18 (05) марта 1916 года

Вечерний Курьер (Москва)

Поразительный „вундеркинд”.

Петроградская консерватория последние дни буквально взволнована следующим эпизодом.
На-днях, когда в консерватории шли обычные занятия, из одного из классов, держась рукой за сердце, выбежал заслуженный профессор Ауер и, крикнув вахтеру: — «Скажите ему, чтобы он перестать», — в бессилии опустился на стул.
Все перепуганные бросились в класс, где увидели 12-летняго мальчика, который спокойно играл на скрипке. Никто не понял, в чем дело, и какая причина так взволновала маститого профессора. Из расспросов выяснилось:
Когда Ауэр занимался со своими учениками, в его класс вошел 12-летний мальчик. Когда Ауэр его спросил, что ему нужно, он заявил, что хочет, чтобы его послушали.
     — Что ты играешь? — спросил его Ауэр с улыбкой.
     — Fis-dur`ный концерт Эрнста.
Воспоминание об этом архи-трудном концерте привело Ауэра в скептически-веселое настроение.
     — Ну, посмотрим, как ты сыграешь?
Мальчик вытащил из-подмышки завернутую в грязную тряпку дешевенькую детскую скрипку и смычек, на котором было не более десятка волос, и после «настройки» приступил к исполнению концерта.
При первых звуках Ауэр пришел в какое-то оцепенение. Все ученики сидели как зачарованные. Такой феерической техники, такого тона, причем еще у такого малыша, никто давно не слышал. И чем дальше мальчик играл, тем Ауэр больше волновался и, наконец, не выдержал и выбежал из класса.
Новый вундеркинд — беженец одной из южных губерний и приехал сюда со своей матерью. Стоит-ли говорить о том, что новоявленный Паганини принят в консерваторию.
Ауэр в тот-же день ему сделал подарок: он подарил ему новый смычек.

Экран.

«В магазине А. Дидье завтра выдают бесплатно каждому покупателю пачку печений».
Столь странный анонс появился недавно в витринах многих парижских магазинов. Нетрудно представить себе, как велико было число посетителей магазина Дидье, получивших безвозмездно пакет печений.
Но как поражены были соблазнившиеся, когда в одной из картин увидели себя в роли получающих даром.
Оказалось, что одна кинофабрика предпочла арендовать на один день кондитерскую, чем взять статистов и тратиться на грим и муштровку их.
Метры лент, запечатлевших эти сцены, вкраплены в фильму картины, изображающей раздачу одним банкиром угощений в день свадьбы своей дочери. Картина называется: «День светлого обмана», в 2-х сериях.

Шахматный турнир на экране. В Москве получена интересная фильма, изображающая двух видных шахматистов за игрой. Лица играющих сильно увеличены, отчего получается определенная четкость их движений и все фигуры рельефно выделяются.
За игрой тем интереснее следить, что турнир закончится лишь в 4-й серии.

*      Ф. И. Шаляпин просит опровергнуть появившийся в некоторых московских газетах и журналах слух о выступлении даровитого артиста в марте в кинематографической инсценировке оперы «Мефистофель». Шаляпин никому не давал своего согласия на гастроли для экрана и в этой опере не выступит.      «Хищница» О. Миртова заинтересовала давно кинематографические круги и некоторые кино-фабриканты обратились к автору с предложением инсценировать нашумевшую пьесу.
Как передают, сценарий пьесы приобретен одной кинофабрикой в Москве и в главной роли выступит г-жа Юренева.

Министерство внутренних дел сообщило московскому губернатору, что разрешают к демонстрированию картины Скобелевского комитета, на 4-й неделе поста, с тем лишь, чтобы часть сбора пойдет для выдачи пособия воинам, потерявшим на войне способность к труду.

Пользующаяся успехом пьеса «Вова приспособился» (из репертуара Интимного театра) инсценирована для экрана.
Как, однако, Вова... приспособился к фильме—это мы увидим в средних числах марта.

НА ВОЙНЕ.

Захват уланским разъездом германских мародеров, насилующих и грабящих население занятых им местностей.
Рис. А. Пржецлавский (участник войны).

Объявлена подписки на новый двухмиллиардный заем.
     Наша артиллерия разогнала колонну противника юго-западнее д. Гарбуновки.
     К западу от Ерзерума нами занят гор. Мамахатун. Захвачено пять орудий, пулеметы, обоз; взято в плен 44 офицера и 770 аскеров.
     К западу от р. Маас атакующие сильные колонны противника на французские позиции у Мортомм не могли нигде задержаться и принуждены была отступить.
     Атаки неприятеля против итальянских позиций на Карсо отброшены, Итальянцы удержали занятые ими позиции.
     Немецкие агенты в Персии добились вспышки междоусобия в Кирмане. Немцы захватили арсенал и телеграф. В Кирмане полная анархия.
     Французским военным министром на место генерала Галльени назначен генерал Рок.
     Немцы расставляют мины и другие препятствия вдоль датских территориальных вод.
     Нидерландская вторая палата приняла без голосования законопроект о воспрещении продажи судов за границу.
     Знаменитый шведский математик Миттаг-Лефлер с женой пожертвовали все свое состояние на учреждение международного института чистой математики.
     Делегация нейтральной конференции Форда, принятая шведским министров иностранных дел, вручила ему меморандум.
     Речи социалистов в прусской палате дают яркое изображение нравственного падения Германии и ее отчаянного внутреннего положения. (С. т.).
     Военный суд в Париже приговорил к смертной казни грека Кондояниса по обвинению в шпионстве.
     В Г. Думе продолжались прения по смете министерства внутренних дел, весьма отдалившие думские партии от основного вопроса об организации страны во время войны.
     В Г. Совете продолжалось постатейное обсуждение проекта о подоходном налоге.
     Вагон с бывшим турецким послом в Персии и его семьей передан на Финляндскую железную дорогу для следования в Швецию.

Вроде лекции Бальмонта.

Харьковский военно-промышленный комитет как-то не совсем ориентировался в событиях настоящего времени. Ему его собственные заседания до сих пор кажутся дружеским чаепитием, на которое можно приглашать гостей и поговорить с ними о горе н радостях, о мечтах и надеждах на будущее. Очевидно, дело дошло до того, что заседания комитета обратились в нечто похожее на лекции Бальмонта. Фармацевты, сотрудники газет-копеек, начинающие поэты, художники, подающие надежды частные поверенные честные маклеры...
Кончилось тем, что центральному комитету в Петрограде пришлось в конце-концов отправить в Харьков следующий циркуляр.
     «До сведения центрального военно-промышленного комитета дошло, что некоторыми из местных комитетов допускаются на заседание посторонние лица, что придает таковым неуместный характер публичности. Признавая такой порядок безусловно недопустимым, как в корне не соответствующий роду предоставленной военно-промышленным организациям деятельности, центральный военно-промышленный комитет имеет честь о таковом своем заключении уведомить областные и местные военно-промышленные комитеты для сведения и руководства».
Но наши широкие русские натуры никак не могут поняты почему наглухо застегнутому прусскому мундиру нельзя противопоставлять в борьбе душу нараспашку?

А. Ренников.

Новости Жизни (Харбин)

Происшествiя.

Пожар от искр поезда. 3 марта при проезде через станцию Маньгоу скорого поезда от искры паровоза загорелось сено нагруженное на платформу и приготовленное к отправке. Сено сгорело, при чем обгорела платформа и до 15 сажень шпал пути.

Вчера задержан китаец похитивший со двора квартиры священника Софийской церкви г. Сербу вывешенное домашнее платье.

Бешеные собаки. Вчера утром бешеная собака истерзала у Фудядянской заставы трехлетнюю китайскую девочку. Девочка через час скончалась. Собака убита рабочими.

Дикая месть. Вчера утром на свалке нечистот найден в бессознательном состоянии привязанный зa косу к большому бревну китаец, избитый за шулерство ночью компанией игроков в карты. У жертвы азарта оказались большие кровоподтеки на всех частях тела и голове, и выбит глаз.

МИР ЭКРАНА.

Все попытки кинематографических фирм привлечь для участия в съемках научных картин московских профессоров не привели пока к желательным результатам. Большинство профессоров отказывается от инсценировки научных картин.

Намечена к инсценировке трилогия Г. Мана «Дана—Минерва—-Венера».

Закончена постановка картины «Ценою крови» с участием артистов Малого театра В. В. Максимова и С. А. Полетаева, М. М. Горичевой и г. Соколовского.

Артистка Малаго театра А. Н. Левшина выступить в съемках картины «Черный дом».

Под руководством режиссера Н. П. Ларина начата постановка картины «Воевода» («Сон на Волге»).

Инсценирован для экрана роман Л. Столицы «Елена Деева».

С русского театра войны.

Пулемет, приготовленный для стрельбы по аэроплану.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утро».)

КРУПИНКИ.

С начала войны в одном Париже посажено в тюрьму 872 человека, виновных в распространении неосновательных тревожных слухов. Любопытнее всего, что среди этих своеобразных преступников военного времени всего 130 женщин, несмотря на то, что женщин теперь в Париже гораздо больше, чем мужчин.

Установлено, что сын Франца-Иосифа эрцгерцог Сальватор, принявший имя Жана Орта и скрывшийся из Австрии, живет в настоящее время во Франции под именем графа Э. Французское правительство дало ему специальное разрешение оставаться в стране во время войны.

В Берлине появилс я новый тип пирожных, изготовляемых из крови (70%), муки (20%), точленого миндаля (8%) сахара или сахарина и химической эссенции. Немцы едят эти пирожные и но нахвалятся.

В Лондоне и Париже снова стали носить цилиндры. Это считается очень модным, но объясняется тем, что в шляпных магазинах имеются громадные запасы цилиндров и очень мало хороших котелков.

ЮМОРИСТИКА ВРЕМЕН ВОЙНЫ.

Каким-то веселым швейцарцам удалось весьма едко посмеяться над немцами и мистифицировать официозное агентство Вольфа. За подписью постоянного корреспондента этого агентства в Берне они отправили Вольфу одну за другой следующие две телеграммы:
     «Берн. 15 февраля, 9 час. утра. Здешней секретной полиции удалось задержать на мосту через реку Ниддег какого-то весьма подозрительного господина в богатой шубе. Полиция предполагает, что он занимался шпионством».
     «Берн. 15 февраля, В часа дня. Полиции никак не удается установите ни личности, ни национальности арестованного иностранца, так как он или не понимает ни одного из европейских языков, или не желает отвечать на вопросы. Предполагают, что арестованный является корреспондентом газеты «Times».
Обе эти телеграммы были напечатаны во всех немецких газетах.
Тогда из Берна была послана третья телеграмма, которую агентство Вольфа уже не разослало своим клиентам. Эта телеграмма гласила:
     «Арестованная загадочная личность оказалась медведем из бернского зверинца. Этот факт установлен местным антропологическим бюро».

НА РУССКО-ТУРЕЦКОМ ФРОНТЕ.

Мамахатун занят.
От штаба Верховного Главнокомандующего.

(Карта 10 верст в дюйме).

ПОСЛЕ БОЯ В 99 ВЕРСТАХ К ЗАПАДУ ОТ ЭРЗЕРУМА, НАМИ ЗАНЯТ ГОРОД МАМАХАТУН.
ЗА ВРЕМЯ МАМАХАТУНСКОЙ ОПЕРАЦИ НАМИ ЗАХВАЧЕНЫ 5 ОРУДИЙ, ПУЛЕМЕТЫ, ОБОЗ, И ВЗЯТЫ В ПЛЕН 44 ОФИЦЕРА И 770 АСКЕРОВ
ПЕТРОГРАД, 4,III. Продвижение наших войск на кавказском фронте завершилось занятием города Мамахатуна. Этот город, находящийся в 90 верстах к западу от Эрзерума, лежит на узле колесных путей, ведущих далее на запад, в направлении на Эрзинджан и Сивас, а с другой стороны, через Гюмиш-Халу на Трапезунд; откуда же ведет хороша я дорога на Диарбекир.
<...>

НА АВСТРО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ.

(Карта 10 верст в дюйме).

НАША АРТИЛЛЕРИЯ УДАЧНО ОБСТРЕЛИВАЛА РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРОТИВНИКА ЮГО-ВОСТОЧНЕЕ ИКСКЮЛЯ И У ТОМСДОРФА.
ПОД ДВИНСКОМ НАША АРТИЛЛЕРИЯ РАЗОГНАЛА КОЛОННУ ПРОТИВНИКА, ДВИГАВШУЮСЯ ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ДЕРЕВНИ ГАРБУНОВКИ.

В Варшаве.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1, III. Как сообщает «Kurjer Warszawski», 22-го февраля началось движение по восстановленному немецкими инженерами мосту Кербедия, как известно, взорванному нашими войсками при оставлении Варшавы.
Работы по ремонту моста производились за счет города двумя большими немецкими фирмами - Гольцман и Юхо. Начаты они были еще 2-го сентября и шли беспрерывно днем и ночью.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМЯ, 1,III. Варшавский магистрат выпустил с разрешения немецких властей, городской 6% заем на сумму 10 000 000 рублей. Заем предназначен на покрытие расходов, вызываемых обстоятельствами военного времени, а именно: на исправление мостов, помощь голодающим, удовлетворено требований немецких властей и частью для обеспечения нужд необходимыми продуктами.
Заем реализован варшавскими банками и кредитными товариществами по 97 подписных за 100 номинальных и прошел очень успешно.
В воззвании князя Любомирского приглашавшего варшавян подписываться на заем, заем этот был назван «займом надежды».

Побег из плена.

КОПЕНГАГЕН, 4 (17),III. Из Ассенса, на острове Фони, сообщают, что туда прибыли три русских военнопленных, бежавших из германского плена, в котором они пробыли семь месяцев. В настоящее время беглецы находятся на пути в Копенгаген. (ПА).

Союзнический маскарад.

КИЕВ, 4,III. Сегодня на киевском вокзале общее внимание привлекли своими странными костюмами и не менее странными действиями две неизвестные женщины.
Обе они были в красных косоворотках, с отрезанными волосами, в очках с железной оправой и в черных барашковых мужских шапках.
Женщины с таинственным видом подходили к пассажирам и конспиративно предлагали им из-под полы «литературу» в запечатанных конвертах.
Жандармы задержат женщин.
Литература, которую женщины с такою таинственностью предлагали пассажирам, оказалась номерами «Русского Знамени».
Задержанные заявили жандармам, что они командированы «главной палатой» для распространена союзнической литературы. Оригинальный же парад потребовался для «большего успеха».

Трудовая Копейка (Москва)

Полезные советы.

Ответы на вопросы подписчиков «Трудовой Копейки».

Е.Г.Корястову. На интересующее вас вам ответит любой аптекарский служащий.

Вл. Майстрах.

На М.-Виндаво-Рыбинскую жел. дорогу прибыла из Петрограда особая комиссия от министерства путей сообщения для расследования злоупотреблений грузами.
Обывателю только радоваться. Ревизия всегда вещь полезная. Может быть, что-нибудь найдут.
Хорошо, вообще, поразгрузить Москву от злоупотреблений. Большие залежи имеются. И по съедобной, и по частя отопления, и по другим бесконечным частям.
Ведь, даже городское управление обсахарилось и антрацитиком замазалось.

Опасную езду на подножках трамвая опять начали преследовать. «Висячих» пассажиров снимают решительно. Надо не удовольствоваться этими мерами на два-три дня. А вести линию уже все врем» не переставая, чтобы обыватель отвык от легкомысленного риска головой.

И в Москве есть свои Робинзоны. Живут, как на необитаемом острове. Многого не знают. Даже того, что Росся около двух лет воюет с Германией и Австрией. Недавно вдруг на улицах появились мальчишки, продающие портреты государей дружественных держав. И на первом месте Вильгельм в белом мундире и Франц-Иосиф.
Нет слова для определения такой аферы.
Неужели нет способа обуздать препринимателей, берущих русские деньги за портреты заклятых врагов, напечатанные на русской бумаге.
А еще говорят: бумажный кризис...

Мушка.