23 (10) декабря 1914 года

Вечернее Время

МОСКОВСКОЕ УТРО.

(По телефону).

10 декабря.

Сбор для Бельгии и Польши.

Закончился подсчет однодневного сбора в пользу пострадавшего населения Бельгии и Польши. Всего в итоге оказалось 60,998 руб., кроме того поступило пожертвований по квитанциям около 14,000 руб. Половина сбора будет передана Польше, а другая Бельгии.

Кавказские апельсины и лимоны.

По Московско-Казанской жел. дороге доставлены в Москву четыре вагона кавказских апельсинов, мандаринов и лимонов. Доставка эта сделана в виде опыта сухумским садовладельцем Смецким с целью ознакомлены русского общества с кавказскими фруктами, которые в количестве 4,000 пудов собраны им с площади сада в пять десятин. Три вагона предназначены для Москвы, где фрукты поступят в продажу, а один вагон будет отправлен в Петроград. По отзывам специалистов, фрукты прибыли в самом хорошем состоянии.

Военнопленные грабители.

В лесную сторожку имения С.Т.Морозова при селе Успенском, Звенигородского уезда, во время отсутствия сторожа ворвались двое грабителей, плохо говоривших по-русски. Набросившись на 70-летнюю старуху, жену сторожа Григорьеву, они связали ее, все перерыли в сторожке, захватили найденные ими 142 руб., взяли теплую одежду в ушли. Крестьяне села Успенскаго говорят, что несколько дней назад они видели в лесу каких-то бродяг, одетых не по-русски, но задержать их не могли, так как те ушли в глубь леса. На место происшествия из Москвы был вызван околоточный надзиратель Дмитриев с полицейской собакой-ищейкой Трефом, которая пошла в лесу по следу и за ней шли вооружённые стражники, но грабители еще не найдены.

Погода.

Пасмурно, 4 град, мороза.

Голос Москвы

Карандашом.

На только что закрывшемся базаре все было полно войною.
В солдатские костюмы были наряжены дамы и барышни, шла стрельба из пушки, которой, кстати сказать, стало совестно и она в первый же день сломалась; продавали „счастливые патроны", устроили даже ставку главнокомандующего.
Цель базара более чем симпатична, но делать развлечение из таких вещей, как война, где люди проливают кровь за достоинство и счастье родины, где решается судьба всего мира, немного рискованно.

Подрастающее поколение увлекается лыжным спортом.
Каждую субботу отправляются куда-нибудь за Москву с «ночевкой».
Делают переходы по тридцати и более верст.
А однажды компания лыжников побила рекорд и пришла в один день из Павловского посада, что составило около 75 верст.

Око.

Кубанская Копейка (Екатеринодар)

Г. Екатеринодар.

(день местной жизни)

„Сиклитары" и „облакаты”.

Казачка Анастасия Сотникова возбудила перед председателем Екатеринодарского окружного суда. Интересное дело в 6ытовом отношении.
В сентябре этого года она имела дело—тяжбу в окружном суде. По выходе, однажды, из суда, она столкнулась с садовником при суде. Сторожъ—садовник, узнав, что Сотникова имеет „дело“, посоветовал ей обратиться за советом к „самому главному сиклитарю“ и вскоре познакомил ее с ним, оказавшимся не „секретарем”, а обыкновенным ходатаем по судебным делам N. Последний в свою очередь порекомендовал Сотниковой „местного Плеваку“--выражение N,—присяжного пов. Ф., которому Сотникова и передала свое дело в виде различных документов. Прошло много времени, а Сотникова о деле ничего не могла узнать ни от N., ни от Ф., как и получить обратно документы. Сотникова возбудила перед председателем окружного суда ходатайство о предупреждении наивных людей от ловко расставленных у самого входа в окружный суд сетей--в лице сторожа, N. и Ф., „совместно”, по словам Сотниковой, „обдувающих публику”.

От штаба кавказской армии.

На ванском направлении 7 декабря шли бои, окончившиеся поражением турок, которые понесли большие потери убитыми и ранеными.
При преследовании противника нами взято и орудие с пятьюстами снарядов.
На сарыкамышском направлении незначительные столкновения.

От главного управления генерального штаба.

В виду широко распространяемых в последние дни в Германии и Австро-Венгрии злостных сведений о состоянии наших армий и их стратегическом положении, главное управление генерального штаба считает своей обязанностью предупредить русское общество о полной предвзятости и неверности распространяемых во враждебной нам прессе сведений, касающихся наших вооруженных сил. Переход наших армий на более сокращенный фронт является результатом свободного решения соответствующего военного начальства и представляется естественным в виду сосредоточения против нас германцами весьма значительных сил. Кроме того, принятым решением достигаются и другие преимущества, о коих по военным соображениям, к сожалению, не представляется пока возможным дать разъяснения обществу.

Около войны.

(Сведения газет).

— Министерство путей сообщения распорядилось о внеочередной отправке махорки на все станции района военных действий.
     — 20.000 бедуинов окружили Фец и осаждают крепость.
Французы стягивают к Фецу артиллерийские части.
     — Шведский торговый пароход „Людвиг Пейрон“, ушедший из Лондона в Стокгольм, захвачен немецким крейсером.
     — Из Скутари телеграфируют, что мусульманами северной Албании объявлена священная война против Сербии и Черногории.
     — Английские миноносцы установили абсолютную блокаду всего бельгийского побережья около Антверпена. Благодаря этому, немецкие подводные лодки, запертые в устье Шельды, обречены на полное бездействие.
     — «Речи» телеграфируют из Копенгагена: В Берлине правая печать усиленно пропагандируем идею сепаратного мира с одной из воюющих держав.

ПЕРЕВОД ФАБРИК.

Из Бердянска „У.“ сообщают: В печати в последнее время появились слухи о том, что некоторые лодзинские фабриканты намерены перевести свои фабрики в южные города России.
Бердянское городское управление, продолжающ. еще мечтать о возрождении коммерческого значения Бердянска, решило использовать этот случай.
На-днях оно обратилось с запросом к некоторым владельцам лодзинских фабрик о возможности перевода этих фабрик в Бердянск.
Как утверждают знатоки лодзинского фабричного производства, Бердянск является вполне удобным и подходящим пунктом для функционирования этих фабрик.

Государь Император в Москве произвел смотр молодым солдатам. Затем Государь Император и Государыня Императрица посетили госпитали, распределительный пункт и поезд имени Ее Ьеличества.
     Все атаки Немцев на левом берегу Вислы и в районе левого берега реки Пилицы были отражены и лишь на небольших участках наши войска отошли к востоку для занятия более выгодных позиций.
     В районе Закржева переправившиеся через Бзуру Немцы были сброшены в реку, потеряв массу убитых и 9 пулеметов, взятых нами.
     Австрийский отряд, перешедший р. Ниду, был прижать к реке нашими войсками и сдался в плен.
     В Галиции близ Рыглице атакованная нашими войсками австрийская дивизия бежала, также бежала и другая дивизия, атакованная в штыки близ Иодлева.
     Попытки перемышльского гарнизона произвести вылазку были отражены.
     Наш миноносец в районе Хопы обстрелял турецкие войска и потопил 4 груженых фелюги.
     На Ванском направлении наши войска продолжают теснить Турок.
     От р. Лиса до р. Эна Французы закончили занятие первой линии германских траншей.
     Французская тяжелая артиллерия к северу от Кернуэ разрушила германские траншеи и сбила 2 орудия.
     В Аргоннах Французы продвинулись вперед и захватили 1,200 метров неприятельских траншей. Также между Аргоннами и Маасом Французы продвинулись вперед на всем фронте.
     Союзники продвинулись вперед по всей линии к северо-западу от Ипpa.
     Британские войска завладели большею частью ранее уступленных траншей. Французские войска отбили все атаки у Лигона, заняли неприятельские траншеи к югу от Нуайона и продвинулись вперед в Сен-Марском лесу. Во французской палате депутатов прочтена министерская декларация о положении, созданном войной.
     Партия французских социалистов единогласно постановила голосовать за военные кредиты.
     По случаю чествования итальянского патриота Оберданка во многих городах Италии произошли враждебные Австрии демонстрации.
     Эссад-паша указал сенату на опасность для Албании нарушения нейтралитета и выступления против Сербии. Против поддерживаемых Австрией албанских банд Эссад-паша выслал военные экспедиции.

Официальное сообщение французского правительства.

ПАРИЖ, 8 декабря. Официальное сообщение от 8 декабря, 11 часов веч., гласит:
     «Британские войска, предприняв атаку, к утру завладели большею частью ранее уступленных траншей. У Лигона (Lihons) неприятель произвел последовательно четыре атаки, пытаясь захватить траншеи, который мы перед этим заняли в этом районе; все эти атаки были отбиты. Мы атаковали неприятельские траншеи к северо-западу от Пюисалэна (Puisaleine) и к югу от Нуайона и заняли первую линию их. Кроме того мы продвинулись вперед в Сен-Марском (Saint Mard) лесу. Никаких других сведений о каких, либо существенных военных операциях за истекшие сутки не получено». (Аг. Гаваса). (ПТА.).

Петроградский Листок

Батумские апельсины.

Отсутствие привоза в Россию из Италии апельсинов и мандаринов сослужило большую службу в смысле ознакомления русской публики с нашими отечественными апельсинами. Из Батума и вообще с кавказского побережья прибыла большая партия апельсинов и мандаринов, при чем последние из садов Нового Афона. Будучи несколько бледноватого цвета фрукты, эти не уступают по сочности и вкусу итальянским.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Грабеж, перестрелка и задержание грабителей.

На днях в г. Мариуполе в пекарню Каммер-оглы, находящуюся на Морской ул., ворвались 4 неизвестных злоумышленника, из коих у одного лицо было завязано платком и крикнув „руки вверх“, произвели несколько револьверных выстрелов по находящимся в пекарне рабочим и самому хозяину, подскочили к кассе, отняли 150 р. и скрылись. Тотчас же к розыску грабителей была поставлена на ноги вся полиция. Разыскивая бандитов, полиция поздно ночью зашла во двор некоего Оберемок, где из одной квартиры выбежал неизвестный, впоследствии уже оказавшийся известным бандитом—каторжником, бежавшим от военного конвоя Я. Коробским, который, произведя в чинов полиции три револьверных выстрела, скрылся в темноте. В квартире, откуда выбежал Коробский был задержан В. Миронов, который сознался в ограблении пекарни и выдал всех участников грабежа. В ту же ночь полицией были задержаны остальные два грабителя — Воинов и Литенко, из коих последний тоже сознался в грабеже.
Разыскивая скрывшегося Коробского, полиция получила сведения, что он скрылся в Бердянске. Немедленно туда командированы были знавшие в лицо Коробского, чины полиции, которые 2 декабря заметили на улице Коробского в сопровождении каких-то трех неизвестных. Шедший навстречу Коробскому околоточный надзиратель Львов неожиданным толчком сбил с ног разбойника; на помощь надзирателю подоспели чины бердянской полиции; в это время раздалось несколько револьверных выстрелов: это Коробский, сопротивляясь, стрелял в чинов полиции, причем одним из выстрелов легко ранил городового, но тут же сам был ранен и отвезен в тюрьму.
—МП—

Русские Ведомости (Москва)

Повышение цен на молоко.

Товарищество сельских хозяев московскою района возбудило ходатайство о повышении цен на молоко, устанавливаемых публикуемыми справочными ценами. Московский градоначальник сочувственно отнесся к этому ходатайству и передал его вы городскую санитарную комиссию для выработки мер к более строгому санитарному надзору за качеством молока.

Немецкие „голуби".

ЛОНДОН, 9 (22), XII. «Times» сообщает, что в среду два германских аэроплана пролетал над Дюнкерком, но на этот раз они не бросали бомб. Напротив, они прилетали с поручениями, носившими чисто-примирительный характер.
С одного из этих аэропланов был сброшен мешочек с письмом одного немецкого генерала, в котором он обращается к французским военным властям с просьбой помочь ему разыскать тело его сына, убитого недавно в бою под Суассоном.
С другого аэроплана было также сброшено письмо с известиями об одном французском авиаторе, недавно взятом в плен немцами, а также с пожеланием всем французским авиаторам счастливо встретить и провести праздник Рождества.

Утро (Харьк.)

Благодарность раненых и больных офицеров.

Офицеры, в лазарете №1 Южных дорог, поднесли фельдшеру лазарета Н.П.Месяцеву серебряный портсигар. Капитан К.К.Егунов от имени всех офицеров выразил Н.П.Месяцеву благодарность за уход и внимание, которые они постоянно имели за все время пребывания своего в лазарете.

Утро России

В.Г.Короленко о войне.

Корреспондента „Утра Юга“ навестил Короленко, проживающего теперь в Тулузе.
     -Я не удержался, - рассказывает корреспондент, чтобы не спросить В. Г. Короленко об его отношении к современной войне. Конечно, В. Г. Короленко относится к войне, во имя чего бы она не велась, совершенно отрицательно. Война есть, прежде всего, бедствие, и в этом ее главное осуждение. Но, с другой стороны, нельзя отрицать того, что война против прусского милитаризма популярна. Современная мировая война — народная война, и в особенности в России, где все русское общество положило все свои силы на борьбу.
В необыкновенном воодушевлении, охватившем русское общество, не чувствуется зоологического, дикого шовинизма, не чувствуется реакции. Объективно анализируя общественное настроение, можно притти к выводу, что все изменится к лучшему... Разрешение наших внутренних вопросов пойдет легче, благодаря уничтожению германского экономического гнета, который был в то же время и гнетом политическим...

Южная Мысль (Одесса)

Палестина.

В виду тревожных слухов, идущих из Палестины, в последние дни в местное итальянское консульство многие проживающие в Одессе и в других городах юга, обращаются с запросами о выяснении участи своих близких, но до сих пор консульство не имеет никаких сведений из Турции. От первоначальной мысли отправить застрявшим в Турции русско-подданным деньги и корреспонденцию пришлось отказаться из-за опасения, что турки, нуждаясь в деньгах, могут задержать гонца и конфисковать деньги. После этого консул обратился в соответствующие инстанции с запросом, как придти на помощь русским, застрявшим в Турции, но до сих пор ответа не последовало. Последнее обстоятельство и заставляет консульство просит близких и родных, ходатайствующих о помощи и покровительстве задержанным, пока обращаться в министерство иностранных дел. Все таки есть надежда, что способ сношений с задержанными в Турции будет в скором будущем выработан министерством иностранных дел.