06 июля (23 июня) 1915 года

Вечерний Курьер (Москва)

Ходатайство о переименовали чинов.

Комитет славянских трапез во исполнение предложения, сделанного на одной из последних трапез, возбудил ходатайство о желательности переименования придворных чинов: камергера, камер-юнкера, егермейстера, обершенка, гофмейстера и т. п., в древне-русские придворные чины: ближний боярин, кравчий, сокольничий, стольник и т. п., находя, что подобные названия являются для народа более близкими и понятными.
Кроме того комитет трапез ходатайствуем перед министром народного просвещения, чтобы к началу учебного года было воспрещено употреблять глаголы, оканчивающиеся на «ировать», находя, что это есть не что иное, как видоизменение немецкого отглагольного окончания «iren». Как на пример, указывается на глагол «мобилизовать». Поэтому, комитет находит возможным употреблять глагол «реквизовать» вместо искусственного реквизировать. Указывается также на желательность замены некоторых немецких терминов русскими, как, например, бухгалтерия выражением, счетная часть, эксплуатация — пользование, территория — земельная площадь и т. п.

Растрата архивных сокровищ.

По описям XVIII и первой половины XIX столетия в московском «губернском архиве старых дел», — как официально именуется один из величайших правительственных архивов России, — насчитывается до 3 миллионов разных дел и документов, размещенных в башнях Кремля и Китай-города. В этом числе значатся дела литературные, военные, строения Москвы (после пожара 1812 года), уголовные, о бунтах крепостных, о народных восстаниях, о масонах, сектантах, так называемые «театральный дела», секретные Высочайшие указы, дела о происшествиях в Москве и ее губернии за период более ста лет и др.
Недавно «театральные дела», содержащие весьма ценные документы по истории русского театра, обратили на себя внимание академии наук, которая решила изъять их из «губернского архива» и передать в театральный музей имени А. А. Бахрушина, в Москве.
С этой целью зимой текущего года был предпринят предварительный осмотр архивных описей, который и показал, что огромной массы интереснейших «театральных дел» уже не существует больше: дела эти или исчезли бесследно, без указания времени и причины исчезновения, или уничтожены, т.-е. проданы с публичных торгов, как макулатура. Против них в описях имеются лишь предупредительный пометы: «нет» или «уничтожено».
Не находится также много литературных дел, связанных с именами Каченовского, Погодина, Загоскина, Аксакова, Гоголя, Тургенева, Новикова и др. наших писателей. Редкие уголовные дела времен Екатерины II и Павла I поступили в макулатуру.
Исчезли также некоторые делая о московских масонах, которыми, еще сравнительно недавно, лет десять назад, пользовались для своих работ наши историки, именно в московском «губернском архиве старых дел».

Крымская Почта (Симферополь)

Кровавая месть за брата.

Тяжелая кровавая драма разыгралась в субботу на Фонтанной ул. Драма, переносящая нас на Кавказ и в Малую Азию, где доныне сплошь и рядом наталкиваешься на преступления, именуемые «кровными», вызванные местью. Несколько времени тому назад продавец фруктов в развоз Аликай Абликим смертельно ранил Бакчи-Оглу, Несчастный, по доставлении в больницу, скончался. У неостывшего еще трупа брат Бакчи-оглу, Смаил Бакчи-оглу поклялся, что не успокоится до тех пор, пока пролитая кровь брата не будет отомщена. Про этот обет узнал убийца, который стал избегать встречи со Смаилом Бакчи-оглу. Но... от судьбы не уйдешь. В субботу днем Смаил Бакчи-Оглу, проходя по Фонтанной ул., столкнулся лицом к лицу с Аликай Абликимом. Последний, побледнев, бросился бежать. Смаил нагнал его.
     - Помнишь-ли, Аникай, что ты убил моего брата? – дрожащим голосом обратился к нему Смаил.
Гробовое молчание послужило ему ответом.
     - Отвечай!
     - Пощади! – сорвалось с уст Аникая.
     - Нет тебе пощады. Умри-же! – воскликнул Смаил Бакчи-Оглу и, выхватив нож, глубоко возил его в живот Аликая. Последний упал. Мститель хладнокровно извлек окровавленный нож и вторично вонзил его в ногу своей жертвы. Аникай впал в бессознательное состояние. Не спеша, отправился «кровник» к спешившему на место кровавой драмы городовому, который доставил его в участок. Аникая уложили в экипаж и, по распоряжению пристава Ф.П.Бурдыко, отправили в земскую больницу, где он в воскресенье, не приходя в сознание, скончался.

На люблинском направлении неприятель после упорных боев продвинулся на фронте между городом Красником и рекой Вепржем.
     Все атаки Германцев между Вепржем и Зап. Бугом, а также между сел. Крыловом и гор. Сокалем отбиты.
     Наши войска в районе Кара-Дербента. заняли селение Джанбек-Западный.
     Наш отряд выбил Турок из их позиций на берегу Хизансу и принудил их отступить частью на Текке, частью на Сорпь.
     Союзными летчиками разрушен германский аэродром в Гистеле, к югу от Остендэ.
     На Саве и на Дунае произошло несколько серьезных столкновений сербских войск с неприятелем.
     Адрианополь не только не очищен турецкими войсками, но гарнизон его усилен армейским корпусом из Конии.
     В Турции осталось снарядов всего на 15 дней; военная контрабанда через Румынию и Болгарию не в состоянии покрыть убыль.
     В Солунь прибыль французский пароход «Sydney» с грузом съестных припасов и медикаментов для Сербии.
     Порта предупредила секретарей посольства воюющих с Турцией держав, чтобы они покинули Турцию в 48 часов;
     Бывший черногорский министр-президент Божо Петрович назначен губернатором Скутари.
     Германский союзный совет постановил, что действие патентов подданных России, Англии и Франции может быть ограничено или прекращено.
     Три самых больших германских общества для вывоза керосина обязались не продавать керосина частным лицам, что равно секвестру.
     Немцы вскрыли корреспонденцию на захваченных ими шведских пароходах, нарушив тем гаагскую конвенцию 1907 года.
     Юго-славянская делегация посетила лорда Крю и выразила надежду, что Англия будет содействовать объединению югославянских народов.
     Швейцарский союзный совет постановил привлекать к уголовной ответственности виновных в оскорблении иностранных народов.
     Вследствие противодействия меджлиса принц Эйн-уд-Доулэ предложил свою отставку, которая принята. Сформирование кабинета поручено Мустаифи-уль-Мемалеку.
     Персидское правительство согласилось выдать экзевкатуру германскому вице-консулу, который со своей стороны согласился на замен наемной стражи жандармами.

ВОЙНА

От штаба Верховного Главнокомандующего.

В районе Едвабно 20 июня Германцы безрезультатно взорвали два горна и, затем открыли по местам взрыва ожесточенный огонь. На следующий день наши минеры успешно подорвали германскую минную галерею, что вызвало вновь сильный огонь неприятеля.
В люблинском направлении неприятель после упорных боев 21 июня продвинулся на фронте между городом Красинком и рекой Вепржем.
Все атаки Германцев между Вепржем и Западным Вугом, а также на последней реке между селением Крыловом и городом Сокалем 20 и утром 21 июня отбиты. Нами захвачено здесь несколько сот пленных.
На Буге выше Сокаля, на Золотой Липе и Днестре без перемен.

От штаба Кавказской армии.

I.
В Пассинской долине перестрелка. Наши войска заняли в районе Кара-Дербента селение Джамбек-Западный.
У южного берега Ванского озера наш отряд, лихой ночной атакой выбив Турок из занятых ими позиций на левом берегу Хизакису, принудил отступить их частью на Текке, частью на Сорп.
На остальном фронте без перемен.
II.
За 20 июня в приморском районе перестрелка.
В районе Карадербента к западу от селения Авбазик наш конный разъезд атаковал два эскадрона Сувари, которые в панике бежали, увлекая за собою пехоту.
На остальном без перемен.

«У ЗАСТАВЫ».

«Продолжаются переговоры о территориальной компенсации за нейтралитет Болгарии в случае выступления Румынии...»
(Из газет)

Марс: - Скоро вы кончите торговаться?! У меня мотор остынет!!

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

По линии Омской дор., как сообщает «Омский Телеграф», задержан бежавший из Каннска военнопленный австрийский офицер Драгутин-Лешич.

У Маковой Косы, близ Баку, произошло столкновение парохода «Император Николай II» с пароходом «Запад». У парохода «Император Николай II» оказалась сильная пробоина в машинном отделении, которое быстро наполнилось водой, и пароход медленно стал погружаться в воду. «Запад» принял всех пассажиров на свой борт и доставил в Баку.

В Киеве, в конторе Александровской больницы, обнаружена кража 20,000 руб. Касса оказалась совершенно целой, не взломанной, а открыть ее без повреждений мог только знающий секрет запоров.

В Ессентуках под паровоз бросилась девушка, лет 20—22, оказавшаяся падчерицей профессора Малиновского, Т. Н. Берн. У нее отрезаны обе ноги. Многие встречали эту девушку раньше в казенном парке на Пятигорском шоссе в слезах.

В Харькове, во 2-м о—ве взаимного кредита, некоим Вороновым была сделана попытка получить по подложным документам 19,000 руб. Подлог был вовремя замечен. Воронов скрылся.

Женщина-воин.

(Москвичка Мария Безходарная — георгиевский кавалер)
(БЕСЕДА)

В Москву прибыла дочь москвича Мария Сергеевна Безходарная, пробывшая с осени прошлого года на театре военных действий в качестве простого рядового солдата.
Она одета в солдатскую форму и носит имя «Михаила Сергеевича». Ей всего 19 лет.
Всю зиму она провела под боевым огнем в Августовских лесах, где и была ранена в ногу.
Теперь она находится на излечении в лазарете «Красного Креста», на Собачьей площадке.
Вчера в беседе со мной девушка поделилась своими боевыми впечатлениями.
     - Я — москвичка. Окончила коммерческое училище. Осенью прошлого года я добровольцем, переодевшись в мужское платье, отправилась на войну. Отец мой на войне. Мать работаете в санитарном поезде.
В Москве меня не хотели взять в качестве добровольца. Тогда я, упросив солдат, присоседилась к отправлявшемуся на театр войны эшелону.
В вагоне с орудиями я добралась до Брест-Литовска, откуда с санитарным поездом вместе с матерью доехала до Варшавы.
Здесь случился со мной маленький эпизодик. Меня хотели арестовать и этапом отправить в Москву.
Не разрешали поступать в полк. Может-быть, знали, что я женщина, а, может быть, по другим причинам. Я была в отчаянии.
Вскоре счастье мне улыбнулось. Шедший N... —полк приютил меня, и я отправилась вместе с ним на позиции.
В полку никто не знал, что я девушка. Несла всю тяжесть рядового солдата. Пробыла долгое время в окопах, ходила в атаки, работала штыком и винтовкой.
Долгие месяцы я прожила в окопах под боевым огнем, несколько раз выдерживала бои и всегда живой и невредимой.
Но в феврале счастье мне изменило.
Наш полк стоял в 0., недалеко от леса, опушку которого заняли немцы. Лесок был разбит на окопы.
Другая наша часть стояла за леском.
Стояли мы против немцев довольно долгое время. Наша задача состояла в том, чтобы запять опушку леса. Для этого надо было обеим нашим частям соединиться. Но как это сделать? Как дать знать нашей части, чтобы она шла к нам на соединение? Задача очень нелегкая. Тогда я вызвалась пойти под упорным огнём через поляну, которая засыпалась дождем пуль, к другой нашей части, чтобы передать распоряжение командира -- итти на соединение.
Ползком я добралась до нашей части благополучно. Кругом меня жужжали пули. Обратно добралась тоже благополучно. Части наши соединились, и начался упорный бой.
Один из немецких окопов благодаря маневру немцев был занять нами.
Но для того, чтобы выбить немцев из опушки леса, надо было занять все их окопы.
Вот здесь, когда я доставляла нашим снаряды, я была тяжело ранена.
В полевом лазарете потом я узнала, что все немецкие окопы были нами заняты, и опушка леса была освобождена от неприятеля. Немцы отошли далеко.
Командир полка представил меня к георгиевскому кресту 4-й степени. Теперь моя рана зажила, и я думаю осенью вновь вернуться в свой полк.

А. Т.

Мария Сергеевна Бесходарная.

КРУПИНКИ.

Английские антрепренеры Форбс Ланкестер и Перси Кидстер недавно закончили серию концертов, которые они устраивали специально в солдатских лагерях. Всего они дали 202 концерта с участием 248 артистов, на которых присутствовали 300,000 солдат, при чем выручено было 2,425 фунтов стерлингов.

Китайцы по приглашению своего правительства огромными партиями сжигают опиум. Любопытно, что аналогичные факты происходят... во Франции. Недавно в области Понтарлье было уничтожено 100,000 килограммов абсента.

Известный итальянский скульптор Феррари недавно вернулся на родину из Буэнос-Айреса, где он воздвигнул памятник Гарибальди. Феррари, несмотря на то, что ему 78 лет, обратился к военному министру с просьбой о зачислении его в армию.