30 (17) декабря 1914 года

Голос Москвы

Крейсер «Аскольд».

ПЕТРОГРАД. Находившийся у берегов Сирии крейсер «Аскольд» 14 декабря подверг обстрелу турецкие войска у Эль-Ариша, к востоку от Порт-Саида. Находясь перед тем у берегов Сирии, крейсер отправил на берег для разведки паровой катер с гребной шлюпкой в место к югу от Тарабулла, причем произошла перестрелка между турецкими войсками и крейсером, который открыл по неприятелю огонь из судовых орудий.

(Тарабулла – порт, расположенный в северной части Ливана, по соседству с Бейрутом).

(Петр. Тел. Агентства).
(Из вечернего выпуска).

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Между нижней Вислой и Пилицей крупных боевых столкновений 14 декабря не происходило.
Частные атаки германцев повсюду отбиты.
Особенно большой урон понесли германцы при неуспешной для них атаке к юго-востоку от Скерневиц.
Между Пилицей и верхней Вислой неприятель перешел к обороне.
Наши войска взяли приступом селение Щипники, упорно оборонявшееся австрийцами, при чем левый берег Ниды окончательно очищен от неприятеля.
К югу от верхней Вислы, на фронте Опатовец — Биеч, боевые действия продолжают развиваться благоприятно для нас.
Всего за время с 5 по 13 декабря здесь нами взято в плен двести офицеров, 15000 нижних чинов и сорок пулеметов.
Отступление неприятеля в районе Дуклинских проходов и на путях от Лиско приобретает все более поспешный и беспорядочный характер.
За тринадцатое декабря взято в этом районе до 5000 пленных.
Неприятельская операция, связанная с переброской сил с ченстоховского направления на Карпаты, встреченная нашим контр-маневром, к четырнадцатому декабря окончательно завершилась для неприятеля неудачей.

От штаба кавказской армии.

На Ольтинском направлении наши войска, пройдя через реку Лayрси, остановили наступление значительных сил турок.
В районе Саракамыша боевые действия развиваются.
13 декабря в районе Дутаха наше наступление закончилось занятием линии Хамур—Агадаве—Иеткуда. Турки отступили, понеся значительные потери пленными.
На остальных фронтах без перемен.

ПЕТРОГРАД, 15 декабря. Наша разведочная партия, поднявшая на млавском направлены панику в районе германского бивуака и захватившая германскую гаубицу, находившуюся среди значительных сил неприятеля, действовала под командой подпрапорщиков Павла Шуляка и Ильи Мужайло.

Около войны.

(Сведения газет).

— Германцы постепенно начали расхищать все то, что было оставлено бельгийцами в Антверпена. Придравшись к тому, что над городом появились английские гидроаэропланы, немцы стали вывозить из Антверпена к даже из Брюсселя не разгромленные еще в конец произведения искусства. На дннх отвезена в Кельн знаменитая картина Ван-Дейка, изображающая „Диких людей”.
     — За последние десять дней у берегов Италии и Торрентских островов на море подобрано очень много английских касок. Несмотря на детальное исследование английского посольства и итальянских властей, до сих пор не удалось установить происхождения этих касок. Предполагают гибель принадлежащего компании „Ллойд” и зарегистрированного в Буэнос-Айресе парохода „Пеутенариа" со всем его экипажем, состоявшим из англичан. Об этом пароходе давно нет известий.
(„Ю.К.”)
     — За последние дни в Турцию из Румынии доставлен большой запас бензина.
     — Между Турцией и Соединенными Штатами — серьезные недоразумения. Военное американское судно прибыло в Бейрут, чтобы забрать английского и французского консулов и граждан воюющих с Турцией держав. Однако, турецкие власти воспротивились их отъезду.
Когда нескольким француженкам удалось пробраться на находившийся американский пароход «Виргилия», чернь напала на экипаж этого парохода и на пассажиров его.
Нападение это, конечно, было немедленно отбито, но скоро собралась еще большая толпа черни, снова напавшая на «Виргилию». Во время этого нападения был ранен капитан, офицер и несколько пассажиров «Виргилии». Угроза парохода бомбардировать город вынудила разбойников удалиться. Посол Соединенных Штатов в Константинополе заявил Порте энергичный протест и потребовал в ультимативной форм е полного удовлетворения.
(„У.”)
    — Президентом Юаншикаем, в качестве главнокомандующего армии и флота, одобрен доклад начальника генерального штаба Ли-юан-хуна о введении в Китае всеобщей воинской повинности с начала будущего года. Доклад этот будет подвергнут обсуждению вызванных с этой целью представителей провинциальных воинских частей.
     — По сообщению газеты „М. Хим.“, в турецких правящих кругах паника отчаяния. Константинополь обращен в лагерь. На случай беспорядков всюду патрули и стражники; местами стоят пулеметы. Дворец султана охраняется пушками. Министры боятся выходить на улицы. Начали появляться массы воззваний с заголовками: „Долой младотурок, войну“, „смерть предателям”.
     — Из Яффы телеграфируют, что турецкое правительств предписало евреям, русским подданным, покинуть Сирию и Палестину, дав на устройство дел 2-месячный срок.
(„Ю.К.”)
     — В Одессе получена телеграмма из Александрии за подписью видных общественных деятелей: „680 евреев, среди них и есть женщины и дети, внезапно высланные из Яффы, лишены средств и голодают. Несчастные просят помощи”.
     — Датские врачи предприняли энергичную кампанию в пользу бельгийских коллег.
В местном медицинском «Еженедельнике» помещена статья известного брюссельского профессора Якуба. Выясняется ужасное положение бельгийских врачей: Они, - пишет Якуб, - сочли своим долгом не бежать из страны, но остаться с разоренным народом. Они остались в разрушенных домах или выстроили себе шалаши, где спят на соломе. Их экономическое положение невыносимо; за свой: тяжелый труд они получают, как поденщики, гроши. Неделями они не видят хлеба, питаясь исключительно картофелем. Они ходят в рваной обуви, жены их одеты в лохмотья. Многие из них убиты или попали в плен. Около трех тысяч врачей совершенно разорены. Наступающая зима грозит еще большими бедствиями. Необходима немедленная помощь.

Германцы очистили окопы на правом берегу Бизуры, у селения Мистржевице, и отошли на левый берег.
     У Гумина неприятел выбит из захваченного окопа, при чем взяты пулеметы и пленные. При атаке германского редута к югу от Иновлодзя взяты три пулемета.
     Наши войска перешли Нижнюю Ниду и овладели приступом сильно укрепленных селениями, при чем взято 40 австрийских офицеров и 1,700 нижних чинов.
     В Западной Галиции русские войска продвинулись вперед и оттеснили неприятеля с фронта Громнике — Горлице - Яслиска, при чем захвачено много орудий и пулеметов.
     На Ольтинском направлении наши войска заняли Мерденек.
     У Саракамыша произошел упорный бой с неприятелем. На линии Сономер —- Хоросан был штыковыми контр-атаками отражен ряд атак Турок. Крейсер «Аскольд» подверг обстрелу 14 декабря турецкая войска у Эль- Ариша, к востоку от Порт-Саида.
     Английский пароход «Gem» наскочил на мину в Северном море и потонул. Спасены двое.
     Германский цеппелин, появившийся над Ньюпортом, был сбит.
     Черногорцы отразили нападете Австрийцев на герцеговинскую армию.
     Королевич Александр сербский посетил австрийских пленных офицеров, которым была предоставлена возможность отпраздновать Рождество Христово.
     Саксонские каменноугольные копи повысили цены на уголь.
     Турецкое правительство просило американского посла в Царьграде разрешить крейсеру «Tennessi» доставать беглецов из Яффы в Александрию.
     В Бухаресте состоялась перемена в составе комитета, в который вошли таке-Ионеску и Лукатци,
     Скончался член Г. Совета А. А. Арсеньев.

Елка для Немцев.

«Сар. Лист.» передает, что в одном из земских лазаретов Саратовской губернии для пленных Немцев в день Рождества по новому стилю была устроена елка. Немцы были хозяевами, a pyccкиe солдаты — гостями. Были устроены елки в некоторых городских лазаретах города Саратова, как, например, в лазаретах 5 и 9 городских училищ. Зажигались свечи, раздавались подарки—конфекты, папиросы и яблоки...
Уместно ли?
Затем, как видно из сообщения той же газеты, в саратовские земские лазареты, лучше других оборудованные, почему-то помещаются исключительно Немцы и Австрийцы. Этот факт на заседании саратовского губернского комитета о раненых засвидетельствован проф. Разумовским и доктором Богуцким.
Неужели это делается только потому, что в Саратовской губернии сильно немецкое землевладение.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Каток на выставке.

Выставочный комитет сообщил губ. земской управе, что не встречает препятствий к устройству о-вом „Сокол” ледяного катка на пруде, находящемся на территории бывшей областной выставки. Что касается ходатайства об отводе „молочного павильона” для устройства буфета и теплого помещения для катающейся публики, то оно не может быть удовлетворено, так как этот павильон уже занять нижними чинами екат. отдела военно-конского запаса армии. —ъ—

ПО ГУБЕРНИИ. Бахмутский уезд.

Работы пленных австрийцев.

Прибывший в Юзовку на днях эшелон пленных австрийцев (300 человек), предположено использовать для постройки шоссе от станции „Юзово“ до пос. „Юзовки“.
Расстояние между этими пунктами 8 верст. К сооружению шоссе предположено приступить в ближайшем будущем.

Северокавказский Край (Ставрополь).

Наш край.

Сел. Казгулакское,

Благодар. уезда.

Школьники-солдату.

25 ноября, учащими местных училищ отосланы в земскую уездную управу три ящика табаку, спичек и папиросной бумаги, пожертвованных школьниками, при чем почти каждый из них принес и кисет «с припасом».
Нельзя не выразить им за это сердечного «спасибо»!

Желают пить.

23 ноября у нас состоялся сельский сход, на котором, к сожалению, было решено: «питейных заведений «нэ трэба закрывать»...
Любопытно, что несколько месяцев тому назад был постановлен приговор о закрытии всех питейных заведений и навсегда...
Полагаем, поэтому, что на ближайшем-же сходе казгулакцы отменят свое опрометчивое решение.

К. Гулакский.

Утро (Харьк.)

Наградных телефонистам не будет.

На-днях телефонисткам центральной телефонной станции было объявлено, что наградные, выдаваемый ежегодно к праздникам Рождества и Пасхи, в этом году выданы не будут. Причина этой невыдачи не объяснена. В прошлом году к празднику Рождества наградные выдали все же хотя части служащих, а в этом году их лишены уже все служащие.

Утро России

ПЕТРОГРАД, XII, 10. (ПТА). За минувшие сутки между нижним течением Вислы и Пилицы происходили лишь небольшие бои.
Германцы очистили окопы на правом берегу Бзуры у селения Мистржевица и отошли на левый названный берег.
На Равке наша тяжелая артиллерия успешно борется с многочисленными германскими батареями крупного калибра.
В районе Болимова чередовались наши и германские атаки, носившие частный характер. Неприятель, захватив наш окоп близ деревни Гумино, выбит из него контр-атакой, при чем нами взяты пулеметы и пленные.
Между Пилицей и Верхней Вислой в центре только артиллерийская перестрелка; на обоих же флангах мы продвигались вперед. При атаке германского редута к югу от Иновлодзя нами взято три пулемета.
Большой успех одержан нашими войсками, перешедшими Нижнюю Ниду и овладевшими приступом сильно укрепленными селениями Корчин и Сениславице. В этом бою мы взяли в плен 40 австрийских офицеров, до 1.700 нижних чинов и захватили три пулемета.
В Западной Галиции, несмотря на непролазную грязь, мы продвигались вперед и оттеснили неприятеля с фронта Громник — Горлице — Яслиска, при чем нами были захвачены орудия и много пулеметов.
Всего за первую половину декабря нами взято в плен свыше 50.000 австрийцев.

Южная Копейка (Киев).

„Водочный завод” и „малина”.

В доме № 6 по Бассейной улице, в квартире Е. Коренковой, чинами сыскной полиции, во время облавы на „лишаков», обнаружен тайный „водочный завод”.
Крепкий напиток приготовлялся из денатурированного спирта и, судя по количеству найденных четвертей, „дело“ было поставлено на широкую ногу. В той же квартире были задержаны давно разыскиваемые полицией Я. Завалковский и лишенный прав П. Свитыч. Хозяйка квартиры и „гости” задержаны.

Южная Мысль (Одесса)

«КОРОЛИ» В ТЮРЬМЕ.

Вчера суд. следователь 14 уч. производил допрос международного железнодорожноговора, «короля» воров «Мишки-Американца» - М.Морочника и его сообщника вора-домовладельца Нафтулу Якобзона, совершивших в поезде у помещика Г.Бишлера кражу 40.000 руб.
Допрос длился с 12 чac. дня до 2-х час. ночи.
Несмотря на имеющиеся в руках полиции улики, воры продолжают отрицать свое участие в краже у Г.Бишлера.
По распоряжению суд. следователя, сегодня, в 12 ч. дня, воров под конвоем отправили в тюрьму.
Выясняется, что недавно жертвами «короля» воров «Мишки-Американца» сделались крупный помещик Зозуля и николаевский купец г. Рыжковский.
У первого похитили несколько десятков тысяч рублей, а у второго — 18.000 руб.