18 (05) ноября 1915 года

Вечерний Курьер (Москва)

Интересная анкета.

Московский педагогический музей, с целью хотя-бы частичного выяснения настроений подрастающего поколения, предложил учащимся ответить на следующие вопросы:
     1) Кем-бы мне больше всего хотелось быть, когда вырасту?
     2) Почему меня привлекает именно данная профессия?
Всех анкетных листов в Педагогический музей прислано 4,968. Ответы принадлежат учащимся гимназий, реальных училищ и т. д.
За учительскую профессию высказалось в среднем до 50 проц.
Следующей профессией, собравшей наибольшее количество голосов, является профессия врача. Интересны мотивы.
     - Несмотря на большую тяжесть должности сельской учительницы, — пишет гимназистка шестого класса, — я стремлюсь к ней всей душой. Ведь такое счастье, когда приведут к тебе ораву неразумных ребятишек, облагораживать их душу, следить за их умственным развитием. Все это мне очень нравится.
     — Мне хотелось-бы жить в глуши, — пишет гимназистка, - 17 лет, — среди крестьян, быть им полезной, просветить их детей.
     — Я непременно буду учительницей, — пишет еврейка, — буду учить бедных детей. Доля незавидная, мне говорят, но пусть! Ведь еще хуже тем, которые сгорают желанием учиться и, в виду несостоятельности, не достигают этого, гибнуть тысячами... Я удовлетворюсь от одной мысли, что им хорошо, что они спасены...
     — Я пойду в учительницы... О, Господи, как будет хорошо! Я хоть немного помогу несчастному люду, вложу в детские души, что нужно, непременно нужно учиться... Я буду ласково обращаться с учениками, чтобы заслужить их любовь ко мне.
А вот как мотивируются желание быть врачом:
     — Я выросла в деревне и очень часто видела беды, который там так часто и неожиданно встречаются... А доктора нельзя привезти — занят, в больницу нельзя попасть — переполнена.
     — Очень интересно ухаживать за больными, — пишет гимназистка, 13 лет,—из-за одного слова: жив человек!..
Наряду с врачебной деятельностью анкетные листы содержать еще перечисление профессий, также связанных с облегчением человеческих страданий, например, профессия акушерки, сестры милосердия, фельдшера.
Сцена привлекает 3 проц., литература — 2 проц., служба на телеграфе — 1 проц. За профессии бухгалтера, инженера, адвоката подано по одному голосу.

Ниже Двинска части противника, пытавшиеся переправиться через Двину, отогнаны обратно.
     В районе оз. Свентен Германцы вынуждены были бросить часть своих окопов и отойти назад.
     Часть бомб, сброшенных с цеппелина в двинском районе упала на германские окопы, причинив потери и вызвав панику.
     Под Чарторийском бои продолжаются; наша артиллерия неоднократно рассеивала противника при приближении его к реке.
     Французские войска отразили все атаки Болгар на левом берегу Црны. Высадка англо-французских войск в Солуни продолжается.
     Черногорские войска отбили все атака неприятеля. Черногорский батальон санджакской армии захватил в плен целую роту австрийской пехоты со всеми офицерами.
     Два союзных судна произвели десант в Аргосе, в Пелопонесе и уничтожили нефть, предназначавшуюся для германских подводных лодок.
     Французским миноносцем задержан японский пароход с оружием и военными припасами для Индии, на котором арестован германский консул в Мукдене Гинце.
     В окрестностях Сенне есаул Мамонов с русскими урядниками и персидскими казаками нанес поражение банде Турок и Немцев.
     Маяки на южной оконечности Швеции и огни в гавани Мальмэ потушены.
    В английской палате общин помощник статс-секретаря Роберт Сесиль дал разъяснения по персидскому вопросу.
     Английские министры Асквит, Грей, Ллойд-Джордж и Бальфур прибыли в Париж и совещались с Брианом и Жоффром.
    Представителям итальянского короля нейтральных странах поручено передать правительствам, перед которыми они аккредитованы, сообщение о варварском потоплении «Анконы».
     Французский чрезвычайный посланник Дени Кошен прибыл в Афины, где был торжественно встречен.
     Турецкий посол, германский и австрийский посланники со всеми чиновниками и семьями отправились из Тегерана в Кум.
     Турецкий парламента вотировал кредит в 150 миллионов пиастров на сооружение и эксплоатацию железнодорожных линий Ангора—Эрзерум, Эрзерум—Сунгулдак j|; Мурадли—Родосто.
     Вашингтонское правительство поручило американским консулам допросить оставшихся в живых пассажиров «Анконы» и затребовало от австрийского правительства более подробные сведения.
    Крестьянин Булатов поларил министерству земледелия свыше 900 десятин для устройства сельскохозяйственных училищ в Подольской губернии.

Беженцы-Галичане.

Через Киев проехало несколько беженцев-Галичан из-под Поморжан. Они бежали уже давно, гонимые страхом перед Австрийцами, учинявшими жестокие расправы с галицийским населением. Усталые, измученные, обнищалые, эти люди говорят, что они согласны переносить всякие лишения, лишь бы не попасть вторично под австрийское владычество. У одного из этих беженцев оказалась небольшая икона с изображением Спасителя и напечатанными на обороте стихами, заканчивающимися следующими строфами:
     «Сердце Христове! Жаромъ любови
    Обгорни руський наридъ и сьвитъ
    Збуди дримучый збуди дрижучый.
    Хиткий у вири той руський цьвитъ.
         Серце Христове! Въ Своей любови
         Благослови всимъ руським сынам,
         Хатамъ, левадамъ, селамъ, громадамъ,
         Всимъ руськимъ землямъ, руськимъ краямъ.
Эти стихи считаются в Галиции запретными, и Австрийцы жестоко расправляются с теми, что их пел или иным путем распространял. («Киевл.»).

Новые Дни (Петроград)

Пьяный город.

«Стар. Владимирец» сообщает о жизни в г. Коврове:
Пьянство в городе процветает по старому. Ежедневно на улицах города появляются пьяные субъекты.
Пьют денатурированный спирт, одеколон, политуру и лак.
Одеколон продается по 3 р. 50 коп. за 1 фунт. За ту же цену можно достать бутылку и денатурированного спирта.
Неужели нельзя все это устранить?

2-го ноября, около 4 ч. дня, в Киеве, на площади Галицкого базара, произошло кровавое столкновение между чинами полиции и толпой неизвестных, среди которых было несколько лиц в солдатской форме.
Поводом к этому было задержание постовым городовым Н.Иванчуком неизвестного, который продавал казенную одежду. В защиту неизвестного вступилась бывшая на базаре толпа и избила городового, который для самозащиты вынужден был произвести несколько выстрелов. Толпа отняла у него револьвер, после чего стрельба продолжалась. Вызванный из участка наряд городовых оказался недостаточным. Когда чины полиции были усилены, толпа разбежалась. На месте кровавого столкновения остался городовой Иванчук, которому нанесены тяжкие побои. Убит неизвестный продавец угля, 30—32 л., и ранен пулей в ногу неизвестный подросток; есть еще легко раненые. Пострадавшие доставлены в больницу. Кровавое столкновение.

КРУПИНКИ.

Берлинские рабочие союзы (trade unions) послали семерых своих делегатов в британскую армию, действующую во Франции, поручив им «ознакомиться с положением дел на фронте».

В Англии возникло предположение закрыть все богословские колледжи, чтобы дать возможность их воспитанникам поступить в ряды действующей армии.

Знаменитая французская актриса Сара Бернар предполагает совершить артистическую поездку по Америке. По этому поводу она получила несколько угрожающих писем от американских немцев.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ

В Пскове крестьянки, прибывшие на рынок, отказывались продавать молоко. Можно было слышать такие возгласы: «Жри свою таксу, а молоко продавать не будем!»

На-днях в Кутаисе некто Попов въехал верхом на лошади в кондитерскую «Реймс». Среди сидевших в зале кондитерской произошла паника. Возвращаясь по Балахванской улице, всадник произвел несколько выстрелов.

В Ростове у мирового судьи рассматривалось дело по обвинению богатого домовладельца Нахичевани Г. А. Познякова в любострастных действиях. Жертвой сластолюбца явилась девяти летняя девочка-сиротка, родственница квартирантов дома Познякова. Старик заразил девочку ужасной болезнью, которая, как заявили эксперты-врачи, потребует лечения в течение почти всей ее жизни. Позняков приговорен к аресту на 2 месяца.

Приостановка еврейских газет.

Главнокомандующий армиями Северного фронта воспретил выход и распространение газет на еврейском языке. В виду этого, на основании пункта 14-го статьи 19-й правил о местностях, объявленных на военном положении, петроградский градоначальник постановил приостановить выход в свет следующих повременных изданий на еврейском языке на все время военного положения: 1) «Кооперация среди евреев», 2) «Гахаим», 3) «Гамейлиц», 4) «Фолькштиме», 5) «Петроградер Тогблат», 6) «Тог», 7) «Фартог» и 8) «Гильф».

Сибирская Мысль (Красноярск)

Тормаз.

Несколько времени тому назад к железнодорожному собранию была пристроена с соблюдением всех технических правил, бетонная будка для демонстрирования кинематографических картин.
В собрании предполагалось демонстрировать картины научного характера. Было намерение во время демонстрирования картин читать лекции.
Демонстрирование научных картин принесло бы огромную пользу посетителям железнодорожного театра, состоящим из демократических слоев населения.
К сожалению полезное начинание железнодорожного театра встретило тормаз в лице ротмистра ст. Красноярск Игнатова.
Он не разрешает открыть кинематограф до представления ему разрешенного каталога предполагаемых к демонстрированию картин.
Собрание обратилось в Москву и Петроград с просьбой выслать каталог, но получило ответ, что каталога на кинематографические картины не существует.
Несмотря на этот ответ, ротмистр все таки требует представления ему каталога.

Трудовая Копейка (Москва)

Когда будут изъяты денежные марки?

Вопрос об изъятии из обращения денежных марок, с каждым днем становится все более неотложным вопросом, а между тем по сведениям, имеющимся в Петрограде, оказывается, что ранее Нового года нельзя ожидать изъятия из обращения имеющихся денежных марок. Как выяснилось, изготовленные было новые денежные бумажные знаки, оказались, по мнению министерства финансов , неудовлетворительными и в настоящее время решено изготовить новую партию образцов таких знаков и только после одобрения и утверждения выбранного нового образца, будет приступлено к печатанию новых мелких разменных бумажных денег.
Все это очень неутешительно, конечно, так как пользование теперешними денежными марками, продолжает порождать все новые и новые неприятные неожиданности.
Так, говорят, в обращении появились фальшивые денежные марки, т.-е. обыкновенные постовые марки, бывшие в употреблении. Такие марки склеивают с конвертов, вычищают и неопытным неграмотным людям всучивают такие клочки бумаги за денежные марки. Кроме того у множества настоящих денежных марок от сырости, вероятно, и неоднократного употребления отклеивается обратная сторона марки и марка становится обыкновенной почтовой, которую отказываются принимать, как денежный знак. Найдутся, вероятно, и еще много недоразумений, порожденных марочными деньгами.
Замены этих денег другими более удобными, ждут давно и с нетерпением и известие, что этой замены не будет по крайней мере до нового года, вероятно многих опечалит.

Полезные совѣты.

Ответы на вопросы подписчиков «Трудовой Копейки».

К.Кр-ову. Больше двигайтесь, ешьте, старйтесь подольше быть на воздухе, спать в хорошо проветренной комнате.
Иногда натирайте грудь салом в смеси с скипидаром. Внутрь принимайт е на кончике ножа ферратин.

Вл. Мастрах.