публики.
Наибольшими успехом пользуется m-l Люция — 8-летняя ясновидящая предсказательница. Многие дамы приезжают в цирк Модерн исключительно для того, чтобы увидеть эту феноменально одаренную девочку.
Дебюты Шерлока Хольмса также очень понравились публике.
Чистота исполнения его замечательного номера поразительна.
Шумным успехом пользуется Энрико Труцци с его прекрасно дрессированными лошадками, грандиозная наездница m-lle Зина и замечательный эквилибрист на проволоке г. Верос.
Братья Костанди справляют свой бенефис 3-го Декабря.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

На нужды раненых.

Список пожертвований, поступивших в госпиталь №4 всероссийского земского союза: 10 р. деньгами от неизвестного, 1 годовой журнал «Пробуждение“ от неизвестного, 1 карта военных действий от военного и 1 пара костылей от жены ветеринарного врача. —д—

«Поспешишь – людей насмешишь».

Ну, теперь можно догадаться, зачем Германия поторопилась прислать Гинденбургу фельдмаршальский жезл!!!

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗАСЕДАНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ПАРЛАМЕНТА.

Сегодня в итальянском парламент исторический день.
Заседание прошло в исключительно приподнятом настроении, превзошедшем всякие ожидания.
Начав свою речь призывом к итальянскому народу быть готовым на крайние жертвы, премьер Саландра выступил с категорическим заявлением о необходимости для Италии добиться удовлетворения исторических задач.
Решительный тон, с которым выступил Саландра в защиту возможности выступления Италии в нужный момент, вызвал общее сильное одобрение и даже восторженные овации со стороны всех депутатов, не исключая и социалистов. В конце заседания республиканский депутат Командини предложил выразить от лица парламента сочувствие геройской Бельгии.
Предложение Командини встретило одобрение всех без исключения депутатов, закончивших заседание грандиозной овацией. (Наш. спец. корр.).

НА АВСТРО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ.

Бои между Вислой и Вартой.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Упорные бои на Ловичском направлении, в районе Лодзи и на путях с запада к Петрокову продолжаются.
В бою 21-го ноября наши бронированные автомобили на шоссе Павианицы – Ласк, пользуясь наступившими сумерками, врезались в значительную неприятельскую колонну и картечным и пулеметным огнем рассеяли ее, причинив ей большой урон.
На остальных фронтах без существенных перемен.

Утро России

Нам сообщают.

(По телефону и телеграфу).      Редактор одной из берлинских газет «Galen» посетил редакции швейцарских газет и предлагал учредить в Женеве особый франко-германский комитет по вопросу о восстановлении мира в Европе.
Швейцарская печать, обсуждая это предложение, заявляет, что мир возможен лишь при том условии, что права и законы народа будут обеспечены и ограждены на будущее время от всех нарушений, которым они подвергались в период, непосредственно предшествовавший войне и в течение самой войны.

Сообщают, что в Берлин прибыл на короткое время император Вильгельм.

«Times» помещает горячее русофильское письмо герцога Ньюкастльского, который подчеркиваешь необходимость более систематического ознакомления английской публики с истинным характером русского народа.

Австралийские и новозеландские войска прибыли в Египет для участия в обороне страны. По завершении своего обучения, они будут отправлены на европейский фронт.

Бургомистр Браун и известный лидер социалистов Анзееде арестованы в Генте вместе с другими заложниками после бомбардировки англичанами Гента, ибо германцы утверждают, что они сообщили союзникам данные о расположении германских складов бензина.

Южная Копейка (Киев).

Сегодня 23 ноября в районе Лыбедского участка будет произведен сбор теплых вещей для семейств запасных. Всех желающих принять участие в сборе и не распределенных по районам просят явиться сегодня от 9 ч. утра в Троицкий народный дом (угол Б.-Васильковской и Жилянской). Общество скорой помощи учащимся, принявшее на себя организацию сбора вещей в Лыбедском участке надеется на отзывчивость учащейся молодежи и просит не отказать в своем содействии сбору. Число записавшихся до сих пор сборщиков немногочисленно.

Южный Край (Харьков)

На передовые позиции.

Вещи, полученные от фургонного сбора и отправленные на передовые позиции, уже прибыли в армию. Вчера в гор. управе получена след. телеграмма. «Войска корпуса приносят горячую благодарность городу зa вещи, доставленные нам К. З. Бекарюковым. Командир корпуса генерал Протопопов».