15 (02) сентября 1915 года

Вечерний Курьер (Москва)

Беженцы-пешеходы.

Ежедневно по Петроградскому и другим шоссе стали прибывать в Москву в большом количестве беженцы-пешеходы, добирающиеся до Москвы по грунтовым дорогам.
Главным образом эти беженцы - крестьяне-земледельцы. Московские общественные организации сильно встревожены этим новым походом на Москву и принимают меры к тому, чтобы беженцев-пешеходов распределять вне Москвы ы ближайших к ней селах и деревнях. Люди едут на фурманках, но большую часть пути приходится совершать пешком ввиду крайнего истомления лошадей.
Всю дорогу едут только больные.

Поэты-рабочие.

Я говорю не про тех поэтов, вышедших из рабочей среды, что пишут в газетах и журналах для публики, а про тех, что не порвали связи со своим классом, что тянут лямку тяжелого труда, что пишут стихи только для себя и находят в этом отдых для своей души.
Под стук колес машин, под лязг рычагов и цепей, под шум ремней, рождается у этих поэтов мысль, а когда они приходят домой, смоют там копоть и грязь с лиц и рук, то садятся к убогому столу и при свете скверной лампочки, на лоскутке бумаги, торопливым стихом означают все те мысли и чувства, что волновали ум и душу во время работы. Вполне понятно, что эта поэзия минуты подчас бедна яркими словами и красками, мало в ней «экстазов» и «изысков». Но бедность слов и красок не означает еще душевной убогости. Наоборот у поэтов-рабочих много мыслей и много чувств, куда больше, чем в знаменитом: «дыр, бул, щол.»... Но надо оговориться: мысли и чувства эти не парят в заоблачных сферах, не пропитаны духом аристократического идеализма, а больше всего «от жизни исходят и к жизни нисходят».
То, что нас волнует и тревожит теперь особенно сильно — война — находит отклик и в стихах поэтов-рабочих, хотя может быт и не такой, какой мы привыкли ожидать от поэзии наших дней... Для поэта-рабочего война прежде всего страдание — «безумие и ужас». В ней нет и не может быть красоты. В стихотворениях одного из моих знакомых поэтов-рабочих война рисуется не в виде стройных рядов войск, идущих па бой с музыкой и раздевающимися знаменами, а в виде «пожарищ», «потоптанных полей». Поэт чутьем угадывает, что «там» «в муках смертных кричит человек», что «слышатся стоны», мольбы и проклятья», что «все кругом в смятении» и «сожжены деревни»...
     «Бабы воют, причитают.
     Дети хнычут и кричат,
     Гибнет все, в огне сгорая,
     Стены рушатся, трещат».
    ...........................
     «Пришла вильгельмова рать безбожная,
     С голоду хоть умирай».
К слову, Вильгельма поэт презирает и говорит про него не хорошо:
     «Мечтал он быть Наполеоном
     С поднятыми усами»...
Но стихотворений о войне сравнительно мало. Мысль и чувство поэта вращаются больше около повседневной жизни. Есть также стихотворения, посвященные любимой девушке. В них поэт большею частью жалуется на свою «долю суровую». Он говорит, что жизнь складывается для него иногда очень тяжело и бывают моменты, когда он восклицает:
     «Нет во мне больше страданий,
     Нет во мне больше любви».
Но моменты такой безнадежности, такого упадка сил все-таки редки и в стихотворениях в конце-то концов чувствуется бодрая нотка, а то так и прямой призыв к безустанному и упорному строительству жизни, к ее полному приятию, несмотря ни на что.
     «Человек! За жизнь борись,
     Пока есть жизнь в тебе!»
Поэты-рабочие—это первая ласточка весны русской жизни.
Правда, первая ласточка весны не делает но она—признак того, что русское общество начинает постепенно излечиваться от состояния пассивного уныния, господствовавшего целый ряд лет.

Антон Хмурый.

За кулисами.

Объединенная группа молодежи различных московских театров, во главе которой стоят Д. Н. Бассалыго и С. Е. Навроцкий, организовала «Студию ритмического театра».
Вновь народившаяся Студия своею целью ставит новые художественные искания на почве ритмических переживаний и вытекающих из них ритмических движений.
Наряду с исканиями, Студия ставит пред собой и практические задания, основой Которых является подготовка руководителей народных театров.
Свои работы Студия будет показывать на фабриках и заводах, для чего уже сняты помещения в Мытищах, Егорьевске, Раменском и Высоковском.
Кроме собственных спектаклей, члены Студии руководят спектаклями рабочих кружков.
Так, например, мытищинский рабочий кружок под управлением Студии 8 сентября ставит пьесу «На пороге к делу».
При «Студии ритмического театра» в текущем сезоне открывается школа по подготовке к теоретической и практической сценической работе. Прием будет ограниченный.
Для лиц, интересующихся Студией, сообщаем ее адрес: Тверская, дом Английского клуба.

Около кинематографа.

«Русская золотая серия» инсценировала популярный роман Нагродской «Аня», и призрачная жизнь его героев замелькала вчера на экранах московских кинематографов.
Ясную последовательность и логически правильно развивающееся действие романа удалюсь довольно стройно передать в показанной ленте и эта стройность до того ясна, что внимание зрителя не напряжено, и он отчетливо представляет себе все то, что сейчас пройдет пред ним. Отчего пожалуй утрачивается известная доля интереса.
Картина смотрится с большим удовольствием, благодаря прекрасной игре г-жи Яновой, выступившей в роли Ани.
Артистка просто, жизненно передала тяжелую драму Ани и от того она доходила до зрителя, и переживания ее способны были ивол»о®йть и трогать.
Довольно выдержанно провели свои роли г.г. Геднке н Никольский.
Поставлена лента хорошо.

Завтра, в 12 час. дня, в электро-театре «Унион», назначен просмотр «Невского проспекта» по Гоголю, выпускаемого кинематографической фирмой «Русь».

Натиск Германцев в районе озер Пикстерн и Саукен западнее линии Якобштадт – Двинск – продолжается.
     В районе Подбродзе атаки противника были отбиты.
     В районе Деражно наши войска перепоавились через Горынь и взяли в плен австрийский батальон. Продвинувшись затем энергичнм контр-ударом западнее Клевани, у деревни Олешва захватили свыше 1000 пленных.
     Западнее города Вывшневца наши войска выбили противника из деревни Рыдомель и из деревни Ростоки. Взято 20 офицеров и 2000 нижних чинов.
     У деревни Гонтов а и Дивковице взято в плен до 140 офицеров и 7300 орудий, 4 зарядных ящика, 26 пулеметов.
     В Галиции, при преследовании противника в боях у Юзефовки и Дзвиняч захвачено более 2700 нижних чинов 35 офицеров и 4 пулемета.
     С 17 по 30 августа взято в плен Австрийцев и Германцев свыше 40 000 человек.
     В официальном сообщении германской главнйо квартиры подтверждается, что германские войска отступили у Тарнополя. 19 французских аэропланов сбросили снаряды на станцию и имперский банк в Трев и 58 снарядов на станцию Доммари-Боранкур. Другими аэропланами обстреляли Донаушинген и Марбах, где происходило передвижение германских войск.
     Французские подводные лодки, прикомандлированные к итальянским морским силам, в Адриатическом море, близ мыса Планка, серьезно повредили миною австрийский миноносец.
     Германский аэроплан совершил набег на южное побережье Кента. Сброшенными бомбами поврежден один дом, четыре человека ранено.
     Суда союзников бомбардируют места скопления турецких войск близ Мадитоса.
     Германская императрица приняла трех представительниц русского Красного Креста, которым поручено посетить лагери русских военнопленных в Германии.
     Германия за последнее время поспешно приняла обширнейшие меры для улучшения лагерей русских военнопленных.
     Все германские постовые учреждения получили предписание принимать в уплату купоны германских военных зймов.
     Германское правительство вручило норвежскому ноту, в которой выраждает готовность заплатить вознаграждение за погибший пароход «Svanjarl», но указывает на необходимость освещения нейтральных судов.
     Специалист по артиллерийскому делу адмирал Перси-Скотт назначен начальником артиллерийской обороны Англии против нападений неприятельских аэропланов.
     Во Франции образована новая должность помощника военного министра для заведывания военным воздухоплаванием и авиацией. Назначен бывший помощник статс-секретаря финансового ведомства Бенар.
     В Болгарии распущены войска специальных родов оружия призыва 1912 года.

СИЛУЭТЫ ВОЙНЫ.

(Рисунок участника войны).

Доставка воды.
При набеге в тыл Немцам мы долго были в лесу далеко от жилищ и реки. Чаю все же хочется и солдаты за несколько верст привозили в парусиновых ведрах таким способом воды.
16 августа 1915 г.

Германцы в Константинополе.

Газета «Gaulois» от сентября сообщает, что 30 сентября минувшего года в Константинополе находилось не более 7,400 Германцев военных. В настоящее же время их более 12,000. Из этого числа: 1,400 офицеров, 7,000 унтер-офицеров, лоцманов и инструкторов, выслужившимся из солдат, 150 военных летчиков и 1,000 рабочих на пороховых заводах.

Петроградский Листок

В Риге.

(От нашего корреспондента).

За последние дни германские аэропланы стали ежедневно посещать Ригу, сбрасывая бомбы.
30 го Августа, утром, около 10 час., немецкий «таубе» появился над предместьем города
Германский бомбомет сбросил пять бомб, которые упали на пустые места и при взрыве не причинили никакого вреда.
Одна бомба упала в р. Западную Двину.
30-го Августа, как сообщает «Rigas Sinas», состоялись новые торжественные проводы латышских стрелков при большом стечении народа.
Член организационной комиссии батальонов указал в напутственном слове на трудную задачу наших воинов, которые будут зачислены в разведочную службу.
Этой службой им даровано особое доверие нашего правительства.
При кликах «ура» и звуках русского народного гимна и латышской национальной молитвы воины добровольцы двинулись к месту назначения.
     30 го Августа в городе была слышна со стороны моря сильная орудийная канонада.
     Особенно интенсивна канонада была, от 6—7 час. веч.
     Временами выстрелы были так часты, что можно было сосчитать до 15 выстрелов в минуту.
     В тот же день в Ригу было доставлено большое количество неприятельских боевых припасов и оружия, захваченных нашими войсками, в боях с германцами в районе рек Миссы и Экау.
     В воскресенье вечером публика устроила в Верманском парке патриотическую манифестацию, потребовав у оркестра исполнения народного гимна.
     По сведениям эстонских газет, полученных в Риге, лифляндский губернатор по телеграфу приказал уездным начальникам губернии объявить для всеобщего сведения жителей, что принудительной эвакуации жителей Лифляндской губернии не будет.
     Жители вследствие этого должны оставаться на своих местах и имущества не уничтожать.

Л.

С русского театра войны.

ОБЕД ПОД СВИСТ ПУЛЬ.
(Снимок специального корреспондента–фотографа газ. «Раннее Утро».)

Загадочная бомба.

Ha-днях, но словам «Курск. Были», на ст. Курск-Ямская при перегрузке багажа из багажного вагона пассажирского поезда, прибывшего из Петрограда, на поезд, готовившийся к отходу на Киев, произошел следующий случай.
В числе других вещей носильщик подвез на тачке на киевскую платформу к багажному вагону поезда принадлежавший одному из пассажиров чемодан-кровать. Когда тачка остановилась, то от сотрясения в чемодане-кровати взорвалась находившаяся там бомба, осколками и силой взрыва которой были поранены и контужены 7 человек стоявших невдалеке пассажиров я поездной прислуги. Носильщик, везший чемодан-кровать, остался невредимым.

МИР ЭКPAHA.

Находящийся в Москве Ф. И. Шаляпин все время принимает участие в съемках «Псковитянки» для кинематографа.
Съемка происходит близ Кунцева, в одном из имений.

В Москве существует общество кинематографических деятелей, которое ни чем но заявляло о своей деятельности...
В настоящее время общество реорганизуется, и на общем собрании решено расширять его устав...
Общество будет именоваться обществом театровладельцев и кинематографических деятелей.
На-днях будет созвано общее собрание, на котором будет избрано правление.

Л.Г. Яворская дала согласие на участие в кинематографических съемках.

Автор „Песен каторжан" г. Гартевельд произвел с разрешения главного тюремного управления до 100 кинематографических снимков быта и жизни каторжан в тобольской каторжной тюрьме.
Снимки эти будут демонстрироваться г. Гартевельдом в главном тюремном управлении в Петрограде а затем в середине сентября они будут публично показаны в Москве.

Предание военному суду.

В приказах по войску донскому напечатано :
     «Назначенный в 91-й запасный батальон ратник Стефан Гончаров подлежит обвинению в том, что апреля 1915 года в станице Каменской, области Войска Донского, находясь в толпе других ратников, призванных для отправки на места назначения, и частных лиц, он, обвиняемый, с целью возбудить этих ратников к нарушению обязанностей военной службы, громко стал говорить речь о том, что собранная по 1-й мобилизации русская армия в количестве 14 миллионов человек уже вся погибла, что в боях на Карпатах убито 2 миллиона солдат, что их, ратников, ведут на бойню и на верную смерть, что все города наполнены ранеными и калеками, что все ратники дураки, ничего не знают, и если даже его, обвиняемого. арестуют, то ему буждет лучше, так как он , благодаря аресту, останется на месте, а остальные уедут, и что погибать все равно, что тут, что там, на войне, - что предусмотрено п. 5 ст. 129 Уголовного уложения, изд. 1909 г.
За означенное преступление ратник Стефан Гончаров, на основании 1335 и 1336 ст.ст. ХХIV кн. С. в. п. 1869 года изд. IV (по редакции приказа по в.в.1914 года №464) предается мною одесскому военно-окружному суду».

Трудовая Копейка (Москва)

Полезные совѣты.

Ответы на вопросы подписчиков «Трудовой Копейки».

Подписчику Михееву. Вы спрашиваете, что думаю я о том или ином вопросе.
     - Мало ли что думаю да не все писать можно. По силе возможности каждый публицист затем только и выбирает литературы главной целью своей жизни, чтобы высказать свое «я».
И непонимание зависит не столько от внутренних причин творчества, сколь от внешних условий.

Вл. Майстрах.