10 декабря (27 ноября) 1915 года

Вечерний Курьер (Москва)

Экран.

В кинематографической фирме «А. Ханжонков и Ко» начались съемки переделки «Клары Малич», картина названа «После смерти». В главных ролях выступают: В. А. Каралли и г. Полонский. Ставить ленту г. Бауер.
     — Режиссер «Русской Золотой Серии» г. Висковский готовит сценарий для Люции Мессаль, съемки которой начнутся на будущей неделе.
     — Режиссер этой-же фирмы г. Уральский приступил к съемкам второй серии «Сильного человека», в которой главная роль поручена И. Н. Берсеневу.
     — Кинематографическая неделя «Солдату – в окопы» протекает очень успешно. Публика щедро жертвует и покупает подарки солдатам в окопы. В театре А. Ханжонкова и К° подарки продают артисты этой фирмы. Завтра в продаже подарков примет участие В. A. Каралли.

Голос (Петроград)

УДУШЛИВЫЕ ГАЗЫ.

Томск.
     При томском университете существует особая комиссия, в которой работают студенты под наблюдением проф. Н. А. Александрова и П. А. Поспелова над изобретением специального газа, предназначенного против удушливых газов врага.
После некоторых опытов, установивших благоприятный результат действия изобретенных газов, проф. П.А.Поспелов отбыл в Петроград для представления образцов газа, выработанных томским университетом. В настоящее время от проф. Поспелова получено сообщение, что особая испытательная комиссия при артиллерийском управлении нашла представленный из лаборатории томского университета газ вполне годным для обороны государства.

Голос (Ярославль)

Еврейские хедеры.

Министерством народ. просвещения разъяснено директорам народных училищ, что в виду расселения евреев по внутренним губерниям признается возможным открытие еврейских хедеров (школ в которых еврейские дети обучаются Закону Божию, согласно еврейскому вероисповеданию, чтению и письму по-еврейски) и в центральных губерниях на тех же основаниях, которые были указаны правилами 5-го сент. 1893 г., применявшимися до настоящего времени в учебных округах - виленском, рижском, киевском, одесском и харьковском.

В некоторых местах рижского района наша артиллерия заставила замолчать немецкие батареи.
     Южнее Икскюля Немцы пустили удушливые газы в наши окопы.
     В двинском районе партии Немцев, пытавшиеся выходить из своих окопов, нашим ружейным огнем легко загонялись обратно.
     Наши войска одержали в направлении Гамадана победу над наемниками Германии и Турции. Нашими войсками занята важная позиция близ гор. Аве, откуда продолжается дальнейшее наступление.
     Бой против Болгар в секторе Валандово – Струмица окончилс я в пользу союзников. Болгары возобновили атаку против союзников в районе Демир-Капы.
     Черногорцы отбили все немецкие атаки на санджакскую армию.
     На фронте сербских войск Австрийцы заняли Печь (Ипек).
     Итальянцам занят австрийский окоп к востоку от Петано.
     Между Аргоннами и Маасом французские батареи разрушили немецкие резервуары с удушливым газом.
     Французским аэропланом обстрелян немецкий воздухоплавательный аппарат, на котором произошел взрыв.
     На бельгийском фронте разрушены немецкие укрепления близ Пеоссель и рассеян Немецкий обоз и отряд по дороге из Диксмюда в Стеенстрете.
     В Париже состоялось заседание военного совета держав согласия, в присутствии Бриана, Галиени, Лаказа, адмирала Русина, Грея, Китченера, Жоффра и др.
     Русский и итальянский посланники в Афинах заявили греческому министру-президенту, что Россия и Италия присоединяются к требованию гарантий со стороны Греции относительно экспедиционного корпуса в Солуни.
     Румынские мукомолы получили разрешение на вывоз 1.000 вагонов муки в Турцию.
     В венгерском парламенте оппозиция внесла предложение о пересмотре избирательного закона.
     В Праге закрыт «Кружок для изучения русского языка» и читальня имени Толстого.
     Открыты прямые рейсы между Швецией и Америкой. (Соб. тел.).
     Набор рекрутов в Англии дал блестящие результаты. (Соб. тел.).

Новое нарушение голландского нейтралитета Германцами.

В связи с непрестанно повторяющимися случаями нарушения нидерландского нейтралитета моряками германского флота, Голландцам приходится вести строжайшее наблюдение за своим побережьем. На этих днях береговая стража острова Схирмонникоог, что в группе Западных Фридланских островов к северу от Хронингенского побережья, снова заметила германский гидроаэроплан, бесцеремонно производивший воздушную разведку над территориальными водами Нидерландов. Имея определенные на сей предмет указания, стража открыла огонь по Германцам, которые таким образом были вынуждены спуститься на остров.

Федор Владимирович ВИШНЕВСКИЙ (Черниговец).
Скончался 24 ноября.

ИЗ ПЕТРОГРАДСКОЙ ПРИРОДЫ.

В начале минувшей недели (с 18 по 25 ноября) погода держалась пасмурная, при средней температуре около — 3°; падавший в течение трех дней густой снег увеличил толщину снежного покрова до 6½ вершков. 20 ноября, с подъемом барометра, разъяснило и мороз усилился, дойдя к вечеру 23-го до — 1(5°. В ту же ночь в Лесном наблюдалось довольно яркое северное сияние зеленоватого оттенка 24 и 25 температура воздуха опять поднялась и держалась около —7° Количество зимних птиц постепенно увеличивается: свиристели попадаются уже стайками, показались единичные щуры и пухляки; в Царском Селе держатся стайки овсянок и щеглов.

Петроградский Листок

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ.

За последнее время циркулировали слухи, что германские подводные лодки, проникшие в бассейн Средиземноморья, пользуются базою, секретно устроенной на побережье Балеарских островов, при чем находятся даже в радиотелеграфном сообщении с правительственной станцией беспроволочного телеграфа в Сольере, возле Пальмы, на северо-западном берегу острова Мальорка. Мадридские газеты сообщают по этому поводу, что некоторые из обывателей Сольера, занимавшиеся в мирное время фруктовой торговлей с Германией, получают от немецкого правительства субсидию, в возмещение которой они обязались оказывать содействие германским подводным лодкам.
По поводу означенных слухов, испанское правительство выпустило теперь сообщение, в котором категорически опровергает эти рассказы, указывая, что во всей вероятности, они были измышлены людьми, совершенно незнакомыми с действительным положением вещей.

С русского театра войны.

РАЗДАЧА ОБЕДА.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утра»).

Перепись населения Москвы.

Вчера в статистическом отделении были получены отчеты по исчислению населения от заведующих всеми переписными участками.
Оказалось, что в Москве сейчас 1.949,500 человек.
По сравнению с переписью 1012 года население увеличилось на 381 тыс. или на 21%.
При нормальных условиях прирост должен быть 14%, и в настоящее время в Москве должно было бы быть не менее 1.840,000 чел.
Таким образом, за счет войны прирост населения составляет 110,000 чел.
Вместе с тем перепись выяснила, что в некоторых участках население сократилось в мужском составе. Уменьшилось число рабочих на некоторых фабриках. Некоторые фабрики даже совсем прекратили производство.
Таким образом прилив населения благодаря беженцам выразился в 150—200 тыс.
В 17 участках, составляющих собственно городскую территорию, теперь 1.700,000 жителей, в 1912 году было 1.432,000 жит. Прироста, следовательно, 19%.
В участках, составляющих пригороды Москвы, теперь 249,000 населения, а было 184,000, —- прирост 35%.

Картина Мурильо в Москве.

Около двух лет назад из собора в Ахтырке (Харьковской губернии) была, прислана для реставрации картина «Распятие Спасителя».
Реставрация была поручена реставратору Румянцевского музея, художнику М. К. Юхневичу. Уже тогда высказывались мнения, что картина эта принадлежит к лучшим произведениям итальянской или испанской живописи. Некоторые приписывали эту работу кисти Мурильо.
Сказать что либо определенное было очень трудно, так как картина была очень ветха и испорчена прежними поправками.
М. К; Юхневичу пришлось картину дублировать, т.-е. наклеить на новый холст, после чего отделил с картины все позднейшие наслоения красок, который нанесли на картину исправлявшие ее живописцы.
На днях эта работа была закончена и дала возможность найти подлинную подпись Мурильо.
Когда быль снять старый фон, нанесенный прежним реставратором, внизу картины на левой стороне была обнаружена подпись: «В-е Murillo Hisp. 1656».
Картину внимательно осмотрела комиссия по сохранению древних памятников, состоящая из художников А. М. Васнецова, С. Д. Милорадовича, архитектора И. П. Машкова, В. В. Шеймана и С. О. Долгова,
По мнению комиссии, картина принадлежит кисти Мурильо.
Особенно характерна голова Марии Магдалины, напоминающая головы на картинах Мурильо, находящихся в венском и нью-иоркском музеях.
Таково же мнение о подлинности картины и хранителя картинной галереи Румянцевского музея Н. И. Романова.
Московское археологическое общество, признавая большую ценность за этой картиной, доложило об этом открытии Августейшему президенту академии художеств Великой Княгине Марии Павловне и директору Императорского Эрмитажа гр. Д. И. Толстому.
В настоящее время картина эта будет выставлена в Румянцевском музее.

Реставрированная картина Мурильо «Распятие Спасителя».

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Вятке, на ст. Вятка, скопилось огромное количество сибирского мяса, так как провоз его в Петроград прекратился, вследствие закрытия ст. Лянгасово.

Известный крымский землевладелец кн. Л. С. Голицин перевел А. Д. Самарину 1,000 рублей для израсходования по его усмотрению. пожертвования мотивировано: «По случаю неожиданного ухода Л. Д. Самарина с поста обер-прокурора Синода».

Ростовский отдел союза русского народа просит городского голову ходатайствовать об освобождении от призыва на военную службу учителя начального училища «союза» Амеличева. Отдел мотивирует свою просьбу тем, что «найти подходящего по своей деятельности заместителя в союзное училище не представляется возможным».

Группы спекулянтов разъезжают по южным городами скупая все имеющиеся запасы свеч, отсылаемые вагонами на запад.
Таврическим губернатором отобрана подписка о невывозе свеч из Феодосии; однако, в городе свеч нет.

В томском почтово-телеграфном округе рекомендовано всем служащим в виду крайнего развитии в городе эпидемических заболеваний избегать рукопожатий. Об этом нововведении вывешено предупреждена.

МИР ЭКPAHA.

Швейцарское правительство предполагает для покрытия расходов по мобилизации ввести монополию на табак. В обществе этот законопроект вызвал сильное недовольство.

В Нортгэмптоне (Англия) ежедневно изготовляется 60,000 пар сапог. В настоящий момент не только вся английская армия снабжена нортгемптонскими сапогами, но на последние получены заказы из Сербии и из Франции.

На-днях лондонский епископ освятил вновь построенную церковь в Гендоне и заметил при этом, что за последние 50 лет в Лондоне построено 260 новых церквей.

ЗА РУБЕЖОМЪ

Заместитель Кейр-Гарди.

За место в палате общин, оставшееся свободным после смерти Кейр-Гарди, боролись 26 ноября два члена рабочей партии: официальный кандидат независимой рабочей партии, противник войны Джонс Винстоун, и сторонник участия в войне, Стэнтон. Побидвл Стэнтон, получивший 10,286 голосов против 6,080 гол., полученных пасифистом Винстоуном.

Собачий полк.

Скоро на французском фронте будет действовать целый «собачий полк».
Известный знаток собак Аллан везет с собою 400 собак, купленных им в Номе, на Аляске.
Любопытные подробности путешествия этого «собачьего полка». Он занимает три вагона, каждый из которых внутри разделен перегородками, отделяющими каждую собаку от другой. Таким образом, каждый из четвероногих путешественником имеет отдельное «купе».
Специальный вагон везет для собак 3,500 кило съестных припасов, захваченных на месте покупки.
Кроме съестных припасов, «собачий поезд» везет с собою 8 больших саней, 150 сбруй для запряжек, каучуковые капюшоны для собак на случай непогоды и боты с моржовыми подошвами.
Среди собак, которых везет во Францию Аллан, многие принимали участие и отличились в бегах.
За двух собак в Номе было уплачено по 5,000 фр., а за остальные по 200—250 фр.

НА АВСТРО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

В НЕКОТОРЫХ МЕСТАХ РИЖСКОГО ФРОНТА НАША АРТИЛЛЕРИЯ УДАЧНО ДЙСТВОВАЛА ПРОТИВ БАТАРЕЙ ПРОТИВНИКА И ЗАСТАВИЛА ИХ ЗАМОЛЧАТЬ.
ЮЖНЕЕ ИКСКЮЛЯ НМЦЫ ПУСТИЛИ УДУШЛИВЫЙ ГАЗ В НАШИ ОКОПЫ.
НА ДВИНСКОМ ФРОНТЕ ПАРТИИ НЕМЦЕВ ПЫТАЛИСЬ НЕОДНОКРАТНО ВЫХОДИТЬ ИЗ СВОИХ ОКОПОВ, НО НАШИМ РУЖЕЙНЫМ ОГНЕМ ЛЕГКО ЗАГОНЯЛИСЬ ОБРАТНО.
НА ВСЕМ ОСТАЛЬНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН.

Под Багдадом.

ЛОНДОН, 26, ХI—9, ХII. Палата общин. Статс-секретарь по делам Индии Чемберлен сообщил, что потери английских войск, сражавшихся в окрестностях Ктезифона, определяются в 643 убитых и 3,330 раненых. Сверх того, не досчитываются 549 человек. <...>

Народный университет в Нижнем-Новгороде.

ПЕТРОГРАД, 26,ХI. Министр народного просвещения гр. П.Н.Игнатьев разрешил городскому управлению в Нижнем учредить народный университет. Программа университета будет приноровлена к уровню знаний людей, прошедших курс высшей начальной школы и желающих пополнить свои познания. Доступ в университет будет открыт для лиц всех возрастов, без различия пола и национальностей.

День св. Георгия.

По Высочайшему повелению, празднование вчерашнего дня св. великомученика Георгия, вследствие военного времени, было отменено. Не было в манеже обычного торжественного парада георгиевским кавалерам. Не было и торжественного обеда георгиевских кавалеров в Кремлевских казармах.
Георгиевский праздник вчера был отмечен в частях войск московского гарнизона лишь молебствием.
В церкви св. Георгия, в Грузинах, по случаю храмового праздника богослужение совершал епископ Димитрий можайский, в сослужении многочисленного духовенства. После литургии было совершено молебствие о даровании победы.
В городских школах, по распоряжению городской управы, вчера были совершены молебствия. После молебствий священники объяснили детям значение настоящей великой войны.

Трудовая Копейка (Москва)

Полезные совѣты.

Ответы на вопросы подписчиков «Трудовой Копейки».

Кузовкову. Изберите себе надежного душеприказчика, который, по смерти Вашей, согласно оставленному Вами завещания, выполнил бы Ваше распоряжение о Ваших похоронах. Тогда Вы сможете, в случае болезни. лечь в больницу, зная, что душеприказчик. если Вы умрете, будет извещен больницей о Вашей смерти, адрес которого Вы сообщите при вступлении в конторе больницы.

Вл. Майстрах.