12 июня (30 мая) 1915 года

Новая Газета (Петроград)

„Меджидие".

Извлечение трупов неприятельских моряков, погибших при взрыве продолжается. Много трупов совершенно разложившихся турок обнаружено в кормовой и носовой частях крейсера. Точно выяснить число погибших турок трудно, но, по-видимому, их наберется более ста. Среди извлеченных мертвецов есть несколько офицеров. Большинство неприятельских моряков, очевидно, остались закупоренными в нижних внутренних помещениях и задохлись. Другие оказались залитыми хлынувшей из пробоины водой. Остальные убиты силой взрыва. Из трюмов извлечены снаряды и масса разных предметов немецкого изготовления. Присутствие на корабле немцев подтверждается найденными немецкими газетами, письмами и обилием сигар.
Работы по подъему в обшей сложности продолжались всего месяц. Часто мешала неблагоприятная погода. Морским ведомством работы по подъему были поручены Русскому обществу пароходства и торговли, при участии специалистов-моряков.

На левом берегу Дубиссы мы перешли в наступление и к утру достигли значительного успеха, взяв за ночь более 500 пленных, орудия, пулеметы и добычу.
     На правом берегу Днестра мы продолжали теснить неприятеля между реками Тисменицей и Свикой. Захвачены пленные, пулеметы и добыча.
     В направлении Стрый—Миколаев принуждены к отступлению огнем наших орудий блиндированный поезд и 5 автомобилей, нашей пехотой взята в плен 5-я рота 79-го австрийского полка.
     На левом берегу Днестра неприятель отброшен за Днестр. У села Вышнюв на участке прусской гвардии взято 10 орудий, 13 пулеметов и много пленных.
     Наши войска, оставив без боя Станиславов, отразили у Подлуже атаку Германцев и на направлении из Отыня взяли 1,100 пленных.
     В долине Ольтычая наши казаки захватили турецкий транспорта и уничтожим его прикрытие.
    Итальянские войска заняли Подестаньо к северу от Кортина-д’Ампеццо. Цитадель и высоты, господствующие над Монфальконе, перешли в руки итальянцев.
     Германской подводной лодкой потоплены британские миноносцы №№ 10 и 12 во время операции у восточного побережья.
     Три английских рыбачьих судна потоплены германской подводной лодкой.
     Часть германской подводной флотилии Средиземного и Эгейского морей, пройдя через Дарданеллы, прибыла в Босфор.
     Потери Турок у Дарданелл, не считая пленных, достигают 100,000 человек. Три корпуса почти совершенно уничтожены.
    Лица, вернувшиеся из германского плена, рисуют картин у ужасающих издевательств и жестокостей обращения с русскими пленными.
     Германия переводит пленных Французов в болота Шлезвиг-Гольдштейна. Германией опубликована новая Белая книга, касающаяся Бельгии.
     Официальным сообщением во Франции излагаются решения правительства относительно мобилизации промышленности.
    В Австрии, а также в Боснии и Герцеговине, призваны ландштурмисты 2-го paзряда с 1870 по 1880 год.
     Американцы, проживающие в Германии, выезжают в Швейцарию и Сандинавию. Японская печать указывает на необходимость заключения союза Японии с Россией для противодействия дальнейшим интригам в Китае.
    Брайан опубликовал сообщение о причнах своих разногласий с президентом Вильсоном.
     Главноначальствующий над городом Москвой обратился с воззванием с населению не нарушать порядка.
     После отпевания в Тифлисе флигель-адъютанта поручика князя Багратион-Mухранского, тело перевезено в Мцхет для погребения в семейной усыпальнице.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

В ночь на 28 мая в в течете следующего дня Германцы, после жестокой бомбардировки, возобновили настойчивые атаки с запада на Шавли, на фронте с. Бужи, озеро Ракиево, д. Ейнорайцы; в некоторых пунктах они за ночь многократно доходили до наших проволочных заграждений, но каждый раз отбрасывались нашим огнем, оставляя перед окопами груды убитых и раненых.
    В районе к северу от Шавель неприятельский отряд, по преимуществу из конницы, несколько продвинулся в направлении к Шакинову с запада. На левом берегу Дубиссы, от Шавлян до Бетиголы, мы перешли в наступление против выдвинувшихся на этот фронт германских сил и к утру 28 мая достигли значительного успеха, взяв за ночь стремительной атакой более 500 пленных, орудие, пулеметы и другую добычу.
     Неприятель безуспешно бомбардировал Осовец в течение вечера 27 мая.
     В Галиции 27 и 28 мая неприятель продолжал безрезультатные атаки в районе Moсциски. На правом берегу Днестра мы продолжали 27 и 28 мая теснить неприятеля на всем фронте между реками Тисмеицей и Свикой, причем в этом районе нами захвачено значительное число пленных, пулеметов и другой добычи, не вошедшей в наши подсчеты.
На этом фронте для прикрытия своего отступления неприятель выдвинул на направлении Стрый – Миколаев блиндированный поезд и 5 бронированных автомобилей, поддержанных пехотой. Метким огнем наших орудий поезд и автомобили были принуждены к быстрому отступлению, причем головной частью нашей пехоты, перешедшей в энергичное наступление, были окружены и взяты в плен в полном составе пятая рота 79 австрийского полка.
     На левом берегу Днестра, на фронте Голешов—Вукочовцы, с ночи на 28 мая развернулись упорные бои за селения Голешов, Лапшин, Новошин, Вышнюв, Козара, закончившиеся, как уже сообщено, полным поражением противника, отброшенного за Днестр; особенно сильные потери неприятель понес у с. Вышнюв, на участке прусской гвардии, где в наши руки перешло 10 орудий, 13 пулеметов и много пленных, вошедших уже в подсчет предыдущего сообщения.
     Атаке неприятеля 27 мая на предмостную позицию у Галича отражены. Развертывание наших войск на линии Днестра выше Галича привело к необходимости соответствующего изменения фронта наших войск, занимавших линию реки Прута.
     Во время выполнения этого маневра наши войска к востоку от Станиславова, оставленного нами без боя, отразили у Подлуже атаку Германцев, а южнее, на направлении из Отыня, при наших контр-атаках мы 27 мая взяли 1,100 пленных.

Крестьяне не выдерживают.

В подгородней слободе Печорах, около Нижнего, по словам одной из московских газет, на сельском сходе обсуждался вопрос об удалении германского подданного Шульца.
Щульц — садовод. Он жил в Нижнем, но с объявлением войны его поселили в Печорах.
По словам крестьян, Шульц «держит себя словно в Германии».
     — Мы хорошо вас бьем, говорит он постоянно крестьянам.
Сельский сход единогласно решил просить начальство удалить Шульца из Печоры.

Как спорят тевтоны.

«Тифлисский Листок» рассказывает:      Армянин Бабаджанов и Немец-колонист Ф. Ройтенбах, встретившись, мирно разговорились о погоде, о нуждах деревни, о злобах местного дня. Наконец беседа перешла на политику и были затронуты самые чувствительные стороны текущих великих событий. Когда мирная беседа перешла в горячий спор, то Немец, не вытерпев, поднял с земли камень и ударил по голове камнем Армянина. Производится дознание.

Петроградский Листок

Татьянинские дни.

Вчерашний патриотический детский праздник производись впечатление грандиозное и глубокое,
Умиление охватило всех присутствовавших у Казанского собора, когда после провозглашения многолетия под величественной колоннадой раздались звуки оркестра и в такт музыке гимна заколебались бесчисленные флажки и тысячи детских голосов прокричали «ура».
На палитре живописца не хватить красок, чтобы передать эту картину, блестевшую всеми цветами радуги под лазурным, чисто летним небом: светлые детские костюмы, румяные личики, яркая пестрота флагов и значков.
Шествие открыл отряд юных разведчиков, русских бойскоутов, в живописных костюмах защитного цвета с оранжевыми галстухами, в широкополых шляпах, с альпийскими дорожными мешками и длинными посохами.
Им предшествовали свои же барабанщики и разведчики-циклисты. Оранжевые значки с легкокрылой ласточкой и знамя с Георгием-Победоносцем сопутствовали молодецким бойскоутам.
За ними двигалась группа девочек в матросках и синих кэпи под флагом «Детского маяка», дальше шла группа малюток в живописных сине-красных костюмах — питомцы детского «Трудового городка» в Гавани. За ними шли воспитанницы приютов, городские школы. Вся детвора несла с собою флажки с дезизом: «Россия — разореным окраинам», а вверху процессию осенял своими величественными крыльями двуглавый орел - национальная эмблема, избранная очень удачно комитетом для сбора этих дней. Высокий значок с белой хоругвью и изображением двуглавого орла составляй центр процессии. Под сенью его шла молодая Россия, — наша надежда и будущее...
Маленькие участники этого достопамятного дня на забудут его и в сердцах всех видевших заляжет прочное воспоминание этой патриотической манифестации.

Бойскоуты открывают шествие. Публика приветствует юных разведчиков.

С русского театра войны.

Разгрузка обоза.

ОБОСТРЕНИЕ ГЕРМАНО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

По полученным вчера, вечером, в петроградских дипломатических кругах сведениям, германо-американский конфликт вошел в очень острый фазис. Полагают, что разрыв дипломатических сношений неминуем и что в виду все более и более проявляющегося в Америке возбуждения война между Соед. Штатами и Германией представляется более чем вероятной.

ЗА РУБЕЖОМЪ

Сын кайзера – австрийский адмирал.

Германцы продолжают снабжать австрийцев не только солдатами и генералами, но и... адмиралами.
Недавно третий сын кайзера, принц Альберт, отправился в Австрию в качестве вице-адмирала флота двуединой монархии.
Австрийские моряки сначала протестовали против этой «деликатной» формы прусского контроля, но потом, конечно, смирились и приняли со всеми подобающими почестями сына Вильгельма.

Немецкие моды.

Как известно, берлинские портные из сил вон выбиваются, чтобы создать «национальную» немецкую моду, которая заменила бы парижскую.
Однако, эта мертворожденная мода, представляющая возрождение средневековых немецких уборов, берлинским дамам не понравилась, несмотря на весь их патриотизм.
Теперь берлинские портные стремятся провести вторую «реформу», на этот раз относящуюся к мужскому костюму.
Фрак, смокинг и даже пиджак — все это было признано слишком английским.
Однако, первые опыты создания чисто немецкого мужского костюма также окончились плачевно.
Портные, оказывается, начали кроить сукно и креп наподобие... рыцарских лат.

САД В ТРАНШЕЯХ.

Один французский солдат прислал своим родителям следующее любопытное письмо:
     «Во время немецкой бомбардировки мы буквально не знаем, куда деваться от скуки. Вследствие этого мы устроили сзади нашей траншеи прелестный маленький садик, за которым и ухаживаем, как только нам позволяют это обстоятельства.
Садик находится вне линии немецкого обстрела, так что два—три раза в неделю мы проводить там восхитительные часы».