26 (13) ноября 1915 года

Вечерний Курьер (Москва)

Нормировка цен на нефть.

В московском комитете особого совещания по топливу, поднят вопрос об установлении предельных цен на нефть, которая во время войны поднялась почти на 100% (с 60 коп. п до 1 руб.) Большинство фабрик и заводов лишившись возможности получать в достаточной степени антрацит, перешли на нефтяное отопление, равно как и многие домовладельцы, в домах которых имеется центральное отопление , заменили уголь нефтью. Это обстоятельство было прекрасно учтено нефтепромышленниками, которые стали неимоверно повышать цены на нефть.
По словам компетентных лиц, 90% всего производства принадлежит т-ву Нобель и о-ву Мазут (группа Шелль), находящиеся между собой в контакте. В последнее время к ним примкнула нефтяная группа Ойль.
Руководители этого нефтяного синдиката теперь открыто заявляют, что цена 1 р. 10 коп. за пуд нефти не окончательная и в ближайшем будущем возможно дальнейшее повышение. <...>

Попытка Германцев продвинуться к Кеммерну была отражена.
     При овладении высотой в районе мызы Берземюнде нами взято пленными более 100 Немцев и 6 пулеметов.
     Противник, атаковавший деревню Комора юго-западнее Пинска, был отбит.
     В районе дер. Семиковце на Стрыпе и часть наших войск атаковала противника и гнала его до реки, где он частью был уничтожен, частью погиб в реке.
     Все атаки Австрийцев на недавно занятые Итальянцами важные позиции на Кольди-Лана и у Ославии отбиты с весьма тяжелыми потерями для неприятеля.
     На Карсо итальянские войска штурмом взяли большие полевые укрепления неприятеля в районе горы Сан-Микеле. Контратака неприятеля не удалась. Итальянцы взяли в плен 514 человек, среди них много офицеров.
     В сражении у Качаникского перевала Болгары были отражены с большими для них потерями.
     К северу от Монастыря Сербы после отчаянного сопротивления отошли под давлением численного превосходства Германцев, но продолжают занимать прилепские позиции и Крушено.
     Персидский посол в Царьграде дал в здании посольства банкет в честь фон-дер-Гольц-паши, на котором говорилось о роли Персии в деле помощи Германии и Турции.
    Греческое правительство ответило в дружелюбном тоне на дружественные представления держав четверного согласия, возобновив требуемые державами заверения.
     После упорного боя английскими войсками были заняты позиции у Ктезифона, в 18 милях от Багдада, причем захвачено в плен 800 человек, много орудий и снаряжения.
     Энвер-паша со свитой прибыль в Софию, откуда направится в Оршову, где состоится военный совет с участием Фалькенгайна.
     Шведская королева приняла в аудиенции посланника Неклюдова и русских делегатов конференции Красного Креста.
     В Копенгаген прибыли русские сестры милосердия, командированные для осмотра лагерей военнопленных в Австрии.
     Австрийский главнокомандующий распустил люблинскую милицию под предлогом, что милиция стремилась установить в Люблине особое управление.
     Канада, желая выразить высокую оценку населением доблести и геройства русских войск, внесла 10.000 стерлингов пользу англо-русского госпиталя, учреждаемого в Англии.
    Германские военные власти наложили на Вильну контрибуцию в размере 4 рублей на каждого жителя.
     Австрийским чиновникам воспрещено состоять в чешских сокольских организациях.
     Французский совет министров постановил пожаловать генерал-адъютанту Алексееву большой офицерский крест Почетного Легиона.
    В Казвин благополучно прибыли из Хамадана русский и английские консулы с членами русской и английской колонии.
    В Одессу прибыл член палаты общин, председатель бюро по розыску без вести пропавших, сэр Джон Малькольм.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

Вчера к вечеру Германцы пытались продвинуться к Кеммерну, но были отброшены, У мызы Берземюнде бой продолжается. При овладении высотой в ее районе нашими частями взято пленными более 100 Немцев и 6 пулеметов. В районе юго-западной оконечности оз. Свентен наши войска снова продвинулись вперед. Противник вторично безуспешно атаковал здесь недавно утраченные свои окопы.
В районе Сморгони артиллерия противника в нескольких местах развивала сильный огонь.
Юго западнее Пинска, в районе правого берега р. Струмени, противник атаковал д. Комора, но был отбить. Деревня Н. Подчеревичи, на левом берегу Стыри, после ряда схваток осталась в наших руках.
В районе д. Семиковце, на Стрыпе часть наших войск атаковала противника и гнала его до реки. Прижатый к реке противник был частью уничтожен огнем, частью погиб в реке. На мест осталось более 100 трупов и тяжело раненых. На остальном фронте, в Галицин, местами оживленная артиллерийская перестрелка.
Замечено, что неприятель часто применяет состав, вызывающий слезотечение.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Без перемен.

Кеммерн — в 28 в. на запад от Усть-Двинска. Берземюнде — в 4 в. на запад от Икскюля. Оз. Свентен — верстах в 7—8 на запад от Двинска. Сморгонь — в 70 в. на юго-восток от Вильны. Комора — в 9 в. на восток от Невеля, что в 25 в. на юго-запад от Пинска. Н-Подчеревичи - в 4 в. на юго-восток от Рафаловкн. Семиковце — в 22 в. на юго-запад от Тарнополя.

Борьба с трезвостью в Сибири/

C 1 января по 1 сентября текущего года в Енисейской губернии, по словам «Сиб. Ж.», акцизным надзором обнаружено 269 заводов для выделки «самогонки»; за этот же период времени в окружной суд поступило 269 уголовных дел по обвинению разных лиц в выделке «самогонки».
Кроме этого, акцизным надзором с января по сентябрь составлено 59 протоколов за хранение аппаратов по выгонке «самогонки». Протоколы эти направлены к енисейскому губернатору для наложения взыскания на виновных в административном порядке.

Петроградский Листок

ЛИСТОКЪ

Рынки без подвоза баранины и свинины.

В Ноябре обычно большим подспорьем в деле питания небогатых классов населения столицы служит большой подвоз на петроградские рынки баранины и свинины. В текущему году на открытых рынках подвоз этого мяса совершенно почти отсутствует. Торгуют им постоянные маклаки-торговцы этих рынков и то в очень ограниченном количестве, возов же с этим мясом совсем не видно и цены стоят прямо небывалые. Так, баранина, стоившая раньше в это же время не дороже 14 – 16 коп., продается по 35 коп. фунт. Свинина куском дошла до 48 коп. за фунт и то ее трудно достать. Бараньи, свиные и телячьи котлеты совершенно отсутствуют в рыночной продаже.

Отмена новогодних поздравлений.

Нам сообщают, что управляющий министерством внутренних дел А.Н.Хвостов, принимая во внимание крайнюю обремененность почти всякого рода льготными отправлениями, вызванными обстоятельствами войны, признал нужным воспретить к предстоящим праздникам Рождества Христова и Нового года прием к пересылке поздравительных (визитных) карточек.

КРУПИНКИ.

Более 200,000 руб. заработали за текущий год студенты колумбийского университета, (Соедин. Штаты), продавая свою кровь в госпитали для переливания ее в вены больных. За унцию крови платили более 50 руб.

Благодаря войне французская академия оказалась в критическом положении: пустуют 23 кресла.

«Березовая мука».

В берлинской академии наук было сделано сообщение о возможности употребления в виде корма для домашнего скота древесины березы. Исследование показало, что в древесине находится очень мало крахмала и жиров, но переваривается она в виде порошка сравнительно легко. Опыты на собаках показали, что без нарушения пищеварения можно прибавлять до 27% такой «березовой муки» к разным пищевым продуктам.

МИР ЭКРАНА.

С участием артистки Художественного театра О. В. Гзовской закончена вторая картина «Маска души».
Сценарий для этой картины написан А. Я. Мар.
В съемках принимали участие М. М. Петипа; гг. Шахалов, Павлова и другие.

Б. Борисов, подписавший контракт на участие в трех съемках, выступит в комической картине – «Любви все возрасты покорны».

Несмотря на протесты авторов пьес, романов и рассказов и т. д., кинематографическая фирмы продолжают без разрешения. авторов инсценировать их произведения для экрана.
Союз драматических писателей, а также литературные общества намерены обсудить этот вопрос.

Спрос на исторические картины со стороны публики побудил кинематографические фирмы инсценировать популярные исторические романы гр. Салиаса и Всев. Соловьева.
В первую серию войдет «Хроника семьи Горбатовых» Всев. Соловьева.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

Новониколаевское городское общественное управление заключило финансовую сделку с ... содержателем цирка в Чите Ф. Я. Изако на заем у последнего на три года 100,000 руб. из 8% годовых.

Вольнонаемным мастером войсковой мастерской сибирского казачьего войска И. Н. Березовским на заседании омского военно-промышленного комитета было сделано сообщение об изобретении им черной растительной краски для кож, которая до сих пор получалась из-за границы и доходила в цене до 1,000 руб. за пуд.

В Гельсингфорсе появились оригинальные подложные бумажные деньги, свидетельствующие об ироническом складе ума подделывателей. Текст бумажек напечатан только на шведском и финском языках, без русского, и притом гласить: «Финляндский банк    н е у п л а ч и в а е т    предъявителю себо билета 20 марок золотом».

Первый сельский военно-промышленный комитет возник в с. Макушинском, Омскаго у. Для участников его установлен обязательный членский взнос в размере 3 рублей.

В Челябинске епископ Гавриил произнес в соборе проповедь, в которой упомянул о купцах-спекулянтах и объявил их врагами (внутренними), достойными проклятия. Проповедь произвела впечатление, особенно на купеческие круги. Говорят, что на владыку подается жалоба, вторая по счету.

По сведениям, полученным из Афин, германские явные и тайные эмиссары в греческой столице придумали новое средство давления на короля Константана, в смысле его окончательного перехода на сторону центральных империй.
Они вновь воспользовались преданностью королевы Софии ее брату императору Вильгельму, чтобы устрашить короля Константина угрозой его «изоляции». Королева София еще в конце мигнувшей недели - стала делать серьезные приготовления к отъезду из Афин, заявив, что, в виду возможности появления англо-франко-итальянского флота у Пирея и высадки союзников в Афинах, она не чувствует себя более в безопасности не только в королевском дворце, но и вообще на греческой территории.
По требованию королевы Софии в Пирей была вызвана экстренно королевская яхта, которая уже с субботы стоит все время под парами, готовая отплыть либо в Салоники, либо в Воло.
По мнению людей, близко знакомых с внутренним политическим положением в Греции, отъезд королевы Софии из столицы может иметь решающее значение для дальнейшего направления политики короля Константина, хотя, с другой стороны, не подлежит никакому сомнению то, что ссылка на «небезопасность» королевского дворца в Афинах в случае появления союзного флота у Пирея лишена всякого основания: союзники ведут не династическую войну, a преследуют лишь цель ограждения своих интересов и своего достоинства, никогда не прибегая к излюбленным германцами методам ведения войны.

СКАНДАЛ В МАДРИДСКОМ ТЕАТРЕ.

На-днях на подмостках мадридского Ромео-театра исполняла свой «номер» артистка Аржентинита, «специальность» которой заключается в копировании известных артисток шансонетной сцены. На этот раз Аржентинита приступила к копирования Рахили Меллер, другой «звезды» театров-варьете. Случайно Меллер находилась в числе зрителей.
Копирование было так «удачно», что, Меллер пришла в ярость. Бросившись на сцену, Меллер ударила Аржентиниту по лицу. Та, в свою очередь, на удар ответила ударом, и между обе ими артистками завязалась ожесточенная драка.
Публика, полагая, что пред нею разыгрывается один из «номеров», начала горячо аплодировать. Аплодисменты прекратились, когда Аржентинита, обливаясь кровью, свалилась на землю, а на сцену явилась полиция, арестовавшая Меллер.