31 (18) августа 1915 года

В Г. Совете рассмотрен доклад особой комиссии по законопроекту об учреждении особых совещаний по обороне государства. Законопроект принят большинством всех против одного, нового члена Г. Совета Н. A. Маклакова.
     Министр иностранных дел С. Д. Сазонов сделал заявления представителю газеты «Times», подтвердив,, кто русское правительство не намерено заключать сепаратный мир с Германией.
     На двинском направлении местами наши войска перешли в наступление.
     Вдоль среднего Немана и к югу до реки Припять наша армия продолжает свой отход; местами арьергарды отражают германские атаки с большими для неприятеля потерями.
     Неприятель продолжает наступлений от Владимира-Волынского к Луцку. Севернее на обоих берегах Стыри завязались бои.
    На кавказском фронте во время минувших боев по 9 августа взяты в плен: один генерал, 84 офицера, 5129 аскеров. Захвачено 12 орудий, 6 пулеметов и т. д.
    Наши миноносцы у южного берега Черного моря потопили два турецких парусных судна с припасами и патронами.
     В Г. Думе принят во втором чтений с некоторыми поправками законопроект о помощи беженцам.
     Итальянский воздушный отряд вновь бомбардировал аэродром в Айзовице и сбросил 120 бомб.
     Небольшая союзная эскадра бомбардировала турецкие отряды, высаживавшиеся на берег вблизи Нагары. Французский аэроплан сброшенной бомбой потопил турецкий транспорт с войсками.
    Британское адмиралтейство опубликовало письмо Бальфура о налетах цеппелинов на Англию.
     В Париже скончался бывший президент сената, автор закона обе условном осуждении, сенаторе Беранже.
     В Кракове скончался популярный польский писатель Жулавский.
     Япония решила использовать все доступные правительству и частным предприятиям способы для увеличения снабжения союзников военными припасами.
    В Тавризе расклеены прокламации, призывающия жителей к возмущению против династии Каджаров.
    В персидской Джульфе вследствие холерной эпидемии прекратили свои действия почта, телеграф и таможня.
     В Персии, в Ширазе, возникли угрожающие беспорядки. 2,000 вооруженных людей выступили на юг для вытеснения Англичан.
     Германский рейхстаг принял некоторые изменения закона о воинской повинности. Шведские газеты утверждают, что повышен возрастной предел с 45 до 54 лет.
     Греки в Солуни устроили митинг протеста против притеснений Турками Греков.
    В Данию прибыли трое русских пленных, бежавших в субботу из лагеря военнопленных в Шлезвиге.
     В Германии отдано распоряжение о введении монопольной продажи стручковых плодов.
    В Берлине, Потсдаме, Франкфурте-на-Одере и Лигнице обнаружены холерные заболевания.

ПОСЛѢДНIЯ ИЗВѢСТIЯ

«Times» печатает ряд статей под заглавием «Мастерские войны», в которых описываются предприятия в различных местностях Англии, которые развивают согласованную и увеличивающуюся деятельность. Газеты также приветствуют недавний артиллерийский успех Англичан близ Хича и считают, что он является предвестником будущих успехов.
В Отаве официально объявлено, что в Канаде помещено более, чем на 46 миллионов фунтов стерлингов военных заказов.

Издающиеся в Америке польские газеты указывают, что занятие Варшавы Немцами является страшнейшей страницей из истории Польши, так как торжество этих варваров, насильников и разбойников равносильно торжеству преступления. Рано или поздно весь цивилизованный мир, на основании доказанных фактов, признает германский народ варварским и разбойничьим. Всякий Поляк должен знать и помнить, что соединение польского дела с делом хищников и преступников, против которых в конце концов восстанет весь мир, есть преступление по отношению к польскому народу. Газеты отмечают также, что поведение Германцев в занятых ими областях Польши показывает, что они смотрят на эти земли, как на свои. Новые провинции, предназначенные для эксплоатации, насилий и германизации.

БЕГСТВО РУССКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ.

КОПЕНГАГЕН, 16 августа. Трое русских пленных бежали в субботу из лагеря военнопленных в Шлезвиге. Близ Орэ они связали несколько досок и, воспользовавшись вместо весел лопатами, переплыли Малый Бельт. Сегодня утром они были замечены на острове Богэ и высажены на берег. Их переодели в сухое платье и перевезли в Ассенс, где они поселились в доме рыбака. (Аг. Рицау).

Женщина приват-доцент Петроградского университета.

Магистр истории О.А.Рождественская утверждена приват-доцентом Петроградского университета. Она будет читать курс введения в изучение Крестовых походов.

ВОЙНА

От штаба Верховного Главнокомандующего.

На позициях западнее города Фридрихштадта бои, в течение 15 и 16 августа, продолжались с непрекращающимся упорством. Развивая свои действия, Германцы одновременно вели атаки на наши войска в районе участка железной дороги Гросс— Экау - Нейгут, и на с. Бирсгален.
На двинском направлении без существенных перемен; местами наши войска 15 августа перешли в наступление.
На виленском направлении бои продолжаются, примерно, на прежнем фронте.
Противник, переправившись на правый берег реки Немана в районе Олиты, 16 августа пытался наступать в направлении на Ораны. На остальном фронте вдоль Среднего Немана и к югу до реки Припяти наши армии продолжают свой от-1 нип на Ораны. На остальном фронте вдоль Средняго Немана и к югу до реки Припяти наши армии продолжают свой отход, прикрываясь арьергардами; последние отразили вечером 15 августа ряд германских атак в районе Липска, с большими для неприятеля потерями; южнее арьергарды сдерживали упорное, наступление больших сил противника с запада на фронт Пружаны—Городец. ' ? '
В районе Владимира-Волынского неприятель, перегруппировав свои войска, продолжал, с ночи на 10 число, наступление значительными силами в направлении от Владимира-Волынского к -Луцку. Севернее последнего пункта, на обоих берегах реки Стыри, завязались бои.

От штаба Кавказской армии.

I. За 14 августа в приморском районе попытка Турок перейти в наступление окончилась полной неудачей для них, и они принуждены были с большими потерями отойти назад.
Моторная лодка потопила турецкие парусники.
На ольтинском направлении Турки вели огонь по нашим разведчикам.
На остальном фронте боевых столкновений не было.
II. На всем фронте ничего существенного не произошло. Происходили лишь мелкие стычки передовых частей наших с турецкими.
По собранным сведениям во время минувших боев по 9 августа наши трофеи выражаются следующими данными: взят в плен генерал, 84 офицера, 5129 аскеров, кроме того во время преследования Турок на путях от Дутаха до Копа нашей конницей изрублено более 2000 аскеров. Захвачено 12 орудий, 6 пулеметов, 90 зарядных ящиков, оружие и патроны, 2 транспорта с продовольствием, 200 повозок, из коих две повозки с шанцевым инструментом и повозка с подрывными средствами, более сотни вьючных животных, верблюдов и мулов, более тысячи голов скота, два лагерям палатками, канцелярия одного полка и много документов.

Официальные сообщения французского правительства.

ПАРИЖ, 16 августа. Официальное сообщение от 16 августа, 11 час. вечера, гласит.
     «На большей части фронта продолжается артиллерийский бой. Особенно успешен обстрел неприятельских линий в северной части сектора Гетзас — Стеенстрэтэ, в районе Шоон, к северу от р. Эн, в окрестностях Ай и Куткона, в Шампани к северу от Шалонского лагеря, а также между Маасом и Мозелем, в окрестностях Панн и Эвезен и Мормартского леса». (Аг. Гаваса). (ПТА.). ’
ПАРИЖ, 17 августа. Официальное сообщение от 17 августа, 3 часа дня:
     «Под конец вчерашнего дня во многих пунктах в Аргоннах произошел ожесточенный артиллерийский поединок, сопровождавшийся взрывом мин и боями с применением ручных бомб н гранат. Неприятельские траншеи были серьезно повреждены у Куртшоссе-Мериссон—Болент.
Ночь в этом районе, как и на остальном фронте, прошла более и спокойно».
Швейцарский посланник Ларди лично посетил военного министра, чтобы выразить ему благодарности Швейцарии за принятое французским правительством вежливое и рыцарское решение в вопросе о Жильбере». (Аг. Гаваса). (ПТА).

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЯ МЕЛОЧИ.

Из приказа тифлисского полициймейстера.

«Вчера зашел, в порядке полицейского надзора, в театр «Ша-Нуар». Шла комедия в 1 д. «Бесенок», А. Нейдгардта. Артистка, выступавшая в роли продавщицы цветов Лины, вышла на сцену одетая не в простенькое ситцевое платье и в соломенной шляпе, как указано во II сцене цензурованной комедии, а полунагая, прикрытая легким разом, а затем, сбросив газ, оставалась полунагой до конца пьесы, неприлично дрыгая, лежа на постели, голыми ногами. Такое произвольное искажение цензурованной комедии недопустимо в общедоступном театре, как идущее в разрез с требованием благопристойности театральных зрелищ, предусмотренной ст. 136 уст. о пред. и пресечен. преступлений».

Очень строго.

Вместо того, чтобы бороться с какими-то скупщиками шерсти и золота, на дальнем Востоке борьба ведется до сих пор главным образом с обывателями.
Постановлением хабаровской городской думы о посылке приветственной телеграммы Государственной Думе приостановлено губернатором.
А в Красноярске еще строже:
Полициймейстер запретил местным газетам напечатать объявление о созыве второго собрания военно-0промышленного комитета для выбора президиума.
Так пишут московским газетам. Утешительно видеть, что в России еще есть крепкая власть.

НЕМЦЫ В РОССИИ.

Для Немцев в России скидка.

«В письме в редакцию «Киева» один из обывателей пишет: Выселяемые из пределов Юго-Западного края Немцы частью отправляются на подводах и по железной дороге, частью пароходами Марголина. При этом нужно застить, что в то время, как для всех пассажиров г. Марголин повысил тариф на 25 проц., для Немцев сделана скидка в 50 проц.
Вступая на палубу марголинского парохода, Немцы становятся полными хозяевами такового, заполняют вещами все проходы, бесцеремонно толкают Русских проходящих пассажиров, беседуют между собой и с Евреями по-немецки, причем зачастую тут же идет распродажа вещей. На жалобы пассажиров капитаны обыкновенно не обращают никакого внимания, а зачастую, как это было на пароходе «Поспешном», за жалобы достается не Немцам, а жалобщикам Русским.
Удивительно, как это еще до сих пор Русские не эмигрируют из России, где им так трудно жить в настоящее время?

МИР ЭКРАНА.

Вчера в одном из московских электро-театров демонстрировалась впервые пьеса «Екатерина Ивановна», Леонида Андреева.
Сценарий был сделан самим автором.
Новую кино-пьесу в исполнении артистов московского Художественного театра можно признать одной из лучших новинок сезона.
Обычный недостаток кинемо-пьес черезчур подчеркнутая жестикуляция, которой хотят заменить выразительность слова, - совершенно отсутствовал в этой постановке. Превосходно исполнена роль Екатерины Ивановны М. Н. Германовой. Постановка изобилует целым рядом эффектных мест, как, например, пирушка у художника Коромыслова, где Екатерина Ивановна танцует танец семи покрывал, и ряд других.
Пьеса состоит из шести частей, довольно удачно поставленных режиссером Художественного театра А. Н. Уральским.
Местами мало удачна была музыкальная иллюстрация. Так, при объяснениях Екатерины Ивановны и Алеши, полных трагизма, звучала опереточная мелодия самого легкомысленного свойства.

Девочки-преступницы.

В Казани – у мирового судьи.
Дело по жалобе германского подданного Андрея Шумахен на двух девочек, Елену Громову, 13 лет, и Евдокию Митрюкову, 16 лет.
Их ремесло - проституция.
Шумахен «пригласил» их в баню, а они его обокрали там на 100 руб.
При разборе Дела и судья и все присутствовавшие были поражены детским видом «преступниц»: маленькие, в коротких детских платьицах, босые... И «давно» ушедшие «на оный путь»...
По их заявлению, привела их на эту дорогу домашняя, нужда.
В виду наличности у обеих обвиняемых живущих здесь же, в Казани, родителей, дело о них отложено до вызова тех в суд, а сами обвиняемые заключены под стражу при и арестном помещении.

Русский Восток (Владивосток)

ГОРОДСКИЕ ДЕЛА.

- Наибольший процент заболеваемости в течение 1914 года в г. Владивостоке падет на скарлатину – (максимум 68%), за тем идет сыпной тиф, брюшной тиф и, наконец, оспа натуральная.

ГОРОДСКИЕ ДЕЛА.

Латышские стрелки.

РИГА, 15, VIII. Сегодня состоялись проводы очередного эшелона латышских стрелковых батальонов.
Проводы отличались особенной торжественностью, благодаря участию специально прибывшего из Петрограда члена Государственной Думы Я. Ю. Гольдмана.
Депутат обратился к легионерам с патриотической речью, в которой выяснил значение латышских добровольческих батальонов, а затем, во главе эшелона, прошел по улицам Риги до Двины.

Трудовая Копейка (Москва)

Полезные совѣты.

Ответы на вопросы подписчиков «Трудовой Копейки».

Н.И. Вы молодая женщина. У вас ребенок и сестра на руках. А муж – пьяница: каждую субботнюю получку пропивает на одеколоне весь свой заработок. Он деньги пропивает, а вы хоть плачь, да четверых корми. Между тем все вздорожало. И вы не прочь были бы отдать кому-либо вашего ребенка. Сообщите свой адрес. Мужа поведите в городскую лечебницу для алкоголиков. А на парикмахерскую откуда продают для питья одеколон пожалуйтесь г-ну градоначальнику.

Вл. Майстрах.