31 (18) декабря 1916 года

В районе озера Колдычево нашими разведчиками атакована застава противника и захвачены пленные.
     На Огинском канале партия разведчиков атаковала немецкий офицерский караул. Противник бежал, оставив в наших руках пленных и раненых.
     На молдавской границе повторным ударом противник занял несколько высот. Наши войска укрепляются на новых позициях к северу от дер. Хоржа и к востоку и югу от дер. Сосмезо.
     На румынском фронте противник продолжал упорные атаки к северо-востоку от Рымник - Серат. Ему удалось овладеть дер. Бордесчи и потеснить наши части у дер. Валесчи.
     К югу до Дуная, атака противника отбиты с большими для него потерями.
     Русскому послу в Японии пожалован орден Восходящего Солнца 1 степени с веткой паулонии.
     Румынскому генералу Константину Прессану поручена королем реорганизация румынской армии, уведенной с фронта.
     Сенатор Анри Беранжэ внес законодательное предположение, имеющее в виду мобилизацию гражданского населения во Франции.
     Французская палата депутатов вотировала законопроект о торговом флоте.
     Итальянское правительство заявило Японии о желании заключить новый торговый договор.
     Нидерландское правительство опубликовало оранжевую книгу, содержащую протест Нидерландов против полета германских дирижаблей и отказ Германии от обсуждения международным третейским судом захвата «Медеи».
     На могилу фельдмаршала Ояма от русской армии возложен венок из белых цветов.
     Болгарский посланник передал швейцарскому правительству ответную ноту Болгарии.
     Германия на случай отказа союзников от переговоров о мире уже приготовила ноту нейтральным, в которой грозит беспощадной подводной войною. (Соб. тел.).

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

В районе севернее озера Колдычево нашими разведчиками была атакована застава противника, при чем захвачены пленные. На Огинскомь канале, южнее Новинка, партия разведчиков атаковала немецкий офицерский караул. После штыковой схватки противник бежал, оставив в наших руках пленных и раненых.
Наша артиллерия удачным огнем рассеяла три роты противника, двигавшиеся по лощине западнее д. Присовце (к западу от Зборова). На реке Быстрице партия наших разведчиков атаковала выдвинутый вперед окоп противника в районе д. Пациков; часть защитников была переколота, часть взята в плен; в числе пленных раненый офицер.
Атака эта, принятая Австрийцами за главную атаку, вызвала со стороны противника беспорядочный артиллерийский огонь, продолжавшийся несколько часов. В том же районе наша артиллерия удачно обстреляла батарею противника, расположенную к югу от д. Рыбно. На молдавской границе в районе к северу и к югу от долины р. Ойтуз противник вел настойчивые атаки на наше расположение.
Повторными ударами ему удалось занять несколько высот, потеснив при этом наши войска несколько к востоку. Наши войска укрепляются на новых позициях к северу от д. Xopжа.

Еще «открытие».

Список «америк», которые мы открыли от начала войны у себя дома, вырастает до достаточно солидных размеров. «Заур. Ж.» сообщает о небольшом, но характерном очередном «открытии».
За время войны в России и в частности на Урале обнаружился острый недостаток «пурпуровой наперстянки», произрастающей в Австрии и Германий и употребляемой в медицине от сердечной болезни.
На Урале же растет другой вид наперстянки — «крупноцветной» (цветы желтые).
По сведениям, собранным ботаником министерства земледелия Б. Н. Клопотовым и земским провизором! А. В. Могильским, эта трава пользуется большим доверием среди народных масс и в народной медицине употребляется от сердечных болезней, лечат ею также и лошадей от опоя.
Собранные образцы этого растения были посланы профессорам Н. А. Савельеву и Д. М. Щербачеву, которые занялись научным исследованием этого растения.
Этой же травой заинтересовался земский врач Каслинской больницы В. С. Косоглядов и стал исследовать ея, действие на сердечных больных. Опыт оказался удачным, действие прекрасное.
На Урале имеется целый ряд растений, которые также в народе известны своим целебным свойством, но которые наукой еще не проверены. Возможно, что и они не уступают тем целебным растениям, которые есть в Германии, так же, как наша наперстянка оказалась не хуже, если не лучше той, которая произрастает в Германии и Австрии.

Наши бойцы в окопе.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утро».)

ЗАГАДОЧНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ.

В субботу, 17 декабря, по Петрограду и Москве разнеслись слухи о трагической смерти и исчезновении одного лица, о котором в последнее время всюду и в обществе, и даже в Гос. Думе много говорилось. Сообщения о загадочном исчезновении этого лица во многих вариациях были переданы нашей газете из Петрограда нашими корреспондентами, но по совершенно независящим от редакции обстоятельствам не могли быть помещены в газете.
   Из всех многочисленных вариаций, слухов и известий с наибольшей вероятностью это загадочное дело обрисовывается в таком виде.
   Часов в 12 ночи с 16 на 17 декабря к дому (на Гороховой ул., в Петрограде), в котором проживает вышеназванное лицо, подъехали в автомобиле два молодых человека, один в форменном платье, другой в штатском, и направились в квартиру этого лица. Вскоре они вышли из дома с этим лицом и, сев в автомобиль, отправились на раут в один из аристократических особняков, в котором проживает молодой еще человек, сын занимавшего недавно высокий пост администратора, женатый на высокопоставленной особе.
  Раут затянулся долго, почта до 5 час. утра. Когда уже гости стали разъезжаться, лицо, приехавшее на раут, еще оставалось в сообществе с хозяином особняка и двумя-тремя гостями. Около 6 час. утра в одной из гостиных комнат раздались два выстрела, на которые поспешили встревоженные оставшиеся гости, но их успокоил вышедший навстречу хозяин, заявив, что это стрелял его друг в собаку, которую застрелил...
  Когда гости разъехались уже все, то, по некоторым слухам, на дворе особняка появились несколько человек, несших с черного хода большой сверток, завернутый в черную материю, и направились к ожидавшему их автомобилю, в который и был уложен этот сверток, и который тотчас же уехал, и до вчерашнего дня сведений об этом автомобиле не получено было никаких. По другим версиям, выстрелы были произведены на дворе особняка, где происходил раут, и услышаны были постовым городовым, который направился-было во двор, откуда раздались выстрелы, но не был туда допущен, при чем одним из бывших на рауте было сказано городовому, что это хозяин дома застрелил собаку. Городовой, однако, счел нужным сообщить о происшествии по телефону участковому приставу, но пока он ходил к телефону, несколько лиц со двора вынесли человека, завернутого в шубу, и уложили его в ожидавший на улице автомобиль, в который сели два молодых человека. Автомобиль быстро уехал в неизвестном направлении и до сих пор еще не разыскан, а прибывший во двор особняка пристав обнаружил на снегу кровь в большом количестве.
   Как говорят, на жизнь лица был составлен заговор, в котором участвовало 5 человек. Между ними был брошен жребий, определивший, кому взят на себя совершение убийства, при чем жребий выпал владельцу особняка, который и принял на себя выполнение убийства.
   Многие друзья и знакомые лица, живущего на Гороховой улице, поспешили проверить на квартире разнесшиеся об исчезновении итоге лица слухи. Две дочери его более близким знакомым заявили, что папы до сих пор нет, и они не знают, где он находится, другим же любопытствующим они говорили, что отец их после раута чувствует себя не совсем хорошо, почему и просить его не беспокоить.
   По справкам, наведенным из других источников, передают, что ничего особенного не произошло и что лицо, о котором идет речь, просто-напросто после хорошей попойки на вечере отправилось к одному знакомому, у которого и проспало до ночи на воскресенье, а ныне здравствует по-прежнему.
   Наконец, по третьим источникам сообщают, что исчезновение лица с Гороховой улицы хотя и имело место, но оно было устроено его друзьями и доброжелателями, дабы снять его с общественного горизонта и тем дать возможность улечься всяким толкам последнего времени и внести некоторое успокоение в наиболее впечатлительные слои общества.
   Как в действительности обстоит дело, это покажет недалекое будущее, а пока, по слухам, расследование всего дела передано, с одной стороны, судебному следователю по особо важным делам, а с другой — начальникам охранной и сыскной полиции.
   Как говорят, владелец особняка, где был раут, с супругой своей уехал в тот же день из Петрограда.
   До 8 час. вечера субботы в петроградском градоначальстве сведений о находке где-либо трупа не было. Вчера в первом часу дня речной полиции было сообщено, что на Петровском мосту обнаружены следы крова, и найдена одежда по описанию похожая на одежду убитого, почему было сделано распоряжение о вырубке льда у Петровского моста с целью отыскания трупа.
   По сведениям, добытым нашим корреспондентом вчера, событие это рисуется в следующем виде.
   В ночь на 17 декабря на одной из улиц, где находится вышеуказанный нами особняк, из калитки сада при нем вышла компания молодых людей. Несколько человек направились к находящемуся на противоположной стороне полицейскому помещению, стали звонить, но не дозвонились. Повернули по каналу и скрылись. Спустя некоторое время к калитке подъехал автомобиль. После таинственных переговоров шоффера с дворниками, стоявшими у калитки, автомобиль осадил к воротам рядом с калиткой. Ворота открыл дворник, и автомобиль въехал в сад. Это привлекло внимание городового, тем более, что в саду слышались разговор, возня, шум, и он насторожился. В это время автомобиль выехал из сада и скрылся. Ворота закрылись. Городовой подошел к дворнику, сметавшему снег, узнать, в чем дело. Дворник заявил: «Ничего не знаю; нам не велено знать. Господа что-то в саду делали, неизвестно что». Городовой был сильно смущен, и в нем не могло не зародиться подозрение чего-то непонятного. В это время дворники других домов сообщили тому же городовому, что приблизительно в тот момент, когда по расчету подъезжал автомобиль, они слышали с набережной реки у моста стрельбу, которую слышали также обитатели сдающегося в наем соседнего дома того же владельца. Обитатели этого дома — преимущественно мелкие ремесленники, портные, сапожники. Дом отделен от набережной большим палисадником, а сзади дома находится упомянутый выше большой сад. Невдалеке от дома находятся всегда усиленные посты городовых. Эти стоявшие постовые заявили, что они около 3 час. ночи действительно как-будто слышали выстрелы, потом их внимание привлекло следующее обстоятельство: к особняку подъехал с потушенными огнями роскошный автомобиль. Городовым это показалось подозрительным, потому что они знали, что в особняке никто не проживает. Отец владельца находится в настоящее время в Крыму, а сам молодой владелец живет в другом доме.
   В особняке все время производится большой ремонт, отделывается квартира, и городовым показалось подозрительным, что вдруг туда подъехал автомобиль. Городовые и околоточные сообщили начальству, в результате чего местный пристав начал расследование, допросил обитателей соседнего дома и сторожей, подтвердивших, что они слышали стрельбу. И вот в то время, когда производилось полицейское расследование были оповещены сыскная полиция охранное отделение, министерство и редакции больших газет о том, что происшедшее событие есть убийство лица с Гороховой улицы, Немедленно по телефону позвонили в квартиру этого лица. Там заявили, что в 12 ч. ночи лицо выехало в квартиру владельца особняка. Сопровождавший это лицо передает, что оно в начале 3-го часа вместе с владельцем особняка и другими господами вышло из квартиры и направилось к особняку. Они все вместе с лицом дошли в сад. Дальше следы этого лица теряются. Все вошедшие в сад имеются налицо, этого же лица до сих пор нет, Семья его спокойно спала до 3-х часов дня. В 3 часа дня, приблизительно, молодой владелец особняка отправился к высокопоставленному лицу, с которым имел продолжительную беседу. В это время чины полиции направились в сад и обнаружили следы крови. Остатки крови тщательно были собраны и отправлена для исследования. Тогда именно явилось подозрение, не убито ли это лицо. В 6 часов вечера на квартиру лица позвонили и сообщили, что с ним дурно и что оно отправлено в клинику и скоро вернется. Оно не вернулось до 2-х часов ночи.
   Нам сообщают, что в компании молодых людей находился секретарь высокой духовной особы.
   По сведениям нашего корреспондента, камердинер владельца особняка показал, что во дворе дома была стрельба, но стреляли в собаку. Полиция отнеслась недоверчиво к этому показанию. Во дворе особняка был произведен обыск, и, действительно, нашли труп собаки из породы волкодавов, лежавший на заднем дворе. В присутствии товарища прокурора полицейский врач сделал вскрытие трупа.
   Оказалось, что одна револьверная пуля пробила ребро, попала в сердце н вышла навылет. Выстрел — и на это следственные власти обращают особое внимание — был произведен с весьма близкого расстояния, почти в упор. И так как найден след лишь одной пули, то остается невыясненным, куда девались остальные.
  На мосту, ведущем на один из островов, были обнаружены следы автомобиля, отъехавшего в сторону и остановившегося на снегу.
   Так как снег здесь лежит большими чистыми пластами, совершенно нетронутым, то следы автомобиля отчетливо видны. От автомобиля идут, опять-таки по чистому снегу, следы ног нескольких людей. Следы эти ведут к спуску под мост. Благодаря тому, что и на спуске и под мостом снег также не тронут, установлено точно, что рядом шли два человека, а сзади один. Следы лежат очень глубоко, что показывает, что люди несли большую тяжесть. По путы следования трех людей на снегу видны кровавые пятна, которые особенно заметны на балке, нависшей над большой прорубью, но никакого окровавленного платья на снегу ни здесь, ни у автомобиля не обнаружено.
   По распоряжению судебной власти, произведен осмотр двух гаражей с автомобилями, выезд которых приостановлен.

МИР ЭКРАНА.

Инсценировка драмы С. Пшибышевского «Бездна» закончена и появится на экранах в начале января. В главных ролях участвуют г-жи Божевская, Мирская и г. Ленчевский.

Интересна картина «Воскресшая легенда», снятая на фоне крымских пейзажей (Бахчисарай и Чу-фут-кале).
В главных ролях—г-жип Арабельская, Дуван, гг. Ценин и Рейнолдс.

М. М. Петипа выступает в кинодраме «Преступление 13-го августа».
Партнерами г. Петипа являются артистка Драматического театра А. Васнецова и Б. Ф. Раевский.

«Электрические уши» Венеции.

По сообщению нейтрального корреспондента, недавно посетившего Венецию, австрийские авиаторы совершили больше 30 налетов на этот город. Венецианская наблюдательная станция, снабжена столь чувствительными электрическими микрофонами, что они передают шум мотора австрийского аэроплана в тот самый момент, как последний покидает Триест, находящийся от Венеции в расстоянии около ста километров. В ту же минуту начинают реветь электрические сирены, предупреждающие о приближении врага, пролетающего расстояние между обоими городами в 40 минут. Этого срока достаточно для приведения в боевую готовность оборонительной артиллерии прежде, чем первый австрийский летчик покажется в виду Венеции.

Индийцы - за союзников.

Вождь индийских краснокожих Клир Скай перед отъездом во Францию прощается с одним из должностных лиц гор. Глазго.

Трудовая Копейка (Москва)

карикатуры войны
Под русским душем: - Вот тебе ответ на мир.