17 (04) мая 1915 года

Московская Копейка

Бросившийся с памятника Императору Александру II.

Вчера ночью, с галереи памятника Императору Александру II в Кремле, бросился вниз какой-то человек лет 42 – 43 и разбился насмерть. Из записной книжки, найденной у самоубийцы, можно предположить, что покойный - И.Е.Васильев и что причиной самоубийства является какая-то сильная душевная драма.

Верховный Главнокомандующий в ответ на донесение адмирала Эбергарда о бое с «Гебеном» выразил по телеграфу благодарность черноморскому флоту.
     Французские войска, высадившиеся у Каба-Тепе, продвигаются вперед. Потери Турок определяются в 55 000 человек.
    200 транспортов союзников стоят от Имброса до Седиль-Бахра. Германска я подводная лодка появилась в водах Эвбеи.
    Генерал Лиман фон-Зандерс тяжело ранен в Дарданеллах и перевезен на анатолийский берег.
    Германской подводной лодкой на высоте Эбердина потоплен датский пароход «Martha».
    В Шеффильде, Гриноке, Тотенхэме и многих других городах Англии демонстранты громили германские магазины. Пришлось вызвать войска.
    Депутация натурализованных в Англии Германцев и Австрийцев явилась к лондонскому лорд-мэру и выразила возмущение применяемых Немцами приемов войны.
    В Коммешэ в Персии учреждено русское консульство.
    Германское консульство в Исфагане ответило отказом на требование генерал-губернатора по приказу из Тегерана о снятии германского телеграфа.
    Неофициальный представитель германского императора в С.-А. С.Штатах Деренбург уезжает из Америки.
    Германский совет сельских хозяев высказался за секвестр государством всего урожая хлебов и кормов в 1915 году.
    В Германии со 2 мая подлежат секвестру все наличные запасы сукна.
    Весь район к востоку от рек Виндавы и Дубиссы очищен от неприятеля.
    Попытки наступления на Шавли отбиты.
    На Сане завязался бой в районе Лезахова и Ярослава.
    На реке Прут продолжались успешные для нас бои. Наши войска достигли железной дороги Делатынь – Коломеа.
    Черноморский флот обстреливал Кефкен, Эрегли и Климли. Уничтожен в 4 парохода и 20 парусников.

На Черном море.

Из авторитетных источников сообщают, что свирепствовавший последние дни шторм вызвал приостановку действий нашего черноморского флота. Последние были возобновлены 2 мая, причем за день были уничтожен 4 больших, нагруженных углем, парохода, 20 парусных судов, из которых на двух были усмотрены взрывы, и 2 буксирных парохода.
Парусники были потоплены в босфорском районе у острова Кефкена, находящегося в 50 милях от входа в Босфор, и возле устья реки Саккариа, впадающей в море недалеко от Кефкена и восточнее этого острова.
Уничтожение пароходов имело место у Кефкена и Эрегли, находящегося несколько западнее Зунгулдака, На берегу флотом были обстреляны Кефкен, Эрегли и Килимли, по соседству и к востоку от Зунгулдака, где нашей артиллерией причинены большие разрушения.
При подходе флота к Босфору неприятельские суда не появлялись.

В Будапеште продолжаются аресты лиц, обвиняемых в поставке негодных пищевых продуктов в армию и в спекуляциях на съестных припасах. Многими тысячами Венгерцев как на родине, так и заграницей осуждаются неразборчивость в средствах, неблагоразумие и близорукость графа Тиссы, которого в некоторых кругах называют даже величайшим преступником нашего времени.
Проезд по всем ведущим в Италию горным проходам, согласно телеграмме агентства Рейтера из Венеции, закрыт. Полиция Трентино, по слухам, зорко следит за проживающими там иностранцами и готова интернировать их при объявлении войны. Настроение населения Трентино крайне нервное и тревожное. Запасы съестных припасов иссякают. Говорят, что в Горице хватит их всего на три дня. Опасаясь беспорядков, власти приняли меры к объявлению осадного положения.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Весь район к востоку от рек Виндавы и Дубиссы ныне очищен от неприятеля. Германцы, пытавшиеся в течение нескольких дней переходить в наступление на Шавли, 1 мая отброшены с большими для них потерями.
К западу от Немана 2 мая произошел также ряд успешных для нас стычек.
1 и 2 мая на Сане завязались бои в районе Лезахова и Ярослава.
К югу от Перемышля неприятель поддерживает соприкосновение с нашей конницей лишь разъездами.
На реке Пруте 1 мая успешные для нас бои продолжались. Наши войска достигли в нескольких пунктах железной дороги Делатын—Коломеа.
2 мая Черноморский флот обстреливал Кефкен, Эрегли, Килимли; уничтожены 4 груженых парохода и 20 парусных судов.

Примечания: Лезахов - в 8 верстах к северу от Ярослава на Сане.
Делатын — в 30 верстах по прямому направлению на запад от Коломыя.

От штаба Кавказской армии.

1 мая на ольтинском и приморском направлениях — незначительный перестрелки.
На прочих направлениях боевых столкновений не было.

3 мая.

ОТЪЕЗД ДЕРНБУРГА ИЗ С.-А.ШТАТОВ.

ЛОНДОН, 3 мая. Агентству Рейтера сообщают из Вашингтона: «Неофициальный представитель особы германского императора в Соединенных Штатах Дернбург уезжает из Америки.
Германские круги объявляют этот отъезд добровольным.
Американские же круги, напротив, заявляют, что отъезд этот состоялся на основании официальных указаний американского государственного департамента, так как в сделанных фон-Дернбургом заявлениях здесь была усмотрена попытка вызвать среди Американцев германского происхождения нелояльные чувства по отношению к их новому отечеству».

РАЗНЫЯ ИЗВѢСТIЯ

Градоначальником замечено, что Каменоостровский пр. продолжает служить местом возмутительно-безобразной езды мотоциклистов и автомобилей, представляющих громадную опасность для проезжающей и проходящей публики. Сегодняшним приказом по полиции ген.-м. кн. Оболенский впредь требует от всех чинов полиции отнюдь не допускать такой езды, привлекая нарушителей к ответственности.

ПОСЛѢДНIЯ ИЗВѢСТIЯ

Военное значение Турции в оценке германских газет.

Газета «Schlesische Zeitung» от 1 мая дает следующую оценку участию Турции в войне: «Вмешательство Турции благоприятным для нас образом установило равновесие на Балканах и может быть помешало некоторым из балканских государств выступить против нас. Давая нам такие выгоды, Турция несет громадные жертвы. Под ее знаменами находится 1.223,000 человек. Кроме того Энвер-паша помимо рекрутов 1910 г, может набрать aрмию еще в 800,000 челов.»
В заключение газета призывает Немцев оказать Туркам материальную помощь.

Усилия Немцев помешать успеху союзников в Дарданеллах.

Газета «New-Iork Worlds» отмечает, что германский генеральный штаб прилагает все усилия, чтобы помешать успеху союзников в Дарданеллах.      Немцы не останавливаются даже перед отправкой в Турцию опытных офицеров, столь нужных самой Германии на западном и восточном фронтах.
Германское правительство страшится того, что в случае форсирования проливов престиж Германии в Оттоманской империи рухнет безвозвратно.

Патриотизм Русских.

«Gazeta Posnanska» 6 мая пишет: «Русский народ чужд какого-бы то ни было шовинизма, но, считая нынешнюю войну патриотической, международной,
Русские, несмотря на свой глубоко миролюбивый характер способны на величайшее самопожертвование».

Обстоятельства гибели «Леон-Гамбетты».

Из частных итальянских источников выясняются весьма интересные обстоятельства, при которых погиб в Отрантском проливе французский броненосный крейсер «Леон-Гамбетта», и становится понятным, каким образом австрийской подводной лодке удалось удачно произвести свою атаку во время ночи. Оказывается, что лодка напала на крейсер в то время, когда последний стоял на месте, занятый досмотром встретившегося судна. Командир «Леон-Гамбетты», окончив свою дозорную службу в Отрантском проливе, собирался уже идти на Мальту для присоединения к флоту, когда около часу и ночи он встретил парусника и остановил его для досмотра. Досмотр уже близился к концу, когда у борта крейсера взорвалась мина. Вода, хлынувшая через пробоину, наполнила отделение машин и динамо, так что на крейсере сразу наступила темнота и был выведен из строя радио-телеграф. Приблизительно через 20 минут крейсер затонул в полной темноте и не имя возможности дать никаких сигналов.

Петроградский Листок

ЛИСТОКЪ

Первая горькая пилюля.

Жители Петрограда, успевшие выехать на дачи, на первых порах должны обходиться без мясной пищи: в большинстве дачных местах в лавках пока совсем не держат мяса и владельцы лавок, видимо, не хотят торговать мясом, так –как пришлось бы продавать его по таксе. Зато на все нетаксированные предметы первой необходимости цены взвинчены протви городских больше, чем на 25 процентов.

Гроза громилам.

Грозою для квартирных громил должно явиться теперь изобретение электротехника Иудовича: при первых попытках взлома дверей квартиры, имеющей провода для освещения, начинает в дворницкой действовать вибрационный гудок, порча которого доказывает лишь соучастие дворника в преступлении. Стоимость устройства около 15 рублей.

Русские Ведомости (Москва)

На могиле А.Н.Скрябина.

Вчера, в 20-й день кончин ы композитора А.Н.Скрябина, на его могиле в Новодевичьем монастыре после литургии была отслужена панихида. Почтить память покойного собрались: его семья, близкие к нему лица, профессор консерватории К.Н.Игумнов, композитор Е.О.Гунст, А.А.Крейн, члены союз а деятелей искусства «Алатр», музыкально-исторической библиотеки, члены и преподаватели народной консерватории и группа учащихся.

Стол. Молва

70-летие И.И.Мечникова.

Вчера исполнилось 70 лет нашему знаменитому ученому Илье Ильичу Мечникову и пятидесятилетие его ученой деятельности.
Из Москвы в Париже в институт Ру на имя Мечникова отправлено много правительственных телеграмм.
Между прочим, телеграммы были посланы от московского университета, Пироговского о-ва, санитарного бюро губернского земства, бактериологического о-ва имени Габричевского, терапевтического о-ва и др.

«Два года в царстве льда и ночи».

Н.В.Пинегин, художник-фотограф, был участником арктической экспедиции Г.Я.Седова. Вчера он прочел в аудитории Политехнического музея лекцию об этой экспедиции и о трагической гибели ее руководителя.
В сущности говоря, это даже был а не лекция, а рассказ, не особенно последовательный, но исполненный чрезвычайного интереса. Рассказ , иллюстрированный шаг за шагом, великолепными диапозитивами , снятыми в полярных льдах. Любопытная подробность: некоторые из этих фотографий сделаны при луне, свет ее в полярную ночь достигает такой напряженности, что для пластинки достаточна выдержка в четыре минуты...
Особенно хороши цветные диапозитивы, сделанные биохромным «люмьеровским» способом. Цветная фотография отлично передает красоту изумрудных ледяных дворцов, таких прозрачных и воздушных, где они, кажется, готовы рухнуть от малейшего прикосновения.
Целый год пробыла экспедиция на Новой земле; с места зимовки предпринимались экскурсии, как научные, так и охотничьи – за медведями, являвшиеся последние месяцы единственной пищей путешественников. Все это, все подробности быта во льдах были запечатлены г. Пинегиным.
И простые эти фотографии, бесшумно мелькавшие одна за другой по экрану, были похожи на сказку, фантастическую и волнующую.
Зимовка кончилась. Влекомый заветною своей мечтой, Седов, с частью спутников, отправился дальше на нартах, запряженных собаками
Заключительные слова докладчика о гибели старшего лейтенанта Седова были овеяны истинным трагическим пафосом.

Утро Юга (Ростов-на-Дону)

Знамение времени.

Окружной инспектор по учебной части министерства торг. и пром. П.И.Верховский получил из м-ва циркулярное предписание обратить особое внимание на постановку дела физического развития учащихся, на преподавание гимнастики и в особенности на обучение военному строю, а где представится возможность и на обучение стрельбе, входя в последнем случае в соглашение с местным военным начальством.