25 (12) ноября 1915 года

Кавказская Копейка (Баку)

Персидские разбойники.

- Жит. сел. Кеуз-Булаг, Ленкоранского у., Мешади Каграман Фатулла оглы, вместе с односельцем своим Аманом Абиш оглы везли на 4 вьючных буйволах 30 пудов муки с мельницы домой. По дороге на них напали персидские разбойники Карибек Джафар Кули бек оглы и жит. села Варгедуз Сардар Шаби оглы, которые ограбив буйволов вместе с мукой, скрылись в Персию.

- Розанинский правительственный старшина донес полиции, что около сел. Гилдара, Ленкоранского у., персидские разбойники в числе около 80 человек, вооруженные ружьями напали на жит Гиледара Сейдия Гуллар оглы и Газрат Кулия Мустафа Кули оглы, возвращавшихся из массалинского базара и ограбили у них 10 ослов, навьюченных разными вещами, стоющими 400 руб. После этого разбойники ограбили у геледаринцев 432 барана, стоющих 4320 рублей. Во время грабежа между разбойниками и потерпевшими произошла перестрелка, причем, разбойникам, располагавшим большим числом людей, удалось угнать в Персию ослов и баранов.

На рижском фронте Немцы местами отошли назад.
     К северу от Иллукста нами занят фольварк Янополь.
     Контр-атаки Немцев севернее Свентен отбиты огнем.
     На левом беегу р. Стыри ожесточенные схватки.
     Бой у д. Козлиничи продолжается
     Итальянские войска начали высадку в Албании. (С. т.).
     Около Дибры произошло столкновение между Сербами и Албанцами. (С. т.).
     На Карсо итальянские войска взяли сильное укрепление близ церкви св. Мартина-дель-Карсо.
     В Болгарии вербуются турецко-подданные Армяне.
     В Бигерфельде, возле Лейпцига сгорели два ангара для цеппелинов.
     Державы согласия передали Греции ноту с окончательными требованиями.
     Британское министерство иностранных дел опровергает арест греческих судов и блокаду побережья Греции.
     Сэр Эдуард Грей заявил в палате общин, что сделано все возможное для защиты сербского населения от голода.
     В Лондон прибыл французский министр по снабжению армии.
     Румынский парламент созван на обычную сессию на 15 ноября.
     Персидское правительство уведомило русского и английского посланников, что план перенесения столицы оставлен.
     В Ныо-Иорке началось слушанием дело директора-распорядителя гамбургско-американской пароходной линии Бюца.
     В китайскую армию приняты несколько запасных немецких офицеров. (С.т.).

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

На рижском фронте, в районе западнее оз. Кангер, Немцы местами вынуждены были вновь и отойти назад. Против южной оконечности острова Дален Немцы вчера утром атаковали и заняли мз. Берземюнде. При поддержке подоспевших резервов нашими войсками была произведена контр-атака, в результате которой мз. Берземюнде была вновь занята нами. В этот же день одной из молодых латышских частей при налете на противника были вновь проявлены солдатская удаль и доблесть.
На левом берегу Двины, к северу от Иллукста, нами с боем занят фольварк Янополь.
Под Двинском артиллерийская перестрелка. Контр-атака Немцев на только что нами занятые их окопы, севернее озера Свентен, была отбита огнем.
На остальных участках фронта от Рижскаго залива до р. Припяти тихо.
На левом берегу р. Стыри, в районе д. Н.-Подчеревичи происходят ожесточенные схватки. Вой у д. Козлиничи продолжается. На остальном фронте, к югу, и на фронте Галиции без перемен.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Без перемен.

Оз. Кангер - на самом побережье Рижского залива в 10 вер. к северо-западу от Шлока.
Оз. Дален — на запад от Икскюля.
Мыза Берземюнде — в 4 в. на запад от Икскюля.
Иллукст — в 15 в. на северо-запад от Двинска.
Яноплоль - 8 в. на север от Иллукста.
Оз. Свентен — в верстах в 7—8 к западу от Двинска.
Н.-Подчеревичи - в 4 в. на юго-восток от Рафаловки, что в 14 в. на север от Чарторийска.
Козлиничи - в 4 в. на северо-восток от Чарторийска.

ЖАЖДА МИРА В ГЕРМАНИИ.

КОПЕНГАГЕН. Социалистическая газета «Hamburger Volkszeitung» и «Zukunf», издаваемая Максимилианом Гарденом, говорят, что если бы Германии приходилось вести переговоры о мире только с Англией и Францией, то она могла бы с этими державами путем взаимных компенсаций придти к какому-либо соглашению, не опасаясь осложнений в будущем, но приходится считаться с Россией, которая, несмотря на понесенные ею большие потери, с изумительной быстротой успевает восстанавливать свои силы. Германия должна пользоваться своим благоприятным положением, чтобы начать переговоры о мире. «Если она упустит этот момент, то будет слишком поздно». Знаменательно, что германская цензура пропустила эту статью и другие, подобные ей.

Покорность Ингушей.

4 ноября генерал-губернатором Терской области г.-л. С. Н. Флейшером было приняты доверенные от ингушского населения Назрановского округа. Доверенные обратились к генерал-губернатору с изъявлением желания оказать администрации всевозможное содействие к задержанию бежавших недавно из областной тюрьмы арестантов, как и вообще всех, опорочивших себя и скрывающихся от властей. Вместе с тем доверенные указали, что всякое единоличное выступление мирного жителя в данном случае сопряжено с опасностью для него, в виду неизбежной мести со стороны неблагонадежного элемента. Доверенные заявили далее свою просьбу о том, чтобы присудить семьи скрывающихся доставить последних в руки властей. Кроме того, они просили генерал-губернатора разрешить им послать депутацию к наместнику на Кавказе великому князю Николаю Николаевичу с изъявлением верноподданнических чувств Государю Императору. Выслушав заявление, генерал-губернатор ответил депутатам, что уже отданы надлежащие распоряжения по поводу задержания бежавших, и долг каждого доверенного принять все меры к содействию при задержании укрывающихся вредных членов общества. Что же касается вопроса о депутации к наместнику, то этот вопрос разрешится на днях. («Терек»).

Русские ориенталисты.

«Харбинский Вестник» сообщает приятную новость о развитии русской науки на дальнем Востоке:
«Избранный в председатели общества русских ориенталистов инженер А. К. Гинце вступил в исправление новых обязанностей. Под его председательством уже состоялось одно заседание президиума. Библиотекарем общества избрать В. А. Шульце, его помощниками гг. Керр и Фрозе. Возник вопрос об организации при обществе восточных секций с участием Китайцев и Японцев».
Единственно, о чем не возникал, должно быть, вопрос — это об участии в обществе Русских. Впрочем , возможно, что на заседаниях ориенталистов чай с печениями разносить все-таки Сергей, из калужских.

Петроградский Листок

ЖУРНАЛИСТЫ НЕЙТРАЛЬНЫХ СТРАН В ГЕРМАНИИ.

Не без юмора описывает один датский журналист, редактор газеты «Berlingske Tidende», г. Линдбек, свое посещение Германии. Немцы не давали покоя своим нейтральным соседям, приглашая их журналистов сделать поездку по Германии.
Когда нейтральные гости приехали, их стали закармливать, им подавали очень сытные обеды из 7 блюд, из которых три постоянно были мясными
При этом любезные хозяева обязательно приговаривали:
     - Вот видите, господа, мы не голодаем в Германии.
Но эта наивная ложь рассеивалась, как пар, стоило только журналистам заглянуть в ресторан.
Там цены на обеды увеличились на 25 – 50 проц., порции же сократились еще в большей мере.

Спиртовое моторное топливо.

Министр финансов в целях расширения области применения спирта для технических надобностей признал желательным организовать изготовление и продажу средствами казны особой спиртовой смеси для употребления в качестве топлива в автомобильных двигателях. Смесь эта составляется из 90 частей денатурированного спирта и 10 частей бензина. Продажная цена на спиртовое моторное топливо назначается повсеместно в империи в размере 3 р. за пуд.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Иркутске шайка китайцев-разбойников напала на лавку. Полиция открыла огонь по разбойникам. Убиты из числа разбойников-китайцев 2, ранены 2 и часть скрылась. Китайцами убить городовой и ранены двое полицейских надзирателей.

В Благовещенске тюремная инспекция возбудила ходатайство о разрешении приступить к разработке золотых месторождений в Амурской области трудом арестантов.

Заведующий пожарным депо в Грозном изобрел особого типа экипаж для перевозки остро-заразных больных.

МИР ЭКPAHA.

Артистки Императорских театров М.Н.Ермолова и Г.Н.Федорова отклонили предложение одной из московских организаций «Красного Креста» выступить на экране.
За участие в съемках этих артисток одна из московских кинематографических фирм обещал этой организации пожертвовать в пользу «Красного Креста» 10 000 – 15 000 руб.
Кинематограф, по мнению М.Н.Ермоловой и Г.Н.Федотовой, крайне далек от искусства, а потому они не считают возможным участвовать в съемках.

«Ни в коем случае», - таков ответ В.Г.Короленко на сделанное ему предложение одной кинематографической фирмы инсценировать для экрана его повсеть «В дурном обществе».

Исчерпав чуть ли не все повести и рассказы Мопассана для кинематографических инсценировок, авторы сценариев обратились теперь к Поль-де-Коку. Такой переход к Поль-де-Коку авторы сценариев объясняют спросом на картины с «пикантным» содержанием.

Из намеченных постановок для экрана романов Шеллера-Михайлова в первую очередь пойдет картина «Лес рубят—щепки летят».

В настоящее время идут съемки большой картины «Князь Степан Касатский».
Сюжет для этой картины взят из повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий».

КРУПИНКИ.

С 8 ноября н.с. во всех ресторанах, кафе и чайных Мюнхена запрещено подавать посетителям молоко после 9 часов вечера.

Из Лиона сообщают, что здесь расстрелян по обвинению в шпионаже известный и в России датский атлет Петерсен.

Недавно Вильгельм присутствовал при закладке памятника на кладбище похороненным в Сентября-Кемпене павшим в срадениях французским и германским солдатам.

Кристабель Панкгерст, дочь известной английской суффражистки, стоит во главе отряда суффражисток, оперирующих на полях Фландрии.

Никакие новые предприятия, потребляющие электрическую энергию или газ, не разрешаются английским м—ством труда на все время войны, если только не представлены при проекте доказательства крайней необходимости или государственной важности.

Несмотря на недовольство многих жителей, городское управление Лондона признало нежелательным переименование «улицы Бисмарка» и улицы «Висбадена».

Багдад.

ТЕГЕРАН, 11 (24), XI. В компетентных кругах полагают, что последние события в Персии, главным образом, были вызваны нашими врагами с целью помешать сотрудничеству наших войск.
Английские войска находятся около Багдада, и турки уже почти совершенно очистили его. Только по некоторым соображениям религиозного характера англичане не хотят брать Багдад силой, а ждут добровольной капитуляции его.

Персия.

ТЕГЕРАН, 11 (24), XI. Первый секретарь здешней английской миссии Черчилль в разговоре сказал, что в ближайшие дни Персия должна или объявить войну России и Англии, или же соединиться с ними, пользуясь содействием русских, и английских войск, объявить войну Турций и ее союзникам.
Среднего пути,—сказал Черчилль, быть не может. Некоторые тегеранские газеты снова подняли агитацию, указывая, что англо-русская дипломатия вовсе не стремится к примирительному образу действий. 1 Персидское правительство продолжаете вести переговоры по телеграфу с Кумом, приглашая укрывшихся там политических беженцев и дипломатов враждебных нам стран вернуться в столицу.
По всей Персии наши враги распространили слухи, что Персия уже находится в войне с Россией и Англией.

Трудовая Копейка (Москва)

Полезные совѣты.

Ответы на вопросы подписчиков «Трудовой Копейки».

Подписчику. Пожалеть нужно таких несчастных девушек-матерей... Отцы детей их бросают. Общество - отвертывается и негодует. Суд – карает. Кажется, достаточно кар и без газетного размазывания.