10 мая (27 апреля) 1916 года

Вечерний Курьер (Москва)

Солдатские марки.

Из Парижа прислали нам любопытнейшую коллекцию.
   Это — марки, выпущенные в честь различных, наиболее отличившихся полков. Крохотные четырехугольники с рисунками чрезвычайно художественными.
Это — иллюстрации военной славы французов. На марках запечатлена не только эта война, но и предыдущие походы. Кирасиру в металлической каске с конским хвостом протягивает руку другой солдат, - в парике и в треуголке.
Кавалерист маршала Вобана; кирасиры являются преемниками этих кавалеристов.
Пехотинец в самой современной форме, - в стальном шлеме, предохраняющем от стрел, сбрасываемых с аэропланов. И рядом с ним, — мушкетер Людовика ХIII.
Национальные гвардейцы и наполеоновские гусары; кепи и беретки, украшенные перьями; гирлянды из арматур всех веков.
Вся военная история Франции оживает на этих марок. На одной из них — марка 20-го саперного полка, - две даты: Верден и... Бородино.
Помимо художественного и исторического интереса, солдатские марки имеют еще и довольно важное практическое значение, Франция решила использовать для войны присяжных любителей марочного спорта, записных «филателистов».
Не интереснее-ли, вместо значков почтовой оплаты с Сандвичевых или Гавайских островов, собирать эти полковые марки?
На них нет цены. Письма ими оплачивать нельзя. Они специально предназначены для альбомов.
Продаются целыми сериями, и не очень дешево. Но марочные спортсмены не останавливаются перед затратами.
Любителей марок во Франции так много, что солдатских марок не хватает. И теперь ими торгуют уже со значительной надбавкой против их номинальной цены. История, очень поучительная для нас. У нас даже дело с патриотическими марками не сумели, как следует, поставить...
Вы, быть может, улыбнетесь:
     — Какие пустяки! Разве теперь государству до мелочей?
Теперь мелочей нет. Все, что может принести хотя малейшую пользу, должно быть мобилизовано. Марки - так марки...
Еще одна французская мелочь. Уличные рекламы о займе. Там они были нарисованы первоклассными мастерами. Каждая такая реклама - истинное произведение искусства.
Печатание наших «двух-миллиардных» реклам вскочило казне в копеечку. Выброшенные деньги.
Французы не побоялись «мелочей». И продают любителям эти оттиски в сберегательных кассах. Продают их, как художественные издания: сто экземпляров каждого выпуска печатаются на голландской бумаге, десять — на японской.

Кравчий.

На эрзинджанском направлении Турки после упорных атак на наши позиции, понеся большие потери, прекратили наступление.
     На диарбекирском направлении наши войска сбили Турок с горного хребта, к югу от мушского района.
     На багдадском направлении противник отброшен далеко на запад; при преследовании захвачено одно горное орудие.
     Атаки неприятеля на французские позиции к западу от высоты «304» были вполне отражены.
     В английской палате общин принято предложение о перенесении гражданского времени на час вперёд.
     В Аргоннах Французы овладели двумя небольшими постами и заняли несколько воронок.
     Австралийские и новозеландские войска прибыли во Францию.
     В Дублине расстреляны еще 4 мятежника.
     Пароход «Cymric» потоплен германской подводной лодки в Атлантическом океане.
     Британские войска во Франции произвели успешное внезапное нападение на неприятельские траншеи к северу от Тиепвальского леса и забросали Немцев бомбами.
     Союзники произвели высадку в Макри и захватили склады пшеницы.
     Итальянские войска имели крупные столкновения на Мармелада, на Фальцарего и на Кукла.
     Греция приняла назначение итало-греческой комиссии для определения границ Северного Эпира.
     Греция заключила внутренний заем в 100 миллионов при участии национального банка.
     Венизелос почти единогласно избран депутатом от Митилены.
     Германский консул в Солуни и состав консульства, содержавшиеся в Тулоне, доставлены на швейцарскую границу.
     Американское правительство в ноте Германии заявляет, что не может допустить, чтобы новая политика подводной войны зависела от образа действий другого государства,.
     Четыре отложившиеся провинции Китая провозгласили президентом Цанчунсюаня.

Обстрел Евпатории.

Из авторитетных источников дополнительно к опубликованному вчера известию сообщают, что обстрел Евпатории крейсером «Бреслау» продолжался в течение получаса, причем крейсер, кроме города обстреливал также порт и стоявшие в порту парусники и один пароход.
Всего Германцами было выпущено от 50 до 60 снарядов.
Снарядами, попавшими в город, были легко повреждены некоторые здания, Осколками в городе был убит один человек и на судах — трое. Раненых в городе оказалось два и на судах — 9 человек.
Через 45 минут после своего появления, крейсер «Бреслау» поспешно скрылся в северо-западном направлении.

Иодовый завод в Томске.

К уже налаженным заводам для производства иода прибавляется еще один.
Мысль о добывании и выработке иода явилась и в Сибири. В управлении центрального аптекарского склада переселенческого ведомства в Томске вопрос об этом был подвергнут разработке и принял уже форму определенного проекта, получившего необходимую санкцию. Дело в настоящее время находится, по словам «С. Ж.», в таком положении. Завод для добывания иода из морских снег водорослей предположено соорудить во Владивостоке или около него. С этой целью туда выехал управляющий аптекарским складом переселенческого ведомства Н. П. Мельников.
Владивостокский иодовый завод будет приготовлять так-называемый, черный иод, а этот последний, как продукт, выдерживающий далекую, перевозку, будет доставляться в Томск и здесь подвергнется окончательной обработке. Для этой цели в Томске предположен к оборудованию особый завод, и в настоящее время подыскивается для этого завода необходимый участок земли.

Члены Государственной Думы в гор. Москве.

Депутаты Гос. Думы.
1)М.В.Челноков. 2)В.А.Маклаков. 3)+Ф.Н.Плевако. 4)Н.В.Тесленко. 5)И.Ф.Савельев. 6)А.А.Кизеветтер. 7)М.М.Новиков. 8)+М.Я.Герценштейн. 9)И.Д.Долгоруков. 10)Н.Н.Щепкин. 11) Ф.Ф.Кококшкин.

ПРОШЕЛ!..

(К проведению военного билля в Англии.)

карикатура первой мировой войны
Немец: - Строил, строил... Громоздил, громоздил... Ничего не вышло... Всетаки прошел!..

МИР ЭКРАНА.

А. Амфитеатров предоставил одной из московских кинематографических фирм право на инсценировку его произведений.
В первую очередь будут выпущены картины: «Рассвет святой Руси», «Закат героев», «Государь Великий Новгород» и «Виктория Павловна».

По сценарию Сергея Городецкого инсценируется картина «Проклятый камень».

Приступлено к постановке картины «Так ушел из мира первый свет любви».
Сценарий для этой картины написан 3. Баранцевичем.

По роману Ж. Онэ инсценирована картина «Жизнь за жизнь».
В съемках участвовали А. М. Коренева, В. В. Холодная, О. В. Рахманова, В. А. Полонский.

КРУПИНКИ.

Французские газеты сообщают, что с русскими войсками в Марселе высадился известный художник Сергей Соломко, которому поручено написать несколько картин из боевой жизни русской армии во Франции.

Один итальянский инженер изобрел аппарат для ослабления звука от артиллерийской стрельбы. Аппарат этот имеет форму и размер небольшой сливы и вкладывается в ухо. По словам газет, он уменьшает силу звука в 50 раз.

В датский парламент внесен законопроект о том, что отныне квартирная плата в городах может быть увеличиваема домовладельцами только с согласия городского управления. Ходатайства домовладельцев об увеличении наемной платы должны быть рассмотрены смешанной комиссией из двух домовладельцев и -двух квартиронанимателей, под председательством депутата от городского управления и утверждены муниципалитетом.

ДОМ, В КОТОРЫЙ НЕ СТУПАЛА НОГА ЖЕНЩИНЫ.

Дом, полов которого никогда не попирала нога женщины, находится в Калифорнии, в городе Оклэнде, по Брукдельскому проспекту, под №3753. Дом этот построен в 4 этажа, и из нижних окон его торчат пушечные жерла, отпугивающие тех представительниц прекрасного пола, у которых является поползновение подойти к этому, дому. Имя владельца этого дома — Э.А. Нюгрен. Он неисправимый и убежденный старый холостяк.
Разумеется, газетные репортеры не оставляют чудака своими посещениями. Он согласен, что занимать одному целый дом — дороговато, но жениться?.. Ни за что!
Читает он все больше Фихте и Декарта: - Они такие точно эгоиста, как я.
По словам репортеров, пушки много безобиднее своей грозной внешности. В их жерлах давно уже вьют гнезда мелкие пташки, и старый чудак с удовольствием слушает их щебетанье. Его сердце закрыто только для женщин.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В сел. Ополи, Сенак. у., местный фельдшер подстрелил птицу величиной с индюка. Клюв у птицы длинный, крылья белые. На одной ножке птицы был металлический браслет с надписью латинским алфавитом «Ар мутет-ле-комитет № 13—62». Породу подстреленной птицы пока не могли выяснять.

Во Владивостоке арестован аферист, долго разыгрывавший роль князя. Князь разъезжал по городу в военном мундире и успешно пользовался кредитом под свой титул. На князя, обратил внимание комендант города и потребовал документы, которых у него не оказалось. Князя переселили в тюрьму, где была выяснена и его личность. Аферист оказался Д. Богомоловым, бывшим кладовщиком одного из местных магазинов.

По словам китайских коммерсантов, за прошлую зиму из северной Манчжурии на юг вывезено гужом до 10 000 пудов старой медной монеты, скупленной в деревнях и, главное, в Цицикаре. Монета скупалась как лом по цене от двух до трёх долларов за пуд. Японцы платят в Дайрене по 6 долларов за пуд.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

(Карта 10 верст в дюйме).

ГЕРМАНЦЫ ОТКРЫВАЛИ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОГОНЬ ПО ИКСКЮЛЬСКОМУ ПРЕДМОСТНОМУ УКРЕПЛЕНИЮ.
НА ДВИНЕ, ВЫШЕ ЯКОБШТАДТА, НАША АРТИЛЛЕРИЯ УДАЧНО РАЗГОНЯЛА ПАРТИИ РАБОЧИХ НЕПРИЯТЕЛЯ.

РИГА, 26, IV. Немцы по всему рижскому фронту поддерживают усиленный артиллерийский огонь. Особенно сильному обстрелу подвергаются крайние фланги — икскюльское предмостное укрепление и город Шлок.
Почти ежедневно над позициями и над Ригой летают германские самолеты, залетающие иногда глубоко в тыл.
В общем наблюдается картина оживления, свидетельствующая о том, что мы накануне событий.

В Вильне.

СТОКГОЛЬМ, 26, IV-9, V. Из Берлина сообщают:
     В Вильне произошел большой пожар. Сгорели 12 домов и часть тюремного здания.

Прикованные пулеметчики.

Московский городской голова М.М.Челноков получил из достоверные сведения о том, что германцы на протяжении всего нашего фронта приковывают пулеметчиков к пулеметам цепями. Пулеметчики эти оставляются германцами у первой линии проволочных заграждений.
Практика показала, что пулеметчики, даже с железными нервами, не выдерживают зрелища идущей в атаку роты или батальона и в известный момент срываются с места и бегут назад к своим. Конечно, уйти живыми им не удается. И, будто бы, сами пулеметчики, желая побороть припадок ужаса, обратились к верховному командованию германской армии с просьбою ввести такое правило, что-бы все пулеметчики у передовых проволочных заграждений были прикованы к пулеметам.

Кинематограф на фронте.

ПЕТРОГРАД, 26, IV. Нa-днях на наш западный фронт отбыли английские офицеры, которые будут показывать русским армиям в ближайшем тылу серию лент, иллюстрирующих военные английские приготовления в армии и флоте, мобилизацию промышленности и проч. Кинематографические ленты, взятые ими с собой, были недавно присланы в Россию великобританским правительством и были просмотрены Его Императорским Величеством Государем Императором в Царском Селе и в ставке и демонстрировались для публики в Петрограде.

Чествование памяти Шекспира.

Сегодня в Петрограде по поводу 300 годовщины со дня смерти Шекспира. Литературный фонд устроил торжественное заседание в зале Тенишевского училища.
   С докладами выступили: проф. С. А. Венгеров, Ф. Д. Батюшков, К. Ф. Тиандер, С. К. Боянус и А. Г. Корнфельд. По предложению Ф. Д. Батюшкова, собранием через английсикато посла британскому народу послано следующее приветствие:
     «300 лет прошло, как отзвучала дивная песнь «Лебедя с Эвоны», но мир полон и поныне ее чарующих звуков. Сбылось пророчество Н. Джонсона: для вечности жил и творил Шекспир, и его создания носят отпечаток сверх-земной красоты. Только великий народа мог стать колыбелью одного из величайших художественных гениев человечества. Идеи Шекспира внушают, прежде всего, веру в человеческое достоинство, торжество правды, в абсолютные критерии добра и гуманности. Победа этих идей да будет знаменем победы британского, народа, с которым мы теперь вместе боремся за общее дело: свободы, братства и равенства народов!
   Привет великой Англии от лица собравшихся в память великого и бессмертного Шекспира. Просим принять и передать наши братские чувства британскому народу».