19 (06) сентября 1916 года

Вечерний Курьер (Москва)

Члены Государственной Думы в Фергане.

Члены Государственной Думы гг. Керенский и Тевкелев посетили 26 августа Коканд, где собирали материалы в связи с набором инородцев на тыловые работы. Из Коканда в тот же день они выехали обратно в Ташкент.
Во время двухдневного пребывания членов Государственной Думы в Андижане, их посетили многочисленные представители русского, сартского и татарского общества. По приблизительному подсчету, депутаты опросили за это короткое время около ста человек всех представленных в Андижане национальностей и различных общественных положений и состояний.
Опросы, как передает «Турк. Гол.», дали богатый материал, отчасти изложенный в форме жалоб, петиций, заявлений и т. д. и большей частью записанный со слов местных жителей самими депутатами и их секретарями.
Часть материалов, имеющих наиболее неотложное значение, будет сообщена прокурору ташкентской судебной палаты, а сведения, относящиеся к вопросам более сложным, будут использованы с трибуны Государственной Думы, а также в думской бюджетной комиссии.

Кама (Сарапул)

Женщины-псаломщики.

Канцелярией св. синода разослано во все епархии следующее постановление:
синод, принимая во внимание исключительность обстоятельств вызывающих затруднения при замещении псаломщических мест правоспособными кандидатами, а также имея в виду необходимость устранения для церковных причтов препятствий к распределению обязанностей для совершения в надлежащем порядке богослужений и треб, постановил: предоставить преосвященным допустить к временному исполнению псаломщических обязанностей учителей церковно-приходских школ и тех из учеников старшего возраста, которые будут признаны способным под руководством учащих и членов причтов, исполнять означенные обязанности, а равно лиц, бывших в рядах армий и освобожденных по состоянию здоровья от прохождения военной службы.
При отсутствии всех указанных лиц преосвященным предоставляется право допускать лиц женского пола, которые по образованию и по проходимой ими службе могли бы быть признаны способными к отправлению обязанностей псаломщиков при богослужении и в церкви с установленными для лиц женского пола каноническими ограничениями. Кроме того синодом разрешается допускать женщин и к делопроизводству, но только без прав подписания и скрепления должностных документов.

Ее Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна с августейшими дочерьми 5 сего сентября изволила возвратить из Царской Ставки в Царское Село.

Подписал временно управляющий министерством Императорского двора, обер-егермейстер граф Нирод.

Попытка Турок наступать в районе села Адиса были отражены огнем.
     В районе Бережан и Галича начались упорнейшие бои, инициатива которых при надлежит нам.
     Британские войска к югу от Аккра продвинулись вперед на 1—2 мили по фронту в 6 миль.
     Французские войска после атаки заняли целиком деревни Вермандовиллер и Берни.
     В долине Суганы Итальянцы нанесли большие потери неприятелю и отбросили его на правый берег Бренты, отбив три последовательных атаки.
     Итальянцы заняли Патрас.
     Армия Бояджиева отступает в полном беспорядке.
     Захворал второй сын английского короля принц Альберт.
     Членом Г. Совета от вологодского земства избран H. Н. Зубов.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

Военнопленные в Архангельской губ.

Председатель кемского местного комитета Красного Креста г. Ульяновский прислал в главное управление отчет о жизни военнопленных. Живут там военнопленные в деревянных бараках. Суточное довольствие их состоит из черного и белого хлеба, до 2½ фун. мяса, ¼ ф. крупы, чая и 6 зол сахара в день. Иногда военнопленные получают капусту и картофель, Пищу военнопленные готовят сами по своему усмотрению. Всем оказывается бесплатная медицинская помощь.

Хроника провинции.

При одесском отделении технического общества была открыта школа гигиенической обуви. На днях окончили школу 20 лиц, преимущественно студентов и курсисток, изучивших сапожное ремесло. Некоторые из окончивших курс приглашены инструкторами в учебные мастерские обществ защиты женщин, приюта Гладкова и др.

Штаб полка за обедом.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утра»).

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

Состоявшимся на-днях определением тамбовского окружного суда постановлено через публикации произвести розыск бывшего земского начальника 1-го участка Кирсановского уезда Михаила Викторовича Тарновского, о котором в суде имеется дело по обвинению его в растрате денежных сумм, вверенных ему в бытность земским начальником.

Благовещенский таможенный пост 13 июля перехватил большую партию контрабандного спирта. Штраф исчисляется в 10,400 руб. Арестованы только два китайца-контрабандиста.

У одного из заозерских крестьян ростовского уезда работает пленный австриец; сын этого крестьянина находится в австрийском плену и, как выяснилось из переписки, работает у родителей пленного австрийца.

Вслед зa Швейцарией и Данией на помощь больным военнопленным решила выступить и Норвегия. Начальник норвежского военно-санитарного ведомства полковник Доэ командирован в Швейцарию для изучения постановки интернирования больных военнопленных, в чем Швейцария имеет уже значительный опыт.

7 мая этого года несколько немцев в Сан-Францнско, находясь в праздничном настроении, решили послать приветствие кронпринцу. На открытке, адресованной в Верден, они написали: «Продолжай, Вильгельм! Мы всегда с тобой». Кронпринц, однако, не получил этого послания, ибо через некоторое время открытка вернулась обратно со со следующей пометкой верденского бургомистра: «Адресат еще не прибыл в Верден».

Многочисленная депутация табаководов штата Кентукки посетила недавно президента Вильсона и ходатайствовала о предоставлении льгот по экспорту табачных изделий в европейские страны. При нынешних условиях, у них лежит без сбыта около 50.000,000 килограммов табаку.

карикатура первой мировой
Марс: - Немецких векселей не принимаю, так как у вас, господа, на «текущем счету» ничего, кроме поражений, не имеется!

Обувь из собачьей кожи.

В Ростове группа лиц приступила к выделке дешевой обуви из кожи бродячих собак. -
Курьезное на первый взгляд новшество имеет некоторые реальные результаты. Предприниматели надеются на успех и верят, что обувь из собачьей кожи получит широкое распространение, особенно среди малоимущего населения.
В настоящее время несколько сот собачьих кож находятся в так называемых «бродильных» чанах на одном из местных кожевенных заводов. Кожа подвергается специальной обработке. Обработка каждой кожи обойдется приблизительно около двух рублей.
По приблизительному расчету из каждого куска кожи выйдет пять- шесть «заготовок». Предполагается, что для удешевления кожи она будет натурального желтого цвета.
Единственное препятствие дли изготовления дешевой обуви — отсутствие кожи для подметок. Но и здесь найден выход, - подметки будут изготовляться из лошадиной кожи, которая также находится в обработке.
Если опыты дадут реальные результаты, бедное городское население получит дешевую и прочную обувь.

«Зубодер».

В Ярославле отсутствие в продаже сахара и сахарного песка вынуждает потребителей покупать для чая конфеты и особенно один их вид, так называемых «монпансье». Цена на конфеты возросла до чудовищных размеров. Так, монпансье до войны продавалось 30 — 35 к., теперь продается по 1 р. 20 к. фунт. Но и то, что продается под этим названием, лишь соответствует прежнему продукту формой и названием, но не качеством.
Продается монпансье, приготовленное на патоке, безвкусное и не сладкое.
Монпансье так склеивает зубы, что приходится употреблять большие усилия, чтобы разжать их. При слабых зубах монпансье это играет роль щипцов, которыми вытаскивают зубы, а здоровые зубы в скором времени расшатывает.
Эти свойства продукта, заменяющего сахар, повели к народному его названию:
     — «Зубодер».
За фунтик этого «зубодера» приходится платить столько же, сколько обычно платится за 6 фун. сахара.

РУССКИЙ ФРОНТ

От штаба Верховного Главнокомандующего.

НИЧЕГО СУЩЕСТВЕННАГО НЕ ПРОИЗОШЛО.

ОДЕССА, 5, IX. По сведениям из авторитетных источников, в южной части юго-западного фронта достигнута новая крупная победа.
Блестящая атака наших войск увенчалась успехам,
Захвачены тысячи пленных; в числе их более 3,000 германской гвардии. Взято много пулеметов и орудий.
КИЕВ, 5, IX. Прибыл эшелон из 200 австрийских, германских и турецких пленных офицеров, в том числе 2 полковника.
Среди турецких офицеров есть лица, жившие долгое время в Одессе и Киеве в качестве владельцев булочных; многие из них не проходили специальных курсов, а произведены в офицеры за незначительные заслуги и даже без заслуг, вследствие острого недостатка офицеров в армии. Германские и австрийские офицеры относятся к турецким коллегам свысока. Турецкие офицеры передают, что часто приходилось спасать свои роты путем неисполнения приказания германских военачальников, посылавших турок на верную гибель. На этой почве часто возникали трения между турецким и германским штабами, в результате чего власть германских офицеров над турецкими частями, действующими в Буковине и Галиции, значительно ограничена.
Вместе с офицерами доставлены австрийские военные чиновники и военные врачи. (ПА).

По следам генерала Корнилова.

В издающейся в Загребе хорватской газете «Hrvatska Riec» от 17-го августа (по нов. ст.) напечатано:
     «Императорское и королевское военное управление в Загребе объявляет следующее:
     Русский генерал - лейтенант Лавр Корнетов и его денщик Франц Мренак бежали из плена.
Двое подозрительных русских прошли 13-го августа, между 8 и 9-ю часами утра, через волость Сырач (уезд Даровар, Славония) и продолжали путь в направлении Драговичей или Буча. Оба они одеты в русскую солдатскую форму. Каждый заметивший этих лиц должен немедленно сообщить военному управлению в Загребе. Оба должны быть пойманы.
Награда за поимку определена в 1,000 крон».

Трудовая Копейка (Москва)

Жизнь деревни.

Ходатайство о спасении «русской нации».

«Казанский Телеграф» получил с просьбою передать в надлежащую инстанцию, прошение такого содержания.
   «В запретное управление винного употребления. Прошение.
     Так что будучи приучены к развратному и многократному употреблению винной монополии, просим возвратного разрешения, ибо, вследствие оного запрещения прибегли к медицинской недозволенной суррогате: ходеколону, политуре и денатурате, вследствие чего - уничтожается русская нация, не говоря, что хворат, глохнет, слепнет, но и прекращает жизненное отравление, отчего покорнейше просим возврата очищенной либо монопольки.

Через 13 лет.

Редакции, «Симб.» доставлен чрезвычайно любопытный документ.
Это конверт письма на имя симбирского «учителя Александра Андреевича Спиридонова», умершего три или четыре года назад.
Почтовый штемпель свидетельствует, что письмо г. Спиридонову отправлено из Казани, 4 октября 1903 года и доставлено в симбирское «классное городское училище» (прежний адрес Спиридонова) 22 августа 1916 года, со штемпелем симбирской почтово-телеграфной конторы от 21 августа текущего года.
Письмо от Казани до Симбирска шло, судя по почтовым отметкам, ровно 155 месяцев!
И не затерялось.
Судя по одному штемпелю, письмо для г. Спиридонова было в Симбирске 7 октября 1903 г., адресат был в то время еще жив, но не было почему-то ему доставлено. Зато после смерти оно все-таки вручено по адресу покойного.
По пословице — лучше поздно, чем никогда.

Андрей Братин.