04 сентября (22 августа) 1915 года

В экстренном заседании Г. Думы были избраны члены совещаний при министрах.
     На риго-двинском фронте в районе с. Линден наши войска после упорного боя отошли на правый берег Двины. Мост сожжен.
     Между Свентой и Вилией, несмотря на упорное сопротивление противника, мы продвигаемся вперед. Взято за два дня 13 пулеметов и до 300 пленных Германцев с офицерами.
     У Гродны противнику удалось перебросить часть сил на правый берег Немана; ведется упорный бой на северной и восточной окраинах города.
     Английская подводная лодка «Е. 13» сегодня утром поднята и доставлена с побережья Сальтгольма в Копенгаген, где останется до конца войны.
     Потоплен пароход «Savona». 17 человек экипажа спасены и не досчитываются троих.
     Норвежский пароход «Helga» наскочил на мину в Белом море.
     В Исфагане равен выстрелом в руку и левый бок великобританский консул. Сопровождавший его сипай убит.
     Американский кардинал Гиббонс передал президенту Вильсону послание папы относительно мира.
     Пожаром уничтожен город Никомидия в Исмидском заливе, как полагают, подожженный Турками для сокрытий следов армянской резни.
     Испанский посол обратился к австрийскому правительству с просьбой о помиловании приговоренных к смертной казни депутата Маркова и журналиста Янчевецкого.
     Датским правительством воспрещен вывоз сахара.
     Открылся съезд председателей военнопромышленных комитетов Приамурья.

МОРСКИЕ ИЗВЕСТИЯ.

Пассажиры нейтральных пароходов.

За последнее время оперирующие на путях Северного моря германские подводные лодки усвоили новый прием по отношению к нейтральному торговому мореходству. В тех случаях, когда лодке удается подойти ближе к судну, идущему под флагом той или другой из невоюющих наций, Германцы, остановив пароход, требуют от командира выдачи тех пассажиров, которые, будучи подданными неприятельского государства, состоят в призывном возрасте, т. е. имеют меньше 40 лет. Этих пассажиров они забирают к себе на лодку н отвозят в качестве военнопленных в Германию.

Потопление испанских пароходов.

Из Мадрида телеграфируют о сильном возмущении в деловых кругах королевства поступком германских подводных командиров, которые без всякой причины и повода потопили в Северном море два испанских торговых парохода «Изидоро» и «Пеньа-Кастильо». Такой разбойничий акт, не имевший ровно никакого смысла и не оправдываемый далее хоть какой-нибудь военной полезностью для Германцев, вызывает резкое негодование в финансовых сферах Испании, которая называет германских моряков умопомешанными.

ВОЙНА

Французские официальные сообщения.

ПАРИЖ, 20 августа. Официальное сообщение от 20 августа, 11 часов вечера, гласит:
     «На бельгийском фронте, отвечая на обстрел Ньюпор—Лилля и секторов Стеенстрате и Бесинга, наша артиллерия открыла огонь по бомбометам и батареям, находившимся в действии, а также по расположению неприятельских парков.
На фронте Артуа у входа в траншеи происходил бой при помощи мин и ручных гранат. Между Соммой и Уазой в окрестностях Арманкур — Канни, наши батареи заставили замолчать германские орудия. Неприятель выпустил некоторое число зажигательных снарядов по Суассону и прилегающему к нему району.
На фронте Эна между Ла-Вилль-о-Буа и Легодаи в Шампани на западной опушке Аргоннскаго леса происходила сильная артиллерийская перестрелка. В Лотарингии, в Вогезах, в секторе Фехта артиллерийская перестрелка». (Аг. Гаваса). (ПТА).
ПАРИЖ, 21 августа. Официальное сообщение от 21 августа, 3 часа дня, гласит:
     «В течение ночи происходили артиллерийские бои такого же характера, как и в предшествующие дни. В общем не произошло никакого выдающегося события». (Аг. Гаваса).

Официальное бельгийское сообщение.

ГАВР, 19 августа. , Бельгийское официальное сообщение от 19 августа, гласит:
     «Ночь и утро прошли спокойно. В течение дня неприятельская артиллерия проявила усиленную деятельность у Рамскапелле, Первизэ и Нордщооте. Наша артиллерия отвечала несколькими удачными выстрелами. Пехота вовсе не принимала участия в операциях». (Аг. Гаваса). (ПТА.).

Сообщение итальянской главной квартиры.

РИМ, 20 августа. Сообщение главной квартиры от 20 августа:
     «Неприятельская артиллерия продолжала обстреливать Борго в долине Сугана и открыла огонь по Ронсеньо, где возникли пожары. Наша артиллерия обстреливала и взорвала склад военных припасов на Андертер, в долине Секстена, и удачно обстреляла неприятельскую артиллерию в долине Зеебаха по ту сторону Предильских укреплений.
В форте Герман к северу от Плеццо наша артиллерия разрушила купол. Одна неприятельская батарея среднего калибра выпустила несколько снарядов по железнодорожной станции Кормон, не причинив ей никакого вреда.
В зоне Пальнгранде в Карнии наши войска, произведя разведку по направлению к неприятельским позициям, удостоверились в том, что в некоторых траншеях, оставленных недавно неприятелем, были брошены 103 трупа. Равным образом на Карсо неприятель очистил несколько траншей, оставив там большое количество оружия и военных припасов, которые были подобраны нашими войсками». (Аг. Стефани). (ПТА).

Недостаток разменной монеты.

Сегодня московский градоначальник объявил: «В виду явного стремления, проявленного некоторыми лицами производить в торговых заведениях размен кредитных билетов на мелкую монету для сокрытия таковой, сим объявляю: 1) что торговцам мною вменяется в обязанность давать, сдачу разменной монетой лишь в том случае, если покупателю причитается сдачи не более 75 коп. с рубля; 2) что умышленное сокрытие разменной монеты, а также всякая спекуляция по покупке, и продаже таковой будут преследоваться в административном порядке; 3) лица, имеющие необходимость в мелкой разменной монете в количестве более 5 руб., благоволят обращаться в контору. Государственного банка с предъявлением соответствующих удостоверений полицейских участков».

Лесные пожары.

Лесные пожары в Сибири принимают все более и более угрожающие размеры, Так, «Ж. С.» пишут из с. Колпашева, Томскаго у, что благодаря густому дыму от пожара, из-за которого ничего не видно на расстоянии 2—3 сажен, крестьяне давно уже не ездят в поле. Если пожар в скором времени не прекратится, — а этого пожалуй ждать не приходится, — то хлеба и травы погибнут на корню.
По словам «Сиб. Л.» в низовьях Енисея на сотни верст горит тундра. От пожара тундры и лесов город Енисейск настолько окутан дымом, что в нем трудно дышать. Обыватели, спасаясь от дыма, уезжают из Енисейска.
Пожар тайги приближается к Тобольску, горит уже лес между Демьянском и Денщиками.
Выгнанные пожаром из глубины тайги звери и птицы в большом количестве появляются в селах и около них. Крестьяне бьют дичь – рябчика, глухаря, белку, горностая, колонку и пр. в необычайных количествах.

МИР ЭКPAHA.

Спрос на военные обозрения побудил некоторые кинематографические фирмы фабриковать сцены из военной жизни чуть ли не в Москве...
Статистов одевали в форму офицеров, солдат и т.д. и производили съемку.
Чаще же прибегали к старым лентам, беря оттуда сцены смотров, парадов и т.д.
Не обходилось дело и без курьезов. Так, в одном электротеатре австро-венгерские войска выдавались за сербские.
В текущем зимнем сезоне в Москве будет демонстрироваться картина из сербской военной жизни. Снимков на сербском фронте сделано более двухсот.

В Москве появились своеобразные агенты по доставлению актерам ангажементов в кинематографических съемках.      Актеры, получившие работу в кинематографических фирмах, уплачивают этим агентам 10%.
Теперь процент этот имеет тенденцию в повышению. Агенты объясняют это наплывом безработных артистов, которых военные события забросили в Москву.
В настоящее время в Москве находится В. А. Юренева, которая участвует в съемках второй серии драмы «Женщина завтрашнего дня».
Сценарий написан А. С. Вознесенским.
Женщина завтрашнего дня—полная противоположность героиням романов Арцыбушева. Ея идеал—служение родине и семье.

Петроградский Листок

В Святой земле.

«Женевская Трибуна» передает, со слов некоторых лиц возвратившихся из Палестины, о положении дел в Святой земле.
Отголоски войны дошли и до Палестины. Повсюду видны турецкие солдаты, спешно обучаемые немецкими инструкторами.
В Иерусалиме турки превратили в казармы монастырские здания враждебных держав, как-то французские, английские и русские.
Странное впечатление в городе святынь всего христианского мира производят появившиеся автомобили, аэропланы, пулеметы. Нескончаемые вереницы повозок, запряженных волами, везут снаряды.

Пленные получают обед.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Туле перед губернатором возбуждено ходатайство о замещении трактирных официантов женщинами.
За этим ходатайством последовало другое: женщины просят разрешении ездить легковыми извозчиками.
Губернатор разрешил.

В Виннице по постановлению начальника губернии за распространение ложных слухов о победах германцев подвергнут аресту в тюрьме на 1 месяц И. Л. Видный.

Hе дают сдачи!

Трагедии с разменной монетой пошли по всей Руси великой...
В Киеве неожиданно как-то все сразу кондукторы перестали выдавать сдачу:
     — Не могу! Нету!..
В результате - то тут, то там разгораются скандалы, кончающиеся тем, что кондукторы останавливают вагоны н высаживают пассажира среди пути.
А бывает и так:
     — Вам с рубля? Нет мелочи!— заявляют пассажиру.
Он подчиняется отказу безропотно,
Но когда кондуктор думает отделаться таким же способом от другого человека, тот подымает шум и грозить пожаловаться начальству, указывает на свои связи с великими мира сего.
Кондуктор ему уступает и... находить монеты для размена его бумажек !..
Тогда на него подымается с неистовым протестом вся публика, спрашивая:
     — Почему для одного не оказалось сдачи, а для другого нашлось?
Кондуктор отвечает уклончиво и... не без наглости:
     — Одному дашь, -— для другого не хватит.
И сейчас же отказывает какой-то старушке дать сдачи даже с гривенника.
А когда публика настойчиво начала требовать удовлетворить пассажирку и вернуть ее в вагон, то и другое было исполнено моментально, а в сумке кондуктора нашлась требуемая мелочь...

Русский Восток (Владивосток)

Контрабанда в мебели.

Приехавшие из Николаевска рассказывают, что в первых числах августа из Владивостока через Хабаровск в Николаевск пришла партия мягкой мебели и небольшое количество шкафов.
При выгрузке, грузчики, по неосторожности, пробили у одного кресла сиденье откуда полился спирт. О происшедшем было сообщ. таможне, которая выяснила, что мелкие жестяные банки со спиртом по несколько штук были вложены в сиденья каждого кресла вместо пружин, а в шкафах были обнаружены двойные днища, между которыми также находились жестяные банки со спиртом. Всего в мебели найдено около 30 ведер чистого 96-и градусного спирта.