20 (07) декабря 1916 года

День тезоименитства Государя Императора.

СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО, 6 декабря. 6 декабря, день своего тезоименитства, Государю Императору благоугодно было провести с Наследником Цесаревичем в Царской Ставке.
В 10 часов утра Государь Император с Наследником Цесаревичем проследовал в церковь штаба Верховного Главнокомандующего к обедне. Храм был полон молящимися; здесь находились великие князья Борис Владимирович и Сергей Михайлович, князь Игорь Константинович, министр Императорского Двора и командующий Императорской главной квартирой генерал-адъютант граф Фредерикс, военный министр генерал Шуваев, лица Государевой свиты, военные иностранные агенты, представители союзных держав, чины штаба Верховного Главнокомандующего, губернатор и другие гражданские власти.
Богослужение совершал протопресвитер военного и морского духовенства, Шавельский, по окончании которого высокопреосвященным Константином архиепископом могилевским, в сослужении с духовенством, был отслужен молебен.
Из церкви Государь Император с Наследником Цесаревичем прошел в дом, занимаемый Его Величеством. По пути стояли представители от войск, справляющих в этот день свои полковые праздники. Государь Император, поздоровавшись с частями, поздравил их с праздником.
Затем Государю Императору имели счастье принести поздравления лица, присутствовавшие на богослужении, и духовенство, во главе с архиепископом Константином. При принесении поздравлений присутствовал Наследник Цесаревич.
После приема Его Величеством доклада в штабе о ходе военных действий, состоялся Высочайший завтрак, к которому были приглашены лица Государевой свиты, иностранные военные агенты, высшие чины штаба, духовенство и гражданские власти. За завтраком министр Императорского Двора и командующий Императорской главной квартирой генерал-адъютант граф Фредерикс поднял бокал за здоровье Государя Императора.

Государь Император изволил провести день Своего тезоименитства в Царской Ставке.
     В районе Грабковце на железной дороге Тарнополь — Золочовь наши батареи рассеяли пехотную колонну противника.
     В Лесистых Карпатах нами отбита атака неприятеля на высоты восточнее Холло.
     На румынском фронте у деревни Батогу нашей артиллерией рассеяны два эскадрона противника с конной артиллерией. Нами подбиты два орудия.
     На правом берегу Мааса французские войска после ожесточенного боя отбросили неприятеля от формы Шамбретт.
     В Средиземном море потоплен германской подводной лодкой пустой транспорт «Russian».
     Греческое правительство опровергает сообщение газет о сражении между королевскими и французскими войсками к северу от города Екатерини.
     Французскому министерству иностранных дел передана советником посольства С.-А. С. Штатов нота германского правительства.
     Ирландские железные дороги перешли в ведение правительства.
     Итальянская палата депутатов после речи Соннино выразила безусловное доверие правительству большинством 352 против 41.
     Бонар-Лоу заявил в английский палате общин о предстоящей отсрочке заседаний после проведения билля о военном займе.
     В Японии воспрещены почтовые сношения с неприятельскими государствами.
     В Англии началось применение мер экономии съестных припасов. (С. т.).

Хроника провинции.

О совершенно исключительном случае административной высылки сообщает «В.-Д. Кр.». Казак станицы Кепинской, Донской области, И. П. Пономарев, около 50 л., выслан войсковым наказным атаманом из пределов Донской области впредь до окончания войны. Ему вменяется в вину — происки и домогательства с целью подорвать местное общество потребителей. === Уфимской продовольственной комиссией, в целях ознакомления населения с вопросами и положением продовольственного дела, решено издавать печатный орган под названием: «Известия по продовольственному делу уфимского городского управления». «Известия», по словам «У. Р», будут выходить не менее двух раз в месяц, первоначально в количестве 3.000 экземпляров и будут раздаваться населению бесплатно. === Съезд горнопромышленников юга России констатировал, что соляные копи и солеваренные заводы Донецкого бассейна могут дать 120, миллионов пудов соли ежегодно, при условии обеспечения их топливом и рабочими силами. («Изв. Ц.-В.-Пр. К.»). === Попечитель кавказского учебного округа распорядился, чтобы учебные заведения не посылали ему своих протоколов о заседаниях советов и комиссий. Протоколы будут прочитывать на месте представители округа. Официальный мотив распоряжения — загроможденность почты. («П. Э.). === В Персии продовольственный кризис. Подвоза сахара и керосина из России совершенно нет. Пуд сахара стоит 100 рублей. («В.»).

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

В районе Грабковце, что на железной дороге Тарнополь — Золочов, наши батареи рассеяли пехотную колонну противника силою до батальона.
К югу от Врзежан противник обстреливал район д. Потуторы орудиями крупного калибра.
В Лесистых Карпатах противник силою до двух рот пытался атаковать наше расположение на высотах в 2 верстах восточнее Холло (к югу от горы Ла-Мунтелу), но был отброшен нашим огнем.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Ничего существенного не произошло.

РУМЫНСКИЙ ФРОНТ.

В районе д. Батогу (западнее Визиру) развернулись два эскадрона противника с конной батареей, но под ои нем нашей артиллерии в беспорядке повернули. 2 орудия и ящики были подбиты нашей артиллерией и брошены противником.

Французское сообщение.

ПАРИЖ, 5 декабря. К югу от Соммы происходила довольно сильная орудийная перестрелка в районе Мезонетт.
Около 4 часов утра неприятельский отряд, пытавшийся произвести неожиданный набег на наши траншеи к югу от Френ, был отбит при помощи ручных гранат.
На правом берегу Мааса наши войска после ожесточенного боя отбросили неприятеля от фермы Шамбретт, которая вновь полностью находится в наших руках. В этом деле нами захвачены 2 пулемета.
На остальном протяжении фронта происходила с перерывами артиллерийская перестрелка.
Неприятельский аэроплан сбросил 5 бомб на Старый Танн, не причинив никаких повреждений. (Ат. Гаваса), (ПТА).

ПАРИЖ, 6 декабря. К концу для Германцы пытались произвести внезапное, нападение на наши траншеи к югу от Силли. Неприятельский отряд, которому удалось при этом проникнуть в одну из наших выдвинутых траншей, был тотчас же выбит оттуда. На правом берегу реки Маас неприятель бомбардировал в течение ночи район Лувемон — Шамбретт. На остальном протяжении фронта не произошло ничего выдающегося.

Действия летчиков.

Днем 4 декабря два германских летательных аппарата были сбиты нашими летчиками на верденском фронте, причем один из них упал у Гербебуа, а другой разбился об землю близ Орн. В ночь с 5 на 6 декабря наши аппараты сбросили 600 килогр. взрывчатых веществ над вокзалами Ден-Сюр-Мэз и Монмели, а также над лагерными расположениями неприятеля близ Азанн.

На Ближнем Востоке.

На македонском фронте не произошло ничего выдающагося. (Ат. Гаваса). (ПТА).

Английское сообщение.

ЛОНДОН, 5 декабря. Вчера вечером мы успешно проникли в неприятельские траншеи к югу от Армантьера, нанеся неприятелю значительные потери и захватив несколько пленных.
Артиллерийская перестрелка происходила в окрестностях Морваля, в долине Анкра и близ Лооса.
Кроме этого ничего выдающегося не произошло. (Аг. Рейтера). (ПТА).
ЛОНДОН, 6 декабря. Шедший на запад британский пустой транспорт «Russian», предназначавшийся для перевозки лошадей, 1 декабря потоплен подводною лодкою в Средиземном море. 11 человек экипажа и 17 американских проводников мулов погибли. (Аг. Рейтера). (ПТА).

На Ближнем Востоке.

ЛОНДОН, 6 декабря. 3 и 4 декабря наши войска совершили удачные набеги на неприятельские траншеи в районе Нацнатара на фронте Струмы и на фронте Дойранского озера; неприятель потерял 40 человек убитыми и несколько пленными.
Наши летчики сбросили бомбы в районе Тумба и причинили повреждения неприятельским транспортам на дороге Гевгели—Черниште. (Аг. Рейтера). (ПТА).

В Месопотамии.

ЛОНДОН, 6 декабря. С 3 на 4 декабря генерал Мод расширил свои позиции по ту сторону река Хай, закрепил за собою занятую территорию и с хорошим результатом бомбардировал неприятельские позиции.
Конная разведка дала Британцам возможность узнать, что неприятель сооружает в 7 милях от Кут-эль-Амара новый понтонный мост. Британскою артиллериею отражены значительные отряды Арабов. Наши потери незначительны. (Аг. Рейтера). (ПТА). Бельгийское сообщение. ГАВР, б декабря. На бельгийском фронте не произошло ничего существенного. (Аг. Гаваса). (ПТА>

Итальянское сообщение.

РИМ, 5 декабря. На трентонском фронте неприятельская артиллерия проявила некоторую деятельность в районе Пазубио и на плоскогорье Азиаго.
Наши батареи мешали обычным передвижениям неприятеля в верхней части Астико.
На Карсо мы внезапною атакою заняли к югу от Боскомало (Худый Лог) известковую яму в форме воронки. (Аг. Стефани). (ПТА).

Критический парадокс.

— Что такое айва?
— Лимон видал?
— Знаю.
— Совсем не похож.
Старый кавказский анекдот.

Доктор русской истории г. Н. Чечулин, вдавшись в область литературной критики, предъявил изумленным Россиянам необыкновенное открытие: оказывается, что великую свою эпопею «Война и мир» граф Лев Николаевич Толстой, великий писатель земли Русской, позаимствовал... из романа английского сочинителя многотомных романов и журналиста Теккерея, «Ярмарка тщеславия», (Vanity fair) или, как заблагорассудилось переделать заглавие романа русскому переводчику: «Базар житейской суеты».
   В самом деле это так и напечатано в последней книжке «Исторического Вестника», на 690 стр.: «Неужели еще может быть сомнение в том, что в основе общего плана «Война и мир» лежит план «Базара житейской суеты»? В самом деле, неужели может быть в этом сомнение? До сих пор все решительно критики утверждали, что в основе плана «Войны и мира» лежит только одно — русская жизнь, русская действительность, русская история, и все действующие лица эпопеи — просто живые русские люди и прямо списаны с природы. Оказывается, это ошибка. Всех действующих. лиц «Войны и мира» Лев Николаевич Толстой выписал из романа Теккерея. Все думали, что семья Ростовых есть просто русская семья графов Толстых и это подтверждалось тем простым фактом, что Толстой пользовался для романа семейным архивом, письмами и дневниками. Доктор русской истории г. Н. Чечулин это опровергает.
   Ничего подобного! Семейство Ростовых есть просто семейство Седли из романа Теккерея — те же лица, те же характеры... Опять, все до сих пор были убеждены, что семья Болконских просто русская семья князей Волконских со стариком Волконским во главе. И имение их. И весь быт. И княжна Мари Болконская — все, как говорилось в старину, «личности», великолепные портреты, списанные огненной кистью великого художника-мастера прямо с действительности, с жизни.
   Ошибка. Семьи, Болконских — семья весьма неинтересных Англичан Осборнов из романа Теккерея, очень плохого, сказать кстати, романа, по крайней мере по мнению критиков континента, лицемерного, слащавого, растянутого, водянистого. Да и английские критики признают этот роман слабоватым. Княжна Мари Болконская, которую знала вся Москва, это не кто иная, как мисс Осборн, рисовавшая овечек на бристольской бумаге, и чистокровная Англичанка.
   Все полагали, что Пьер Безухов— сын екатерининского вельможи Безбородко, смерть которого так разительно изображена Львом Толстым. Опять заблуждение! Пьер, которого мы все знаем, все любим, Англичанин. Это деревянный манекен — майор Доббин из Теккерея!...
   А графиня Наташа Толстая? Наташе, в которую мы все в юности были даже влюблены, когда читали в первый раз «Войну и мир»?.. Это не Наташа! Это - Амелия или просто Амалия... из Теккерея. Известно, что хотя в английских романах безнравственных персонажей не допускается, однако одного злодея или злодейку для контраста кристальной добродетельности английского общества романист может ввести. Такое лицо есть и в романе Теккерея. Это — Ребекка.
   Толсто взял эту Ребекку и разрезать на две половинки: из одной сделал красавицу Элен Куракину (известную и Москве и Петрограду и даже императору, Александру Павловичу), а из другой... Ну кого бы? Как бы вы думали? Старую княгиню Анну Михайловну Трубецкую, одну из бесчисленных Трубецких Москвы, ибо там целые улицы были заселены — одни все Голицыными, другие все Волконскими, третьи — Трубецкими. И рожденная Куракина (Курагина) и княгиня Трубецкая (Друбецкая прозрачного псевдонима) это расколотая на две половины Ребекка из Теккерея!.... Что это такое однако? Критический парадокс? Критическая аберрация? Надо же как-нибудь ученым языком назвать бесцеремонное деяние г. Чечулина, который взял, да одним махом принизил мирового гения и великого русского писателя до пьедестала английского только талантливого, но донельзя скучного и растянутого романиста Теккерея. Но... почему именно у Теккерея взял Лев Толстой и план романа и действующих лиц? Роман Толстого — историческая эпопея русского народа. Роман Толстого не роман, не вымысел. Он iuv?, русская история. Почему же было Толстому иопиргяся «а сюжет» бледнаго романа Теккерея?
   Как это могло случиться?
   Г. Н. Чечулин изъясняет: «Повидимому в свое время Толстой прочел «Базар житейской суеты» - роман этот был напечатан в течение 1847-1848 гг. — и, прочитав, довольно скоро позабыл его (?), как целое (?); но общий план этого произведения, так сказать, отпечатался в мозгу Толстого, запечатлелся в нем (если отпечатался и запечатлелся в мозгу, то как же позабыл?), как канва, удобная для обширного произведения». Нет, этого не было и быть не могло. Ни «общим планом», ни «канвой» английский роман служить Толстому никак не мог, да он и не нуждался в этом.
   И общий план, и всю канву эпопея Толстому начертала... рука Промысла. Ибо план «Войны и мира», именно, в отсутствии всякого выдуманного плана. План дал неудачный поход Наполеона до Москвы, пребывание в ней и обратное его шествие до Вильны. Вот и весь план.
   И кто же не читал Теккерея? Но ни одному человеку и в голову не приходило искать сходство там, где его нет, и видеть копию с слабого чужого романа в великом, жизненном, творческом произведении, о котором такой тонкий критик, как Н. Н. Страхов говорит: «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература... Ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешает другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует между собою и целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не бывало на свете. Это простая и в то же время невообразимо искусная группировка не есть дело внешних соображений и прилаживаний; она могла быть только плодом гениального прозрения, которое одним взглядом, простым и ясным, объемлет и проникает все многообразное течение жизни. Все лица выдержаны, все стороны дела схвачены, и художник до последней сцены не отступил от своего безмерно-широкого плана».
   Другой чрезвычайно тонкий и образованный критик, конечно, как и Страхов, знакомый и с английской литературой, и с Теккереем в подлиннике, Анненков говорит, о «Войне и мире»: «Мы имеем перед собою громадную композицию... читателю кажется, будто дух времени, открытие и определение которого стоит таких трудов исследователям исторических эпох, воплощается на страницах романа, как индийский Вишну, легко и свободно, бесчисленное число раз». Заметим, что, когда роман вышел, многие еще помнили героев его стариками, еще свежо было предание о всех лицах романа, и все поражались чудесной живости изображения!
   А доктор русской истории г. Чечулин открыл, что просто Толстой прочел роман Теккерея, план, канва, все характеры и лица «отпечатались» в его мозгу, он как-то по ним и написал... Россию 1812 года!
        Критический парадокс!

Николай Энгельгардт.

АНГЛИЙСКИЙ СУХОПУТНЫЙ ДРЕДНОУТ.

Первый, разрешенный британской цензурой, симок с «резерауара» или «лохани», как прозвали англичане этот чудовищный сухопутный дредноут. Вооруженный пушками и пулеметами, дредноут свободно сокрушает на своем пути деревья и каменные стены, переходя окопы и ямы.

СОБАКИ НА ФРОНТЕ.

На англо-французском фронте собаки выполняют самую разнообразную работу: они возят орудия, пулеметы, раненых, несут сторожевую службу, ходят на разведки. На рисунке изображена собака–вестовой, которая с прикрепленным к ошейнику донесением несется из первой линии окопов по назначению.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В виду устройства некоторыми клубами в своих помещениях непроницаемых штор, главный начальник киевского военного округа опубликовал распоряжение о воспрещении устройства подобных штор. В случае неисполнения вышеозначенного распоряжения, виновные в его нарушении клубы будут закрыты на все время войны.

Новый род аферы стал недавно практиковаться в Харькове. Некоторые ловкие предприниматели, покупая право на открытие столовых и кофеен, и не думают их открывать, а сахар (6 пудов в месяц) получают с тем, чтобы по взвинченной (иногда до 1 руб. за фунт) цене продавать его на сторону. Существуют многие видоизменения этого способа спекуляции. Не мешало бы обратить на это внимание подлежащих властей.

КРУПИНКИ.

Лондон вечером и ночью бывает погружен в темноту. В одной из английских газет указывается на печальное последствие этой вынужденной военными обстоятельствами меры: большое число учениц исчезло на пути из школы в вечерние часы. Часть школ в виду этого изменила свои часы занятий таким образом, чтобы дети могли приходить домой засветло. Родителям рекомендуется внушать детям не отвечать на вопросы незнакомых лиц на улице и т. п.

Новый австрийский императору Карл - первый юрист, вступающий на трон Габсбургов. По достижении совершеннолетия он усердно слушал лекции целого ряда видных ученых и профессоров юридического факультета.

В Берлине и во всей Германии сильно сократилось трамвайное движение как по надземным путям, так и на подземных линиях. Это вызвано необходимостью в сильнейшей экономии угля и рабочей силы. По этой же причине сокращено и время торговли в ресторанах. В Берлине они теперь закрываются в час ночи, в других больших городах — в 12 часов, но скоро предстоит новое сокращение и этих сроков торговли.

В Германии под влиянием патриотического одушевления исчезло из оборота слово одеколон—«Eau de Cologne». Немцы, конечно, пользуются им по-прежнему, но называют его «Kölnerwasser». Во Франции также хотели изменить это слово, напоминающее о немецком городе Кёльне, и была даже попытка переделать его в «Eau de Louvain», но эта идея не привилась. Недавно в «Фигаро» предложили назвать столь популярную, но - увы! — «кельнскую» воду в честь Польши — «Eau de Pologne».

МИР ЭКРАНА.

Закончена постановка инсценированного романа Чернышевского «Что делать?»
Интересно отметить, что роль главного героя романа выполнена артистом, загримированным «под Чернышевского».
В пьесе участвуют Н. А. Чернова, И. М. Радин и Олег Фрелих.

Преступлено к инсценировке в кинематографе следующих произведений русских классиков:
«Плоды просвещения»—Л. Н. Толстого;
«Холопы»—П. П. Гнедича.
«Палата «№6»—А. П. Чехова.
Главную роль в последней инсценировке исполняет Г. М. Хмара.

Кинематограф, который схватывает злобы дня на лету, уже изготовил две ленты на тему популярных военных стихотворений. Одна по стихотворению из сборника «Творчество солдат» — «Есть холмик на прусской границе», другая инсценирует популярную песенку «Прапорщик ты мой».

Трудовая Копейка (Москва)

(К слухам о передаче продовольственного дела из рук общественных организаций в руки крупных торгово-промышленных организаций).

- Значит, меня скоро выпустят!..

Департамент полиции о революционных организациях.

Доклад департамента полиции.

Как нам передают, департамент полиции представил управляющему министерством внутренних дел А.Д.Протопопову, по его требованию, исчерпывающий доклад о деятельности революционных организаций в России в период войны. В своем докладе департамент полиции указывает, что русские революционные организации находятся в непосредственном сношении с заграничными организациями. Отмечается, между прочим, что учащаяся молодежь за время войны совершенно устранилась от участия в революционной пропаганде. В период войны некоторые революционные партии совершенно прекратили свое существование. В частности в России исчезла партия социалистов-революционеров. Департамент полиции полагает, что, что оставшиеся и действующие революционны е партии получают директивы из-за границы, и что на конференциях в Швейцарии и других нейтральных странах присутствуют и русские представители. Доклад констатирует, что между революционными организациями и фракциями крайне левых в Государственной Думе нет никакой связи, и думская фракция С.-д. в своих тактик е и действиях следует особым методом, ничего общего не имеющим с методом революционной работы.