16 (03) декабря 1914 года

Асхабад

Мѣстная хроника

Дорога к военному околотку 17 полка почти всегда в темноте. Ярко горит фонарь только на углу Офицерской улицы. Из остальных - только на 2 Стрелковой еще работает, а прочие зажигаются, кажется, только в особо-исключительных случаях; особенно тот, что на углу Михайловской. Между тем, по дороге за город теперь усиленное движение.

Голос Москвы

Побег пленных.

Близ Перервинской слободы полиции я арестовал двоих мужчин, одетых в австрийскую форму нижних чинов.
Австрийцы по-русски не говорили и почему они бежали из плена, объяснить не могли.
При пленных найдено много кусков хлеба и медных денег, по-видимому, собранных подаянием.
При австрийцах найдены альбомы-паспорта, по которым видно, что они нижние чины 43 пехотного полка Николай Дипер-Труц и Каварап Сан-Бецерк. Австрийцы отправлены к воинском у начальнику.

Около войны.

(Сведения газет).

— Много толков в Копенгагене вызывает неопубликование бюллетеней о здоровье императора Вильгельма. Полагают, то положение его еще серьезно.
     — Эскадра французских летчиков совершила новый смелый набег на германскую территорию. Французские летчики были замечены во Франкфурте-на-Майне.
     — Из Рима сообщают, что английская эскадра Средиземного моря направилась к берегам Австрии.
     — Английская эскадра, находящаяся в Северном море подошла к устью Шельды и бомбардирует германские позиции.
     — Германские авиаторы на-днях бросили большое количество бомб на площади в Гезебруке, около бельгийской границы.
Взрывами бомб убиты 9 солдат, проходивш. по площади.
За пять минут до появления авиаторов по этой площади проходил президент Пуанкаре и главнокомандующий Жоффр.
(„Ю.К.”)
     - Из Киева «Ю.К.» сообщают: За последнее время замечено, что многие алкоголики осаждают врачей просьбами выписать по рецептам спирт. I Многим врачам пришлось даже вывесить на дверях своих кабинетов объявления о том, что они не принимают тех больных, которым необходимы рецепты об отпуске спирта, вина в проч. спиртных напитков.
    — Сообщают, что турки деятельно укрепляют границу с Болгарией.
     — Сообщают из Бухареста о переговорах, происходящих между Бухарестом и Софией. Содержание переговоров сохраняется в строгой тайне.
     — В Бухареста прибыл курьер болгарского царя Фердинанда и привез собственноручное письмо царя к королю. Полагают, что Болгария находится накануне принятая чрезвычайно серьезного решения.
     — Население Парижа предполагает поднести бельгийскому королю Альберту художественно исполненную почетную шпагу. Подписка носит народный характер. Сбор назначен по 10 сантимов.
     — Обеспокоенный военными приготовлениями Италию, германский император Вильгельм отправил в Рим Бюлова с поручением обеспечить Германии нейтралитет Италии до заключения мира. Выяснилось, что Бюлов уполномочен предъявить Италии компенсацию: Триент и Триест.
     — В последнем заседании румынского кабинета решен в положительном смысле вопрос о призыве контингентов 1915, 1916 и 1917 гг.
     — В Афины телеграфируют, как слух, что Вильгельм ранен в правый бок осколком шрапнели во время последнего пребывания его на восточном фронте.
     — Из Копенгагена сообщают: Начались операции обратного завоевания союзниками Бельгии и Северной Франции.
(«Приаз. Кр.»)

Продажа водки для технических целей.

Главным управлением неокладных сборов и казенной продажи питей выработаны правила о порядке продажи водки, спирта и крепких виноградных вин для технических целей.
Для приобретения спирта или водки на технические цели частные лица и торгово-промышленные предприятия должны прежде всего заручиться свидетельством губернских врачебных управлений, ремесленных, цеховых и друг. управлений, смотря по роду деятельности просителей. В этих свидетельствах должно точно обозначаться, для какого рода технических целей нужна водка и в каком размере. С означенными удостоверениями просители обращаются в местное акцизное управление, от которого зависит окончательное разрешение отпуска точно определенного количества водки или спирта. Управляющему акцизными сборами предоставлено право проверять верность представленных сведений о потребном количестве спирта или водки.
Но так как, согласно ст. 571 устава о казенно продаже питей, с 1900 года из казенных винных складов не разрешается отпуск вина сразу меньше одного ведра, то главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей, идя навстречу настоятельным ходатайствам мелких техников и промышленников, постановило открыть при окладах казенных винных лавки (без вывесок) для отпуска вина для технических целей в размерах 1, 2, 3 и 4 бутылки.
Порядок отпуска вина из этих лавок будет такой-же, как и из винных складов.
Что же касается крепких виноградных вин - коньяка, хереса, мадеры и друг., то отпуск их для технических же целей (например, в кондитерском производстве, будет производиться при условии представления удостоверения цеха и свидетельства полиции о потребном для производства количестве крепкого виноградного вина. Приобретать его можно будет из всех открытых ренсковых погребов, в которых должен вестись правильный учет проданного вина под контролем полиции и под наблюдением акцизного управления.

ХРОНИКА

О рождественских подарках для армии.

Мариупольский уездный воинский начальник просит всех желающих отправить в действующую армию рождественские посылки, как именные, так и безымянные доставлять их упакованными, но окончательно не заделанными в управление воинского начальника не позднее 7 декабря.
Посылаться в действующую армию могут консервы, шоколад, какао, чай-сахар, табачные издам, разные сладости, кроме варенья, медикаменты в сухом виде, белье и все предметы одежды-обуви и снаряжения. Не будут приниматься для отсылки в действующую армию скоропортящиеся продукты, крепкие напитки и разные жидкости.

Новое сельское общество.

Екатеринославским губернским присутствием постановлено с первого января будущего года в районе Времьевской волости, Мариупольского уезда, из хуторов Криворожского и Боженковых учредить самостоятельное Криворожское сел. о-во.

Переименование селений и волостей.

В административном заседании екатеринославского губернского присутствия, под председательством г. начальника губернии В. А. Колобова 26 сего ноября рассматривался вопрос о переименовании селений и волостей Екатеринославской губернии, носящих немецкие названия в русские, более подходящая по местным условиям. По обсуждении этого вопроса губернское присутствие определило: с 1 января 1915 года переименовать следующие селения по Мариупольскому у.: поселок Луизенталь в Семеновский, колонию Фельзенберг в Казенную., хутор Шейнвиз в Луговой.

Николаевская Газета

Обкатка пути.

Сегодня с утра начнется обкатка трамвайного рельсового пути по линии Вокзал — Больница трамвайными вагонами. С своей стороны рекомендуем жителям улиц, по которым проложены рельсы названной линии, быть особенно осторожными и не выпускать на полотно улицы детей без присмотра, во избежание возможных несчастных случаев.

Государь Император посетил Карс и Саракамыш и отбыл из действующей кавказской армии, послав наместнику на Кавказе телеграмму о прекрасном впечатлении, произведенном войсками.
     Государыня императрица с августейшими дочерьми прибыли в Москву.
     В Млавском направлении действия наших войск продолжают развиваться успешно.
     Значительная часть Германцев группируется в ближайшем к Висле районе.
     Между Ловичем и Вислой на левом берегу Бзуры завязались упорные встречные бои. Наши войска несколько продвинулись вперед.
     В Западной Галиции продолжают развиваться бои.
     Сербские войска вступили в Белград после ожесточенного боя. Взято много пленных и военных припасов.
     Сербы заняли Лозницу, Зворник и Шабац. Австрийцы под натиском Сербов, отрезавших им отступление в Боснию, переправляются через Дунай и Саву.
     Восстановлено железнодорожное сообщение между Солунью и Нишем.
    Артиллерийским огнем Французов разрушены укрепленные позиции близ Айль. В Аргоннах Французы продвинулись вперед, а в Вевре захватили линию траншей в Мармарском лесу, отбив две контр-атаки Германцев.

В Эльзасе французские войска продвинулись вперед вдоль Ипрского канала и к западу от Голлебеке. Атаки Германцев все были отбиты.

В Царьграде состоялось открытие парламента. Султан произнес тронную речь о священной войне.

Петроградский Листок

ЛИСТОКЪ

Прибытие транспорта русских чаев.

На днях прибыл в Петроград большой транспорт русских чаев плантации Чаквинского удельного имения, находящегося на линии Закавказской жел. дор., близ Батума. Это второй транспорт чая в текущем году, при чем, благодаря исключительно жаркому лету на Кавказе, сбор чая достиг ан удельных плантациях небывалых еще размеров. При этом по качеству он превышает цейлонский и мало уступает китайскому. Цены на него, благодаря отсутствию пошлины, много дешевле. Есть даже чай в 64 к. фунт.

Петроградская редкость.

Любители комнатных аквариумов не мало досадуют на то, что в специальных магазинах стали большой редкостью золотые рыбки, рыбки-вуальки, американские сомки и другая экзотическая рыба. На вербном торг у золотые рыбки продавались по гривеннику, а теперь в магазинах просят 5 р. за пару.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Рождественские подарки для армии.

В губ. комитет получено вчера 3 больших ящика с теплыми вещами из с. Чапли, Новомоск. уеада, для отправки Феодосийскому полку.
Жены офицеров Феодосийского полка от себя готовят рождественские подарки полку и передают для отправки губ. комитету.
Местное еврейское о-во также предполагает отправить свои подарки для армии к празднику. Из Никополя губ. комитету отправлен вагон теплых вещей для отправки их в армию.
Вообще губ., комитет принимает для отправки в армию самостоятельные подарки.

ГУБЕРНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
по сбору белья и теплых вещей для армии
ГОТОВЬТЕ К РОЖДЕСТВЕНСКИМ ПРАЗДНИКАМ ПОДАРКИ
ДЛЯ ПЕРЕДОВЫХ ПОЗИЦИЙ!

НАСТОЯТЕЛЬНО НУЖНО:
Теплое белье (рубашки, кальсоны, портянки, носки) перчатки, наушники, напульсники, шлемы, башлыки и пр., а также летнее белье. Табак, кисеты с рождествен. подарками, деревян. ложки, огниво и пр. Из съестн. припасов особенно желательно сало. Покупая что либо для себя к праздникам, не забывайте наших солдатъ! Наши подводы будут объезжать город 5 Декабря 1914 г. 1) Екатерининский пр, обе стороны. 2) Александровская ул. 3) Троицкая, Тихая, Казачья. 4) Первозвановская и Воскресенская. 5) Клубная, Стародворянская. 6) Садовая. 7) Петроградск. Широкая, Крестовая, Провиантская. 8) Московская и Железная. 9) Харьковская и Торговая. 10) Троицкий базарь. 11) Озерный базар. 12) Управская, Кудашевская. 13) Иорданская, Литейная, Резничная, Банная. 6 Декабря 1) Все Чечеловки (кроме первой). 2) Лушкинский пр. обе cтop. 3) Кайдаки, Брянская слобода. 4) Херсонская, Полевая, Елизаветградская, Короткая, Философская. 5) Старогородняя. Новые планы. 6) Женский монастырь. 7 Декабря 1) Потемкинская, Гимназическая, Струковский переул. 2) Гоголевская, Новодворянская, Крутогорняя и Новая. 3) Жуковская и Бассейная. 4) Полицейская и Нагорная. 5) Семинарская, Меткая, Лагерная, Симферопольская площ. 6) Соборная площадь ул. Поля, Струковский переул. Монастырь. Принимая кроме вещей также доброхотн. денежн. пожертв. Отправка вещей на перед. позиции 10 -15 декабря. Угол Проспекта и Московской. д. Грановского.

Южная Копейка (Киев).

Просьба Сербии о помощи.

Архимандрит Михаил, настоятель подворья королевско-сербской митрополии в Москве, обратился к киевскому городскому голове с просьбой обратиться к гласным киевской думы с призывом о помощи Сербии. В ярких красках описывает митрополит положение Сербии разоренной войной, отчаянную нужду семей, оставшихся без кормильцев, и изувеченных раненых, нуждающихся в пособиях. Пожертвования, если таковые будут, митрополит просит направить к нему, причем он обещает их направить немедленно в сербский Красный Крест.

Южная Мысль (Одесса)

Хроника полудня.

К ПОЛОЖЕНИЮ ТУРЕЦКО-ПОДДАННЫХ В РОССИИ.

Попечитель одес. учебного округа получил уведомление, что министерство народн. просв. признало соответственным не распространять репрессивных мер, принимаемых в отношении проживающих в России турецко-подданных, и состоящих в турецком подданстве православных греков, славян, армян, а также на бывших протеже французского правительства в Tурции.

ВИНОГРАДНОЕ ВИНО И АЛКОГОЛИЗМ.

Председатель одес. винодельческой станции В.И.Таиров сделал в Петрограде, в клубе общественных деятелей доклад на тему «Виноградное вино и алкоголизм». По мнению докладчика, виноградное вино лишь по недоразумению смешивают с водкой, между тем, как оно по своему гигиеническому значению всегда играло и будет играть роль предохранителя против чрезмерного злоупотребления спиртными напитками.