09 октября (26 сентября) 1916 года

Вечерний Курьер (Москва)

Вечер журналистов.

Вчерашний вечер «общества» дался на славу.
Публика, совершенно заполнившая зал литературно-художественного кружка, с напряженным вниманием выслушала графа Илью Л. Толстого, открывшего программу рассказом, посвященным памяти Л. Н. Толстого.
     —- Всем известна легенда о магической «зеленой палочке»; зарытой в детстве Львом Николаевичем вместе с братом Николенькой в землю.
На этой канве граф И. Л. построил очень интересную фантазию.
     — Л. Н. на всю жизнь сохранил при себе магическую «зеленую палочку», на которой написано таинственное слово. Это слово несло добру...
Рассказ произвел большое впечатление. Много пел артист г. Богуцкий. Хорошо играл скрипач И. М. Беренблюм. Артистка Большой оперы Е. А. Степанова прекрасно пропела арию из оп. «Лакмэ».
Центром программы были танцы Е. В. Гельцер, которая при участии Л.А.Жукова исполнила «польскую мазурку» и вакханалию Глазунова и соло вариации Гавота Гассека.
Граф А. Н. Толстой прочел рассказ «Рожь», а польский писатель Тадеуш Мицинский-—отрывок из драмы «Византия».

Гласный думы – спекулянт.

Гласный омского городской думы, член городской продовольственной комиссии и член биржевого общества М.А.Мухачев, как сообщает «Омский Тел.», по постановлению губернатора за сокрытие сахара подвергнут в административном порядке тюремному заключению на три месяца, без замены штрафом. Мухачев в настоящее врем я находится во Владивостоке и администрацией телеграфно приглашен отбыть срок наложенного взыскания, в противном случае последует распоряжение доставить его в Омск этапным порядком. Реквизированный сахар передан в распоряжение городской управы для распределеия среди населения по карточной системе.

Московская Копейка

Обыски на границах.

Все приезжающие из-за границы рассказывают о чрезвычайно строгом обыске, которому они подвергаются на границе.
Особенно осторожны в этом отношении англичане и, нужно отдать им справедливость, совершенно основательно. Сплошь и рядом они не ограничиваются одним раздеванием пассажиров догола.
Недавно в Нью-Кэстле прибыл из Бергена пароход с тремя весьма подозрительными пассажирами: двумя дамами и одним господином.
Обыск не дал ничего и тогда англичане решили прибегнуть к крайнему средству: подозрительным пассажирам поставили... клизму.
Что же оказывается? Одна пассажирка везла в желудке собственноручное письмо германского посланника в Стокгольме...
Дамы часть обижаются, когда у них роются в волосах, но был целый ряд случаев провоза ими под маленьким, едва заметным париком, разных документов, прокламаций, нелегальных брошюрок и т. д.

Отчего нет сахару?

==== По полученным в Киеве сведениям, особое совещание по продовольствию сообщило министерству путей сообщения о том, что на посту 160 версты линии Одесса—Бахмач, Юго-Западных железных дорог, лежит более 1 миллиона пудов свеклы, заготовлено Маловисковским свеклосахарным заводом для своих нужд. Несмотря на настоятельные просьбы, вагоны для погрузки этой свеклы не подаются и она начинает портиться.

Принятый Государыней Императрицей Александрой Феодоровной, митрополит Питирим и синодальный обер-прокурор H. П. Раев поднесли Ее Величеству благословенную грамоту.
     На огнотском направлении отбито наступление турецких частей.
     К северу от Соммы франко-британские войска вынесли свои линии на ,1,200 метров к северо-востоку от Морваля.
     Германская подводная лодка «U 53» прибыла в Нью-Иорк.
     В Германии железнодорожные служащие заменяются женщинами и призываются в армию. (С. т.).
     Итальянские войска взяли приступом вершину горы Буза-Альта.
     Английские гидропланы совершили несколько налетов на болгарские берега, обстреляли главную квартиру 10-й болгарской армии, неприятельские транспорты и колонны войск.
     Представители парламентских групп в Вене вынесли резолюцию о желательности созыва делегаций.
     Черногорское правительство будет иметь пребывание в Нейли-на-Сене.
     Китайское правительство подписало с американскими капиталистами соглашение о займе на сумму 100 мил. долларов.

ВНѢШНIЯ ИЗВѢСТIЯ

В Англии введена военная цензура папиросных и табачных коробок и пакетов, а равно вкладываемых в эти пакеты к коробки печатных произведений.

Известный английский писателе Редиард Киплинг в настоящее время находится на итальянском фронте. Недавно он представлялся королю Виктору Эммануилу.

Военный обозреватель «Vossisclio Zeitung» говорит, что французская и английская артиллерии «злоупотребляют» ядовитыми газами и не довольствуются только «исключительными обстоятельствами», а буквально засыпают Немцев, снарядами с ядовитыми газами, противостоять коим нет возможности, невзирая на все мужество германской армии.

В Англии собрано 4 миллиона фунт, стерлингов для того, чтобы дать возможность женам пленных Англичан, водворенных ныне в Швейцарии, навестить своих мужей.

По сведениям из Лозанны, у Романсхорна в Германии на Констанцком озере производились испытания нового сверх-цепелина, с четырьмя гондолами и длиною в 790 английских футов.

«Hamburger Nachrichten» печатают воспоминания капитана Ауста, бывшего вторым офицером на погибшем германском крейсере «Карлсруэ». Ауст рассказывает, что крейсер 4 ноября 1914 г. в Атлантическом океане подвергся минному нападению по всей вероятности подводной лодки. Крейсер раскололся и затонул с большею частью команды и капитаном. Сопровождавшие крейсер два угольщика «Indrani» и «Kio Negro» спасли часть команды крейсера. «Indrani» после этого 4 декабря достиг берегов Норвегии, а «Kio Negro» с Аустом удалось пристать к берегам Германии.

В «Lokal Anzeiger» напечатана беседа Карла фон Виганда с Баллиным. Последний сказал, что Германцы готовы вести какую угодно продолжительную войну. «В последнее время наши враги праздновали победу, но эта победа не даст им решающего успеха. Вопрос в том, кто может дольше выдержать тяготы войны. Я убежден, что мы выдержим, — прибавил Баллин. Все слухи об исчерпании наших резервов — ложны. После войны и победоносного мира Германии легче будет завоевать рынки, чем истощенной Англии».

На Дальнем Востоке.

Авиатору Шиману, изобревшему новый тип мотора для аэропланов, японским императорским воздухоплавательным обществом присуждена премия в 20.000 иен.

Правительство С.-А. Соединенных Штатов удовлетворилось объяснениями Японии по поводу предъявления Китаю требований, связанных с разрешением чженцзятуньского инцидента.

С 8 сентября пекинская газета «Я-Дуи-Синь-Вэн» стала выходить на двух языках — китайском и английском. Это - второе издание этого рода в Пекине. Содержание и тон этой газеты, называющей себя китайским органом, отдает, — по словам «Харб. В.», — германским влиянием.

Хроника провинции.

==== Как сообщает «Асх.», асхабадская областная тюрьма предполагает выпекать ржаной хлеб для продажи его на рынке. Тюремный комитет как слышно, возбуждает ходатайстве о ссуде от города, на обороты по организации хлебопечения и торговли им.

==== Из Астрабада «Т. К.» сообщают, что в Туркменской степи на границе России около аула Тавабад, на восточном побережье Каспийского моря обнаружены богатые залежи нефти.

==== Тифлисский окружный суд| утвердил завещание княжны Бектабековой, по которому городу оставлено наличными деньгами и землей всего свыше 750 тыс. р. Деньги предназначены на устройство и содержание какой-либо больницы. Городская управа предполагает устроит психиатрическую лечебницу.

==== «Мшак» сообщает, что в Астрахани скончался купец Асатур Агамян, оставивший в пользу города Щуши миллионное состояние. ==== Разрешено переехать на жительство в Киев: инж. Витольду Аулиху (из Казани), Эдуарду Собеку и Яну Ярембскому (из гор. Кустаная, Тургайской области).

===== Нижегородский губернатор постановил выслать в административном порядке в Сибирь за злоупотребления с выдачей рецептов на получение спирта доктора медицины В. Н. Золотницкаго. Г. Золотницкий — член Пироговского общества, член общества охранения народного образования, секции гигиены воспитания и обучения.

==== В виду прекращения предложений на доставку грузов, крупные пароходства предполагают отменить правильные рейсы из Нижнего 8—10 октября, оставляя на всякий случай два - три отвала пароходов из Нижнего до! заморозков.

==== Владельцы промышленных предприятий Самары решили принять на себя заготовку продуктов первой необходимости для снабжения ими своих рабочих с семьями. Инициатива эта поддержана и общественными организациями. В настоящее время учрежден особый хозяйственный комитет, в состав которого вошли представители общественных организаций, как-то губернский комитет по обмундированию армии, областной военно-промышленный комитет, городской и земский комитеты по снабжению армии и городское общественное управление и некоторые частные предприниматели.

==== В Новочеркасске учреждается постоянное агрономическое совещание.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

НИЧЕГО СУЩЕСТВЕННОГО НЕ ПРОИЗОШЛО.

В Карпатах.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 25, IX. Часть Венгрии, занятая нашими войсками, представляет собой наиболее суровую местность Европы, лишенную населению. В мирное время эта страна служит местом ссылки. Теперь здесь одиноко стоят сараи для русских пленных, работающих над проведением дорог. На стенах сараев встречаются трогательные надписи, свидетельствующие о бодром настроении наших пленных: «Не унывай, ребята, айда на работу. Дороги строим для своих, скоро наши пройдут по ним».

НА РУССКО-ТУРЕЦКОМ ФРОНТЕ.

НА ОГНУТСКОМ НАПРАВЛЕНИИ БЫЛО УДАЧНО ОТБИТО НАСТУПЛЕНИЕ СИЛЬНЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ТУРЕЦКИХ ЧАСТЕЙ, ПОДДЕРЖИВАЕМЫХ АРТИЛЛЕРИЕЙ.
ПЕРЕБЕЖЧИКИ, ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПОСТУПАЮЩИЕ В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ, ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ДЕЗЕРТИРСТВО У ТУРОК В ТЫЛУ ОСОБЕННО ВОЗРОСЛО С НАСТУПЛЕНИЕМ ХОЛОДОВ. БЫЛИ СЛУЧАИ БЕГСТВА ЦЕЛЫМИ ВЗВОДАМИ.

На Черном море.

СЕВАСТОПОЛЬ, 25, IX. На днях один из наших небольших вспомогательных пароходов, крейсируя у румынских берегов, обнаружил германскую подводную лодку. Наш пароход открыл по лодке огонь из своих орудий. После первых же двух выстрелов лодка быстро погрузилась в воду и больше не показывалась.
СЕВАСТОПОЛЬ, 25, IX. Наш черноморский флот снова нанес чувствительый удар турецкому транспортному флоту.
23-го сентября наши миноносцы, обходя анатолийское побережье, бомбардировали турецкие порты и потопили 58 парусных судов различной величины. Команды парусников, пользуясь близостью берега, бежали в шлюпках. Взято в плен и доставлено в Севастополь всего 40 турок.
СЕВАСТОПОЛЬ, 25,IX. 23-го сентября нашими миноносцами захвачена в море турецкая моторная стальная шхуна и доставлена в качестве приза в Севастополь. Вместе со шхуной доставлено десять человек команды.

Немецкие „Муромцы".

ПЕТРОГРАД, 23, IX. Как сообщалось в недавних бюллетенях штаба Верховного Главнокомандующего, на нашем крайнем правом фланге, в районе Риги, появились новые, четырехмоторные немецкие аэропланы, типа наших воздушных кораблей («Муромцев»), при чем над станцией «Хинценберг» ими было сброшено около 35-ти пудов взрывчатых веществ.
По донесениям наших летчиков, имевших случаи наблюдать немецкие воздушные корабли с близкой дистанции, корабли эти представляют собою бимоноплан с размахом (длиной) несущих поверхностей около 15-ти сажен. Аппарат имеет сильно вытянутый нос, на котором и помещаются два тянущих мотора; два толкающих мотора расположены по бокам.
На конце хвоста (фюзеляжа) помещается   к о р о б ч а т ы й    бипланный стабилизатор, по которому, следовательно, легко отличить немецкие корабли от наших, хотя бы немцы и снабжали свои самолеты русскими опознавательными знаками.

Похороны героев.

КОПЕНГАГЕН, 25. IX – 8,Х. В городе Никебинге, на острове Фалстер, состоялись похороны двух погибших на море во время бегства из германского плена русских солдат, трупы которых были выброшены водою на берег.
Присутствовала большая толпа.
Возложены венки от русской миссии, консульства и многих частных лиц.