18 (05) мая 1915 года

Ведомости московского градоначальства

Молебствие о даровании победы над врагом.

В воскресенье, 3 мая, во дворе фабрики Товарищества Даниловской мануфактуры, на средства рабочих был сооружен шатер, в котором был отслужен перед привезенными сюда чтимыми московскими святынями молебен о даровании победы над врагом. Богослужение совершал архимандрит Чудова монастыря о. Серафим. На молебствии присутствовали как местные рабочие, так и рабочие с соседних фабрик, образуя из себя громадное в несколько тысяч человек стечение народа.

Всеобщая маленькая свободолюбивая газета Петроград

ХРОНИКА

Злые враги столичного обывателя – трамвай и автомобиль Вот новый случай из жизни петроградской улицы. Автомобиль сшиб с ног неизвестного мужчину. Шоффер намеревался скрыться и развил еще большую скорость. Неизвестный, благодаря этому гнусному поступку, оказался под машиной, был захвачен за одежду колесами и в таком положении протащен более 20 сажен. Несчастный был извлечен из-под автомобиля в ужасном состоянии с разбитой головой, переломом рук и ног и тяжелыми поранениями всего тела. По дороге он, не приходя в сознание, умер. Шоффер арестован.

Его Величество Государь Император 4-ого мая изволил отбыть из Царского Села в действующую армию.
Министр Императорского Двора, генерал-адъютант граф Фредерикс.

Отъезд Его Величества Государя Императора в действующую армию.

4 мая в 10 часов 30 минуть вечера Его Величество Государь Император изволил отбыть из Царского Села в действующую армию.
Для проводов Его Величества в Царский павильон в Царском Селе собрались: обер-гофмаршал Высочайшего Двора генерал-адъютант гр. Бенкендорф, обер-шталмейстер генерал-адъютант фон-Гринвальд, командир Собственного Его Величества Сводного пехотного полка свиты Его Величества г.-м. Ресин, флигель-адъютант Нарышкин, дежурный флигель-адъютант герцог Лейхтенбергский, лейб-медик Боткин, петроградский губернатор шталм. гр. Адлерберг, царскосельский комендант ген. Осипов, начальник царскосельского дворцового управления ген.-майор кн. Путятши.
По пути следования на павильон Их Величества Государь Император, Государыня Императрица Александра Феодоровна с августейшими дочерьми, великими княжнами Ольгою Николаевной, Татианой Николаевной, Мариею Николаевной, заезжали в Феодоровский Государев собор, где было отслужено краткое напутственное молебствие. Здесь же находились: статс-дама Нарышкина, свитные фрейлины и лица государевой свиты, а также офицеры и нижние чины Собственного Его Величества Сводного пехотного полка и конвоя.
По прибытии на павильон Их Величества с августейшими дочерьми обходили собравшихся для проводов, a затем проследовали в вагон-салон. По выходе Государыни Императрицы и великих княжен из вагона Императорский поезд отошел.
Его Величество в путешествии сопровождают министр Императорского Двора генерал-адъютант гр. Фредерикс, флигель-адъютант Его Величества генерал-адъютант Нилов, дворцовый коменданта Свиты Его Величества генерал-майор Воейков, в должности гофмаршала свиты Его Величества генерал-майор кн. Долгоруков, начальник военно-походной канцелярии Его Величества свиты генерал-майор кн. Орлов, командир Собственного Его Величества конвоя свиты ген.-майор гр. Граббе, флигель-адъютант полк. Дрентельн, капитан 2-го ранга Саблин, лейб-хирург Федоров.
Императорский поезд сопровождают испектор Императорских поездов инженер Ежов, коменданта поезда полк. Герарди.

Государь Император отбыл из Царского Села в действующую армию.
     В шавельском районе наши войска, переправившись через Дубиссу, атаковали Германцев, овладели окопами и захватили 8 орудий и несколько сот пленных.
     У Гельнева, Русскаго Брода и Сухеднюва мы нанесли внезапными контр-атаками сильные потери неприятельским авангардам.
     В районе между Виржбником и Опатовом, а также к югу от последнего мы отбросили головы неприятельских колонн на глубину свыше 10 верст.
     Наши передовые части переброшены через Прут. Атаки неприятеля от Делатыня и Коломыи отбиты.
     Главное управление генерального штаба подтверждаете зверства Немцев над рядовым Василием Водяным и подъесаулом Апанасовым.
     Итальянский король не принял отставки кабинета Саландры. Все министры сохраняют портфели. Известие было восторженно встречено толпой.
     В Лиссабоне вспыхнул мятеж. Крейсер «Adamastor» бомбардировал город, которым овладели революционеры. Новое правительство восстановило порядок.
     В боях близ Арраса Французы взяли в плен 100 офицеров и захватили 20 орудий и 100 пулеметов.
     Союзники нанесли неприятелю поражение к северу от Ипра.
     Немцы захватили шведский пароход «Vicanda» с грузом кофе и отвели его в Штеттин.
     Британские войска прорвали линию неприятельского фронта на протяжении двух миль между Ришбуром, Лаво Фестюбером.
    Цеппелин сбросил 40 бомб в Рамсгете. Трое ранены.
    Германцы в одной из деревень Царства Польского бросили бомбу с бронированного автомобиля в толпу мирных жителей, убили 1 и ранили 7.
    Французские войска Западной Африки овладели постом Эсмка в Камеруне.
     В Австрии призываются на действительну службу ландштурмисты 1896 г., а также родившиеся в 1873—1877 гг.
     Германские подводные лодки появились в Средиземном море.
     В Лондоне бастуют 7.000 человек трамвайных служащих.
     В Берлине объявлен секвестр всех запасов резиновых шин, резиновых труб и т.п.
     В Минской губернии сформировались 13 дружин из учеников средне-учебных заведений для работ в хозяйствах запасных и ополченцев.
     В Львов прибыли 12,000 беженцев из Карпат и Лемковщины.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

2-го и с утра 3 мая бои в шавельском районе продолжали развиваться для нас вполне благоприятно; наши войска, переправившись через Дубиссу, атаковали Германцев, причем овладели окопами и захватили 8 орудий и несколько сот пленных. Между Пилицей и верхним течением Вислы неприятельские колонны следовали за нашими войсками, переходившими на новый фронт. У Гельнева, Русскаго Брода и Сухеиднюва мы нанесли внезапными контр-атаками сильные потери неприятельским авангардам. В районе между Виржбником и Опатовом, а также к югу от последнего наши войска 3 мая стремительным наступлением отбросили головы неприятельских колонн на глубину свыше 10 верст.
На Сане сильный артиллерийский огонь от устья Вислока до Перемышля.
На направлениях к Стрыю и Долине неприятель, неся большие потери, вел безуспешные атаки против вновь занятого нами расположения, при этом мы также взяли несколько сот пленных.
На Пруте 2 мая неприятель вел от Делатыня и Коломеа повторные атаки густыми колоннами, успешно нами отбитые.
Мы вновь захватили 4 тяжелых гаубицы и перебросили через Прут наши передовые части.

Примечания редакции.
Гельнев
— к востоку от Опочны в 10—12 верстах. Русский Брод — в 15 верстах к югу от Гельнева. Сухеднюв — к северо-востоку от Кельц в 20 верстах. Виржбник — в 15 верстах к юго-востоку от Сухеднюва. Опатов — в 25 верстах севернее Сандомира.

ПАМЯТНИК ВОЙНЫ.

Снаряд 42-сантиметровой германской гаубицы, упавший в крепости Верден (Франция) и не разорвавшийся. Французские солдаты поставили этот снаряд в виде своеобразного «памятника войны» на дворике крепости, поместив рядом с ним снаряд французской 75-миллиметровой пушки (слева) и снаряд германской 77-миллиметровой (справа).

Русские Ведомости (Москва)

Генерал Корнилов.

ПЕТРОГРАД. Последние наши сведения о генерале Корнилове относятся к 24-му апреля, когда он, раненый в руку с раздроблением кости, ходил в голове своих батальонов в штыки, чтобы прорваться сквозь стену австрийцев. Затем генерал Корнилов переехал к хвосту своей дивизии и прикрывал ее отступление с последними арьергардными войсками. В этот момент находившиеся с ним роты были вновь окружены неприятелем. Согласно официальным австрийским и германским источникам, генерал Корнилов с несколькими оставшимися возле него людьми был захвачен в плен 28-го апреля, т.е. спустя четыре дня после того, как он с оставшейся у него горстью солдат потерял связь с нашей армией.

Трудовая Копейка (Москва)

Мятеж в Португалии.

Бомбардировка Лиссабона.

МАДРИД (от ПТА.). В Лиссабоне вспыхнул мятеж.
Эскадра бомбардировала город.
По слухам бомбардировкой причинены серьезные разрушения.
Насчитывают много жертв. Командир «Васко-де-Гама» будто бы убит. Лиссабонский гарнизон продолжает оставаться верным президенту Aиаго.
Республиканская гвардия осталась верной правительству и заняла все главные улицы и площади, рассеяв скопление народа. Произошло несколько взрывов.
Крейсер «Васко-де-Гама» вышел из Лиссабона с секретным предписанием правительства. Прерваны все железнодорожные и телеграфные сообщения. В Опорто также вспыхнул мятеж.
Во время беспорядков ранено несколько человек.

Мятеж подавлен.

МАДРИД (от ПТА.). Согласно радиотелеграмме из Лиссабона, мятеж подавлен.
Капитан Мартин Лима стал во главе республиканских войск.
ЛИССАБОН (ПТА.). Во время мятежа революционеры овладели городом. Б руках правительственных войск оставались окрестные высоты. Железнодорожное и телеграфное сообщение были прерваны. Некоторые иностранные представители просили свои правительства о присылке крейсеров для защиты иностранцев. Новое правительство восстановило порядок в городе. Шагас составляет новое демократическое министерство.

Полезные совѣты.

Ответы на вопросы подписчиков «Трудовой Копейки».

Интеллигентной читательнице. Вы отрицательно относитесь к браку, говорите, что: «хороших мужей и то не надо», находя, что: - «все мужья только самцу с самыми низменными инстинктами». Указываете мне, наконец, на образчики «эротизма» и т. д.
     — Я посмотрел эти образчики, вдумался в ваше письмо и вот что вам скажу: тот кто видит во всем эротизм и порнографию — тот, в большинстве случаев сам порнограф и эротоман, не явный, конечно, а тайный, весьма часто об этом даже не подозревающий. Согласитесь сами, что такое отрицательное отношение к «мужьям» не нормально. Затем, сделанная вами ссылка на «ухаря-купца», героя одной повести, не основательна. Там этот «ухарь-купец» превращается в конце-концов в «строгого купецкого начетчика», подающего руку тем и не дающего погибнуть там, где никакая эротоманка обычно не найдется и никогда не протянет гибнущему руку помощи.
Напрасно вы становитесь в позу раздраженной обличительницы, — тем только выдаете себя... Отвечу вам библейским изречением: - «врачу — исцелися сам». Это особенно относился к тому «врачу», которого никто врачевать и не просил.

В. Кудрявцеву. Вы просите найти трех мальчиков, знающих церковное . пение. Голоса требуются: два дисконта и один альт. Условия: одежда, полное содержание и по 13 руб. в месяц. Жить в прекраснейшей подмосковной местности только дачный сезон, то-есть — до половины августа. — Охотно сообщаю ваш адрес: Берлюковская пустынь, близ станции Щелково, Ярославской ж.д. В.Кудрявцеву.

В. И. Норову. Псаломщиком, не берут только тех, кто окончил духовную семинарию.

Вл. Майстрах.

Утро Юга (Ростов-на-Дону)

ХРОНИКА

Покровители животных.

Местное общество покровительства животных обратилось в городскую управу с ходатайством о том, чтобы дирекция трамвая при проведении новых путей и переустройстве существующих укладывала бы рельсы таким образом, чтобы они не были опасны для лошадей. Кроме того, то же о-во находит опасной для лошадей, а в сырую погоду и для людей, асфальтовую мостовую, почему просит гор. управу прекратить дальнейшее устройство такого рода мостовых.

Трещина в рынке.

В фундаменте мясного и рыбного рынка образовалась громадная трещины. Одни предполагают, что трещина явилась результатом осадки соседнего 5-этажного дома Дутиковых, a другие обвиняют в образовании трещин рыботорговцев, спускающих воду в рынке из устроенных ими ванн для живой рыбы.