18 (05) декабря 1916 года

Вечерний Курьер (Москва)

Работа в детских очагах.

При лиге равноправия женщин открыт очаг для детей запасных.
Заведующая очагом любезно показала нам работы детишек, исполняемые ими под руководством сотрудниц во время пребывания в очаге.
Работа детишек очень любопытна.
Из старых катушек из-под иголок изготовлена мебель для кукол.
Материалом для обивки этой своеобразной мебели служили всевозможные тряпочки, лоскуточки, обрывки бумаги.
Мебель вышла очень оригинальная и красивая.
В дело шло все.
Из бумажных футлярчиков, из тех, в которых продаются электрические лампочки изготовлены люльки для кукол.
Смотря на такую люльку просто в голову не приходит, что на ее изготовление употреблен такой, собственно говоря, никуда негодный материал.
Много изготовлено елочных украшений из спичек и спичечных коробок, которые, вообще, часто фигурируют во всех работах.
Все вещицы очень изящны, а главное их достоинство, что цена материала, из которого они изготовлены, стоит грош, а вместе с тем, их изготовление заняло детишек и доставило им несколько приятных минут.
Осмотр работ представляет большой интерес для заведующих и руководительниц других очагов, где подобные работы также легко могут быть организованы.

Вс. Ледин.

На лету.

Вчера в день св. Варвары в Москве было много именинниц.
Варвара — одно из самых распространенных имен в Москве. Бойко торговали кондитерские магазины, много было закушено именинных тортов и пирогов.
Но все же день прошел сравнительно с довоенным временем тихо.
На столах у именинниц отсутствовала живительная влага, которую волей неволей приходится заменять ситро и безалкогольной шпанкой.
Ибо, если в наше время спиртик и винцо не так уж трудно достать, то тем не менее цена на них перед праздниками поднята ужасающе.
Потому редко, редко где на именинном столе красовался графинчик с разбавленным водою спиртом.
За то такая «Варя» чувствовала себя действительно именинницей и подчивала гостей с особенно праздничным «сюрпризным» лицом. В связи с военным временем устанавливается симпатичный обычай приносить именинницам в подарок какие либо полезные вещи для нужд «серых» героев.
Так, например, вчера не мало «Варь» получили оригинальные подарки в виде коробок только не конфект, а махорки или папирос для отсылки в окопы.
Правда, большинство поклонников старается сделать свой подарок поудобнее и дабы н е обременять именинницу хлопотами по отправке – просто преподносили ей квитанцию от посылки подарка в окопы. Симпатичный обычай!
Побольше бы таких именинных подношений!

СВОЙ.

Его Величество Государь Император с Наследником Цесаревичем и Великим Князем Алексеем Николаевичем 4 декабря изволил отбыть из Царского Села к действующей армии.
     Подписал: министр Императорского Двора генерал-адъютант граф Фредерикс.

На ковельском направлении в районе Большого и Малого Порска после нескольких отбитых нами атак противнику удалось занять часть окопов одной из наших рот.
     К юго-западу от Валепутна атака противника отбита штыками, захвачено 50 пленных: нами взят окоп на высоте, которая закреплена за нами.
     На румынском фронте противник продолжает движение за нашими отходящими войсками. Попытки атак в районе Батогу отбиты.
     В Добрудже противник занял деревню Тестемеле.
     На правом берегу Мааса французския войска, развивая успех, достигли леса Корьер и захватили селение Безонво. Всего пока подсчитано 9.000 пленных и 81 орудие.
     Между Н. Н. Покровским и Брианом произошел обмен телеграмм, в которых оба министра подчеркнули неразрывность уз дружбы обеих стран и уверенность в славном исходе борьбы.
     С.-А.С. Штаты передали по телеграфу державам согласия ноты Германии, Австрии и Турции, не сопровождая их никакими выражениями своего мнения.
     В виду неблагоприятного впечатления, произведенного в Америке слухами о германских условиях мера, Бернсторф поспешил заявить, что условия эти не окончательны. (С. т.).
     Отказ С.-А. С. Штатов поддержать предложения Германии вызвал негодование Немцев. (С. т.).
     Швейцарские и французские газеты предупреждают о возможности нарушения Германией нейтралитета Швейцарии и Голландии. (С. т.),
     На банкете в Лондоне Гендерсон произнес речь о германских мирных предложениях и об опасности преждевременного мира.
     В Яссы прибыл ген.-л. Мосолов, назначенный временно управляющим российской Императорской миссией в Румынии.

старинная реклама

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

На ковельском направлении, в районе Большого и Малого Порска, противник, около 3 часов дня, после предварительной артиллерийской подготовки, перешел в наступление, отбитое нашим огнем. В 4 ½ часа дня противник возобновил артиллерийский огонь и снова перешел в атаку, уже более значительными силами, но атака эта также была отбита. С наступлением темноты бой затих. Силы наступавшего противника определялись около 4 батальонов. Около 1 часа ночи противник снова перешел в атаку в районе Малаго Порска, после чего ему удалось занять часть окопов одной из наших рот. В ночь на 4 декабря из деревни Кабаровце дважды выезжал бронированный автомобиль противники и обстреливал наши окопы. Попытки разведчиков противника переправиться через р. Быстрицу, в районе Иезуполя. были остановлены нашим огнем. В районе Старый Лисец наши разведчики произвели удачный поиск, захватив пленных. В районе к юго-западу от Валепутна высланные нами разведчики были встречены сильным огнем противника; нa их поддержку двинулись два батальона, которые и потеснили противника. Противник ответил атакой крупными силами. Атака была отбита штыками, причем захвачено 50 пленных; преследуя противника, наши войска ворвались в его окоп на высоте, преодолев несколько рядов засек и проволок. Высота закреплена за нами.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

В районе горы Каракая, что в 15 вер. западнее Калкита, наша рота вышла в тыл турецкой заставе, силой около 60 человек, и атаковала ее. Часть заставы была переколота, часть разбежалась. На хамаданском направлении наши конные разведочные части, наступавшие севернее шоссе Казвин — Хамадан, были остановлены огнем с высот на линии Кумезан - Маран. Другие части, действовавшие южнее того же шоссе из района Улиа—Аджахараб продвинулись почти до долины Фалпан-Чая, где были задержаны более сильными частями противника.

РУМЫНСКИЙ ФРОНТ.

В течение 3 декабря противник, продолжая движение за нашими отходящими войсками, пытался атаковать в районе шоссе и железной дороги Бузео – Рымнику - Серат и в районе Батогу, к югу от станции Филипешти. На первом направлении наша конница дважды бросалась в атаку на конницу противника, которая, однако, атаки не принимала и отходила за свою пехоту. В районе Батогу атаки были отбиты. В Добрудже противник значительными силами атаковал наши части в районе Тестемеле и занял эту деревню.

Газета на десяти языках.

Прибывший в Одессу с румынского фронта русский офицер доставил отобранный у пленного Германца нумер любопытной иллюстрированной газеты, издающейся Немцами для фронта. Газета, в четыре страницы большого формата, печатается на десяти языках: немецком, болгарском, английском, французском, польском, голландском, польском, испанском, турецком и арабском и выходит по средам; Состоит она почта сплошь из иллюстраций военного характера; объяснительные подписи — на всех десяти языках сразу.
Доставленный нам № 65 газеты — называется она «Welt im Bild» - от 17 мая почти целиком посвящен ирландскому «восстанию». Хорошие, отчетливые фотографии изображают виды Дублина - «столицы восставшей Ирландии»; напечатаны и портреты Бирреля — «государственного секретаря Ирландии», и Редмонда – «вождя ирландских националистов».
«Welt im Bild» издается Гамбурге.

старинная реклама

Петроградский Листок

Редкая выставка.

В помещении нового общества «Город - сад» открылась для бесплатного обозрения публики очень интересная выставка проектов грандиознейшего по размерам «города-сада», под Петроградом, устраиваемого в имении «Миролино», принадлежащем гофмейстеру С. А. Де-Каррьеру. Этот поселок будет занимать площадь в 27 кв. верст и будет вмещать в себе 3 городка, разделенных друг от друга парками и рассчитанными на 35 тыс. жителей. В представленных проектах сделаны все новейшие усовершенствования, по образцу английских городов-садов, устраиваемых по коттэджной системе Говарда. Выставка продолжится до 10-го декабря.

По Россiи.

ФАБРИКАНТЫ ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЕГ.

КРАСНОЯРСК, 3-го декабря. Окружной суд, рассмотрев дело о подделке и сбыте в пределах России и Сибири 500-рублевых кредитных билетов, приговорил подсудимых в каторжные работы: Постана на 15 лет, Гончарова - на 10 лет, Гидулянова и Соловьева – на 6 лет, Алгазина, Ткаченко и Голикова на 4 года. Из остальных подсудимых четверо приговорены в арестантские отделения на 4 года, четверо—на 1 год, двое - в тюрьму на 4 года и один – на 3 года. Шестеро оправданы. (ПТА)

ТРАМВАЙНАЯ КАТАСТРОФА.

(От нашего корреспондента).

ХАРЬКОВ, 3-его декабря. В 5 часов дня на людном перекрестке главных улиц вагон трамвая столкнулся на всем ходу с вагоном конки, имевшим перпендикулярное положение в отношении пути следования трамвая. Силой удара вагон конки, переполненный пассажирами, был опрокинут. Убить один, ранено шестеро, из них двое тяжело.

ОГРАБЛНИЕ ВОЛОСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ.

(От нашего корреспондента).

ТАМБОВ, 4-го декабря. В селе «Лысых Горах», Тамбовского уезда, совершено разбойное нападение на волостное правление. Убиты два сторожа и ограблена касса. Похищено 10,000 руб.

ПЛЕННЫЕ НА МУРМАНСКОЙ ДОРОГЕ.

СОРОКИ, Арх. г., 4-го декабря. По всем участкам Мурманской жел. дороги получено распоряжение выдавать работающим пленным мясную пищу и на зиму выдавать теплую одежду.

ВОЛГА СТАЛА.

КОСТРОМА, 4-го декабря. После 30-дневного ледохода Волга стала. Установилась пешая переправа.

Трудовая Копейка (Москва)

Московская жизнь.

Обувь для бедных.

Общество по оказанию продовольственной помощи беднейшему населению Москвы решено устроить сбор пожертвований исключительно обувью и всякими никому не нужными обрезками кожи, обрывками ремней, старыми подошвами и тому подобным материалом, который мог бы быть использован для починки собранной обуви.
Прием пожертвований будет производиться одновременно в нескольких местах, кроме того, пожертвование предполагается собирать путем систематического объезда и обхода наиболее зажиточных кварталов.
Вся собранная обувь будет отремонтирована и к Рождеству пущена в продажу по ценам, определяемым расходами по организации сбора и ремонту обуви. Предполагается, что цена обуви будет не дороже 8—4 руб. за пару.

Борьба с преступным элементом.

Задержано 500 человек.

Вчера ночью чинами московской сыскной полиции был произведен обход разных притонов, чайных лавок и подозрительных квартир. О грандиозности обхода можно судить потому, что задержано более 500 человек, среди которых большая часть беглых. Среди задержанных много воров-рецидивистов всех категорий — взломщиков, карманников, громил и проч.
Обход явился для преступного элемента совершенно неожиданным.

Прибавки низшим служащим и рабочим 17-ти городских предприятий.

При утверждении доклада городской управы о повышении окладов некоторым категориям низших служащих городских железных дорог, дума поручила управе срочно представить доклад об установлении временных военных прибавок к окладам содержания низших служащих и рабочих во всех городских предприятиях и учреждениях помимо городских жел. дорог.
Управа в настоящее время закончила этот доклад и представляет его в очередное заседание думы 7 декабря. В докладе говорится, что минимальное вознаграждение при настоящих условиях мужчины работника, т. е. для простого рабочего, не обладающего никакими специальными знаниями, следует установить в 35 руб. в месяц при готовой квартире против установленных прежде 20 — 25 руб.
Далее управа приводит таблицу прибавок служащим и рабочим следующих 17 городских учреждений и предприятий: водопровода, канализации, боен, газового предприятия, освещения города, садовоаго хозяйства), хлебопекарен, типографии, прачечной, отопления и надзора за городскими зданиями, технического отдела по благоустройству города, дезинфекции и свалки нечистот, ассенизационного обоза, сливных и очистных станций, дома трудолюбия и работного дома, ломбарда, курьеров и сторожей думе и управе.
Общая сумма расходов на прибавки служащим и рабочим всех предприятий исчислена в сумме 1.026,257] руб. в год. Управа предлагает думе внести эту сумму в расходную смету на 1917 г, Прибавки должны быть выданы с 1 сентября текущего года, на что потребуется еще 342,086 руб.

МЯСО.

В продовольственный отдел получено от М. С. Карпова мороженого мяса 7,000 пуд. баранины, 1,800 пуд. убитого скота на бойнях 4,200 пудов, реквизировано у частных лиц 4,000 пудов. Всего на настоящие мясные дни в Москве имелось 17,000 пудов. Из этого количества мяса частным торговцам выдано 9,000 пудов, войсковым частям 6,400 пудов и лазаретам 1,600 п.

150-летие со дня рождения Н. М. Карамзина.

Вчера по случаю исполнившегося 150 летия со дня рождения Н.М.Карамзина в университетской церкви была отслужена заупокойная литургия и панихида по великом историке.