22 (09) марта 1916 года

Вечерний Курьер (Москва)

К дачному сезону.

Петровский парк.

Несмотря на все крайние неудобства, превращающие жизнь в Петровском парке в форменное «житие», нет сомнения, что с первыми теплыми днями появится дачник
Петровский парк это — бездорожье, ужасающая пыль, гниющие пруды, грязные лачуги, ночные скандалы, бездомные собаки и т. д. до бесконечности.
Около так называемого круга, где приютилась «Мавритания», — фешенебельные дачи богачей и удачливых хористок из цыганских хоров. Но зато чуть подальше идет Старое Зыково, Коптево, Кондратьека и прочие милые места, где собственно и находят летнее отдохновение средней руки москвичи. Тут вместо мостовой — то трясина, то каменные ухабы; вместо освещения — фонари, которые горят неизвестно когда; вместо стражи - табуны бездомных псов.
Дачи холодные, неремонтируемые, очевидно, никогда, a цены на них убийственные. Зелено, собственно, в одном Большом Коптевском проезде; но зато посмотрел бы вы, в чем купаются здесь в жаркую пору изящные дачницы! В черной луже, полной пиявок и головастиков, рядом с необузданными хулиганами, этим бичом Петровского парка. Словом, ни лавок, ни дорог, а до города, несмотря на его близость, добираться дольше, чем из расположенной верст за 40 местности.
Город собирался провести до с. Всехсвятского трамвай, собирался осветить и поливать парк, да так и не собрался. Говорят, не пускает земство. Как-бы там ни было, и в прежнее годы скверно было «отдыхать» в парке в летние месяцы, а теперь там еще беженцы и все, что сопровождает их...

Петровско-Разумовское.

Когда говорят про Петровско-Разумовское, то всегда при этом рисуется тенистый академический парк, цветники, соловьиные острова на громадном, рытом пленными шведами пруду. Иное дело пожить в Разумовском на даче. Правда, прогулки и купанье в академической купальне имеются, но насчет лавок — дело плохо. Потребиловка обслуживает только членов, точнее, отдает им преимущество и некоторые товары посторонним покупателям не отпускает. На Выселках, на Соломенной сторожке, во всех населенных местах летом шумно, пыльно, скандально. И сырость в Разумовском классическая. Но что особенно замечательно, так это местные «меблирашки». Паскудные, пропитанные всякими миазмами собачьи конуры, теснота, вонь, и цены первоклассных отелей!
Много искупается в Разумовском парком и прудом, но далеко не все. Но... дачник наполнить без сомнения все мышинные норы этого сырого местечка. Время—деньги, a сообщение с Разумовским удобное.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

Южнее двинского района оживленные артиллерийские бои продолжаются. В районе восточнее Тверечь контр атака противника на Великое Село отбита. В районе к востоку от Годуцишки нашими войсками взята передовая линия окопов противника у Буцилишки.
При взятии предмостного укрепления у с. Михальче нами захвачено 2 орудия, число других трофее в выясняется. Большинство защитников укрепления погибло в рукопашной схватке.

Ликвидация старины.

Как известно, в Азове находится редкий исторический памятник – пороховой погреб, оставленный Турками. Более двухсот лет простоял он, и к нему не прикасалась рука обывателя. И только за последнее время «отцы города» сумели приложить свои руки к историческому памятнику. Они нашли, что и его можно использовать, и отдали погреб в аренду за 100 руб. в год под керосин и нефть. («Приаз. Кр.»).

Четыре британских контр-миноносца имели бой с немецкими у бельгийского побережья.
     Немцам удалось завладеть юго-восточной частью Маланкурского леса.
     Германские войска атаковали и захватили один из британских бомбометных постов во Франции, но он был тотчас же отбит у неприятеля.
     Болгарский полк в Лом-Паланке взбунтовался и перебил всех офицеров и начальника местной полиции.
     Для участия в конференции союзников прибыли в Париже королевич Александр, сербский и итальянский ген. Кадорна.
     Датский пароход «Davidson» был остановлен германским миноносцем, потребовавшим выдачу пассажира германского подданного.
     Восточнее Тверечь контр-атака противника на Великое Село отбита.
     К востоку от Годуцишки нашими войсками взята передовая линия окопов у Буцилишки.
     При взятии предмостного укрепления у с. Михальче нами захвачены 2 орудия.
     На Кавказе в приморском районе наши части после боя продвинулись в задном направлении.
     Г. Дума закончила рассмотрение сметы министерства внутренних дел и приняла ее.

Насаждение Немцами белорусинства.

«Краковский Час» сообщает, что в Вильне недавно начал выходить новая газета на белорусском наречии под заглавием «Новая Белорусская Виленская Часопис». Эта газета печатается однако не кириллицею, как например печаталась «Наша Нива» приснопамятного Уласова (Власова), а латинскими буквами. В статьях этой газеты проводилась мысль о том, что белорусская культура составляет только своеобразный оттенок латинско-польской культуры.
Вместе с тем Немцы разрешили в Гродно издание первой еврейской газеты под заглавием «Гроднаер Цейтунг», Характерно, что еврейской текст газеты допущен только условно с переводом на литературный немецкий или польский язык. Переводы печатаются параллельно с еврейским текстом.

Петроградский Листок

Урок на итальянской мандолине.

«Итальянское наступление на австрийцев идет весьма успешно». (Из газет)

- У меня, брат Вилли, не подается «итальянская музыка»!..

После сорока лет войны.

МИР ЭКРАНА.

В Москве увеличился ввоз картин из Англии и Италии. Так, за последние месяцы в Москву ввезено более 500,000 метров картин.

Под руководством режиссера г. Ивонина приступлено к съемкам большой картины «Тяжелый крест достался ей на долю».
Намечена к постановка картина „Железное кольцо”. Сценарий написан г. Шигулинским.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

B д. Большой Бор, Псковской губ., появился «знахарь», показывающий солдаткам в стакане воды их мужей. «Сеансы» свои «знахарь» производит при таинственной обстановке, ловко подсовывал под стакан с водой подходящую по описаниям солдатки, фотографическую карточку. Обманутые, но умиленные солдатки тащат знаменитому знахарю сбереженные рубли.

В окрестностях Пятигорска, Ессентуков и Железноводска развилась такая масса волков, что запоздавший обыватель положительно не рискнет пуститься в дорогу после захода солнца. Волки большими стаями безнаказанно появляются задолго до вечера по проезжим дорогам, нападают на овец и далее на крупный рогатый скот. Близ Железноводска волки растерзали несколько коров. Близ бойни в Пятигорске волки появляются днем, и заведующий бойнями приглашает охотников поохотиться на «серых помещиков».

Владивостокский житель Б. Ф. Сержант несколько месяцев тому назад получил печальное известие о том, что его сын Вячеслав, 18 лет, ушедший добровольцем в действующую армию, убит, а 17 февраля сын явился домой в 3-месячный отпуск с орденом св. Георгия за храбрость.

Американская идея.

Янки не стесняются преподносить нам первые опыты тех реформ и идей, которые они намерены ввести в жизнь старой Европы после войны.
Газеты Нью-Иорка знакомят нас с одной из таких чисто-американских «идей». Для того, чтобы сделать свои приемы блестящими и заставить говорить о них в газетах, американские миллиардеры не нашли ничего лучшего, как установить выдачу всем гостям платы, иногда довольно высокой. Чаще всего плата выдается в форме акций и других процентных бумаг, а иногда в форме ценных вещей. Недавно, например, страховой король Бронштейн устроил бал, на котором все приглашенные получили по билету, дающему им право заказать себе костюмы у самого лучшего портного Нью-Иорка. Чтобы затмить Бронштейна, другой «король» объявил в газетах, что все принявшие его приглашение будут сделаны акционерами нового завода по изготовлению военных снарядов. Газеты отмечают, что из 700 приглашенных не пришли только два человека.
Любопытнее всего, что американцы искренно убеждены, что эта «идея» привьется и в Европе, и что только скудость умственных способностей лишила нас возможности установить в европейских странах такие же порядки.

КРУПИНКИ.

Правительство Канады, a вслед за ним правительство Бразилии ассигновали большие средства на привлечение в качестве колонистов сербов и бельгийцев-беженцев, живущих теперь во Франции.

*      В Париже основано общество по организации летнего отдыха для журналистов и художников. В члены общества принимаются лица, могущие пригласить одного или нескольких представителей прессы или мира искусства по крайней мере на один месяц на полное содержание. До сих пор в общество записалось уже 400 членов.

С начала войны из Испании выехало во Францию более миллиона мужчин. Устроились они, главным образом, в Париже гарсонами кафе, шофферами и т.п.

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МАНИЯ.

Желая увековечить войну и имена ее героев, немцы не довольствуются постановкой им памятников: за последние месяцы они дают новорожденными младенцам такие столь же звучные, сколько и курьезные имена, как «Цеппелин», «Цеппелина», «Гинденбург», «Гинденбурга», «Белград», «Варшава», «Танненберг» и даже «Лонгви».
Обычай этот порожден не этой только войной. Еще в 1870—71 гг. немцы в патриотическом угаре давали своим младенцам имена, относящиеся к тем или иным историческим моментам: «Страсбург», «Вейсенберг» и т. п. Вероятно, в Германии жива и сейчас не одна дама с именем «Седания» или «Париза».
В 1813 г. двое близнецов, родившихся в день битвы под Лейпцнгом, были занесены в метрическую книгу под именами «Канония» (Kanone—пушка) и «Бомбардина». Одна из новорожденных девочек в Берлине получила наименование «Блюхперина-Викторина». <...>

НА РУССКО-ТУРЕЦКОМ ФРОНТЕ.

НА ПРИМОРСКОМ ФРОНТЕ НАШИ ЧАСТИ ПОСЛЕ БОЯ ПРОДВИНУЛИСЬ ЕЩЕ НА НСКОЛЬКО ВЕРСТ В ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Керманшах.

ТИФЛИС, 8,III. В официозном «Кавказе» напечатано следующее письмо священника отряда, взявшего Керманшах:
     «Перешли мы самые труднейшие перевалы и заняли Керманшах. Это была главная задача наша, а Бог помог. Ночь мы ночевали в замке мятежного хана, в деревне Сашион.
С утра, с 6-ти часов наши начали сбивать неприятеля с перевала. Двигаться можно было с несказанными трудностями. Ступишь и по пояс провалишься в снег, выдернешь ноги и опять провалишься. Вскоре со стороны противника полетели гранаты. В это время пошел снег мокрыми хлопьями. Подались опять вперед.
Чтобы отряхнуться от снега, который валил, засыпая все, я зашел в покинутую курдами и рабами влиятельного здесь крепостника-хана саклю. Среди рассыпанного зерна, шерсти, ваты и всякой рухляди бедняка-перса, ханского раба, я нашел огромный пустой горшок. Опрокинув его и положив Евангелие и святой крест, я отслужил первое за этот день богослужение—молебен.
До вечера билась ваша пехота. Нам ходить в атаку не пришлось. Ночевать мы так в остались прямо в снегу, не сходя с боевой линии.
Мы с врачом провели ночь около раненых. Ночью жe я двоих похоронил.
Утром дорога была уже открыта. Все части нашего отряда соединились и пошли на преследование бежавшего противника по узкой извилистой дорожке, подобной заячьей тропе. Мы с артиллерией и большим обозом не могли быстро преследовать мятежников.
По дороге срисовал памятную надпись Александра Великого на скале у большого источника. Высота скалы обозначена по-гречески и по-персидски.
У Керманшах навстречу вышло с музыкой все население, с муллами во главе».

Китай.

ПЕКИН, 8 (21), III. (Через Харбин). Сообщают следующие интересные подробности относительно отпадения провинции Квангон:
Стремясь к мирному исходу, Юаншикай в качестве исключительно доверенного лица с чрезвычайными полномочиями командировал для переговоров с южанами генерал-губернатора Кавангс, назначив его заместителем генерала Ченпинкинга, своего приближенного.
Генерал-губернатор, вместо выполнения возложенной на него миссии, вошел в соглашение с южанами, а его заместитель Ченпинкинг, под предлогом выступления против южан, получил накануне отпадения от правительства пушки и снаряды и миллион таэлей на расходы.
Когда южанам понадобилось послать подкрепления, провинция объявила себя независимой.
За подписью 21 выдающегося гражданина, в том числе известного ученого Лянчицао, была разослана циркулярная депеша, составленная по новому шифру, принятому правительством после отпадения Юннаня и Квейчжоу.
В депеше излагались ход событий и мотивы восстания. Характерно, что телеграф, несмотря на воспрещение, распространил депешу.
Во главе революции находится теперь цвет китайской интеллигенции и армии.

Нефтяные короли.

Записка бакинских нефтепромышленников.

БАКУ, 8,III. Совет съездов нефтепромышленников представляет Наместнику на Кавказе характерную записку.
«Короли» нефти указывают в записке. что фиксация нефтяных цен повлечет за собой сокращение добычи нефти, ибо колоссальный рост расходов по эксплуатации сделает добывание нефти убыточным.
Кроме этой скрытой угрозы, в записке содержатся одни лишь общие соображения о том, что экономическая политика в области нефти должна стремиться к возможному увеличению добычи жидкого топлива, и т.п.

Голос волжских пароходчиков.

НИЖНИЙ–НОВГОРОД, 8,III. Сегодня было созвано экстренное собрание биржевого общества, на котором заявлено, что после фиксации цен на нефтяное топливо нефтепромышленники не продают пароходчикам топлива на предстоящую навигацию.
Собрание постановило избрать депутацию к министру торговли, которому будет заявлено, что волжскому флоту на период навигации нужно 5 милл. пуд. нефти. При отсутствии гарантии в этом пароходчики не могут поручиться за правильное функционирование пароходов на Волге.
Для обеспечения судов командой собрание постановило просить министра путей сообщения издать обязательное постановление для всей Волги о том, что служащие и команда на судах не могут оставлять службу, не заявив о своем уходе за две недели.
На собрании заявлено, что добыча нефти в Баку, по официальным сведениям, в этом году несколько выше добычи 1915 г. за то же время.