29 (16) августа 1915 года

Брачная Газета

Вечерний Курьер (Москва)

Варшавский ветеринарный институт.

Директор варшавского ветеринарного института проф. Захаров получил разрешение министерства оставить временно институт в Москве, организовав здесь теоретические занятия в помещении городского университета имени Шанявского, а практические – на городских бойнях и в питомниках сельско-хозяйственного института.

Киевская Мысль

Молебны в синагогах.

Вчера во всех местных еврейских молитвенных домах, после молебствия о дарования победи доблестному нашему воинству, был сделан энергичный призыв к еврейскому населению не допустить, чтобы даже отдельные лица необдуманным скоплением мелкой монеты нарушили покойное течение жизни и единение населения, столь необходимые теперь для блага родины. В хоральной и купеческой молельнях (па Малой-Васильковской ул.) общественным раввином А. В. Гуревичем произнесено было соответствующее слово, встреченное горячим одобрением молящихся.

На направлениях к Фридрихштадту продолжаются упорные бон. Противник пытается прорваться к железнодорожной линии Крейцбург—Митава.
     Наступление на путях к Вильне сдерживается нашими контр-атаками.
     На среднем Немане наступление противника развивалось на направлениях к северу от Белостока, вдоль западной опушки Беловежской пущи и на путях к Кобрину.
     Из района Владимир-Волынского неприятель перешел в наступление в направлениях на Торчин, Локачи и Порицк.
     После настойчивого наступления севернее Брзежан и западнее Подгайцы противнику удалось утвердиться на левом берегу Золотой Липы.
     К северу от Арраса Французами разрушена часть германских траншей и уничтожен склад военных припасов.
     Итальянские войска, заняли позиции на перевале Лагоскуро и на Корно-Бедоле.
    Итальянские гидропланы обстреляли укрепленные группы Рива. Бомбардировка итальянскими батареями Арабы и Керца вызвала усиленные передвижения неприятельских войск. Араба охвачена огнем.
     Через Швецию в Россию проехал седьмой транспорт русских инвалидов.
     Германский посол в С-A. С. Штатах граф Бернсторф уведомил статс-секретаря Лансинга; что Германия готова дать полное удовлетворение за потопление «Арабика».
     Германия принимает меры к тайной работе в пользу мира в нейтральных странах посредством статей и агитации в германофильствующей печати.
     На черногорском фронте произошел упорный бой между черногорским передовым постом и довольно сильным австрийским отрядом.
     В Чернигове секвестрованы капиталы и имущество отделений компании Зингер.

Военный губернатор Адрианополя вызван в Царьград и будет предан военному суду: за нарушение служебного долга.
     На совещании в Крагуеваце достигнуто полное согласие между короной и правительством по вопросу об ответе Сербии на ноту четверного согласия.
     Турки на Галлиполи, получив подкрепления, пытаются возвратить утраченные позиции.

СИЛУЭТЫ ВОЙНЫ.

«На пики!»
Встреча казачьего разъезда с немецкими кирасирами под дер. Бараново.

ВОЙНА

От штаба Кавказской армии.

За 12 августа в приморском районе наши разведчики, перейдя реку Архиве, уничтожили ручными гранатами турецкий караул.
Наша моторная лодка и миноносец потопили два груженных парусника.
На ольтинском направлению перестрелка.
На остальном фронте без перемен.

Петроградский Листок

Гришка Распутин.

Наступило время испытаний, и тяжких испытаний. Нас заставляют спокойно смотреть на господство развратных, глупых неучей и мириться со всеми похождениями их, до уголовных преступлений включительно. Что будет дальше, если эти неучи-развратннки продолжать свою деятельность — трудно даже представить.
Если Гришка Распутин находит приют у бывшего товарища прокурора святейшего синода Даманскаго и пользуется большим почетом и уважением у г. Саблера, который еще недавно был прокурором святейшего синода, то что сказать о других разных графинях, княгинях и баронессах и проч., и проч.
Совершается что-то странное и непонятное н в то же время весьма вредное.
Епископ Феофан, хотя и большой аскет, но на душе его большой грех. Он был главный виновник, что покровительствовал Гришке Распутину, знакомил его со многими высокопоставленными лицами, которым нравятся святоши...
Правда, потом он убедился воочию, что Гришка Распутин недостоин даже носить имя христианина, и за это пострадал от него.
Но кто такой Гришка Распутин? Вен. Борисов так описывает в «Бирж. Вед.» фигуру Гришки:
Нервная, подвижная фигура, с длинной бородою, с лицом «под Христа», серым неприятным взглядом всегда бегающих глаз, с нарочито грубоватой манерой разговора и подчеркнутым неряшеством - таков внешний облик Распутина.
До сих пор он не привык еще обращаться с вилкой и берет пищу пальцами, которые протягивает после еды своим многочисленным поклонницам, а те облизывают их с чувством высшего удовлетворения. Грубость, доходящая до цинизма, внушает великосветскому кружку, среди которого вращается Распутин, благоговение и восхищение «старцем», которому сейчас всего 43 года...
Григорий Распутин — уроженец и житель села Покровскаго, Тюменьского уезда. Село захудалое, бедное, окруженное болотами, глухое и дикое, забытое богом и людьми. Пишущему эти строки и пришлось пробираться туда в телеге, которая местами утопала в грязи выше колес. Жители села Покровского - настоящие сибирские «жиганы», народ — готовый на все, и даже среди них, по своей бедности и моральному уровню, семья Распутиных занимала последнее место.
     - Воры они и пьяницы, - говорят в один голос покровцы о Распутиных.
Отец Распутина не раз бывал бит за воровство и озорство.
     - Весь род их воровской, — характеризуют Распутиных односельчане. А про Гришку-то, что сказать? Последний мужик был, слюнявый этакой, гнушались им в селе у нас. А теперь, вот—на поди! Умным сделался, в высокие хоромы залетел, выжига.
В молодости Распутин вел особую дружбу с огородником, нынешним епископом тобольским Варнавой, и сундучником Стряпчевым. Они вместе пили, озорничали и их обоих, по словам крестьян, не раз бивали за пьянство и кражи.
     - Не даром его Распутиным прозвали, - говорят крестьяне.
Лет двадцать пять тому назад нынешний «старец» изнасиловал 70-тилетнюю старуху Леконидушку, побирушку юродивую, растлил нескольких детей в возрасте 12 – 13 лет. Его прошлое в этом отношении напоминает страницы из «Братьев Карамазовых».
Немало в прошлом Григория Распутина чисто уголовного материала, и очень многое мог бы рассказать о нем судебный следователь Амельяненко, производивший, по странной случайности, впоследствии судебное следствие о покушении на жизнь Распутина. В архивах тобольского окружного суда имеются два дела «о Григории Ефимове Распутине»: одно – о краже лошадей, а другое – о лжесвидетельстве. Первое дело до сих пор почему-то не закончено следствием; за второе дело Григорий Распутин был приговорен волостным судом, по местному «законодательству» (дело происходило лет двадцать тому назад, к наказанию розгами, и приговор был приведен в свое время в исполнение.
    - Пороли его шибко и за разные дела. Так много за ним этих дел бывало, что не припомнишь, рассказывают покровцы.
Отец Распутина рассказывает о его прошлом следующее:
    - Попивал в молодости мой Григорий и озорничал - уж одно горе с ним было! Неугомонный да буян был. Как выпьет, так и этот ему не мил, и другой не хорош, да и работу забывал. А как начнешь его уговаривать, он ругаться, и такое сделает, что сказать стыдно. Всякое бывало... Пил, пил, а потом вдруг и ну замаливать свой грех... В Верхотурье уйдет. А как воротится, и не узнать моего Григория: такой смиренный и все молится, да прощения у всех просит...
Как и большинство жителей села Покровского, Григорий Распутин был ямщиком. Однажды он возил в Верхотурье одно видное в церковной иерархии лицо. Седок разговорился со своим ямщиком, и эта беседа оказала на Распутина огромное влияние. Распутин поле этого все чаще стал уходить в Верхотурье, в монастырь, пропадать там по неделям и, наконец, выступать в новой роли – сборщика пожертвований на постройку храма.
С кружкой в руках Григорий обходил деревни и села. С этих пор он, по словам отца, становится «умным».
     - И ума не приложу, что стало с ним. Такой умный сделался.
И родные Распутина начинают богатеть, собирая «на построение храма». Распутин посылает домой все больше и больше денег, и дело доходит до того, что жена Распутина, Прасковья Федоровна говорит:
     - И на што нам денег столько? Нешто подкоы й из них ковать.
Дальнейшая биография Распутина прямо-таки сказочна.
В ней фигурируют и «старцы», и странники, и «некий» епископ православной церкви, и высокопоставленная дама, и сановники. Рискованные уголовные похождения и истерическое кликушество переплетаются, составляя содержание биографии этого периода.
За время «хождения» Распутина с кружкой у него вместо куриной избы, которая была последней даже в захудалом селе Покровском, оказался просторный двух-этажный деревянный дом. Распутин купил в Тюмени хлорошую мебель, дорогие образа, картины, ковры. В это же время Григорий из захудалого «слюнявого мужиченка, которого не раз били смертным боем односельчане, становитс я своего рода «персоной» в своем селе. Мужики его ненавидят за прошлое, и за настоящее. Но он старается расположить их в свою пользу и внушает такую линию поведения своим домашним.
     «Играет, например, кто свадьбу, Распутин жертвует на свадьбу четвертную. Нажив «трудами праведными» деньги, Распутин купил богатое рыбой озеро близ Покровского, но рыбу своим односельчанам он но продает, а «дарит».
     — Зачем продавать? Лучше дать «спасибо» получить, а денег нам не надобно.
Григорий Распутин создал вокруг себя в своем доме соответствующую атмосферу. Жена, отец, дети считают его человеком необыкновенным и всячески стараются внушить эту мысль соседям.
     - Что и говорить, Григорий-то Ефимович, видно, не здешнего будет мира.
Про его благотворительную деятельность, Григория Ефимовича, в селе Покровском жена Распутина не упускает случая поговорить:
     - Уж любит он оченно угождать да помогать. В Питере много добра творит, да и здешних не забывает мужиков. Одному на хлеб, другому на корову, — ан, смотришь, и добрее дело сделал.
Крестьяне все же, несмотря на «угождения» Распутина, ненавидят его и называют «выжигой». Его делам в столице удивляются. Но зная его прошлое, приписывают его успехи не добрым делам, а хитрости и уменью «облапошить».
     - Сибиряк он, чалдон,—характеризуют крестьяне Распутина.
Да и отец его не очень доволен им.
     - Очень уж я недоволен, что мой-то Григорий уезжает в Россею и забывает наше дело христианское. Уж сколько раз твердил я ему - не ехать бы в Питер, а работать у себя в Покровском. А Григорий-то лишь руками машет: «Не твоего, говорит, ума дело, сам знаю, что творю». Видно у него на уме-то большое. Как бы не сорваться. Приезжает он к нам все с «листократами», а с каким не моему уму это ведать. Ну, поживет это в селе, у себя маленько, да опять в путь-дорогу с листократами собирается. Не дай Бог, ежели прорвется как-нибудь. Ведь бедовый он, Григорий-то...
Я сам был свидетелем того, как Распутин приезжал в Покровское с «листократами». Приехал он со свитой, среди которой была графиня И., и прямо с парохода отправился в местное почтово-телеграфное отделение. Начальник и служащие встретили свиту Распутина с большим почетом и поклонами.
Здесь Распутин стал посылать телеграммы, заставляя писать сопровождавшего его барона Z.
     - Ну, пиши в Омск тебеграмму: когда пойдет в Тюмень пароход?
Барон пишет: «Прошу омское общество...»
     - Не пиши «прошу», - прерывает барона Григорий Ефимович, пиши:
     «Умоляю сообщить, когда идет из Омска в Тюмень пароход. Григорий».
Пиши теперь Варнаве в Тобольск: «Скажи, назначен-ли священник Крыжановский настоятелем в Обдорск. Григорий».
И эта телеграмма отправлена по назначению.
    - Ну, графинюшка, пиши теперь ты следующую телеграмму: «Целую ваши ручки, доехали благополучно. Графиня И».
Затем графиня И. и вторая дама из свиты Распутица, приблизившись к нему, кладут ему на плечи свои головы. Распутин обласкал их и, прижав крепко к себе, сказал:
     - Благословляю нас, детки мой.
Все это происходило в присутствии дочерей Распутина, Марии и Варвары и многочисленной публики.
     - Тьфу,—плюнул один крестьянин.
     - А, ведь, пороли когда-то Гришку-то за конокрадство.
     - А теперь, вон как.
Распутин при всей своей «святости» расчетлив. Его тянет к приобретению и наживе. Вот один из много численных примеров.
Ехал как то Распутин на пароходе в Тобольск. Вместе с ним ехал и местный пивовар, купец Сыромятников. После обеда Распутин принялс я за чтение газеты, держа ее навыворот.
Сыромятников, дождавшись, пока Григорий Ефимович окончит «чтение», подошел к Распутину.
     - Скажите, пожалуйста, не вы ли будете Распутин?
     - Он самый — Распутин. Ну, милый человек, почитай мне, что обо мне-то пишут, — обратился Распутин к Сыромятникову. Сыромятников прочел несколько заметок о Распутине, которые были далеко не в пользу «старца».
     - Вот видишь, — заметил Распутин, — небылицы пишут про меня, как будто и правда, кто я. А я — самый обыкновенный.
Разговорившись с Сыромятниковым и узнав, что он купец. Григорий Ефимович с оживлением заверил:
     - Хорошее дело, знаешь ты, торговл, да и прибыльное... Вот сам я рад бы заняться торговлей. Люблю. Знаешь, наверно, около Новороссийска есть больше имение графини Игнатьевой. Вот я-то с компанией собираюсь его купить, а куплю, - построю большой цементный завод.

Зарубежные военные известия.

Германские газеты сообщают, что, в виду уничтожения русскими войсками всего, могущего пригодиться врагу, немцам предстоит колоссальная работа, так как им приходится заново возводить вое необходимые постройки, проводить заново железные дороги, возводить мосты, восстанавливать дороги и т. д.

Газета «Morning Post» сообщает, что, в виду понесенных австро-германскими войсками тяжелых потерь на восточном театре военных действий, германцы перебросили за последнее время значительное количество войск из Рейнских провинций на восточный фронт.

Газета «Temps» сообщает, что, согласно официальным германским данным, армия фельдмаршала Гинденбурга оперирует от Рижского залива до Буга, армия принца Леопольда баварского действует в районе к востоку от средней Вислы, а армии генерала Макензена находятся на фронте от района Ивангорода до Черновиц, Газета отмечает, что австрийским военачальникам не предоставлено места в высшем командовании и что австрийская армия всецело подчинена германским генералам.

По сообщению газеты «Temps», канадское правительство пожертвовало 100,000 фунтов стерлингов на заготовление 500 пулеметов. Общественное мнение Канады сильно интересуется вопросом о снабжении канадской армии пулеметами, для приобретения которых добровольной подпиской собраны деньги, достаточные для приобретения 1,500 пулеметов.

Из Рима сообщают, что турецкое правительство приказало огласить во всех мечетях о том, что в скором времени германские армии придут на помощь туркам. В связи с этим французские газеты сообщают, что австро-германцы готовятся сосредоточить армию численностью в 250 тысяч человек для нового наступления в Сербию, с целью установления прямого сообщения между Германией и Турцией.

Елена Чоба – казак-герой.

Как только ушел на войну казак ст. Роговской — Чоба, жена его Елена Чоба стала принивать все меры, чтобы попасть в ряды армии казачьего войска. После долгих стараний ей удается, наконец, зачислиться в один из кубанских полков и отправиться в действующую армию добровольцем-рядовым под именем Михаила Чоба. В пылу огня, под несмолкаемый грохот пушек, под беспрерывным дождем пулеметных и ружейных пуль, по свидетельству товарищей, Михайло наш без страха и упрека делал свое дело.
Переезжая с фронта на фронт, с тыла на передовые позиции, из армии в армию, Михайло смело и бодро смотрел в глаза своему противнику, с которым зачастую приходилось быть на расстоянии штыкового удара.
Снежные бури и лютая зима Карпатских гор бесконечные переходы, ночные атаки и постоянные бои — будто составляли ее родную стихию. Елена-Михайло Чоба, избегая показной славы, выделялась своею лихостью.
Глядя на молодую, безусую и неустрашимую фигуру своего храброго соратника, неутомимо шли на врагов вперед за Михайлом его товарищи, нисколько не подозревая что под черкеской казака кроется роговская казачка Елена Чоба.
Во время нашего отхода, когда враг тесным кольцом старался сковать одну нашу часть и, батареи, Чоба удалось прорваться через кольцо неприятелей и спасти от гибели две наших батареи, совершенно не предполагавших о близости немцев, и вывести батареи из смыкавшегося немецкого кольца без всякого урона с нашей стороны.
За этот геройский подвиг Чоба получил Георгиевский крест 4 ст. Целый год беспрерывно Михайло провел в боях и стычках с неприятелем и только недавно в последних майских боях шальная пуля ранила в ключицу руки и вывела его из строя.
За бои Чоба имеет 4 и 3 ст. Георгиевские медали и Георгиевский крест 4 ст. От последних, как женщина, она отказалась, оставив их при полковом знамени. Теперь—пишет «Kyб. Kp.» - наш герой живет в станице на поправке и снова мечтает вернуться в бой.

ЛИСТОКЪ

Наследство банщика.

На этих днях утверждено было завещание одного из владельцев торговых бань Д Доходы от 5-ти и 10-ти копеечных бань в теченеи 10 лет оставлены старшему сыну, доходы с 20-ти копеечных дочери, а с 50-ти копеечных жене. Через 10 лет наследники имеют право продать все предприятие и поделиться капиталом на три равные части. Плата за вхол не может быть увеличена раньше 1-го Января 1916 года.

Находка в пользу беженцев.

В конце Июля между инженером К-вичем и его супругой, неизменной посетительницей скачек, состоялся договор, в силу которого супруга должна была вносить свои ставки не тотализатору, а мужу, муж же обязался платить ей за выигрыш столько же, сколько платить будет тотализатор, а каждую проигранную ставку жертвовать в пользу бедных беженцев. 14-го Августа К-вич пожертвовал 520 рублей за 52 проигранные ставки уплатив жене за все время около 50 рублей выигрыша.

Оставление при кафедре И.П.Павлова.

Как нам сообщают, последовало Высочайшее соизволение об оставлении академика И.П.Павлова на дальнейший после 35-летеней службы срок при занимаемой им кафедре в военно-медицинской академии.

Отмена черты оседлости.

Сегодня министр внутренних дел сообщил рапортом в Сенат о принятии им меры, вызванной чрезвычайными обстоятельствами и касающейся разрешения права жительства евреям в городских поселениях.
В своем рапорте министр приводит известное постановление совета министров от 4-го августа 1915 года, а также свой циркуляр губернаторам. Разрешение евреям селиться в городах вне черты оседлости вступает в силу в день получения губернаторами и ^градоначальниками указанного циркуляра князя Н. Б. Щербатова, который подписан им вчера.
По объяснению министра внутренних дел, под правом жительства евреев в городских поселениях подразумевается право всеми законными способами добывать себе средства к жизни, т.-е. заниматься в новых местах их поселения торговлей и всякой деятельностью, дозволенной законом.

Молебствие о даровании победы.

Вчера в Симоновом монастыре было совершено торжественное молебствие о даровании победы.
Сюда был совершен крестный ход из церкви Спаса, что в Наливках.
Молебствие привлекло массы народа.

Храмовой праздник в Успенском соборе.

Вчера в Большом Успенском соборе, по случаю храмового праздника, торжественное богослужение совершал и высокопреосвященный митрополит московский Макарий, в сослужении епископа Димитрия можайского и другого духовенства. Пел синодальный хор.
За богослужением протодьякон К. В. Розов прочитал «послание Святейшего Синода к возлюбленным о Господе чадам российской церкви» с призывом о всенародном посте с 26-го по 29-е августа, в виду переживаемых событий.
Во время богослужения был произведен сбор к пользу беженцев.