19 (06) декабря 1914 года

Асхабад

Мѣстная хроника

— В асхабадский детский дневной приют поступили следующие пожертвования на лотерею, от г. Сальц — подушки, вышивки, ген. Лисина — барометр и детей г. Павлоцкого - будильник и искусственные цветы. Распорядительный комитет приюта приносит всем жертвователям свою глубокую благодарность.

Голос Москвы

Среди писателей и художников.

Третьего дня Семен Юшкевич в тесном кружке друзей читал свой новый рассказ свойственной этому писателю простотой, передает он душевное состояние бедного еврея, который, мучаясь о своей семье, в то же время никак не может забыть о тех, кто «там» сражается. Любовь к родине, сознание долга пересиливают в нем привязанность к семье. Янкель - имя героя повести, решается на последний шаг: тайком занимается в добровольцы. Рассказ кончается трогательной просьбой позаботиться об его семье.
Юшкевич известен, как большой мастер читать, и не мудрено, что на присутствующих "Доброволец" произвел громадное впечатление.

Дик.

В частных художественных школах царит подавленное настроение.
Учащихся заметно меньше обыкновенного, выставки устраивать не предполагается и в результате материальное положение многих учащихся очень обостряется.

- Художник Мешков работает в настоящее время над портретом Собинова (карандашом). В мастерской художника много новых холстов, подготовляемых им для его сепаратной юбилейной выставки, которая предполагается после окончания войны.

Лор.

Около войны.

(Сведения газет).

— По сведениям из Афин экшиаж, „Мессудие”, атакованного английской подводное лодкой, погиб почти весь, Впечатление, произведенное подвигом английских моряков —-колоссальное, а не только в Турции, но и в Болгарии. В Греции известие о потоплении „Мессудие“ встречено с радостью.
На потопленном „Мессудие” были недавно установлены доставленные из Германии новые крупные орудия, а командный состав броненосца состоял исключительно из немцев.
     — В петроградских морских кругах факту прорыва английской подводной лодки в Дарданеллы придается большое значение.
Командира лодки в официальном сообщении заявляет, что броненосец „Мессудие”, в который лодка выпустила мину, погружался на глазах англичан в воду кормой.
По частным сведеииям, броненосец „Мессудие” затонул. Он имел 9200 тонн водоизмещения. Вооружен броненосец, 11 девятидюймовыми орудиями, 12 шестидюймовыми, 10 — 76 мм., 14 — 57 мм и 11 - 47 ш. Скорость хода 17 узлов. Экипаж броненосца —640 челов.
     — Два поезда, наполненных оружием и боевыми припасами, проследовали через Будапешт и Софию в Константинополь. На границе таможенным чиновникам этот груз был заявлен, как личная собственность фон-дер-Гольц-паши и груз был пропущен.
     - Державы тройственного соглашения заявили в Софии новый энергичный протест за пропуск военной контрабанды для Турции.
(„Ю.К.”)
     — Все сообщения о состоянии здоровья Вильгельма подвергаются в Германии строгой цензуре. Кайзер болен очень серьезно. Штаб уже уведомлен, что император не может вернуться на фронт. Говорят неизбежна операция.
(„У.”)
     — В Копенгагене получено сенсационное известие, что после долгих и упорных боев союзникам удалось прорвать фронт германцев у Изерского канала. Прорвавшиеся колонны союзников угрожают немцам обходным движением в направлении к Брюсселю.
     — Салоники наводнены подкупленной германцами прессой. Борясь с франкофильством, немцы издают в Салониках газету на французск. языке.
     - Два японских летчика предложили свои услуги французскому военному воздухоплавательному отделу.
     - Дипломаты считают невозможным сепаратн. мир с Австрией; но такой мир возможен, по их мнению, с отделившейся от Австрии Венгией.
     — Усилилась доставка сербам припасов из Франции. Доставлена по Дунаю амуниция, захваченная в Галиции.
(„Ю.К.”)
     — По слухам, Гольц-паша послан для примирения германских офицеров с турецкими.
     — Из Цюриха сообщают, что в биржевых сферах Триеста циркулируют непроверенные слухи о том, что два австрийских миноносца, пересекая вдоль западного берегу канал в Истрии, натолкнулись на мину и затонули. Вся команда погибла.
     — Из Вальпарайзо передают, что чилийское правительство распорядилось отправить три эскадренных миноносца к острову Хуан-Фернандец. Полагают, что это обстоятельство вызывается слухами, будто германцы воспользуются этими островами, чтобы на территории их устроить базу для своих крейсеров, оперирующ. в Тихом океане.
(„Ю.К.”)
     — Из Шанхая газетам сообщают: Начальник порта Рогум предупреждает моряков, плавающих в близлежащих водах, что трехмачтовая шхуна „Аэша“ с немцами на борту, вооружена 4 пушками, угольщик „Эксфорд” и еще одно вооруженное судно продолжают свои нападения, ускользая от преследования союзной эскадры.
(„У.”)

Николаевская Газета

Действия Балтийского флота.

ПЕТРОГРАД. 4, ХII. Наш балтийский флот успешно противодействует стараниям противника грозить Балтийскому побережью и водам, омывающим столицу. Каждая попытка германских боевых судов проникнуть в русские Балтийские воды сопряжена для них с громадным риском, о чем наглядно свидетельствует гибель броненосного крейсера «Фридрих-Карл», потопленного во время его последнего выхода в Балтийское море; из команды этого крейсера спаслось только 200 человек.

Государь Император посетил город Владикавказ.
    Государыня Императрица с Августейшими Дочерьми посетила Орел и Курск.
    На левом берегу Вислы после отражения неприятельских атак почти на всем фронте установилось полное затишье.
    В связи с переходом наших войск к Бзуре и продолжающимся усилием Австрийцев на Карпатах явилась необходимость перегруппировки некоторых наших армий.
    Наступление неприятеля в Западной Галиции задержано.
     На фронте Санок — Лиско наши войска успешно развивали наступление.
     Французские войска на пространстве от побережья до р. Лис штыковыми ударами захватили несколько траншей и укрепили позиции у Ломбартзейде и Сен-Жоржа.
     После бомбардировки английскими судами бельгийского побережья и обстрела Германцев французскими и бельгийскими батареями у Ньюпора, штыковой атакой союзников Германцы были выбиты из траншей.
     Французские войска в Бельгии продвинулись в перед от Ипра к Манену.
     На северо-востоке от Арраса Французы перешли в наступление и значительно продвинулись вперед в районе Бапом - Перонн.
     Австрийцы, уходя из Сербии, разгромили и разрушили город Лозницу.
     Захваченный Германцами пароход Добровольного флота «Рязань», переименованный ими в «Корморан», разоружен на о. Гуане.
     Наткнулся на мину и затонул норвежский пароход «Vааren», причем погибло 30 человек.
    В Мальмэ прибыли короли Дании, Швеции и Норвегии. Первое совещание началось в 11½ в часов утра.
    Губернатор Перы с несколькими полицейскими пытался проникнуть в греческую миссию в Царьграде. Греческий посланник заявил, что в случае насилия немедленно покинет Царьград.
    Британским правительством опубликован декрет, объявляющий Египет под английским протекторатом и уничтожающий сюзернитет султана.
    Сербским правительством выпущена «Синяя Книга», выясняющая причины австро-сербского конфликта.
    В принципе решен вопрос о китайском займе в Америке в 125 миллионов долларов. Выехавший для окончательных переговоров Рокхилль скончался в Гонолулу.
    Французское правительство испрашивает на первую половину 1915 года чрезвычайные кредиты в 8 ½ миллиардов.

Потопленный английской эскадрой легкий бронепалубный немецкий крейсер «ЛЕЙПЦИГ». Построен в 1906 г., водоизмещение 3.250 тонн, ход 23 1/2 узла в час, вооружение – десять 4-дюйм. и десять 37-милиметр. орудий и два подводных минных аппарата; экипаж – 380 че

ПОДВИГ РУССКОГО КОММЕРЧЕСКОГО СУДНА.

СТОРНОВЕЙ. Русский пароход Западно-русского пароходного общества «Буревестник», во время сильной бури в Атлантическом океане, спас и привел на буксире в Сторновей норвежский пароход «Нор». Команда из 17 человек и груз спасены.

Капитан Барковский.

АНГЛИЙСКИЙ ПРОТЕКТОРАТ НАД ЕГИПТОМ.

КАИР, 5 декабря. (Соб. кор.). Сегодня британским правительством опубликован декрет, объявляющий Египет под английским протекторатом и уничтожающий сюзеренитет турецкого султана.
Ходят настойчивые слухи, что вследствие измены нынешнего хедива Аббаса-Хильми II, он, по всей вероятности, будет замещен принцем Гуссейном, который будет носить титул султана.

Петроградский Листок

Политурный ресторан на Петроградской стороне.

Вчера, 5-го Декабря, дежурный дворник» дома № 24 по Большой Дворянской ул., на Петроградской стороне, крест. Арсений Александров обратил внимание на группу пьяных, появившихся у ворот дома.
Как оказалось, в этом доме помещается чайное заведение, принадлежащее крест. Рязанской губ, Дмитрию Кочеткову.
О результатах своего открытия дворник сообщил властям.
В чайную прибыли чины полиции.
В присутствии понятых в помещении чайной был произведен тщательный обыск.
В биллиардной комнате, в ящике под столом чины полиции нашли семнадцать пустых бутылок из-под виноградных вин и пять бутылок из-под политуры.
Судя по таким вещественным доказательствам чины полиции пришли к заключению, что в чайной производилось свободное распитие алкогольных напитков, приносимых посетителями, в том числе и политуры.
Об обнаружении «политурного» ресторана составлен протокол.
Дело передано на усмотрение градоначальника для разрешения в административном порядке.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

В цирке Ж. А. Труцци.

В настоящее время в цирке Ж. А. Труцци японская труппа „Андос”, в составе 7 человек. Японцы исполняюсь разнообразные номера, „работают“ вполне чисто и в своей „работе“ проявляют большое искусство. Вся труппа пользуется большим успехом, но наибольший успех выпадает на долю японки--Гейши.
Кроме японцев, сольным номером циркового репертуара является выход клоунов-комиков Эйжена и Лепома. Эйжен своей мимикой, ужимками, комичной фигурой и одеянием прямо-таки чарует публику, вызывая непрерывный гомерический смех.

Германия.

Сообщение германского адмиралтейства.

КОПЕНГАГЕН, 5 (18), ХII. Германское адмиралтейство сообщает:
     «Частью нашего флота предпринята вылазка к восточному побережью Англии. 16-го декабря наш флот обстрелял укрепленные прибрежные города Скарборо и Хартльпуль. Подробности о дальнейшем развитии экспедиции еще не могут быть опубликованы».

Ликование в Берлине.

КОПЕНГАГЕН, 5 (18), XII. Известие о нападении немецкого флота на берега Англии встречено в Берлине общим ликованием. Город украсился флагами.
Газеты подчеркивают, что вождями немецкого флота как нельзя более удачно выбран момент для расплаты за фалькландское поражение, а также для того, чтобы доказать, что германский флот сохраняет за собой инициативу и способность к активным операциям.
     — Германские суда сумели избежать английских мин, сумели обмануть бдительность сторожевых судов, сумели пригрозить английским городам кулаком, закованным в железо.

Утро (Харьк.)

Премии прислуге.

В городском управлении имеется капитал в 5500 руб., пожертвованный Е. С. Гордиенко. Из %% на капитал составляется 8 премий, которые выдаются перед праздником Рождества прислуге. Правом получения премии пользуются прослужившие в Харькове на одном месте не менее 20 л., при чем хозяева должны дать им одобрительный отзыв. В текущем году премии будут выданы: Хомуткиной, Любченко, Косуковой, Козыревой, Селину, Рябченковой, Кривошеевой и Казулиной.

Южная Мысль (Одесса)

Внук Пушкина.

В одной из прусских гвардейских кавалерийских частей, действующих в настоящее время на русском фронте, служит ротмистр ландвера граф Георг-Николай Меренберг. Граф Меренберг (род. в 1874 г.) — родной внук нашего великого Пушкина. Он — единственный сын дочери Пушкина, Наталии Александровны, в первом браке Дубельт, и принца Николая-Вильгельма Наусского. Несколько лет назад граф Меренберг, как племянник скончавшегося без мужского потомства великого герцога Люксембургского Адольфа и единственный мужской представитель. Нассауского владетельного дома, выступил претендентом на люксембургскую корону, но, в виду его происхождения от морганатического брака, внук царя поэзии был отстранен, — здесь большую роль сыграло решающее слово Вильгельма II - и должен был подписать отказ от своих прав, за что получил многомиллионное денежное вознаграждение, a трон Люксембурга перешел в женскую линию правящей династии и достался дочери великого герцога Адольфа, Марии.
Рассказывают, что призванный из ландвера в действительную службу граф Меренберт добивался зачисления в армию, действующую против Франции, но, в виду его люксембургских связей, это было признано неудобным, и внуку Пушкина приходятся участвовать в кампании против русоких. Женат граф Меренберг также на русской, светлейшей кияжне Ольге Ал. Юрьевской, дочери св. княгини Е. М. Юрьевской, рожденной Долгорукой; от этого брака есть сын и дочь— граф Георг-Михаил (род. в 1897 г.) и графиня Ольга-Екатерина-Адда (род. в 1898 г.), правнуки нашего поэта. Родная сестра графа Меренберга, графиня София де-Торби (род. в 1868 году), замужем за весьма высокопоставленной русской особою, постоянно проживающей в Англии. Их дочь, также носящая титул графиня де-Торби, правнучка Пушкина, считается одною из красивейших представительниц лондонского большого света; она состоит в тесной дружбе с германской кронпринцессой Цецилией, которая ей приходится двоюродной сестрою, и которая, как известно, не раз пыталась заступаться перед своим тестем за русских, застигнутых войною в Германии.

ОСВОБОЖДЕНИЕ «МИШКИ AMЕРИКАНЦА».

Судебное следствие по делу кражи 40800 руб. у помещика А.Бишлера в вагоне поезда закончилось. Суд. следователь 14 уч. несколько часов допрашивал «знаменитость» Мирочника. «Яшка Американец» упорно продолжает отрицать свое участие в краже у Г. А. Бишлера.
За недоказанностью улик суд. следователь 14 уч. постановил освободить Морочника из под стражи. Тем не менее международный вор продолжает находится под арестом. Дело в том, что когда его арестовали, Морочник предъявил паспорт на имя Рейфа. Паспорт оказался подложным. «Яшка Американец» в этом сознался. Он обвиняется в проживательстве по подложному документу.