18 (05) декабря 1914 года

Асхабад

Мѣстная хроника

С запрещением продажи спиртных напитков в Асхабаде, доход города от сбора с патентов, выдаваемых на заведения для продажи питей и на выделку напитков из спирта и вини, должен в будущем году сократиться на 4880 р. против 1914 г., так как все почти ренсковые погреба и винно бакалейные лавки закрыты. Поэтому доход с патентов на будущий год предполагается не более 1000 р., да и это, говорят, не вполне надежная цифра. Полагают, что число мест, где будет разрешена выносная торговля спиртными напитками, очень и очень ограничено, так что, пока, называют не более 5 лиц, которым будет дозволена торговля этими напитками.

Голос Москвы

Цирк Саламонского.

В цирке Саламонского вчера был тоже большой день - Анатолий Дуров переменил и значительно пополнил свою программу. Появилось много новых животных, и был в первый раз показан знаменитый поезд, изобретенный Анатолием Дуровым. Все время своего пребывания на сцене Дуров метко острит на злободневный темы, чем вызываете восторг публики.
Положительно неподражаемой акробаткой-эквилибристкой на канате является негритянка Тексас Хетти, которая без неизбежного зонтика или шеста проделывает целый ряд сальто.
Негритянка. имеет колоссальный успех у публики.
Очень эффектны бельгийские гимнасты на сложной трапеции 5 Кликет.
Публики очень много.

Бенефис Владимира Дурова.

Вчера в цирке Никитина состоялся бенефис соло-клоуна Владимира Дурова.
Бенефициант, участвовавший в двух отделениях, превзошел сам себя — остроты на злобу дня все время чередовались с демонстрацией великолепно дрессированных животных, среди которых слон, пеликаны, обезьяны, собаки, морские свинки, дикобраз и др.
Бенефициант получил много букетов и нисколько ценных подарков.
Публика устроила бенефицианту целую овацию.
Из остальной программы нельзя не отметить труппу китайцев, работающую с ножами.
Цирк почти полон.

Ночныя телеграммы.

(Петрогр. Тел. Агентства).

От штаба кавказской армии.

Во второй половине ноября турки, значительно усилившись частями багдадского корпуса и новыми формированиями, перешли в долине Евфрата и Ванском районе в наступление, вылившееся в целом ряде небольших боев у Суверди, Дутаха, на Клычъядукском перевале, у Сарая, Асурли и Дейра. Однако, эти бои непременно заканчиваются поражениями турок и отступлением их отрядов.
Большой урон турок в этих боях убитыми, пленными и ранеными, захват нами орудий и боевых припасов привели к серьезному расстройству турецких отрядов, оперирующих на этих направлениях, и многие турецкие части, согласно проверенным данным, насчитывают лишь половину своего первоначального состава.
На остальных фронтах без перемен. ЛОНДОН, 3 декабря. Адмиралтейство сообщает: «Произошли передвижения германского флота, имеющие некоторые значения, Сегодня утром германцами обстреляны порты Скарборо и Гартльпуль, в Немецком море.

Около войны.

(Сведения газет).

Из Копенгагена сообщают, что германское преобладание в Фландрии падает. Все атаки немцев бесполезны и единственной целью их остается обеспечение отступления. Лихорадочные работы происходят на фортах Антверпена. Германские войска потеряли дух и здоровье от холеры и недостатка питания.
     — Большие приготовления идут в Зеебрюгге. Гавань превращена в оборудованный док для cбopки подводных лодок. Германцы надеются к февралю предпринять вторжение в Англию.
(„У.”)
    - В Париже получены известия, что во время сражения в северной Франции употребляются новые бесшумные орудия. Указывают, что такое орудие норвежского изобретателя было доставлено летом на норвежскую нобелевскую выставку.
Орудие—портативнее пушки, стоимость его не превышает 50 руб. 0рудие изобретено норвежским инженером Озеном, который изобрел ручные гранаты, подземные мины и бомбы для аэропланов.
Орудие выбрасывает снаряд на расстояние 400 метров. Выстрел производится обыкновенными охотничьими патронами. Звук от выстрела не слышен во время боя. Ручные гранаты Озена заряжаются от 200 до 300 пулями.
Перед началом войны орудие демонстрировалось во многих европейских государствах и было одобрено многими военными авторитетами.
(„Ю.К.”)
    - Баварское правительство опубликовало список убитых в баварских войсках. Общая цифра потерь достигает 200000. Список произвел на германское общество ошеломляющее впечатление.
     - Союзники продвинулись вперед по направлению к Куртрэ. Германцы перевезли оттуда все товары и запасы. Началась переправа цеппелинов в Антверпен. Один дирижабль отправлен на запад Бельгии. Это объясняют тем, что в скором времени германцы будто бы предполагают напасть на англичан в воздухе и на море. Набег подводных лодок в направлении Дувра был якобы только предлогом к серьезным операциям.
     — В Берлине образовался „Комитет мира”. До сих пор не выяснено, зачем и с какой целью создан этот комитет. („Ю.К.")
     - Из Стокгольма сообщают: Итальянский депутат Белиони, только что вернувшийся из Египта, сообщает о своей беседе с главнокомандующим британских войск в Каире Масквеллем.
Масквелл ожидает наступления турок с болим спокойствием. Вообще если туркам и удастся дойти до Суэцкого канала, то только немногочисленными отрядами, которые будут розбиты без всякого усилия.
Турецкой армией на границе Египта руководят несколько сот германских офицеров, под руководством которых турки сооружать жел. дорогу.
     — Из Константинополя через Бухарест сообщают, что фон-дер-Гольц-паша будет назначен генералиссимусом армии. Сандерсу будет поручено командовать армией, наступающей на Египет.
     — Из Лондона сообщают, что бывший египетский хедив заболел в слег в Аллепо. В виду этого, его прибытие на границу Египта откладывается.
     — Большая часть турецких войск, собранные во Фракии и часть крепостной артиллерии Адрианополя отправлены в Дарданеллы. Очевидно, турки опасаются решительных действий англо-французской эскадры против Дарданелл.
     — Из Стокгольма сообщают, что здоровье императора Вильгельма улучшилось.
(„Л.")
     — Правительство Перу поручило одному из своих крейсеров крейсировать близ побережья, с целью наблюдения за строжайшим соблюдением нейтралитета.
     — Один известный представитель дипломатии тройственного согласия сообщил корреспонденту газеты „У”, что все усилия восстановить балканский союз не увенчались пока успехом, исключительно из-за чрезмерных требований правительства Радославова. Эти болгарские претензии вызвали недоверие к Болгарии и все государства потребовали гарантий против образа действий Болгарии.
     — Турки на турецко-болгарской границе сосредотачивают войска, подвозят припасы и возводят новые укрепления.
(„У.”)
    — Греко-турецкие отношения очень обострились. Массовые преследования греков в Турции не прекращаются, ежедневно в Грецию прибывают беглецы. В общем, их набралось теперь свыше 300 тысяч. Содержание их ложится тяжелым бременем на греческую казну. Турецкому правительству заявявили о немедленном прекращении преследования греков, иначе Греция приступит к конфискации турецкого имущества в Фессалии и греческой Фракии. Энвер-паша на днях выезжал инкогнито в Будапешт. На обратном пути на турецко-болгарской границе Энвер-паша был узнан. Его сопровождала охрана в 50 чел.
     — Итальянская печать сообщает, что черногорский генеральный штаб выработал для командиров эскадры Средиземного моря плана нападения на Далмацию. Черногорцы должны двинуться через Графово, Требинье, а отсюда на побережье Рагузы. Одновременно с этим французские суда начнут бомбардировку Гравовы.
(„У.”)
     — Державы тройственного согласия заявили Болгарии протест против пропуска фон-дер-Гольц-паши ехавшего в Константинополь. Болгария ответила, что она наравне с Румынией не может препятствовать отдельным путешественникам ехать в Турцию. В Константинополь возвращается ген. Сандерс для доклада Гольц-паше о состоянии армии и совместной выработки дальнейшего плана действий. По слухам, Сандерс, после совещания отправится в Египет.
     — По сведениям из Рима, нападение турок на итальянское консульство в Ходейде, будет рассматриваться как повод к войне.
    — Японскими моряками случайно обнаружены в цзиндаосской бухте и в окрестных речушках много ценных вещей. В настоящее время японские власти разрешили всем желающим производить в этих местах розыски, при чем все найденное, за исключением оружия, остается нашедшему.
(„Ю.К.”)

Николаевская Газета

Письмо в редакцию.

М. г., г. редактор!
     Дамский комитет приносит глубокую благодарность служащим, мастеровым и рабочим вагонной мастерской о-ва Николаевских заводов и верфей за пожертвованные через г-на Теодоровича — 6 ящиков табаку, 24 коробки папиросной бумаги, 30 штук трубок " 100 комплектов кресал.

Председательница 3. Мязговская.

Государыня Императрица с августейшими дочерьми посетила Тулу.
     На млавском направлении наша конница и передовые части, энергично преследуя разбитые германские войска, перешли границу; захвачены пленные, орудия и материальная часть.
     Все вылазки гарнизона Перемышля отражены с большими потерями для гарнизона, причем 2 декабря захвачено много пленных и пулеметы.
     При попытке выхода в Балтийское море потоплен германский броненосный крейсер «Фридрих-Карл».
     На фронте кавказской армии происходят незначительные столкновения. На границе с Персией усиливаются турецкие войска.
     Русскими судами около Керасунды потомлен пароход германской Левантинской линии «Деринтье».
     Во Владивосток прибыли моряки с крейсера «Жемчуг».
     Бомбардировкой германских судов повреждены частная собственность и исторические здания в Гартльпуле, Уитби и Скарборо. Убито и ранено несколько десятков человек.
     Сторожевая британская эскадра пыталась отрезать путь отступления германским быстроходные крейсерам, которые произвели демонстрацию у побережья Иоркшира, но крейсерам удалось скрыться благодаря туману.
     Английская эскадра бомбардирует селение Вестенде к северо-востоку от Ломбардзиды.
     Бельгийская армия отбила контратаку Германцев против Сент-Жоржа.
     Французские войска продолжают продвигаться в районе Сент-Элуа.
     В Аргонах и в Эльзасе Французами отбиты все атаки Германцев.
     Союзные войска продвинулись вперед к северо-востоку от Ньюпорта, к юго-влостоку от Ипра и по направлению от Лабассэ.
     Французские аэропланы совершили полеты над неприятельскими позициями и бросили несколько бомб в Оптейльст.
    Британская эскадра бомбардирует турецкие войска, сосредоточенные в Саросском заливе.
    Сербы получили через Черногорию несколько батарей орудий новейшего образца и огромное количество боевых припасов.
     Английский король принял в аудиенции датского чрезвычайного посланника.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Ночныя телеграммы.

(Петроградского Телеграф. Агентства).

Война.

От штаба командующего Черноморским флотом.

В ночь на 1 декабря одним из наших судов был остановлен около Керасунды у турецкого берега идущий без огней пароход германской Левантийской линии „Деринтье“. Опознав пароход, наше судно приказало спустить шлюпки и затем сойти на них, предупредив, что пароход будет потоплен. Это приказание было выполнено только двумя турецкими офицерами и 12 солдатами, которые подобраны и привезены пленными в Севастополь. Пароход после этого был расстрелян, причем, вспыхнувший пожар вызвал взрыв котла, ряд взрывов патронов и ракет.
Вечером 1 декабря часть нашего флота усмотрела под турецким берегом стоящий корабль с двумя трубами и двумя мачтами. Выпущенные в него мины, по-видимому, попали, так как наблюдались два взрыва и большое пламя, слышен был звук, как от ряда внутренних взрывов. Темнота наступившей ночи и другие обстоятельства не позволили убедиться в результатах взрывов.

За тайную резку птицы.

Постановлением начальника губернии, И. Лабок, за производство тайной резки птицы „на кашер" и взимание за это платы в свою пользу, подвергнута аресту при тюрьме на 1 месяц, без замены штрафом.
     — Ш. Славянчинский, также за тайную резку птицы „на кашер“, приговорен мировым судьей 5 уч. к штрафу в 30 руб. с заменой, в случае несостоятельности, 10 днями аресту. —ъ—

В Россiи.

Совещание по пушному делу.

КРАСНОЯРСК, 4,ХII. Закончившееся совещание по пушному делу признало для развития и урегулирования пушного промысла в Сибири необходимым устроит в глухих таежных охотничьих центрах казенные склады и магазины с припасами и принадлежностями охоты.
Признано также необходимым предоставление государственного кредита охотниками и проведение телеграфной сети в северной части Енисейской губернии для сношений по телеграфу с заграничными рынками.

Почта на собаках.

ПЕТРОПАВЛОВСК-НА-КАМЧАТКЕ, 4,ХII. Открыто почтовое сообщение на собаках.
Первая ежемесячная почта по Камчатке до Тигля отправлена вчера.
Единственная зимняя почта в Охотск и Анадырь отправляется завтра.

Соединенные Штаты. Призыв к немецкому народу.

ЛОНДОН, 4(17),ХII. Нью-йоркский корреспондент «Times» телеграфирует: Сегодня статья «New-York Times», обращенная к американским немцам, начинается так:
     - Германия приговорена уже к верному поражению, политика ее обанкротилась, весь цивилизованный мир признал ее нравственно виновной, и единственными друзьями ее остались Австрия и Турция, государства отсталые и упадочные. Германия борется с тремя великими державами.
     - Поражение Германии, - продолжает американская газета, - будет освобождением германского народа. Нужно, чтобы германский народ сам освободил себя пока это не поздно. В Лейпциге началось, а под Ватерлоо увенчалось освобождение французского народа от владычества корсиканского людоеда. Седан освободил Францию от маленького Наполеона, а французские государственные люди восстановили тогда республиканский строй. Захочет ли Германия упрямо сопротивляться, чтобы добиться своего Ватерлоо, Седана, св. Елены? Миллион немцев уже принесен в жертву, и много их будет принесено еще. Долен ли германский народ спокойно смотреть, как кайзер и военная клика ведут народ к гибели?
Упомянув затем о том, каких плохих советников имеет кайзер, когда ему приходится решать дела внутреннего и международного характера, «New-York Times» продолжает:
     - Германия буквально сама создала этот военный союз между Англией и Россией, которые в прошлом чаще всего бывали антагонистами, и которые не имеют другой общей задачи, как только согнуть и раздавить Германию. Ошибки немецкого штаба ускорят падение Германии в пропасть, которую ей подготовила ее дипломатия. Теперь подвергнута испытанию военная дисциплина и все результаты интенсивной работы народа за сорок лет, - и что же мы видим? Все нападения на Францию и Россию отбиты. Что осталось от германской непобедимости? Она разбита с того момента, как солдаты пошли от Марны назад. С этого момента чудовищное поражение германской системы вписано в книгу судеб. Мир не хочет видеть Германию победоносной. Для общего мира, для европейской безопасности необходимо поражение Германии. Будет ли германский народ нести еще жертвы, чтобы спасти самолюбие официальной Германии, будут ли еще умирать миллионы людей ради этого? Нам бы хотелось, чтобы германский народ принял другие меры, дабы предупредить разгром, который его ждет.

Утро России

В нейтральных странах.

(По телеграфу).

Свидание королей.

ЛОНДОН, XII, 4. (ПТА). Печать комментирует свидание трех монархов в Мальмэ, отмечая, что все три скандинавских государства настроены дружелюбно к Англии и имеют полное право обсудить совместно условия своего нейтралитета.
КОПЕНГАГЕН, XII, 4. (ПТА). Германская печать подробно комментирует свидание монархов в Мальмэ, изображая это свидание направленным исключительно против Англии. Согласно ее толкованию встреча монархов имеет целью устранить затруднения экономического характера, созданные якобы способом ведения войны англичанами для Скандинавского полуострова и его жителей.

Бюлов и Италия.

РИМ, XII, 4. (ПТА). По поводу ожидающегося прибытия Бюлова австро-германская печать откровенно разъяснила цель миссии—изменить настроение правительства и общества Италии в пользу союза германских государства. В итальянской печати и политических кругах выражается негодование по поводу дерзкой попытки Германии, оскорбляющей самосознание державы, которая сама знает, как ей поступать.
Общественное мнение убеждено, что миссия Бюлова приведет к противоположным результатами Германцы ошибаются, полагая, что будут хозяйничать в Риме, как в Константинополе.
В воскресенье по всей Италии организуются собрания сторонников вмешательства в войну. Одна республиканская партия устраивает 500 собраний.

Нам сообщают.

(По телефону и телеграфу).      Из Константинополя телеграфируют, что на турок производить удручающее впечатление тон немецких газет, которые заявляют, что взятие Эрзерума русскими войсками вопрос ближайших дней, хотя штурм Эрзерума и сопряжен с огромными потерями.

Сюда сообщают иа Константинополя, что по экстренному приказу военного министра Энвер-паши подвергнут задержанию глава мусульманства шейх-уль-ислам. Задержание его вызывает большое смятение среди турок. Раздаются голоса возмущения против Энвер-паши.

По полученным в Париже сведениям, в чешских австрийских полках вспыхнуло восстание. Много смертных казней. Приказом императора неожиданно для всех уволен в отставку ген.-губернатор Вены генерал Франк.

Выпущена в продажу «книга короля Альберта», составленная из статей выдающихся государственных деятелей и писателей, посвященная бельгийском королю. Доход с издания поступает в пользу фонда бельгийских беглецов.

«Правительственное бюро печати» сообщает, что, по полученным с театра войны сведениям, вялость германских операций во Фландрии объясняется в значительной степени недостатком у германцев ружей. Ныне призываемому последнего срока ландштурму ружья раздаются в количестве одного на трех.

Берлинская цензура телеграмм никогда еще со времени возникновения войны не отличалась такой строгостью. Корреспондентам возвращают самые невинные депеши. Вопроса о Восточной Пруссии газеты совсем не должны касаться. Критическое отношение к Австро-Венгрии также не допускается. Большая часть военных корреспондентов на обоих фронтах отозвана обратно.

Берлинские газеты сообщают, что португальский министр президент Машадо объявил об окончании приготовлений для снаряжения четвертой экспедции в Африку. Одновременно опубликован декрет о принятии мер к мобилизации одной дивизии, которая была бы готова к отсылке на любой театр военных действий.

В берлинских газетах помешены письма в редакцию с западного фронта, сообщающие, что ненависть германской армии к англичанам не имеет границ. Солдаты и офицеры при взаимном приветствии, вместо «Гутентаг», говорят: «Господь, покарай Англию». A вместо «адье», получают ответ: «Господь карает Англию». Когда офицеры сидят за столом и поднимают бокалы вина, произносятся те же сакраментальный слова. Ротный командир, приветствуя роту, командует: «Смирно, Господь, да покарает Англию». Рота отвечает: «Господь карает ее».

Южная Мысль (Одесса)

Нужда в Палестине.

Одесским палестинским комитетом получена сегодня из Александрии следующая телеграмма:
     «Известия, получаемые из Палестины, очень печальны. Нужда среди евреев в Палестине растет с каждым днем. Еврейские общины в Иерусалиме и Яффе выдают уже ежедневно хлеб в большом количестве, по три четверти фунта каждому. В хлебе нуждаются 50.000 евреев. Идет к тому, что всю Палестину постигнут голод и его последствия. В стране имеется еще хлеб, но в очень ограниченном количестве. Экспорта никакого, и богачи беднеют. Для спасения евреев в Палестине нужны ежедневно 15.000 франков.
Просим у наших братьев помощи».
Телеграмма подписана директором Англо-Палестинского банка г. Глушкиным и директором александрийского отделения фирмы «Нобель» г. Маргулисом.