29 (16) ноября 1915 года

Московская Копейка

Римский папа о невозможности скорого заключения мира.

КОПЕНГАГЕН (ПТА.). Сюда телеграфируют из Берлина: папа в разговоре с представителем иностранной державы заявил, что не видит в настоящее время никакой возможности скорого заключения мира. Единственный успех папа вилит в том, что теперь не считается преступлением произнести слово мир.

Простые речи.

Все так просто...

Все так просто в нашей жизни.
Все, решительно все…
Когда начинает седеть „дурачиться” — ус, а годы подкатывают к пределу, в каковом люди, как говорится, «кладут зубы на полку», эта «простота» всего - прямо убийственна.
Начинаешь не отличать, что жизнь, а что не жизнь.
Где ты, а где окружающие тебя предметы. То-есть не то, чтобы ты их не знал, не разбирался в расстановке их.
Нет, не то…
А вот чувствуешь ты, что обои, к которым ты прикоснулся, теплы и живы, что они что-то передают тебе и это что-то ты понимаешь… Понимаешь, что они живут. Да, да живут.
Что стол, укрытый клеенкой — он тоже не мертв.
Стул, лампа, телефон, ручка, которой ты пишешь, пресспапье, чернильница – все это ждут тебя, живут, общаются они с тобою непонятными, но живыми, непосредственными путями…
А твое «я» проникает их, уходит из тебя, внедряется. оживляет все предметы. Ты – живешь и они живут
И где я где не я, - ты уже не знаешь, ты запутался, и эта путаница производит в душе смятение.
Все, все окружающее тянется ко мне, ищет меня, берет меня и я ему – окружающему невольно отдаюсь.
Не имею сил сопротивляться…
Это не значить, что „умрешь”—что было бы так просто! — Это значит, что ты уже весь, без остатка войдешь в сущность всех вещей.
Ты сольешься с ними.
Сразу совсем заговоришь их общим для всего языком...
И что жизнь—это есть туманное теплое облако, — облако, в котором одним плохо, а другим — хорошо, но никому ничего не видно.
А что настоящая жизнь—всеобщая, ровная, тайная и прямая — это: смерть... Жизнь—смерть.
А смерть—жизнь,
Не правда ли, как все это просто?
Как это справедливо: жизнь не ровна, а смерть не равняет смерть.
Не спешите жить, ибо эта жизнь оторванный от вселенного мира мучительный сгусток материи, туманный сгусток.
Смерть это есть возврат в тесное общение с матерью-природой.
Но не преждевременная смерть, а во-время пришедшая.;.
     — А поэтому — если только мы люди, люди рассудительные, — мы должны как можно степеннее и умнее жить, дабы разгрузить эту удивительно ненужную мучительность жизни, этого туманного сгустка Что бы она была всеобщим прояснившимся, сознательным слиянием с природой.
Всеобщим ликованием, созерцанием, восторгом.
А не каторжной тюрьмой, в которой за частоколом мучительно-глупых мелочей томятся пленные, больные, колющие сознание других — как полярные льдинки, мысли.

Вл. Майстрах.

Государь Император посетил Херсон, где изволил осматривать войска и принять ряд депутаций, поднесших денежные пожертвования на нужды войны.
     Попытка Немцев атаковать наше расположение западнее озера Бабит была легко прекращена.
     В районе Арджиша сел. Хош-Кепри курдские формирования, понеся серьезные потери, отступила в горы
     В Персии, в районе сел, Калапасва, курдские скопища, не выдержав нашего натиска, бежали в Турцию.
     Огнем французской артиллерии подбита неприятельская батарея на возвышенностях Сэнт-Мари.
     Французские войска в соответствии с передвижениями сербских войск отошли на правый берег Црны.
     Русские и французские моряки, участвовавшие в обороне Белграда, прибыли в Марсель.
     Сербские войска отступают в полном порядке к Монастырю.
     Происходят серьезные бои между Сербами и Болгарами в направлении Прилепа.
     Шах просил русского посланника не верить слухам о его намерении покинуть столицу и выразил надежду на благожелательность Государя Императора и правительства России и содействие его юным силам.
     При открытии румынского парламента король произнес тронную речь о настоящем положении Румынии.
     Обер-президент прусской провинции Шлезвиг-Гольштейн опровергает слухи о намерений Германии передать Дании после войны северный Шлезвиг.
     Болгарский подпоручик Генов и 8 солдат за попытку вызвать бунт в своем полку приговорены к казни и расстреляны.
     В Рущуке делаются приготовления для прибывающих сюда 50.000 австро-германских войск.
     В Лондон прибыла важная военная миссия из Петрограда с вице-адмиралом Русиным во главе.
     Персидское правительство циркулярно сообщило по провинции о восстановлении дружественных отношений Персии с Россией и Англией.
     В Париж прибыл генерал Жилинский в сопровождении генерала д`Амад.
     50 представителей лютеранской церкви и богословских наук в Берлине просили имперского канцлера обратить внимание на преследование Армян в Турции.
     В виду отказа Франции обменять Германцев, осужденных в Марокко за измену, на арестованных Немцами французских нотаблей, Германия выступила с новыми предложениями.
     Черногорские войска отразили сильные атаки со стороны Фочи.
     В Париже произошла манифестация в память г-жи Кавель.
     Ургинским правительством посланы войска против вторгшихся в Халху китайских войск. (С. т.).

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

Кроме слабой, легко прекращенной попытки Немцев атаковать наше расположение в районе р. Аа (Курляндской), западнее озера Бабит, на всем фронте вчерашний день было спокойно.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

В прибрежном районе Черного моря, юго-западнее Хопы — удачные поиски наших разведчиков.
У селения Тев (севернее Тортумскаго озера) разведчики, спустившись в пропасть по веревкам, неожиданным налетом рассеяли партии Турок, захватив у них оружие.
В районе Дутаха (на реке Евфрате) и к востоку от Meлязгерта положение без перемен. В районе Арджиша (на северном берегу Ванского озера), у селения Хош-Кепри, были столкновения с курдскими формированиями; последние, понеся серьезные потери, отступили в горы.
В Персии, к югу от Урмийского озера, в районе селения Калапасва, наши войска имели столкновение с турецкими курдскими скопищами, которые, не выдержав нашего натиска, бежала в Турцию.
На тегеранском направлении, после прибытия наших войск в гор. Энги-Имам и Кередж, отметить нечего.

«Неприличная вещь».

В заседании хабаровской думы, посвященном обсуждение продовольственного вопроса, было между прочим установлено, что правительственная инспекция торгового дома «Кунст и Альберс» в свое время сделала заказ на 3 тысячи пудов сахарозаводчику Харитоненку. Харитоненко принял этот заказ, и фирма была уверена, что ею сахар будет получен, и в Хабаровске недостатка в сахаре не будет. Однако Харитоненко отказался доставить сахар по договорной и принятой им первоначально цене, а значительно повысил цену.
Действия Харитоненка городской голова характеризовал, как передает «Приам.», словами: «Это в высшей степени неприличная вещь со стороны Харитоненка. Сахарозаводчики играют нами: как хотят, так и делают... »
Поступок названной фирмы свидетельствует о серьезной порче наших коммерческих нравов, — порче, являющейся не только «неприличной вещью», но и убийственной для коммерции.

Петроградский Листок

Ситный хлеб нового фасона.

Тесто что угодно терпит и какую угодно форму принимает, пользуясь этим, пекарни выпускают ситный хлеб не в форме прежних больших хлебов, а в форме куличей из самого обыкновенного теста и продают это по 10 копеек за фунт, как нетаксированную сдобу.

Как немцы укрепляют Брест-Литовск.

Один из видных наших чиновников К., находившийся в Брест-Литовске со дня захвата его немцами, бежал и второго Ноября прибыл в действующую армию.
К. в беседе с представителем московской печати поделился чрезвычайно интересными сведениями о том, как немцы укрепляют форты Брест-Литовска.
В первых числах Сентября в Брест-Литовск стали прибывать немецкие инженерыи и монтеры, под руководством которых начались работы во очищению крепости от развалин и по восстановлению фортов.
В город ежедневно подвозились на автомобилях особые станки, машины, прессы различные материалы, проволока, железо, бетон.
Инженеров прибыло видимо-невидимо. Расположились они в частных квартирах и работа началась. По нескольку раз были измерены все улицы, особой меркой был определен сектор города, и в то же время в городе началась реквизиция предметов, необходимых для укрепления.
Особенно усердно забирали немецкие комиссии, обходившие дома и частные квартиры, железо, сталь, камень и медь.
Нужда в камне и кирпиче была так велика, что были разобраны все неоконченные постройки, и кирпич был вывезен к фортам. Работа производилась под наблюдением генералов днем и ночью. В городе отчетливо раздавались беспрестанный шум и стук работ на фортах. Во время дневных работ над фортами реял в воздухе немецкий аэроплан. Железо подвозилось в фургонах и автомобилях ежедневно в большом количестве. Старые укрепления были разрушены, и на их месте воздвигнуты новые. Кое-где воздвигнуты целые форты. На работах по укреплению принимало участие около 15,000 человек при 300 инженерах. Между фортами везде и повсюду сооружены промежуточные батареи, приготовлены удобные позиции с проволочными заграждениями, волчьи ямы, минные галереи – и на каждом шагу чудные постройки, приспособленные для казарм и складов.
Как уверяют, при новой постройке крепости и фортов будут сосредоточены большие запасы артиллерии, имеются различные военные и воздухоплавательные приспособления.
Везде и повсюду преимущественно полевые орудия, гаубицы, тяжелые пушки и мортиры.
Во время постройки новой крепости выезд из города был запрещен почти для всех.
По-видимому, постройка всех фортов была закончена в средних числах Октября.
23-го Октября Брест-Литовск посетил со всей своей свитой Вильгельм. Как предполагают, прибытие самого кайзера было приноровлено к осмотру новой крепости.
Трудно передать, что творилось в городе. Улицы города чистились в течение недели.
Вильгельм промчался на автомобиле через центральные улицы города. На балконах запрещалось стоять. Также было запрещено смотрет в окна. Лишь жители первых этажей получили возможность видеть кайзера. В городе кайзер пробыл всего несколько минуть.
На фортах же он провел несколько часов. В длинной речи к солдатам кайзер отметил, что недалек тот момент, когда они закончат войну победой.
На следующий день в городе было объявлено особыми приказами, составленными на двух языках, польском и немецком, что кайзер заменил смертную казнь каторгой 6 немецким солдатам, обвеявшимся в измене отечеству.
Вместе с Вильгельмом Брест-Литовск посетил также и принц Иоахим.
Дороговизна в городе ужасающая.
Немцы выселяют из города мало состоятельных людей.
Режим для населения и поныне остается крайне строгим: позже 8 час. вечера нельзя показаться на улицу.

Происшествiя.

Кража у С. П. Рябушинского.

В квартиру С. П. Рябушинскаго, в доме Второва, на Сивцевом-Вражке, забрались воры, с помощью подобранного ключа к замку парадной двери, выходящей во двор, похитили с вешалки верхнее платье, стоящее 2,375 р. Кража чековых книжек.      Итальянский подданный Э. П. Мазуркели заявил полиции о краже, совершенной в его конторе, в Ново-Зыковском проезде. Из письменного стола посредством взлома похищены три чековые книжки: две петроградской конторы Государственного банка и одна Московского коммерческого банка, при чем по этой книжке оказалось уже полученными 6,350 руб.

На Черном море.

ПЕТРОГРАД, 15, XI. На Черном море на этих днях неприятельская подводная лодка, находясь недалеко от кавказского побережья, встретила наш небольшой невооруженный пароход и предложила ему сдаться.
Получив отказ, лодка открыла по пароходу артиллерийский огонь. Стрельба, к счастью, оказалась безрезультатной, и пароходу удалось уйти невредимым от неприятельского преследования.
Та же подводная лодка позже пыталась подойти в другому пароходу, который стоял на якоре под берегом. Однако, при приближении к судну лодка была встречена энергичным ружейным огнем с берега, вследствие чего ей пришлось уйти, не причинив пароходу никакого вреда.

Стол. Молва

Новости литературы.

Вышел новы выпуск академического издания «Пушкин и его современники», заключающий в себе дневник А.Н.Вульфа, - сына хорошо известной приятельницы и соседки Пушкина, владелицы Тригорского Прасковьи Александровны Осиповой от первого ее брака с Вульфом, - письма А.Н.Вульфа к баронессе Е.Н.Вревской и П.А. Осиповой и др.

М.Горький готовит для издательства «Парус» серию сборников, посвященных литературам разных народностей, населяющих Россию. Одним из первых выйдет в свет сборник, посвященный литературе армянской. Переводы стихов почти все будут исполнены заново. Вступительный очерк, представляющий обзор всей истории армянской литературы, пишет для сборника проф. Маканциан.