01 января (19 декабря) 1915 года

Голос Москвы

В Германии.

Германские католические архиепископы и епископы разослали пастырское послание, в котором указывают, что главной задачей настоящей минуты является покаяние и искупление грехов. Теперешняя война для Германии – суд Божий, горе народу не желающему признать собственной вины. Нам не следует углубляться в долговые книги других народов, а заглянуть в собственную книгу.

В Москве получены следующие сведения.

Из Копенгагена сообщают, что немцы укрепили все бельгийское побережье к северу от Остенде и распределили на нем отряды ландштурмистов.

По сведениям из Копенгагена, немцы приказали населению Антверпена покинуть город. По слухам, германцы хотят сделать его опорным пунктом в случае очищения Бельгии. Форты Антверпена снабжены новыми пушками.

По слухам, идущим через Данию, на-днях английские летчики произвели нападение на Гамбург и брошенными бомбами причинили большие повреждения городу.

Вся французская печать поставила нa очередь вопрос о возможности участия японцев в европейской войне.
„Petit Journal," „Patrie," „Homme Enchaine" и другие газеты считают, что участие японцев вполне возможно и очень желательно.

Из Берлина сообщают, что на строение в Германии очень подавленное.
Прежний воинственный угар начинает исчезать и многие уже опасаются зa будущее.

Из Константинополя получены сведения, что содержавшийся в каземате французский подданный доктор найден повесившимся.

Из Германии сообщают, что Вильгельм старается по возможности сделать незаметным свой приезд в Берлин.
Император очень постарел и стал почти неузнаваем.

Супруга гвардии полковника.

Сотрудник „Почтово-Тел. Эxo“ описывает забавный переполох на почтовой станции в Архангельске. Раз, проходя мимо, я увидел изрядное количество ямщиков, озабоченно снующих взад и вперед по двору, а старосту — взобравшимся на возвышенный пункт и напряженно смотрящим вдаль. Вполне знакомый с непростительной сонливостью почтовых лошадей, я, при виде происходящей суматохи, заключил, что, по всей вероятности, в скором времени воспоследует проезд важного лица.
Разумеется, мне захотелось знать, кто такая ожидаемая особа.
Не стану передавать вам разговора, начатого по этому поводу со старостой, скажу только, что причиною всей суматохи была следующая записка, с которой я снял точную копию, сохранив все ее орфографические красоты:
     „Зовтра в Пятницу 23 Авгаста будит Проезжать Супруга Гвардии Капитана Варвара Александровна К—й Поэтому Тракту.
Прошу Приготовить непременно под Два Экипажа Четырнадцать лошадей.” Подпись: „Вестовой Семенов."
Староста, разумеется, настолько же испугался тона этого, если так можно выразиться, трактового универсала, насколько мы — его орфографии.
О другом же, более отвлеченном смысле этой цидулки позвольте умолчать.

Оригинальное завещание.

Открывшемуся на-днях пинскому уездному земскому собранию предстоит рассмотреть вопрос о принятии дара, завещанного землевладельцем Г. И. Димичем.
Покойный Димич поручил своему сыну продать принадлежащую ему в волынской губ. усадьбу и из вырученных денег внести 5.000 руб. в кредитное учреждение на имя пинского земства, сроком на 200 лет, с тем, чтобы образовавшийся миллионный капитал был выдан земству через 200 лет на какое-либо общеполезное дело.
При этом через 50 лет земство обязывается завещателем произвести приличный ремонт чугунной плиты и ограды его могилы, а через 100 лет соорудить часовню в византийском стиле, по образцу существующей при русской церкви в Карлсбаде.

(Петр. Тел. Агентства)
(Из вечернего выпуска).

От штаба Верховного Главнокомандующего.

На всем фронте армий расположенных на левом берегу Вислы, установилось спокойствие, за исключением участков у Болимова, Иновлодзя и в районе южнее Малогоща, где продолжались упорные бои.
Наступая от Болимова под нашим сосредоточенным огнем, германцы ворвались в господский двор Боржимова и в наши окопы у Гумина, но затем нашей стремительной контр-атакой все ворвавшиеся на позиции были переколоты, за исключением нескольких десятков нижних чинов, взятых нами в плен.
В этом бою захвачены также германские пулеметы. В общем потери германцев на этом участке, где они последовательно вводили в бой полки различных корпусов, огромны.
У Иновлодзя наши войска взяли расположенные к югу от посада германские окопы и ворвались в посад, в котором 16 декабря завязался упорный бой.
Южнее Малогоща атака противника, предпринятая после продолжительной артиллерийской подготовки, отражена нашим огнем.
Неприятель у селения Бохнец овладел окопом, но последовавшей контр-атакой был выбит из него и опрокинуть назад.
В западной Галиции наши войска успешно продвинулись вперед.
К востоку от Закличина мы овладели штурмом частью неприятельских укреплений, при чем захватили в плен 44 офицера и 1500 нижних чинов и взяли восемь пулеметов.
К юго-западу от Дуклы наши войска рядом штыковых атак отбросили австрийцев из их укрепленных позиций у Кремпы и Тылавы, при чем частью обратили их в паническое бегство.
Также достигнут нами значительный успех к югу от Лиско, у Горжаньки.
Контр-атаки противника в Карпатах на перевале Ужок, а также новые вылазки из Перемышля нами отбиты.

Около войны.

(Сведения газет)

— Сообщают из Афин, что усиленная англо французская эскадра находится у входа в Дарданеллы. Эскадра состоит из крейсеров и броненосцев, а также мелких военных судов и гидропланов. Предполагается нападение на Дарданеллы.
     — Из Константинополя получено срочное сообщение, что турецкая подводная эскадра прошла Дарданеллы и направилась в Средиземное море.
Турками решено укрепить Константинополь со стороны Мраморного море. Уже выстроены 8 фортов, на Принцевых островах. Тяжелая артиллерия из Адрианополя перевозится в Константинополь.
     — Из Варшавы газетам сообщают: По распоряжению немецкого коменданта в Лодзи, арестован лодзинский раввин Трейстман, обвиняемый в руссофильской пропаганде. Арестованы немцами также 2600 евреев-милиционеров, охранявших во время пребывания русских в Лодзи телефон. Милиционеры и раввин отправлены в Германию в качестве военно-пленных.
     — Немцы, державшие себя первое время в Лодзи сравнительно корректно, сейчас нанялись форменным грабежом.
(„Ю.К.”)
     - Страсбург подвергся нападению целой эскадры французских летчиков, которые сбросили несколько бомб и исчезли.
    — Bo Фландрии в самый день Рождества разыгрались ожесточенные бои, почему раздачу подарков солдатам союзников пришлось отсрочить.
     — Из Бухареста газетам сообщают Обследуя запасы хлеба в стране, румынское правительство убедилось, что почти весь хлеб скуплен и вывезен немцами. платившими бешенные цены; например, за кукурузу немцы платили по 95 коп.
Предвидя нужду, румынское правительство думает просить Россию о вывозе хлеба из Бессарабии.
     — Из Германии газетам сообшают, что важные железнодорожные и другие пути в Бельгии, а также наиболее красивые здания Брюсселя минированы.
     — Из Бухареста газетам сообщают: Со времени последнего боя „Гебен” не выходил из Константинополя. Он еще чинится. Починки на нем будут закончены через 10 дней.
(„Ю.К.”)
     - Из Шанхая телеграфируют, что германский вспомогательный крейсер „Принц Вильгельм», крейсировавший у берегов Южной Африка, потопил 4 английских торговых судна.
     — Бельгийская миссия в Гааге, согласно телеграмме из Роттердама сообщает, что германские власти в Бельгии реквизовала у некоторых купцов большие партии товаров, давая взамен квитанции на которых, однако, не указывалась даже стоимость взятого.
Между прочим, из Антверпена вывезено хлопка на 13.000.000 рублей, каучука на 11.000.000 рублей, шерсти на 6.000.000 рублей и одежды на 10.000.000 рубл. В Генте взято на 8,500000 руб. меди а также инструментов и земледельческих орудий на 12.000.000 рублей.
     — Французская академия оставила одно место вакантным для избрания в члены академии генерала Жоффра.
     — По сведениям, полученным кружным путем из Берлина, нападение английского гидроплана на Куксгафен произвело в Германии чрезвычайное впечатление. Относительно повреждений, причиненных бомбами, брошенных гидро-аэропланом, германский главный штаб хранит глубокое молчание. Официальное германское сообщение об этом рейсе английских летчиков силится умалить значение атаки, хотя общее впечатление таково, что она будет иметь значительные последствия.
Полагают, что британский флот хотел ответить на рейс немцев и прибегнул к новой тактике морской атаки.
В Германии сильно недовольны морским ведомством за недостаточность минных заграждений. Этот дефект позволил английским крейсерам свободно подойти к берегам Германии.
Из Копенгагена сообщают: После непрерывной пятидневной работы минеров, бельгийцам удалось произвести неожиданное фланговое нападение на немецкие траншеи и захватить в них до двух тысяч немцев.
Потери бельгийцев в этом нападении совершенно незначительны.
     — С болгарского сторожевого поста был обстрелян румынский пароход на Дунае. Было выпущено 20 пуль. Жертв нет. Этот инцидент сильно волнует румынское общественное мнение, отмечающее агрессивность Болгарии.
     — В Петрограде ходят упорные слухи, что министром народного просвещения будет назначен товарищ управляющего земледелием и землеустройством гр. Игнатьев. На-днях ожидается распоряжение об этом.
     — Из Киева, „У.“ сообщают: Группа общественных еврейских деятелей получила разрешение губернатора учредить киевский еврейский комитет вспомоществования пострадавшим от военных действий.
(„У.”)

Омский Вестник

К сведению жителей.

Акмолинским губернатором доводятся до сведения жителей области о нижеследующем:
     1)По распоряжению командующего войсками Омского военного округа в Омске и Петропавловске, в Омском и Петропавловском уездах размещаются военно-пленные, австрийские подданные, русины, чехи, поляки, словаки, итальянцы, румыны.
    2) Эта категория пленных освобождена от принудительных работ
    3) Означенным пленным разрешается брать работу по добровольному соглашению с нанимателем.
     4) Обывателям разрешается нанимать пленных на работы хозяйственный, равно требующие специальных знаний в мастерских и ремеслах.
    5) Запрещается нанимать пленных для личных услуг (повара, лакеи, кучера) в парикмахерские, в магазины, в приказчики и т. п.
    6) В случае желания нанять партии пленных для продолжительных работ необходимо иметь по этому вопросу разрешение в г. Омске – от уездного воинского начальника, и в г. Петропавловске – от начальника местной команды.
     7) В назначенные военными властями часы пленные обязаны возвращаться с работ в казармы.
    9) В случае какого либо несчастия с нанятыми на работу пленным, наниматель должен немедленно об этом сообщать местной полиции и военным властям.
     10) В целях скорейшего предоставления пленным работ, для прекращения праздного пребывания их на улицах, допускается содействие пленным в подыскании работы со стороны городских и частных благотворительных организаций.
     11) Такие организации в своих предположениях должны предварительно сообщать губернатору и получать согласие военного начальства.

Петроградский Листок

Русские зажигалки.

В продаже вместо немецких бензиновых зажигалок появились русские нового усовершенствования, вбирающие сразу 10 грамм бензина и поэтому дающие курильщику огонь почти в течение месяца. При нынешней дороговизне спичек экономия от зажигалок громадна.

ОБЕД НА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ ПОЗИЦИИ.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

По нашему краю.

С. КАРНАУХОВКА (Екатер. у.).

Карнауховский волостной сход приговором ходатайствует о недопущении продажи спиртными напитками.
Приговор гласит: „С прекращением торговли спиртными напитками был положен предел проявлению хулиганства, ругани, воровства, разбоя и вообще всему тому, что является результатом злой необузданной воли и помраченного алкоголем рассудка.
Мы все, без исключения, с чувством глубокого удовлетворения приветствовали акт закрытия торговли спиртными напитками и видели в нем начало новой трезвой, трудовой здоровой жизни, обусловливавшей собой порядок, спокойствие и общественное благо.
В последнее же время, когда мы узнал, из газет, что предполагается открытие пивных лавок, которые являются очагом праздности, разгула, разврата и пр. пороков, мы с тревогой и не без страха учитывая то ужасное многостороннее зло, которое нес с собой разрушительный алкоголь, постановили ходатайствовать перед кем следует о недопущении в нашем селе открытия пивных и винных лавок”

К.С.

Северокавказский Край (Ставрополь).

Субсидия гимназии.

Сел. Воронцово-Николаевское,

Медвеж уезда.      Улусный сход калмыков Большедербетовского улуса, по приговору от 6 сего декабря, утвержденному главным приставом кочующих народов, ассигновал из своих родовых (мирских) сумм хозяйственному комитету Воронцово-Николаевской русско-калмыцкой гимназии в единовременное пособие на нужды учебно-воспитательной части и на содержание педагогического персонала 3000 руб.
На ту же надобность и из тех же источников калмыками ежегодно отпускается по 2500 рублей.

N.

Утро (Харьк.)

Подарки воинам от трамвайных служащих.

По инициативе служащих - кондукторов и вагоновожатых Петинского и Пискуновского парка 9-го декабря была устроена среди служащих трамвая подписка, давшая 55 рублей. На эти деньги произведены закупки сала, колбас, табаку, карандашей, почтовой бумаги и пр. для подарков воинам. Подарки решено отправить 18—19-го декабря в действующую армию. Они предназначаются воинам, бывшим кондукторам и вагоновожатым харьковского трамвая.

Утро России

Государь в действующей армии.

ПЕТРОГРАД, XII, 8. (ПТА). (Сообщение министра Императорского Двора). Его Величество Государь Император во время пребывания в действующей армии посетил ставку Верховного главнокомандующего, где принимал доклады о ходе военных действий и проследовал затем к войскам.
При объезде войск в местах их расположения Государь Император собственноручно награждал наиболее отличившихся в делах против неприятеля знаками отличия и благодарил воинские части за боевую службу.
Выслушав доклад главнокомандующего армия ми северо-западного фронта, генерал-адъютанта Рузского, Государь Император изволил отбыть в действующую армию.

Нам сообщают.

(По телефону и телеграфу).

В Пегрограде получены определенные указания о новых попытках начать переговоры о мире, исходащие: одна - от Германии, другая — от Австрии. Германия пыталась через правительство нейтрального государства завязать переговоры о мире с Россией. Австрия сделала такую же попытку заговорить о сепаратном мире с Cepбией.
Германии однако дали понять, что с нею никакие мирные переговоры невозможны: начало и способ ведения ею настоящей воны таковы. что последняя может кончится не переговорами об ее прекращении, а полной победой и принятием условий мира, продиктованных победителем. Сербия же наотрез отказaлась от каких бы то ни было сепаратных переговоров со своим вековым врагом.

Из Франкфурта-на-Майне сообщают, что великая герцогиня Луиза получила от императора Вильгельма из главной квартиры весьма тревожную телеграмму и немедленно выехала в Берлин.

Из Берлина сообщают, что приезды Вильгельма за последнее время обставлены самой строгой тайной. Лицо императора сильно изменилось: он постарел, стал почти неузнаваем; заметно, что он сильно страдает.

Значительное количество немцев, проживающих в Риме, полупило предписание немедленно покинуть пределы Италии и не возвращаться до окончания войны, так как действия их явно нарушают нейтралитет Италии.

По официальным данным о раненых во французской армии, доведенным до 1 декабря нового стиля, 54,5% раненых по выздоровлении вернулись в армию, -4,5% выздоравливают, но находятся в отпуску на отдыхе. 17,4%1 находятся на излечении в лазаретах, 1,46% уволены. Скончались от ран 3,48%. Приведенные цифры свидетельствуют, что раненые пользуются хорошим уходом в лазаретах.

Предсказания Тэб.

Наступление Нового для западной Европы года, как и следовало ожидать, ознаменовалось, прежде всего, выступлением знаменитой прорицательницы г-жи Тэб.
Сущность ее предсказаний на 1915 год заключается в следующем:
     «В наступающем году предстоять великие потрясения и великие победы. Будут явления кошмарные и светлые. Война кончится между мартом —июлем. Англия избежит благодаря войне крупных внутренних осложнений. Она выполнит великую роль в спасении других и будет спасена сама. Тройственное согласие пожнет пышные плоды. Будущее Англии блестяще. Далеко вперед уйдет Россия. Возродится из пепла Польша. Турция будет стерта с лица земли. Здание Порты превратится в обломки. Общеевропейский мир еще не близок. Три четверти предстоящего года будут кровавыми для Франции, последняя четверть закончится европейским миром.

Южная Копейка (Киев).

„Фабрикация паспортов».

Чинами сыскного отделения было установлено, что за последнее время слишком много развелось преступников с разными паспортами. Выло установлено, что это дело одного человека, который снабжает преступников видами. Был произведен обыск и арестован Иосиф Барт, который занимался фабрикацией паспортов. У него было найдено несколько чистых паспортных бланков и паспорт для себя на имя Иосифа Ковальского. Произведенным дактилоскопическим исследованием установлено, что Ковальский никто иной, как известный „фабрикант” паспортов Иосиф Барт. Он принужден был сознаться.

Южная Мысль (Одесса)

НЕМЕЦКИЕ ХИТРОСТИ.

Целый ряд крупных одесских русских торговых фирм получают в последние дни из Копенгагена письма с предложением немецких товаров по весьма выгодным ценам. Такие же письма получаются нашими торговыми фирмами из Букареста, и других нейтральных государств, где немцы имеют целую сеть своих агентов, чрез которых рассылают письма и к которым просят обращаться за товарами. Далее в этих предложениях немцы объясняют «своим русским коллегам», что товар немедленно может быть выслан через Копенгаген, который имеет открытый порт.

МИЛЛИОНЕР МАНДЕЛЬ.

В Киеве, как известно из телеграмм, среди множества пленных, доставленных туда с австрийского поля битвы, находится и изустный миллионер Мандель, чьи громадные магазины и недвижимость находятся в Вене, Москве и Киеве.
Проживающий в Одессе родственник Манделя выехал в Киев навестить пленного. Вид у пленника-миллионера самый ужасный. И единственное, что он просит — кушать. Он изголодался. В Австрии, передал ему Мандель, самый больной вопрос — экономический. Нет хлеба, нет мужи. И глядя на пленника, навряд ли можно допустить, что перед вами крупный миллионер и владелец недвижимостей. Он осунулся, поседел и жалуется на недомогание.