26 (13) декабря 1914 года

Голос Москвы

Бенефис А. Дурова.

Вчера в цирке Саламонского с большим успехом прошел бенефис Анатолия Дурова. Бенефициант по своему обыкновению был очень остроумен и много смешил публику своими злободневными рассказами.
Программа для бенефиса была составлена очень интересно и разнообразно. Наибольшим успехом продолжают пользоваться негритянка Тексас Хетти и акробатические танцы в исполнении Мюзгет и Максли.
Публики много.

Кинотеатр.

Одной из московских кинематографических фирм закончена съемкой картина „Потопъ“ по Генриху Сенкевичу. В постановке вполне сохранен стиль дух этого произведения Сенкевича.
     — В скором времени предстоить выпуск картины „Руслан и Людмила” по Пушкину.
Постановка „Руслана и Людмилы” — очень богатый материал дла кинематографа. Все сцены, не поддающиеся воплощению в опере, как-то бой в воздухе Руслана с Черномором, бой Руслана с головой и др., выполнены очень хорошо.
     — Одной из кинематографических фирм приобретено монопольно на всю Россию последнее изобретение в области кинематографии — „Синеманатюр-, т.-е., аппарат, позволяющий снимать все в натуральных красках.
На-днях состоится первая демонстрация этого аппарата для представителей прессы.

Кубанская Копейка (Екатеринодар)

Армавир.

Есть люди, которые никогда ни с чьим положением не считаются, лишь бы было только им хорошо и удобно.
К таким людям, несомненно, принадлежать и заправилы нашего общественного собрания.
Чтобы не быть голословным докажу фактом. Большое, хорошо оборудованное здание нашего общественного собрания имеет массу уютных комнат, но лучшие из них отведены под карточные игры. Конечно это дело чисто клубское, так сказать, семейное и касаться распределения комнат никто не вправе.
Но вот возникает у нас симпатичный женский кружок для изготовления белья и теплых вещей для наших солдат.
Потребовалось помещение.
Обратились к заправилам общественного собрания с просьбой отвести хотя бы одну из комнат клуба для этой цели.
И заправилы снизошли к просьбе дамского кружка и отвели женскому кружку комнату на... чердаке!
Буквально под самой крышей, к тому же на столько тесную, и темную, что она скорее походит на чулан, чем на комнату.
И в этом помещении, увы, приходится работать дамам долгие часы.
Неужели не стыдно клубским заправилам так явно игнорировать святую и великую общественную задачу дамского кружка в угоду лиц, постыдно убивающих время за картами?

Местный.

(Петр. Тел. Агентства)
Из вечернего выпуска.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

На Бзуре, у Господского Двора Жукова (в пяти верстах ниже Сохачева) в ночь на 10 декабря довольно значительный силы немцев, переправившиеся на правый берег реки, были наголову разбиты нашими войсками. Один из немецких полков почти совершенно уничтожен, потеряв пять пулеметов и оставив нам пленными 5 офицеров и 515 нижних чинов. В ту же ночь и в течение всего 10 декабря немцы произвели ряд энергичных атак в районе Болимова, но всюду были отбиты огнем и контр-атаками наших войск. На берегах Пилицы, в районе Иновлодзя и ниже этого пункта, продолжались весьма упорные бои; при чем 10 декабря нам удалось отбросить немцев, перешедших ранее на правый берег реки.
На Ниде 9 и 10 декабря бои шли по всему фронту и отличались особым упорством на нижнем течении ее, между Вислицой и Нижним Корчиным. За оба эти дня нами в этом районе взято в плен на участке севернее Пинчова 57 офицеров и свыше 4000 нижних чинов, южнее Пинчова —7 офицеров и до 600 нижних чинов.
К югу от Вислы успех наших действий за предыдущее дни продолжал развиваться, при чем нами вновь взято в плен до 1500 нижних чинов.
В Восточной Пруссии, под Перемышлем и на Карпатах — без существенных перемен.

От штаба кавказской армии.

На ольтинском направлении бои развиваются.
На сарыкамышском направлении наши войска, перейдя в наступление, сбили передовые части турок на всем фронте.
На ванском направлении противник после упорного сопротивления, понеся значительные потери, отступил на, линию Сарай—Ассурли.
ПЕТРОГРАД, 11 декабря. Выясняются лихие действия наших сибирских стрелков, в течение трех ночей подряд, с 6 по 8 декабря, нанесших жестокие поражения немецким войскам, пытавшимся переправляться через Бзуру, на участке ее между впадением реки Равки и Сохачевым. В первую ночь были почти совершенно уничтожены семь батальонов, принадлежавших большею частью к полевой вюртембергской дивизии, незадолго перед тем перевезенной на наш фронт из Франции и укомплектованной до полного состава. В ночь на 7 декабря подобная участь постигла две роты, переправившиеся в течение 6 декабря по пешеходному мостику близ устья реки Писи.

Около войны.

(Сведения газет).

Окончательно подтверждено, что в Измите вместе с «Гебеном» находится крейсер «Гамидие», наскочивший на-днях на собственную мину у входа в Босфор.При этом он получил в подводной части настолько серьезные повреждения, что туркам едва-ли удастся исправить его в короткий срок.
     — Константинопольские власти, убежденные в том, что в городе есть станция беспроволочного телеграфа, сносящаяся с англо-французской эскадрой, блокирующей Дарданеллы, объявили награду тому, кто ее откроет. В поисках станции — перерыт весь Константинополь. Произведены обыски у некоторых сановников, игравших при Абдул-Гамиде крупную роль. Турки намеревались обыскать американские колледжи, но не решились.
    — «Новому Времени" телеграфируют, что согласно сообщению английских газет, весьма большой опасности подвергаются все благотворительные христианские учреждения, существующие в Иерусалиме. Ответственность, конечно, падает на немцев, но генерал Сандерс заранее заявил, что он чего не может сделать для защиты Иерусалима, так как не располагает надлежащими силами, если ему не будут немедленно присланы 15.000 отборного войска, специально для Палестины.
(„У.”)
    - В Германии замечается сильное истощение съестных припасов, и теперь видят спасение только в бережливости. После того, как правительство сделало все от него зависящее, чтобы вынудить город к необходимой бережливости, об этом заговорили и ученые. Известные политико-экономы Вайнер и Шмолер, физиолог Рубнер и др. выпустили инспирированный правительством призыв к населению.
Немецкие ученые говорят:
     «Англия отрезала нас от всего мира и прекратила подвоз съестных припасов и сырого материала. Английское правительство затягивает войну для того, чтобы до нового урожая заставить нас голодать и принудить к заключению позорного мира. Мы все, оставшиеся дома, не должны забывать этого и, по возможности, беречь запасы, вести самый скромный образ жизни и экономить, что только возможно».
Это воззвание в миллионах экземпляров расклеено среди населения.
(„У.”).
     — Германская главная квартира подготавливает общественное мнение Германца к значительным событиям на западном фронте. Между прочим, был опубликован как будто бы, перехваченный, приказ по армии генералиссимуса Жоффра:
     „Солдаты! Вот уже три месяца, как неприятель не в cocтоянии прорвать нашей армии, идущей победоносно против врага.
Настало время воспользоваться ослаблением врага, в то время как мы усилены резервами.
Пробил час наступления, и мы должны опрокинуть врага и освободить Францию.
Солдаты! Помните: теперь более чем когда-либо, - Франция рассчитывает на вашу энергию.
Мы победим во что бы то ни стало!
Вы победили на Марне, на Изере, в Лотарингии и в Вогезах.
Вы сумеете добиться и последнего торжества!”
     — Из Бухареста телеграфируют, что в ответ на провозглашение Англией протектората над Египтом, Германия официально объявит об аннексии Бельгии.
(„У.”)
     — Английский адмирал, не пожелавший, чтобы его имя было названо в печати, в беседе с одним из русских корреспондентов, относительно операцией в водах Малой Азии, сообщил следующее:
Английский флот ограничивается весьма сильной блокадой всего побережья и особенно выхода из пролива, препятствуя неприятелю воспользоваться превосходными военными дорогами Рас-эль-Гаин-Александрия. Идущие вдоль морского берега, эти дороги имеют особо большое значение для операций в Египте, так как другой дороги, ведущей из Сирии в Великую пустыню, нет.
Что касается защиты Суэцкого канала, большими и малыми судами, они вполне достаточны, чтобы отбить все атаки турок, не имеющих тяжелой артиллерии. Во всяком случае, все известия, что гаваням грозит какая-нибудь опасность, преувеличены.
(„У.”)
     — Из Копенгагена телеграфируют, что неожиданный отъезд императора Вильгельма в главную военную квартиру и распространившиеся в последние дни слухи о возможности прорыва союзниками линии нa западном фронте чрезвычайно обострили общее тревожное положение в Берлине.
Многочисленная толпа собралась перед зданием генерального штаба в ожидании полуденного бюллетеня. Толпа по приглашению полиции разошлась в подавленном молчании после того, как над зданием штаба появится аншлаг с известием о том, что очередной бюллетень будет опубликован лишь вечером, так как бурное состояние погоды замедлило телеграфные сношения с главной квартирой.
(„У.”)
     — Известная кинематографическая фирма „Пате” возбудили перед русским правительством ходатайство о допущении на русский театр военных действий ее корреспондентов-фотографов. В этом ходатайстве отказано, так как монополия на кинематографические снимки была предоставлена Скобелевскому комитету о раненых с целью увеличения его средств.
Тогда фирма. „Пате” направила свое ходатайство через дипломатический корпус, который посмотрел на это дело иначе и признал, что для опровержения лживых наветов, к которым прибегает германская дипломатия в Америке следует допустить фотографов фирмы „Пате”.

«ПО ПРИМЕРУ КРОНПРИНЦА».

Государь Император и Государыня Императрица с Августейшей изволили отбыть из Москвы.
    Атаки Германцев на участке Сохачев – Болимов отбиты нашими войсками.
     Продолжаются бои па реке Пилице.
    В предгорьях Карпат два наших пехотных полка переправились через реку Ясиолку и взяли в плен 4 офицеров и 150 нижних чинов.
    Турецкие войска, начавшие наступать в районе Дутаха, были отражены и отступили.
    На фронте от р. Лиса до моря союзники продвинулись сапами до дюн и отбили атаки Германцев у Ломбартзейде.
     В районе р. Эна зуавы отбили несколько германских атак.
    К северо-западу от Мениль-лэ-Юрлю Французы захватили линию германских траншей и продвинулись вперед в Грюрийском лесу. В Апремонском лесу французская артиллерия уничтожила несколько траншей.
    У Ла-Буасселя французские войска немного продвинулись вперед. Атака у Траси-ле-Валя против Сен-Марскаго леса отбита. Французы удержали и укрепили местность близ Лонуа в Бан-де-Санте.
    Германский летчик сбросил бомбу надъ Дувром.
    Между Сербией, Грецией и Румынией происходят переговоры о выступлении в Софии. (С. т.).
    Французская партия социалистов опубликовала декларацию, в которой выражает уверенность в победе и в том, что страна сражается зa право и свободу. Нижняя палата японскоаго парламента отклонила законопроект о сформировании двух дивизий. Парламента распуцин.
     Уволен в отставку генерал Потиорек.
     Главнокомандующим австрийской балканской армией назначен эрцгерцог Евгений.

ПОСЛѢДНIЯ ИЗВѢСТIЯ

Немецкие звери.

Газета «Daily Graphic» поместила следующую выдержку из письма английского капрала: «Мне с моим отрядом приказано было взять расположенный в конце деревни дом. Наша задача затруднялась тем, что в дверях дома стояла женщина, из-за которой торчал германский штык, а в окне, из которого стрелял пулемет, держали трехлетнюю девочку. Мы взяли дом и нашли эту маленькую девочку пришпиленною саблею к оконной раме. Из 24 Немцев, которых мы нашли в погребе, мы ни одного не взяли в плен».

Бунт ландштурма.

Имеются сведения, что в Антверневе около сотки германских офицеров ландштурма, получив приказ отправиться на поле сражения на Изере, категорически отказались повиноваться, заявив, что они находятся в Бельгии, чтобы нести гарнизонную службу в городах, а не за тем, чтобы драться; если же регулярная армия так ослаблена, то пусть Германия заключит мир.
По распоряжению высшего начальства, все эти офицеры немедленно были отправлены в Кельн; вместе с тем было приказано сменить весь состав гарнизонов Брюсселя, Антверпена и Малина. Ландштурмисты из этих городов были отправлены в Германию и заменены баварским ландвером.

Петроградский Листок

Футуристы и война.

Вчера, 12-го Декабря, в зале Петровского училища состоялся футуристический вечер, посвященный войне.
Первым выступил Виктор Ховен, прочитавший доклад на тему «Футуризм и война».
Современные мировые события. по словам докладчика, побудили и футуристов выяснить свое отношение к ним и публично заявить свои убеждения и мысли о переживаемом моменте.
Открещиваясь от кубо-футуристов, этих крикливых кривляк, потерявших смысл жизни, поэты, устроители поэзо-вечера решили, невзирая на переживаемые родиной события, проведывать чистое без всякой тенденциозной и патриотической окраски искусство для искусства.
Еще два года тому назад, когда известный идеолог футуризма, итальянский поэт Маринетти, в своем манифесте открыто заявлял о необходимости мировой войны, как единственной гигиены погрязнувшего в мелочах жизни человееского духа, требовал во имя якобы лучшего будущего разрушения всех памятников культуры, русские новаторы искусства, кроме кубо-футуристов отшатнулись от такого «пророка». Прусский солдат, вандальски уничтоживший сокровищницы Лувена, разрушивший Реймский собор, истый, по мнению докладчика, последователь поэта-поджигателя, который во имя обновления культуры может оправдать и бронированный кулак и разгильдяйство пьяных немецких лейтенантов, насилующих женщин и губящих детей.
Эго-футуристы, по заявлению докладчика, хотя жаждут лучшего будущего, но не в разрушении, а в созидании они видят смысл жизни.
В заключении поэзо-вечера прочли свои стихотворения Игорь Северянин, Дмитрий Крючков, Борис Богомолов, Андрей Виноградов, Александр Толмачев.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Еще о „личном aдьютaнте генер. Рaдко-Дмитриева”.

Как у нас сообщалось, в Ек-ве чинами сыскного отделения задержан сын местного домовладельца, бывший артист М. Венгеров, который, по полученным сведениям, в г. Пензе выдавал себя за корнета гусарского полка князя Гагарина, личного адъютанта генерала Радко-Дмитриева. При задержанном нашли удостоверение о командировке его в Харьков для закупки теплых вещей для армии. М. Венгеров сознался, что это удостоверенье он сам сфабриковал.
Характерная подробность.
В Харькове Венгеров также щеголял в форме гусарского корнета, но называл себя не князем Гагариным, как в Пензе, а корнетом Венгеровым. На вопрос, зачем он это сделал, он ответил:
     — Хотел похвастать... Там знакомые...
Приехал М. Венгеров в Харьков после пензенской „работы“. Успел ли он там, имея в руках подложное удостоверение о командировке для закупки вещей, обмануть кого-нибудь с корыстной целью, - еще не выяснено.
Имеются также сведения, что М. Венгеров, кроме того, был и в Николаеве, где носил форму прапорщика артиллерии. Пока известно, что он в этом городе в одном магазине взял „маузер» и скрылся, не заплатив за него. Поплатился ли там и еще кто-нибудь за излишнее доверие к „прапорщику артиллерии" пока не выяснено.
Производится дознание. —ъ—

Отравление денатурированным спиртом и одеколоном.

Вчера в д. Цонина, в Даевом пер., кр. П.Я.Калашников, опохмелившись денатурированным спиртом, скончался. Пивший вместе с ним денатурированный спирт кр. Осипов заболел с признаками отравления и отправлен в Басманную больницу.
     - Живший в д. Бахрушина, в Кривом пер., кр. И.Е.Аксютин выпил значительное количество одеколона и спустя несколько часов скончался. По заключению врача, смерть последовала от отравления одеколоном.

Утро России

Алкоголь - нe лекарство.

Вчера в заседании общества русских врачей проф. С. И. Чирвинский сделал интересный доклад: «Значение алкоголя, как лекарства».
Докладчик подробно сообщил о времени появления в медицине алкоголя, как лекарства, указав, что весьма важным средством для возбуждения деятельности сердца считался алкоголь английской медициной. Но и в Англии, а также в Америке, со средины прошлого столетия стали раздаваться голоса против алкоголя. Целым рядом опытов было доказано, что алкоголь парализует протоплазму, ослабляет организм и т. д.
Проф. Чирвинский привел много случаев из собственной практики, когда ему приходилось наблюдать ослабление мозговой и дыхательной деятельности и падение пульса от алкоголя. В заключение С. И. Чирвинский приходит к выводу, что алкоголь представляет собой только яд и должен быть совершенно исключен из лекарственных средств.