17 (04) марта 1916 года

Вечерний Курьер (Москва)

Экран.

После недавно выпущенной картины на сюжет сценария Леонида Андреева «История одной девушки» Скобелевский комитет выпускает целую серию художественных кино-пьес.

Научно-просветительный кинематограф в Одессе «Урания» приобрел сенсационную картину, инсценированную по Достоевскому, «Униженные и оскорбленные». Фильма эта подготовлялась кинофабрикой 2½ месяца. В постановке участвуют артисты лучших московских театров.

*      Талантливая артистка Императорских театров Е. И. Тиме изъявила согласие выступить для экрана.
Это первый кинематографический дебют артистки.

К академику Бехтереву обратилась одна московская кинофабрика с просьбой продемонстрировать для экрана несколько гипнотических сеансов.
Заслуженный профессор отклонил предложение кинофабрики.

Трехсотлетие со дня смерти Шекспира.

В течение многих лет Англия готовилась к чествованию трехсотлетней годовщины со дня смерти Шекспира. Еще до войны состоялся грандиозный митинг шекспирианцев под председательством лорда Брайса, на котором было решено, что по поводу трехсотлетней годовщины будут устроены торжества, могущие привлечь внимание всего мира. Все эти планы были преданы забвению после того, как разразилась война. В последнее время однако было признано, что даже при настоящих условиях годовщина не должна пройти неотмеченной. Под редакцией крупного шекспиролога профессора Голландца, будет издана ко дню годовщины книга в честь Шекспира, с прозаическими и стихотворными произведениями сотен выдающихся умов из всех союзных стран.

Новый московский градоначальник В. Н Шебеко.

Вновь назначенный московский градоначальник В. Н. Шебеко посетил министра путей сообщения A. Е. Тренева, с которым беседовал по вопросу у об урегулировании подвоза продуктов в Москву. В.Н. Шебеко вступил в исполнение своих обязанностей на четвертой неделе поста. В. Н. Шебеко посетил также бывшего московского градоначальника Климовича, который передавал ему дела московского градоначальства. В беседе с сотрудниками газет В. Н. Шебеко заявил, что в своей деятельности в Москве он намерен сохранять искренние доброжелательные отношения с общественными элементами Москвы. Для борьбы с продовольственным кризисом и дороговизной в Москве он считает необходимым сохранять добрые отношения с московским городским общественным управлением. В. Н. Шебеко считает необходимым заняться вопросом о разгрузке Москвы от беженцев и обратить внимание на вопрос о немецком засилье в Москве.

На лошадях из Уральска в Пензу.

Московские газеты передают, что в село Ново-Троицк, Инсарского уезда, прибыл из Уральска оригинальный гужевой транспорт свежей рыбы. Доставили его пятеро местных крестьян. Они уехали во железной дороге в Уральск, купили там 19 лошадей с упряжью, нагрузили возы свежею рыбою и отправились на родину. Все расстояние от Уральска до Ново-Троица, около 700 верст, обоз прошел в 16 дней. На родине крестьяне лошадей продали и нажили на этой операции около 500 рублей. С большой выгодой распродается ими и рыба. Перевозка на лошадях рыбы обошлась дешевле, и груз прибыл скорее, чем по железной дороге.

<...>
     Германское судно «Assuncion», пытавшееся бежать из Пары, было остановлено артиллерийским огнем.
     После занятия британскими войсками Соллума генерал Пейтон преследовал неприятеля и захватил у него 9 пулеметов.
     Американские войска вступили на мексиканскую территорию близ Колумбуса.
     Английские войска в Восточной Африке заняли Моши и двинулись к Аруше.
     Британская пехота атаковала турецкие передовые позиции на Тигре и, переколов много Турок, отошла, захватив в плен 50 солдат и 2 офицеров.
     Атаки неприятеля к юго-востоку от Сан-Мартино дель-Карсо на позиции Итальянцев были отброшены, однако в виду серьезных потерь Итальянцы принуждены были очистить редут.
     Болгарское народное собрание приняло законопроект о переходе русской церкви Александра Невского в собственность болгарской казны и переименовании ей в церковь св. Кирилла и Мефодия.
     Бюджетная комиссия французской палаты депутатов разрешила кредиты на административное устройство Камеруна.
     В итальянской палате депутатов социалист-реформист Канепа указал на необходимость образования национального, министерства, которое должно разрешить вопрос о войне с Германией.
     Германский морской министр фон-Tиpпиц подал в отставку, преемником его назначен адмирал фон-Капелле.
     В английской палате общин Лонгом обсуждались отношения между Англией и союзниками.
     В Болгарии вводится григорианский календарь.
     Следствие раскрыло, что Тюфекчиеву угрожали смертью в отмщение за режим террора и грабежа в Новой Македонии, установленный его ставленниками.
     В Японии обнаружено подготовление покушения на премьера Окуму.
     Заседание Г. Думы посвящено было вопросам самоуправления. Все законодательные предположения приняты для разработки.
     Состоялся секвестр Путиловского завода. Назначен новый директор и правление.
     Русские военнопленные офицеры Брюксскаго лагеря передали 1.000 австрийских крон Красному Кресту на помощь раненым и больным воинам.

МОРСКIЯ ИЗВѢСТIЯ

Германские планы на случай разрыва со Штатами.

Живущими в Америке Германцами составлен план внезапного единовременного уничтожения всех немецких пароходов, находящихся в американских портах, в случае начала войны между Германией и Соединенными Штатами Северной Америки, чтобы помешать неприятелю воспользоваться ценным немецким тоннажем. О плане этом правительство Штатов осведомлено, но считает невозможным помешать его выполнению, хотя и принимает всевозможные меры предосторожности. На днях подверглись тщательному обыску все стоящие в нью-иоркском порту германские пароходы. По словам портовых властей, Американцы безусловно в состоянии воспрепятствовать прорыву этих пароходов в море, так как для этой цели достаточно будет запретить Немцам грузить на свои суда уголь; но если Немцы захотят взорвать пароходы, то ничто не сможет помешать им.

Кайзер на флоте.

По словам «Вильгельмсхавенской Газетф» император Вильгельм в конце февраля прибыл в Вильгельмсхавен и провел тут целый день, произведя смотр некоторым военным судам и посетив начальника штаба станции Северного моря.

Земский язык.

«Волга», основываясь на журналах последнего сердобского очередного уездного земского собрания, приводит список иностранных слов, получивших в земской среде право гражданства. Вот они:
     аванс, амбулатория, ассигновка, автоклав, аппарат, агроном, автомобиль, асептика, бюджет, баллотировка, бассейн, вентиляция, гигиена, дезинфекция, дизентерия, диапозитив, депозит, детрит, дефект, инструкция, инспекция, кондиция, комплект, кредит, контингент, категория, лектор, лаборатория, микроскоп, максимум, минимум, мотивировка, норма, организация, операция, прогрессивная прибавка, педагогия, проект, продуктивность, психиатрия, периодический, плакать, патент, персонал, препарат 606, патронаж, радиус, ремонт, регулярная субсидия, стипендия, стерилизация, сессия, стационарный, таксатор, типография, терапевт, форд, ферма, фиксация, функция, эпидемия, эпизоотия.
Перечень далеко не полный.
Конечно для образованного человека ничего страшного тут нет, хотя обидно за русский язык, но каково положение крестьянина-гласного, которому необходимо переваривать всю эту тарабарщину, чтобы войти в курс земских дел.

Новости Жизни (Харбин)

Разгром ханьшинного завода.

Вчера из Бодунэ получена телеграмма, сообщающая, что в ночь на 1 марта около Бодунэ хунхузами разгромлен ханьшинный завод, при чем убито два работника за сопротивление шайке. Уходя хунхузы подожгли завод, часть которого сгорела.

Петроградский Листок

ЛИСТОКЪ

Вздорожание обуви.

С 1-го Марта в магазинах обуви установлен новый «прейс-курант», в силу которого обувь вздорожала от 10 до 15 проц. Эти новые «прейс-куранты» пришлись по вкусу владельцам обувных магазинов и товариществ, которые, как говорят, предполагают через каждые две недели устанавливать новые повышательные «прейс-куранты».

Отсутствие нафталина.

В Петрограде в данное время нафталина почти нет. Многие склонны думать (и это очень правильно), что в столице имеются большие запасы нафталина, но его припрятали «к сезону». Через месяц нафталин объявится, но, конечно, его можно будет достать лишь по-очереди и по безумно дорогой цене.

Оригинальный аншлаг.

На Петроградской стороне на окне гробовщика красуется аншлаг: «Цены прежние». Конечно, при нынешних ценах похоронных принадлежностей и церемоний никто не хочет умирать, но едва ли и аншлаг кого-нибудь соблазнит.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

На вновь назначенного бакинского губернатора камер-юнкера Л.В.Потуловa возложено производство всестороннего обследования как причин, вызвавших беспорядки в городе 14—15 февраля, так и обстоятельств, сопровождавших эти беспорядки и их ликвидацию.

Как сообщают из Царицына, у Илиодора одним из видных московских купцов за 60,000 руб. куплены его записки и воспоминания.

Омские пивоваренные заводчики не успевают изготовлять пиво в виду большого спроса. Сначала шло пиво «безалкогольное», затем «ослабленное»», теперь идет «слабоалкогольное».

КРУПИНКИ.

В Париже вышла книга об открытиях по химии в XIX и начале XX веков. Автор ее проследил историю трехсот наиболее важных открытий. Оказалось, что 172 из них сделаны французами, 45 – англичанами, 36 - русскими, 17—бельгийцами, 8—немцами и 22—представителями, разных других наций. А, между тем, существуете теория, что успехи современной химии чуть ли не целиком обязаны сынам Германии.

По сведениям датских специальных изданий, цена анилиновых красок повысилась в среднем на 400% в Германии, на 210% во Франции и всего лишь на 150% в Англии.

Во время недавних раскопок в Египте найдены подземелья, в которых подвергались медленной смерти от голода и жажды пленные французские солдаты 115 лет тому назад. До сих

Величайшая в мире радиостанция.

Величайшая в мире станция беспроволочного телеграфа в настоящее время сооружается северо-американским правительством в Гавайи.
Для оборудования радиостанции принята будет система проф. Пульсена, применяемая в последнее время в Соединенных Штатах с большим успехом. Станция получит мощный генератор в 350 килоуатт; радиус действия ее будет равняться почти девяти тысячам километров — огромное, ни одним радиографом не покрытое расстояние. Мачта станции будет достигать в высоту 300 метров — приблизительная высота Эйфелевой башни. Станция будет поддерживать прямое сообщение, между прочим, с Панамой и Японией.
Аргентинское правительство также предполагает построить мощную станцию той же системы.

МИР ЭКРАНА.

Приступлено к инсценировке по роману Ст. Жеромского картины «История греха».

Приступлено к инсценировке романов Ф. Сологуба — «Навьи чары» и «Слаще яда».

Артистки Художественного театра О. В. Гзовская и М. Н. Германова подписали условия на участие в ряде съемок картин.

О—во кинематографических деятелей получило уже несколько сообщений из провинции о закрытии владельцами своих электро-театров, переставших давать доходы вследствие введения военного налога.      Как общее явление, отмеченное всеми владельцами электро-театров, сборы повсюду сократились на 30-35%.

НА АВСТРО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

(Карта 10 верст в дюйме).

В РАЙОНЕ ОСТРОВА ДАЛЕНА СИЛЬНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ПЕРЕСТРЕЛКА.
ПОД ДВИНСКОМ, В РАЙОН ИЛЛУКСТА И ПОНЕВЕЖСКОЙ Ж. Д., ПРОТИВНИК БРОСАЛ РУЧНЫЕ ГРАНАТЫ, НАЧИНЕННЫЕ ОСОБЫМ СОСТАВОМ.

НА РУССКО-ТУРЕЦКОМ ФРОНТЕ.

ПРИ ПРЕСЛЕДОВАНИИ ТУРОК НАМИ ВНОВЬ ВЗЯТЫ В ПЛЕН 19 ОФИЦЕРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ 2 ВРАЧА, И БОЛЕ 250 НИЖНИХ ЧИНОВ РЕГУЛЯРНОЙ ПЕХОТЫ (АСКЕРОВ). КРОМЕ ТОГО, ЕЩЕ ЗАХВАЧЕНО ЗНАМЯ ОДНОГО ПОЛКА.

ТИФЛИС, 3, III. Несмотря на получение подкреплений и другие энергичные меры турецкого высшего командования по реорганизации остатков третьей армии, наши передовые части и конница продолжают теснить турок с неизменным успехом. Попытки турок остановить наше продвижение на запад от Эрзерума кончаются для них неудачно.
На остальном фронте ничего значительного. <...>

В Месопотамии.

ЛОНДОН, 3(16),III. Официальное донесение об операциях в Месопотамии: 28-го февраля колонна британской пехоты атаковаал передовые туцрецкие позиции на Тигре. Переколо значительное число турлок, она отошла , захватив в плен 50 турецких солдат, при 2-х офицерах.

Египет.

КАИР, 3 (16),III. Официально сообщается:
     Вчера генерал Пейтон занял Соллум, при чем неприятель оказал лишь слабое сопротивление, взорвав еще в понедельник свои склады боевых припасов.
Наши блиндированные автомобили, кавалерия и отряд верблюдов преследовали неприятеля, захватив у него 9 пулеметов и взяв в плен 28 человек, в том числе 3-х офщеров. Противник потерял около 50-ти человек убитыми, в числе их 3-х офицеров. Лагерь неприятеля в наших руках. Мы захватали значительное количество артиллерийских снарядов и уничтожили свыше 250,000 свертков ружейных патронов. (ПА).

ВЕРДЕН.

ПАРИЖ, 3 (16), III. Против ожиданий, истекший день прошел у Вердена в полном затишье.
Удар германцев на левом берегу Мааса был, таким образом, короток, ибо они не возобновляли атак на Мортомм; в результате блестящих штыковых атак и действий ручными гранатами нам удалось вновь занять большую часть участков траншей, утерянных нами во вторник на пространстве между Бетанкуром и Мортоммом. Артиллерийская перестрелка, развившаяся ночью, ослабела в течение дня, при чем пехота не принимала участия в действиях.
Стороны проявляли энергичную деятельность в районе Во и в Вевре. Нельзя предугадать намерения главного германского штаба, который, повидимому, смущен энергичным сопротивлением французов. Но не подлежит сомнению факт, доказываемый, между прочим, затишьем в операциях германцев, что боеспособность армии кронпринца значительно понизилась. <...>

A. Пушкин (+).

Вчера, в 3 часа дня, в Бронницах скончался председатель бронницкой уездной земской управы, камергер Высочайшего Двора статский советник Александр Александрович Пушкин.
Покойный – внук поэта и сын скончавшегося два года назад председательствовавшего в московском присутствии опекунского совета , почетного опекуна генерала-от-кавалерии А.А.Пушкина.
Покойный по окончании пажеского корпуса начал службу в 44-м драгунском его величества короля Вюртембергского полку. В 1890 году A. A. Пушкин, выйдя в запас, был назначен земским начальником Бронницкого уезда.
В 1897 г. он был избран председателем бронницкой земской управы и оставил должность земского начальника. Во главе бортницкого земства с перерывом в 4 года покойный состоял до конца своих дней.
В 1899 г. покойный состоял в Бронницах уездным предводителем дворянства и только 29-го января 1914 г. отказался от должности предводителя.
С 1902 г. до последнего времени покойный состоял членом учетно-ссудного комитета московской конторы Государственного банка по сельскохозяйственным кредитам.
В 1913 году А.А.Пушкину было пожаловано придворное звание камергера.
Скончался А.А.Пушкин на 53-м году жизни от туберкулеза легких. У покойного осталась вдова. Детей у него не было.
Со смертью А.А.Пушкина из рода Пушкиных по мужской линии остался только один представитель, внук поэта полковник Григорий Александрович Пушкин.

Первое выступление П.И. Чайковского.

Сегодня, 4-го марта исполняется 50 лет со времени первого выступления П. И. Чайковского перед московской публикой в качестве композитора.
В этот день, 4-го марта 1866 г., на концерте Н. Г. Рубинштейна и под его управлением была исполнена концертная увертюра F-dur.
Вот как говорил об этом вечере сам П. И. Чайковский в письме от 6-го марта в своим братьям Анатолию и Модесту.
«В пятницу игралась увертюра моего сочинения и имела успех: я был единодушно вызван и, говоря высоким слогом, приветствован громкими рукоплесканиями. Еще лестнее для моего самолюбия была овация. сделанная мне на ужине, который давал Рубинштейн после концерта. Я приехал туда последним, и, когда вошел в зал, раздались весьма долгие и продолжительные рукоплескания, при чем я очень неловко кланялся на все стороны и краснел... Еще одна подробность: на репетиции мне аплодировали музыканты.
Увертюру эту сыграли в том же году в Петрограде, также с успехом, и с тех пор она не исполнялась и не была напечатана. Партитура этого сочинения имеется в единственном экземпляре в библиотеке московской консерватории.

Н.К.

Трудовая Копейка (Москва)

Кое о чем нужном.

Везет сахарозаводчикам, не менее везет и торговцам сахаром.
Одни гребут миллионные доходы.
Другим... «бабушка ворожит».
Третьего дня в газетах было сообщено, что повышена цена на сахар. А вчера управление дорог московского железнодорожного узла получило извещение центрального комитета по урегулированию ж.-д. товарного движения, что телеграфом распорядились пропускать сахар-рафинад и сахарный песок в Москву без очереди.
Почему не наоборот? Сначала бы известили, а затем обсуждали бы вопрос о таксе. Надо полагать, что таксу и не повысили бы. Ведь главной причиной повышения очевидно, был «недостаток» подвоза.
Везет, «фартит» торговцам.

При сберегательных кассах новость: дети могут вносить деньги и самостоятельно распоряжаться вкладами.
Раньше они не могли брать без родителей и опекунов своих денег.
Лучше это или хуже - покажет практика.

Москва серьезно взялась за поиски средств делать все то, что раньше доставляли немцы.
Во многих областях дана широкая дорога русскому кустарю. Теперь земство ищет новых областей применения труда кустарей. Кроме того, и в более серьезных работах удается обходиться без немца.
В Москве устроен целый завод для устройства телефонных аппаратов. Пока выделка аппаратов считается только десятками в день. Но вскоре надеются сильно увеличить работоспособность завода.