21 (08) июня 1915 года

Московская Копейка

Склонность Турции к миру.

(По телефону из Петрограда).

Судя по заграничной печати, в Турции еще более проявляется за последнее время склонность к заключению сепаратного мира. Между прочим сообщают, будто бы первые шаги в этом направлении уже сделаны.
В наших дипломатических кругах слухи эти категорически опровергаются.
Сепаратный мир с Турцией невозможен уже по той простой причине, что непременным условием такого был бы отказ турок от своей европейской территории и, следовательно, столицы, а также от владычества над проливами как на европейском, так и на азиатском берегах.

В шавельском районе и к западу от Немана продолжаются бон. На направлении к Раве-Русской и на фронте Городокских озер неприятель вел наступление крупными силами.
     На Днестре неприятель, продвинувшийся до сел. Коропец и Космержин, энергичными контр-атаками отброшен с большими для него потерями. Нами захвачено в Космержине свыше 2,000 пленных и 7 пулеметов.
     Между Прутом и Днестром продолжается энергичный бой. У сел. Баламутовки мы захватили 8 пулеметов.
     Отражена попытка наступления Турок на правый фланг наших войск на приморском направлении.
     На мелазгертском направлении западнее Ахлата произошло столкновение нашей конницы с курдами.
     Итальянская артиллерия обстреливает и разрушает крепость Мальборгето.
     Итальянские дирижабли произвели воздушный набег и успешно бомбардировали позицию на Монтесанто и окопы против Градиски.
    Германской подводной лодкой потоплен без предупреждения пароход «Dulcie»; , из команды один убит.
     Итальянский дирижабль бомбардировал фабрику военных снарядов около Триеста.
     Австрийским миноносцем потоплен итальянский торговый пароход «Маriа Gracia».
     Итальянцы разбили Австрийцев на склонах Монте-Неро и взяли в плен более 600 нижних чинов и 30 офицеров, не считая 300 раненых.
     Французы в Эльзасе окончательно обложили Метцераль, который Германцы подожгли прежде, чем эвакуировать, и продвигаются вперед по обоим берегам Фехта.
     С.-А.С.Штатоы в ответе Германии относительно потопления американского судна «Фрей» отказываются принять утверждение Германии о потоплении американских судов, везущих контрабанду.
    В Вене начинается процесс в военном суде 6 русских Галичан и корреспондента «Нов. Врем.» Дм. Янчевецкого.
    В Стокгольм прибыли 15 русских сестер милосердия, находившихся в германском плену.
    В Швеции замечается сильное движение в пользу предоставления женщинам политических избирательных прав.
    По распоряжению военных властей высланы из Эстляндской губернии за сбор в пользу военнопленных без надлежащего разрешения ряд прибалтийских Немцев и их жен.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

В шавельском районе и к западу от Немана продолжаются бои частного и затяжного характера.
На наревском фронте 6 июня артиллерийский огонь у Еднорожца и Грудуска.
На таневском фронте значительных боевых столкновений не было.
5 и 6 июня неприятель вел наступление крупными силами, в составе коих были вновь прибывшие из Бельгии части, на направлениях к Раве-Русской и на фронт Городокских озер.
На Днестре 6 июня продолжались упорные бои с переправившимися ниже Нижниова неприятельскими силами. Наступая от реки, неприятель успел продвинуться до сел. Коропец и Космержин, но энергичными штыковыми контр-атаками был отброшен с большими для него потерями, причем в одном селении Космержин нами захвачено свыше 2,000 пленных и 7 пулеметов. Между Прутом и Днестром 5 и 6 июня продолжается энергичный бой. У сел. Баламутовки мы захватили 8 пулеметов.

От штаба Кавказской армии.

5 июня попытка турок провести наступление на правый фланг наших войск на приморском направлении отражена.
На мелазертском направлении западнее Ахлата произошло столкновение нашей конницы с Курдами.

Официальное сообщение французского морского министерства.

ПАРИЖ, 7 июня. Сообщение морского министерства:
     «Французский контр-миноносец захватил между мысом Матапаи и о. Критом небольшое греческое парусное судно с подложными судовыми документами, перевозившее турецких офицеров, посланных в Триполи Энвер-пашей с подарками для шейха Синусси». ?Аг, Гаваса). (ПТА).

Официальное сообщение фельдмаршала Френча.

ЛОНДОН, 7 июня. Опубликовано следующее сообщение фельдмаршала Френча:
     «К северу от Гуджа мы заняли 250 ярдов германских окопов. В течение недели мы захватили 215 пленных, 3 пулемета и наполнений удушливым газом цилиндр. Мы взорвали несколько фугасов к северо-востоку от Армантьера и разрушили часть неприятельских окопов. При этом ружейным и артиллерийским огнем мы нанесли урон убегавшему неприятелю. Наши летчики успешно бомбардировали электрическую станцию в Лабассэ». (Aг. Рейтера). (ПТА).

Официальные сообщения Французского правительства.

ПАРИЖ, 6 июня. Официальное сообщение от 6 июня 11 час. вечера гласит:
     «В секторе к северу от Арраса мы продолжали наши операции и во многих пунктах пожали плоды удачных действий последних дней.
После энергичной борьбы Бювальская котловина, упорно защищавшаяся неприятелем, начиная с 26 апреля, была обложена нами со всех сторон и взята дружным натиском. При этом мы захватили несколько пулеметов. В наших руках осталось также около десятка пленных, так как Германцы оказали отчаянное сопротивление.
На склонах, тянущихся к востоку от Нотр-Дам-де-Лоретт, в направлении к Сушэ, мы захватили несколько окопов и 300 пленных, из которых около 10 офицеров. Мы удерживаем в своих руках склоны высоты «119», где, несмотря на неприятельские контратаки, наши войска удерживаются позади последних германских окопов, пользуясь малейшими естественными прикрытиями. К югу от этих склонов линия нашего фронта вынесена вперед.

Официальное сообщение итальянской главной квартиры.

РИМ, 6 июня. Официальное сообщение от 4 июня:
     «В ночь на 4 июня и в течение всего дня неприятель пытался тревожить нас артиллерийским огнем с отдаленной дистанции и атаками некоторых наших позиций, наиболее выдвинувшихся в Тиропо-Трентинской области, а также в Кадоре, но повсюду попытки эти отражены и неприятель успешно обстрелян нашей артиллерией.
В Карнии мы продолжали регулярно обстреливать и разрушать крепость Мальборгето. После полудня 3 июня артиллерия крепости пыталась отвечать на наши выстрелы, но была приведена к молчанию.
Продолжают поступать новые сведения о бое в окрестностях Монтенеро, о котором уже говорилось ранее в предыдущих официальных сообщениях. Эти сведения подтверждают, что наши горные войска совершили доблестные подвиги. Когда причины военного характера не будут этому препятствовать, страна узнает, что не только горные, но и другие наши войска уже во многих случаях приобрели полное право на признательность отечества.

ПОЖАЛОВАНИЕ КАЙЗЕРОМ ОРДЕНА УБИЙЦЕ 1,200 ЧЕЛ.

ПАРИЖ, 6 июня. Агентство Гаваса сообщает:
     «Император Вильгельм пожаловал орден «Pour le merite» 1-й степени командиру подводной лодки, пустившей ко дну «Лузитанию», потопив при этом 1,200 мирных жителей? в том числе 90 детей.

ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ ИЗ ГЕРМАНСКОГО ПЛЕНА.

СТОКГОЛЬМ, 6 июня. (Соб. кор.) Сюда прибыли освобожденные из германского плена в Лодзи 15 сестер милосердия, находившиеся в Лодзи с 9 ноября минувшего года. Три из них принадлежали к составу петроградской Елизаветинской общины. Это женщины-врачи и лаборантки петроградского женского медицинского института: старшая сестра Валентина Соболева, Вера Сконопнич0Грабовская и Ксения Полисадова; три из состава кронштадтской морской общины: Вера Тетерина, Мария Попова и Мария Осмоляк-Смоленская; петроградской Георгиевской общины Христина Резникова; пять – варшавской общины: Варвара Жуковская, Мария Вунчинская, Ольга Мартьянова, Ираида Коровкина и Мария Петрова; две – харьковской общины: Наталья Сикорская и Екатерина Полторацкая; одна иркутской общины: Любовь Хоменко. Эти 15 сесетр принадлежали к этапному лазарету имени петроградских высших учебных заведений. Кроме того возвращаются три сестры из плена В Кутно, а именно, рижской общины: Генриетта Кларенталь, Луиза Бритман и работавшая в качстве сестры милосердия учительница из Кутно Елена Данилевская.
По сообщению сестер, в Лодзи недостает хлеба. Жизненные припасы очень дороги. Германцы увезли из Лодзи машины, все оставшиеся там фабричные запасы, кровати и матрасы. Сестры сообщили, что часть обратного пути их везли в четвертом классе по железной дороге, и по дороге ночью им пришлось спать на голых досках на узких нарах в зале четвертого класса на станции.
В Стокгольме сестры милосердия, как обычно, были встречены самым сердечным образом русским комитетом и русским посланником. Вчера они отбыли в Петроград.

Футбол.

Состоявшимся собранием виндавского района пригородного комитета избран председателем районного комитет А. В. Новиков. Эго же собрание постановило отклонить предложение николаевского района о совместном розыгрыше календаря летних матчей. Причиной этому послужила дороговизна железнодорожного проезда для отдельных игроков, в особенности отдаленных дачных местностей. Таким образом в районе будут играть только три команды: «Царское», «Павловск» и «Вырица» по следующему расписанию: «Вырица»—«Павловск» на поле «Павловска» 9 июля в 6 час. веч., «Павловск» —«Царское» на поле «Павловска» 2 июля в 6 час. веч., «Вырица»—«Царское» на поле «Павловска» 12 июля в 3 ч. дня, «Вырица»—«Павловск» на поле «Вырицы» 19 июля в 3 ч. дня, «Царское»—«Вырица» на поле «Вырицы» 26 июля в 3 ч. дня и «Царское»—«Павловск» на поле «Павловска» в 6 ч. веч. 16 июля.
В виду поступающих к нам запросов о матчах в других районах, сообщаем, что расписание игр остальных шести районов поместим на днях.

С. И. Танеев.

Умер большой музыкант и огромный ученый, под руководством которого получил образовать целый ряди выдающихся композиторов.
Как художник, С. И. Танеев придерживался классических приемов письма, и в его сочинениях культивировались убежденно старый формы.
Весной исполнялось в симфоническом концерте Кусевицкого последнее произведение Сергея Ивановича - кантата, явившаяся вместе с тем и его последним словом в творчестве.
В области теории музыки покойный оставил очень ценный, единственный в своем роде труд — «Учение о контрапункте». Это исчерпывающее учение стоит особняком даже среди сочинений западных теоретиков. Оно не только обнаруживает огромную эрудицию автора, но и знакомить теоретиков с новой системой, найденной автором.
С. И. Танеев первый после П.И. Чайковского принял ответственный класс композиции в консерваторий, и при нем этот класс быль на очень высоком уровне.
Со смертью С.И. мы потеряли талантливого композитора и великого, единственного музыкального ученого, к которому с глубоким уважением относились не только русские, но и музыканты Западной Европы.

Н.К.

Дарданеллы.

АФИНЫ, 4 (17), VI. В пятницу и четверг союзники высадили у Седиль-Бахра сильные подкрепления, доставленные из Мудроса.
За последнюю неделю происходили небольшие стычки в райоие Аз-Буригу. Пехоту союзников поддерживают огнем два крейсера.
Все атаки турок па Критию отбиты. Потери неприятеля очень велики.
САЛОНИКИ, 7 (20), VI. С Митилены сообщают от 5-го июня:
     Англичане установили на занятых ими островах несколько батарей тяжелых орудий, чтобы препятствовать приближению судов к анатолицскому побережью. (ПА).
ПАРИЖ, 7 (20), VI. Сообщение морского министерства:
     Французский контр-миноносец захватил между мысом Матапаном и Критом греческое парусное судно с подложными судовыми документами, перевозившее турецких офицеров, посланных в Триполи Энвер-пашой с подарками для шейха Сенусси. (ПА).

Стол. Молва

Отголоски московских беспорядков.

В провинции как и в Петрограде, в связи с московскими событиями приняты меры успокоения.
Так, например, главноначальствующим Казанской губернии издан следующий приказ:
     В виду имевших место в городе Москве беспорядках предупреждаю население города Казани и Высочайше вверенной мне губернии, что при малейших попытках учинить уличные беспорядки и тем более погромы магазинов и торговых заведений, виновные в том будут задерживаться и предаваться военному суду». Главноначальствующий Рязанской губернии также обратился к населению с объявлением следующего содержания:
«В последние дни в Москве произошли прискорбные случаи беспорядков, сопровождавшиеся со стороны уличной толпы грабежом имущества и насилием как над подданными враждебных нам государств, так и лицами, только носящими иностранные фамилии.
В виду происшедших беспорядков, а также доходящих до меня слухов, что разными злонамеренными людьми и население Высочайше вверенной мне губернии подстрекается к таким-же насилиям; считаю необходимым объявить во всеобщее сведение, что, облеченный всею полнотой власти, Высочайше мне предоставленной, я не потерплю в губернии никакого нарушения порядка и спокойствия, и для предупреждения всякой возможности таких подстрекательств, а тем более посягательств на личную и имущественную безопасность, хотя-бы и подданных воюющих с нами держав, я не остановлюсь ни перед какими мерами, ибо нахожу, что подобного рода бесчинства только поднимают дух наших врагов, окрыляя их надеждой, что духовная мощь русского народа поколеблена и силы наших доблестных войск могут отвлекаться для поддержания спокойствия внутри страны.
Аналогичное обращение последовало и со стороны главноначальствующего Ярославской губернии.
В этом обращении, между прочим, пишет:
     «Благодарение Богу, ярославцы до сих пор ничем не нарушили того благодатного настроения, с которым православный народ побеждал и побеждает врага. Тем не менее за последние дни стали распространяться тревожащие население слухи о возможности беспорядков, подобных возникшим, к несчастью, недавно в Москве.
Позорные для русского человека, эти бесчинства могли там произойти путем лишь вражеского подстрекательства, так как только бессильный в своем озлоблении враг может быть заинтересованным, хотя бы ценою жертв своих соотечественников в беспорядках внутри русского государства в то время в особенности, когда оно тем же врагом вынуждено кровью своих сыновей защищать свое достояние и честь.
В такое время как теперь, никакие беспорядки недопустимы. Поэтому объявляю во всеобщее сведение, что малейшая попытка к ним будет подавляться самым решительным и беспощадным способом.