30 (17) июня 1916 года

Вечерний Курьер (Москва)

Земский химический завод в Америке.

Американская комиссия земского союза оборудовала в Нью-Иорке химический завод для изготовления салицилового натра.
Завод уже функционирует, и на-днях в Москву доставлены первые образцы 'салицилового натра, изготовляемого заводом. Образцы найдены превосходными.

Душевная драма артиста.

В поезде, следовавшем со станции Кавказской, отравился артист К. К. Панин, принявший большую дозу цианистого кали. При самоубийце найдена записка следующего содержания:
     «Опостылела жизнь, надоела борьба. Умирает искусство, которому служил, мелькают служители сцены. Уже почти нет тех, которые служили искусству. Появились торгаши-миниатюрщики, обратившие театр в лавочку. Теперь для того, чтобы служить на сцене, надо или не уважать себя, своей души и, презирая театр, сделаться шутом на потеху пустоголовой толпе, или плюнуть жизни в глаза. Я долго болел душой, искал забвения. Думал найти счастье помимо сцены, в семье, но там оказалась ложь и гадость. Последнее средство, в которое я верил, в котором думал найти смысл жизни, — любовь — я потерял. Разбилась арфа, порвались певшие струны, что манили и звали своими чудными звуками к жизни, к любви. Прошел мираж. Нет больше в заплеванной душе иного желания, кроме смерти. Да, я плюну в лицо ненавистной жизни!      Вера прости! Не забудь диких цветов на могилу. К. Панин».

Экран.

В большом лондонском кинематографе, во время демонстрирования картины «Духом и телом», кем-то был пущен слух, что фильма — германского производства.
Публика избрала троих представителей, отправившихся в будку техника и проверивших неосновательность подозрений. Эта история вызвала большое внимание к картине, которая сейчас идет во всех лондонских электротеатрах при переполненных сборах.

Картинки подмосковной жизни.

Подольск.

Могилки у виселицы.

Вниманию городского старосты почтенного г. Гуликова: было уже несколько случаев, обошедшихся благополучно только по воле Провндения; — в неогражденные ничем глубокие рвы для водопроводных труб то и дело попадают дети — днем, а по ночам и взрослые, так как голые столбы, хотя бы их были и тысячи, к сожалению, света не дают. Канавами изрыты почти все улицы и переулки.
Строители акведука ошибаются, если полагают, что могильные холмики, возвышающиеся вдоль рвов, защищают от несчастных случаев. Предлагаю городскому инженеру или подрядчику перейти с улицы на тротуар и обратно', не свернув шеи, — в дождливый день, когда размякшая глина невольно вызывает «скольжение на крыло», и в сухую погоду, когда под ногами не золотые россыпи.

Филантропия.

Из благотворительных Учреждений на первое место следует поставить «земское участковое попечительство о бедных». Немногочисленная в Подольске интеллигенция дает наиболее энергичных сотрудников попечительству, которое одно только и сделало все возможное для беженцев, занесенных волною в Подольск.
Богадельня при кладбищенской церкви и «Попечительное общество по призрению и приюту лиц, не имеющих крова и пропитания» влачат существование жалкое.
Последнее, чтобы раскачать местных толстосумов (нужны гром и молния, и канонада немецких 42-сантииметровых «Берт», чтобы расшевелить их), выпустило оригинальное воззвание, могущее служить классическим образцом провинциальной элоквенции.
     «Будущие кандидаты старики и старухи» — говорится в воззвании, — «мы Подольские граждане совершенно позабыли свой святой долг». — «Давайте, Граждане, помогать, пока руки наши теплы»...—
Увы! у купцов руки очень нагреты, но 3-рублевый годичный взнос (членский) для них «непосилен».
«А вы, Подольские Граждане, также немы, как нем глас вопиющего в пустыне»...
Председатель А. Молчанов. Казначей А. Петров (зингеровский мастер). Член правления Н. Зубков. «Добрые люди города Подольска» не оценили красноречия поименованных филантропов. И приют хиреет и хиреет.

Домовладельцы и евреи.

В Подольске за последнее время поселилось много евреев. Для домовладельцев — «ложь во спасенье». Фантастические надбавки на квартирные цены, лихорадочная спекуляция по продаже и покупке домов (вместо тысячи — три; вместо двух — пять тысяч), — все объясняется нашествием гонимого племени. Смрад черносотенства уже отравляет воздух. Поощряемые свыше, домовладельцы «и в ус себе не дуют». От штрафов и тюрьмы они гарантированы, — ибо «во всем виноват еврей». Самодовольно похлопывают себя по животам я Усановы, и Волковы, и Майоровы, и прочие не гильдейские поклонники тезиса «не обманешь — не продашь»

Войска генерала Лечицкого нанесли неприятелю сильный удар между реками Днестром и Прутом, взяв три линии окопов.
     Взято за день пленных 221 офицер и 10.285 нижних чинов, много пулеметов и четырехорудийная тяжелая батарея. Число пленных достигает, считая офицеров, 205.000.
     Наступление Немцев северо-восточнее Крево отбито.
     На багдадском направлении наступление больших неприятельских сил в районе Керинда остановлено нашим артиллерийским огнем.
     В Шампани около Тагюра Французы внезапным нападением очистили от противника траншеи первой линии.
     В Галаце вследствие германофильской агитации произошли беспорядки.
     Австрийские солдаты и офицеры переходят границу Румынии и сдаются местным властям.
     Французские войска на правом берегу Мааса несколько продвинулись вперед, к северу от высоты «32 » и полевого укрепления Тиомона.
     Итальянцы между Позиной и Астико захватили неприятельские позиции на горе Гаймондо.
     На плоскогорье Азиаго Итальянцы заняли южные склоны долины Асса.
     Прервано телеграфное сообщение между Грецией и Турцией через Болгарию.
     Австрийские власти арестовали жену Д. Г. Янчевецкого и заключили ее в тюрьму.
     Итальянский министр-президент Бозелли сделал заявления о программе кабинета.
     Состоялось заключение английского и французского займов в норвежских банках.
     Либкнехт приговорен к двум с половиной годам каторжной тюрьмы за попытку к государственной измене.
     Нидерландская палата депутатов: приняла законопроект о чрезвычайном трехлетнем налоге па оборону.
     Генерал-губернатором Канады назначен герцог Девонширский.
     В заседании Г. Думы обсуждались военно-морские кредиты и законопроекты об укреплении трезвости и реквизированных землях германских и австрийских подданных.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

Вчера, 15 июня, после артилерийской подготовки войска генерала Лечицкаго, несмотря на отчаянное сопротивление неприятеля, нанесли ему сильный удар в районе между реками Днестром и Прутом, взяв три линии окопов.
Упорные бои произошли на фронте р. Чертовец (приток Днестра) и реки Чернява(приток Прута), а также в районе города Кутты. Лихими, совместными действиями всех родов оружия неприятелю здесь вновь нанесен тяжелый урон.
До 7 час. вечера вчерашнего дня зарегистрировано взятых за день пленных 221 офицер и 10.285 нижних чинов. Взято много пулеметов. Одним из испытанных полков захвачена целиком четырехорудийная тяжелая батарея с полной запряжкой.
Этот успех доводит общее число пленных австро-германской армии, взятых в боях с 22 мая и до начала нынешней операции, до 205.000 человек, считая в том числе и офицеров.
На остальном буковинском галицийском фронте наших войск во многих местах оживленная артиллерийская перестрелка.
На Волыни в районе дер. Линевки (на р. Стоходе) упорный бой продолжается.
На фронте р. Двины неприятельская артиллерия развивала огонь по Икскюльскому предмостному укреплению, на фронте якобштадтского района и по району Ливенгофа.
На рассвете 15 июня Немцы после артиллерийского обстрела наших окопов в районе деревень Саковиче, Сельце и Богушинского леса (северо-восточнее Крево) перешли в наступление, отбитое нашим ружейным и пулеметным огнем.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

На эрзинджанском направлении Турки пытались наступать ночью, но были отбиты огнем.
На багдадском направлении с полудня Турки повели наступление большими силами против наших позиций в районе Керинда, но были остановлены нашим артиллерийским огнем.

Примечание. В бою северо-западнее Пулкарна (на фронте рижских позиций) особенно отличилась рота славных сибирцев. Неприятельская артиллерия и минометы разрушили окопы и проволочные заграждения этой роты. Однако, уцелевшие защитники, под командой прапорщика Обертынского, не покинули своих мест, и штыками отбили атаки неприятеля до прихода поддержки. В этом бою рота потеряла двух офицеров и около половины нижних чинов убитыми. Той же роты прапорщик Солодовников был ранен. Руководивший боем полковник Иванов-Мужжиев был контужен, но остался в строю.

Побеги военнопленных.

По словам «Сиб. Ж.», из числа пленных, размещаемых по селам Бийского уезда для полевых работ, чуть ли не ежедневно то в одном, то в другом селе отмечают попытки к побегу, большею частью безрезультатные, так как, пройдя одно-два селения, беглецы задерживаются жителями. Все пленные намереваются пробраться в Монголию. На днях из села Марушинского сбежало двое пленных. Задержаны они были в с. Карабинке и доставлены в Бийск, где выяснилось, что оба не нижние чины, а офицеры и попали в Бийск с партией пленных нижних чинов, поменявшись костюмами с пленными, приносившими им пищу в Красноярске. Они изъявили желание ехать на полевые работы, назвались фамилиями нижних чинов и бежали.

Немецкая меланхолия.

- Год тому назад газетные сообщения были лучше.
- Да.., мы как раз взяли в тот момент Кале, Париж и Москву.

Побеги военнопленных.

Ночью 13 июня со ст. Гостинополье, Северных ж. дор., бежала с работ по постройке линии Гостинополье—Чудово трое военнопленных австрийцев: Ромак, 33 лет, Турку, 32 лет, и Торзиль, 33 лет.
     — Со ст. Орехово, М.-Нижегородской ж. д. скрылся с работ военнопленный немец Шкаферре, 42 лет. Немец говорит хорошо по-русски, одет в штатское платье.
     — Во время следования поезда №3 М.-К.-Воронежской ж. дор. близ Москвы бежал с поезда военнопленный австриец Внеславский.

Задержанные беглецы

В Бийск доставлены задержанные в селе Улалинском трое военнопленных офицеров-австрийцев, бежавших еще 21 апреля из Красноярска: обер-лейтенант, лейтенант и прапорщик. Один из них был задержан в самом селе, а остальные под мостом через речку в селе. По рассказам задержанных, они пробирались в Монголию, чтобы оттуда попасть в Китай. Путь этот вверх по Катуни они избрали по рассказам об Алтае в Красноярске. При них найдены карта Алтая, компасы, записные книжки и 186 рублей денег.

Короли доллара.

Согласно опубликованному недавно годовому отчету налоговой комиссии Соединенных Штатов, за истекший отчетный год 60 американцев уплатили налог с доходов в 1 миллион и выше, 114 лиц имели дохода от 500,000 до 1 миллиона долларов, а число лиц, получающих «ничтожные» доходы —- от 100,000 до 500,000 долларов, поднялось до 2,174. В одном Нью-Иорке насчитывается 102 лица с доходом не менее 500,000 долларов.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Киеве задержан опасный преступник, квартирный вор и грабитель Горовой. Горовой недавно бежал из арестантских рот и, воспользовавшись военным временем, надел форму офицера и стал безнаказанно оперировать в разных концах города, совершая свои темные дела. Полиция более шести раз арестовывала самозванца, но каждый раз Горовому удавалось бежать.

В Красноярске отравился сосисками 6-летний мальчик. Мальчик в страшных мучениях в тот же день умер. Владелец колбасной, в которой были куплены сосиски, привлекается к уголовной ответственности.

В ленском золотопромышленном районе по р. Витиму до Бодайбо и выше сильно развито спиртокурение. Гонят спирт из хлеба и изюма. Несмотря на бесчисленное количество составленных протоколов; спирт на приисках не уменьшается и стоимость его колеблется от 10 до 15 руб. бутылка. Таким образом, как говорят «знающие люди», спиртогоны получают от 100 до 200 руб. чистой прибыли на ведро спирта.

„Борис Годунов” на лондонской сцене.

ЛОНДОН, 16 (29),VI. Первое представление в Лондоне оперы Мусоргского «Борис Годунов», данной на французском языке оперным товариществом Бичаниса, по общему отзыву критиков, прошло с большим успехом, хотя по сравнению с блестящей постановкой и исполнением той же самой оперы русской оперной труппой в Лондоне задачи артистов товарищества Бичаниса представляются особенно трудными.

Трудовая Копейка (Москва)

Полезные совѣты.

(Ответы на вопросы читателей «Трудовой Копейки»).

Быстрову. Вступать в брак нижним чинам, состоящим на службе, в данное время, не разрешается.

Егорину. Всюду и везде переполнено и поступить трудно и бесцельно. На всякий случай попробуйте сами.

Вл. Майстрах.