30 (17) января 1916 года

Брачная Газета

Вечерний Курьер (Москва)

Экран.

Анастасия Вербицкая, недавно выпустившая свой роман «Иго зла», который на книжном рынке успеха не имел, инсценировала свое произведете для экрана и сделала из него шесть серий, т. е. материал для ленты, размером в 24,600 метров.
Кинофабрика, отказавшаяся инсценировать «труд» г-жи Вербицкой, высчитала, что для продемонстрирования фильмы потребовалось бы 48 часов, шесть операторов и... нечеловеческое терпение у зрителей. Длиной ленты можно опоясать дом, в котором живет писательница.

Могилевский Вестник

Местные известия.

*** Могилевским губернским земством и командирован в распоряжение Moгилевской уездной земской управы ветеринарный врач Скочинский для откомандирования его в неблагополучные или подозрительные по повальному воспалению легких у рогатого скота районы Могилевского уезда.

*** Составлен протокол на легкового извозчика №264 Фридмана Левита за нарушение правил езды по городу.

Московская Копейка

Арест похитителя автомобилей.

Чинами московской сыскной полицией задержан горе-рецедивист, называющийся иркутским мещ. Петром Ерофеевым Печенниковым, 21 года. Печенников последнее время занимался кражами автомобилей, принадлежащих всероссийскому земскому союзу. Первый автомобиль Печенников угнал из Смоленска и приехал на нем в Москву, был здесь вскоре задержан чинами московской сыскной полиции и сдан в распоряжение судебных властей. Бежав из-под ареста, он угнал второй автомобиль и на нем уехал в Петроград, где был вновь задержан, но из Петрограда также ему удалось скрыться. Приехав в Москву, Печенников, 12 января угнал третий автомобиль, на Покровке, но был задержан.
Печенников передан в распоряжение судебной власти. Все автомобили, принадлежащие всероссийскому земскому союзу. возвращены по принадлежности.

<...>
     К югу от Живанши неприятелю удалось утвердиться на нескольких участках французских передовых траншей. Атака, направленная на позиции близ дороги из Невиля в Лафоли, была решительно отбита.
     Между Соммой и Уазой огнем французских траншейных орудий были разрушены полевые укрепления неприятеля и уничтожен наблюдательный пункт.
     Атака Немцев к северо-востоку от Лооса была отражена огнем Британцев.
     Десанты с британских, французских, русских и итальянских военных судов высадились на полуострове Кара-Бурун и заняли греческий форт.
     Отступление сербских войск в Албании происходит в полном порядке. Австрийцы занимают Скутари и Бояну и выдвинули свои передовые отряды до гавани св. Иоанна Медуанского.
     Германское правительство обратилось к болгарскому с просьбой выслать болгарских священников, знающих русский язык, для лагерей русских военнопленных в Германии.
     Опубликован текст правил ведения подводной войны, предложенных С.-А. С. Штатами воюющим державам.
     Статс-секретарь по иностранным делам С.-А. С. Штатов уведомил державы, что если они не подпишут предложенных С.-А. С. Штатами правил, то вооруженным торговым судам может быть воспрещен вход в американские порты.
     Президента Вильсон в своей речи на банкете железнодорожных деятелей в Нью-Иорке» настаивал на необходимости быть готовыми к войне.
     Болгария согласилась освободить хранителей архивов французской и великобританской миссии в Софии, взамен чего Франция освободит состав болгарского консульства в Солуни и смотрителя болгарской миссии в Париже.
     В шведском риксдаге всеми партиями обеих палат внесен проект постройки дороги от Каппельшхера через Алланское море и к берегам Франции.
     Конференция представителей рабочих в Бристоле большинством 1 405 000 приняла резолюцию, одобряющую образ действий рабочей партии в парламенте.

Посещение лагерей военнопленных Турок.

Отдел о военнопленных министерства иностранных дел сообщил главному управлению Красного Креста, что последовало соглашение Императорского правительства с Турцией о допущении на началах взаимности представителей нейтральных держав к осмотру лагерей военнопленных чинов армии договаривающихся держав. Министерство иностранных дел, принимая во внимание готовность представителей международного комитета Красного Креста в Женеве посетит лагери военнопленных Турок, водворенных в пределах иркутского и приамурского округов, согласилось с главным управлением генерального штаба на допуск уполномоченных лиц в Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск, Березовку, Читу, Доурию, Хабаровск, Спасское, Никольск-Уссурийск, Раздольную и Шкотово.

Богатства Якутской области.

«Ленск. Кр.» со слов лица, прибывшего из Вилюя, сообщает, что
     по течению р. Вилюя, особенно в районе Сунгарского и Хочинского улусов, во многих местах обнаружено присутствие железной руды высшего качества (магнитной), платины, золота, каменного угля с богатым содержанием. В течение минувшей зимы несколько десятков человек намыли золота и платины, приблизительно на 40.000 руб., причем золотник золота они сдавали скупщикам из Якутска по 3 р. 50 к., а золотник платины по 5 р., т.-е. почти на 100% ниже их действительной стоимости.
Якутами ныне застолбовано несколько золотоносных площадей и в них кое-где предпринимается разработка ручным способом.

ОРГИЯ МОТОВСТВА И РАЗГУЛА.

АНКЕТА «РАННЕГО УТРА».

Русская жизнь идет полосами. Сейчас мы вступили в полосу небывалых еще доселе оргий мотовства и разгула. – Новая болезнь, развиваясь, мертвой петлей затягивала выбившееся из колеи общество. – Она принимал все более и более широкие размеры и не могла не приковать к себе внимания всех общественных групп без различия направлений. – Все в недоумении останавливались перед этим новым явлением, перед страшной болезнью, несущей с собой зачатки развала, с ужасом задавали вопрос: - Что же это такое? – Не преувеличены ли ежедневно выплывающие перед нами факты, свидетельствующие, что микробы мотовства и разгула заразили сейчас воздух своими ядовитыми испарениями? – Где причина этого зла?.. - Можно ли бороться с ним и как?.. – С такими вопросами мы обратились к целому ряду лиц, занимающих более или менее видное общественное положение и стоящих, так сказать, у корней жизни. – И вот их ответы.

Максим Горький.

Для нac, русских людей,— сказал в беседе с нашим coтрудником Maксим Горький, находящийся ныне в Москве,—-наше хаотическое время, время бесшабашного разгула и безумного мотовства, - явление вполне нормального, т.-е. логическая порядка.
Россия—страна мирных, не воинственных и если не совсем некультурных, то малокультурных обывателей, которых не могут не тяготить ужасы войны.
Мы далеко не похожи на спокойно-рассудительных англичан и на сухо-расчетливых немцев, которые    х о р о ш о    з н а ю т,    ч е г о    о н и    х о т я т    в данное время от войны, - им это ясно, а поэтому у них развивается неутомимая энергия и планомерность действий в деле достиженья сильно выраженных в них потребностей. И если они устали физически и материально, то они полны, с их точки зрения, моральных сил. В них не может быть той неудовлетворенности самими собой, какую испытываем мы...
А если это так, в чем едва ли есть основание сомневаться, то и становится ясной причина нашего разгула некоторой части обывательского общества. Люди известного сорта, с неопределившимися нравственными устоями, когда почувствуют себя неудовлетворенными, начинают метаться из стороны в сторону с желанием забыться, отдохнуть.
Печальная действительность наших дней и однотонное содержание газетных столбцов переполняют насыщенный ужасами войны мозг обывателя, отчего последний и бежит опрометью в первую попавшуюся ему на пути дверь: фарса, оперетки, ресторана и других мест развлечений, где блеск, азарт, вино и женщины. Это — явление не новое в нашей жизни. Оно свойственно всем недалеким, тупым людям.
Остановить развивающийся разгул и мотовство под силу только времени.

В.В.Шульгин.

(Член Гос. Думы.)

Оргия мотовства – результат скопления больших капиталов в немногих руках. Необходимо создание специальных лиг для борьбы с этим злом.
ф3=4 -— Зло мотовства, оргия разгула, к счастью, пока свили прочное гнездо только в крупных центрах, где, благодаря всякого рода спекуляциям, подрядам и поставкам, образуются большие капиталы у лиц, до войны еле сводивших концы с концами. У русского общества желания сдержаться, желания жить скромно хватило только на полгода.
Я очень рад, что идея борьбы с разгулявшимися страстями и поднявшими голову пороками зародилась у многих.
Среди членов Гос. Думы есть такие, которые приступили к серьезному изучению этого вопроса и которые, по вероятности, подготовить какие-либо конкретные меры для противодействия безумным тратам.
Равнодушие (к обще)ственной жизни, масса свободных средств,— вот причина, которая послужила первым толчком для начала заразы. Но, конечно, и общество во многом виновато. Возможно ли бороться с этим злом? Да, возможно и необходимо. Прежде всего необходимо объяснить о—ву роль и значение той пропасти, куда ведет эта оргия. Необходимо доказать о—ву, что каждый человек, каждая семья могут отказаться от целого ряда условностей, на которые теперь тратятся большие деньги. Необходимо устроить ряд собраний, на которых выступили бы уважаемые общественные деятели и подняли бы агитацию за организацию союзов, которые поставили бы себе задачей бороться с лишними, никому ненужными сейчас нарядами, устройством разных семейных празднеств, балов и т. д. Должна организоваться специальная лига. Этой лиге можно выдать особые жетоны, и всякий человек, имеющий жетон, освобождал бы себя этим от стеснительных в настоящее время дорого стоящих условностей. Необходимо, чтобы художники создали такие моды на дамские наряды, которые были бы изящны, просты, скромны, держались бы долго и которые уничтожили бы один из первых и едва ли не caмых главных предметов расхода.
Я уверен, что за эту идею ухватится и правительство, и возможно, что в законодательных учреждениях возникнет мысль о серьезной борьбе от этим злом.

А. Ф. Керенский.

(Член Гос. Думы.)

Правительство слабо, а общество недостаточно самодеятельно.
     — То, что сейчас видим у нас,— есть результат, которого так усиленно добивались все, коим ведать надлежит, всегда стремившиеся отвлечь внимание общества от политики и молчаливо созерцавшие всякие оргии, мотовство и разгул.
Причина оргий - свободная средства, бешеные деньги, добытые путем спекулятивной лихорадки. Правительство слабо для того, чтобы уничтожить в корне основные причины, а общество недостаточно самодеятельно. Борьба с этим злом, по моему мнению, почти невозможна, конечно, при условии существующих настроений наших верхов. Изменятся настроения, и 90% тех, что сейчас веселятся, приступят к серьезной творческой работе.

Свящ. Н. В, Цветков.

Необходимо христианское воспитание и образование людей.

— Если нельзя восставать против обычного праздничного развлечения, для которого всякий трудящийся в праве использовать праздник, чтобы отдохнуть и обновить силы для следующих дней труда, то, конечно, нельзя мириться с тем широко проявляемым в обществе разгулом, на который я смотрю как на прямое последствие неумелого пользования праздничным отдыхом, лишающего человека способности правильно работать в последующие будние дни.
Какие же меры можно принять против этого разгула?
Единственную меру я вижу в христианском воспитании и образовании людей.
Христианство, являющееся в последнее время предметом разного толкования, я понимаю в данном случае не в модернистическом смысле, а в том старинном смысле, в каком его понимает старая русская православная церковь.
Только это христианство заставляет человека, дожившего до седых волос, краснеть при всяком грубом слове. Я подчеркиваю необходимость именно христианского воспитания и образования в деле борьбы с наблюдаемым разгулом потому, что общее воспитание и образование не являются достаточной мерой борьбы.

С. А. Попов.

(Гласный московской городской думы).

Иностранцы поражаются оргиями разгула, царящими в Москве.
     — Оргии разгула, царящие в Москве, буквально поражают иностранцев. Я на днях видел деловых людей, приехавших из Лондона и Парижа. Они возмущаются теми сценами, которые видят в Москве, и говорят, что ничего подобного нельзя видеть ни во Франции ни в Англии.
Кто в этом виноват, — сказать нетрудно. Мы все знаем, кто виноват в том, что упал общественный подъем, охвативший все слои общества в начале войны.

Н.С. Чхеидзе.

(Член Гос. Думы.)

Праздность и разгул — привилегия буржуазии. Рабочие живут ужасной жизнью.
     — Праздность и разгул всегда были привилегией буржуазии. Всякие потрясения в государственной жизни страны всегда приносили выгоды правящему и промышленному классами В настоящий момент правительству не выгодна борьба с разгулом и мотовством буржуазных и интеллигентных слоев общества, так как эта борьба была бы ему только вредна.
Трудящиеся классы живут сейчас ужасной жизнью. Их семьи не имеют средств для того, чтобы достать предметы первой необходимости. Они являются жертвой той спекулятивной лихорадки, которая создает бешеные деньги и которая дает возможность производить безумные траты.
Бороться с этим злом могло бы само общество. Но оно недостаточно самодеятельно, и вряд ли у него хватить сил для этой борьбы.

Голос пессимиста.

- Говорю откровенно, - сказал в беседе с нашим сотрудником один виднейший представитель юридического мира, — меня не только не удивляет явный и тайный грабеж и оргии разгула, которыми заняты теперь люди с положением и без всякого положения в обществе, но я жду от людей, играющих в наше время роль, самых нелепых и отвратительных поступков. Чего можно ожидать от того общества людей, в котором не только существуют, но играют роль важную люди с темным прошлым? Я — убежденный пессимист, a вследствие этого, каких радостей могу ждать от послушного стада, каким являются 75% нашего безграмотного населения, от своры жадных до наживы купцов-кулаков, которые с свойственным им приятным ощущением обирают обывателя! Чего ждать от так называемая интеллигентного общества, большинство которого находится теперь в чаду безумного разгула! Загляните в один из самых популярных московских клубов, где более или менее состоятельный класс интеллигентных людей, преимущественно беженцев — чиновников, помещиков, польских магнатов - ночи на пролет просиживает за карточной игрой. Чтобы судить о денежных операциях в нашем «Монако», достаточно указать на одно характерное явление: этот клуб стал зарабатывать в последнее врем я от 8 до 10 тысяч рублей в ночь, получая такие суммы за штрафы с своих запоздалых гостей-картежников, которые засиживаются от 10 часов вечера до 10 и 11 часов утра.
Мой пессимизм рисует мне наше «завтра» густыми мрачным и красками.
Я боюсь думать о будущем и вместе с тем жду его, - я жду его в виде грозы, урагана, которые принесут нам иную жизнь...

Н.В.Тесленко.

(Гласный московского городской думы).

Нужно пробудить в массах сознание общественного долга.      - Наблюдающееся сейчас повсеместное швыряние денег - явление, которое каждому бросается в глаза.
Объясняется это явление тем, что в стране благодаря большому выпуску бумажных денег, денежное обращение увеличилось.
И хотя рубль наш менее ценен, но количество бумажных денежных знаков все же большое. Это однако не значит, что вся страна разбогатела. Избыток обесцененных бумажных денежных знаков распределился между некоторыми слоями населения, главным образом между такими, которые разбогатели случайно и довольно быстро.
Не имея широких духовных потребностей эти новые богачи бросились на прельщавшие их удовольствия и торопятся насладится тем, что они считают благами жизни.
Как бороться с этим явлением?
Меньше выпускать бумажных денег, бороться со спекуляцией и злоупотреблениями и путем прессы пробуждать в массах сознание общественного долга.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

На-днях в Хабаровске некий Скопинцев, завидев китайца, набросился на него и сталь наносить удары железной палкой, пока китаец не свалился замертво. У него оказался проломленным череп. Совершив убийство, Скопинцев заявил собравшимся, что он убил Вильгельма германского. Как оказалось, Скопинцев страдает психическим расстройством.

В Енисейской губ. за продажу и хранение «самогонки» и хмельной браги в течение минувшего года подвергнуты в административном порядке аресту и штрафу 4,500 человек.

Прокаженные, призреваемые в Вилюйском выселке, Якут, обл., собрали скудные свои сбережения, принесенные ими еще из своих мест, и пожертвовали в пользу беженцев 32 руб.

Немецкое «возлюби ближнего, как самого себя».

Голландские газеты приводят отрывки из нескольких проповедей, произнесенных на этих днях немецкими пасторами.
Пастора» Цобель, состоящий настоятелем главной церкви в Лейпциге, сказал:
     — Мы с полным сознанием нашей высокой миссии радуемся и поздравляем себя, когда наши пушки уничтожают детей сатаны, когда наши подводные суда посылают на дно морское тысячи проклятых врагов. Их страдания доставляюсь нам удовольствие, их крики ужаса и отчаяния не должны трогать сердец сынов Германии. Пусть никто не смеет проявлять жалости к сынам дьявола, — всем этим англичанам, французам и русским, которые предали себя нечистой силе.
Пастор Зеби, профессор теологии в берлинском университете, выступив с проповедью в дворцовой церкви, употребил, между прочим, следующие выражения:
     — Мы считаем справедливым убивать наших врагов и заставлять их страдать. Мы выполняем, таким образом, дело милосердия по отношению к нам самим. Германия призвана наказать другие нации для их собственного блага.
Наконец, пастор Фриц Филипп сказал в одной из берлинских церквей:
     — Божественная миссия Германии — распять человечество. Наш долг, следовательно, убивать наших врагов, не смущаясь ничем. <...>

КРУПИНКИ.

В Париже вышла книга корреспондента «Temps» Эдмонда Прива: «Польша под грозой и бурей», составленная из писем с театра войны в русской Польше. Автор горячо защищает идею создания свободной, счастливой Польши.

В последнем заседании французского астрономического общества Фламмарион обратил внимание присутствовавших на то, что в данное время на небе нашего полушария видны одновременно планеты Юпитер, Венера, Марс, Сатурн и Меркурий, созвездия Ориона и Сириуса, что случается довольно редко. В другое время эту случайность поставили бы в связь с войной.

Французское министерство внутренних дел выдает ежемесячные пособия 1,825 безработным журналистам, лишившимся заработка вследствие войны.

НА АВСТРО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

(Карта 10 верст в дюйме).

ЗА ИСТЕКШИЯ СУТКИ БЫЛИ ЛИШЬ СТОЛКНОВЕНИЯ В ВОЙСКАХ ГЕНЕРАЛА ИВАНОВА, ГДЕ НЕПРИЯТЕЛЬ НА ФРОНТЕ СРЕДНЕЙ СТРЫПЫ ПЫТАЛСЯ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К НАШИМ ОКОПАМ, НО ВСЮДУ БЫЛ ОТРАЖЕН НАШИМ ОГНЕМ.

Женщины-профессора.

Харьковский женский медицинский институт возбудил перед министерством народного просвещения принципиальный вопрос о том, имеют ли право высшие женские курсы предоставлять звание профессора. Министр народного просвещения гр. П.Н.Игнатьев, принимая во внимание закон 3-го июля 1914 года о частных учебных заведениях, разрешил этот вопрос в утвердительном смысле, с тем, чтобы лица , удостоенные звания профессора, предоставлялись на утверждение министра народного просвещения.

НА РУССКО-ТУРЕЦКОМ ФРОНТЕ.

От штаба ВерховнОГО Главнокомандующего.

(Карта 10 верст в дюйме).

В РАЙОН ОЗЕРА ТОРТУМ-ГЕЛЯ НАШИ ЧАСТИ ПРОДВИГАЮТСЯ ВПЕРЕД.
К СЕВЕРУ ОТ ХРЕБТА ДУМЛУ-ДАГА, В РАЙОН ЭРЗЕРУМА, МЫ ВЫБИЛИ ТУРОК ИЗ РЯДА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.
ПОПЫТКА ТУРОК ПРОДВИНУТЬСЯ В ВЕРХНЕ-ПАССИНСКУЮ РАВНИНУ, К ВОСТОКУ ОТ ЭРЗЕРУМА, ОСТАНОВЛЕНА ОГНЕМ НАШЕЙ АРТИЛЛЕРИИ, ВЫЕХАВШЕЙ НА ОТКРЫТУЮ ПОЗИЦИЮ.
ВО ВСЕХ ПРОИСХОДЯЩИХ БОЯХ МЫ ЗАХВАТЫВАЕМ В ПЛЕН ПАРТИИ ТУРЕЦКИХ АСКЕРОВ.
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ТУРЕЦКИХ ВОЙСК, ЗАНИМАВШИХ РАЙОН ХНЫС-КАЛЫ, ПРОДОЛЖАЕТСЯ. МЕСТАМИ НАШИМ ВОЙСКАМ ПРИХОДИТСЯ ДВИГАТЬСЯ ПО ДВУХСАЖЕННОМУ СНЕЖНОМУ ПОКРОВУ.

Утро России

Народный университет в Нижнем.

НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 15,I. 17-го января состоится открытие нижегородского городского народного университета, учрежденного на основании правил 1-го июля 1914 г. о частных учебных заведениях, классах и курсах, на средства, пожертвованные вдовой А.Ф.Ермакова и ассигнованные нижегородской городской думой (100 000 рублей).
По своей организации и целям нижегородский городской университет приближается к университету имени Шанявского, хотя и отличается некоторыми особенностями. Так, курс обучения в университета установлен четырехгодичный, но первые два года образуют так называемое «научно-популярное отделение», где преподавание поставлено объеме средней школы; последние два года составляют отделение академическое, университетское в собственном смысле. <...>