18 (05) января 1917 года

Главнокомандующий западного фронта обратился с приветом и поздравлениями к армиям по поводу Нового года.
     Нападение неприятеля на французскую позицию к северо-востоку от Гедекура было отражено.
     Наступление противника в районе железной дороги Быстрица – Кимпелунг остановлено нашим огнем.
     Атака противника юго-западнее Прайса отбита Румынами.
     Наши части очистили Герлесчи.
     Наши части овладели штурмом с. Ведени юго-западнее Галаца.
     Румынские войска в Карпатах успешно отразили атаки противника и выбили неприятеля из занимаемой им позиции.
     В Лондоне состоялось совещание Ллойд-Джорджа и членов военного кабинета с генералом Нивеллем и сэром Дугласом Хэгом.
     Швейцарский союзный совет распорядился о мобилизации двух дивизий, а также еще непризванных под знамена частей 4-й и 5-й дивизий.
     Бриан вручил посланникам Швейцарии, Швеции, Дании и Норвегии ответ союзных правительств на ноты о присоединении этих государств к предложению Вильсона.
     Державы согласия и Италия вручили Греции свои замечания на греческий ответ на ноту союзников. (С. т.).
     Председатель черногорского совета министров Радович вручил королю прошение об отставке.
     Румынский премьер-министр Братиано с семьей проследовал из Яс в Москву.
     На пост военного министра, вместо генерала Шуваева, назначен генерал Беляев.

Рикши в Харбине.

У нас уже приводился своеобразный проект борьбы с недостатком извозчиков, предложенный харбинскому городскому самоуправлению китайскими подрядчиками.
Китайскими предпринимателями было возбуждено ходатайство о разрешении предоставить в пользование публики 1.000 рикш.
Как сообщает «Н.Ж.» («Новости жизни»), после продолжительных дебатов принято временное введение рикш на двухлетний срок.
Также приняты нормы обложения рикши в размере 5 руб. в год с экипажа, и такса, установленная городским советом.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

Противник ведет интенсивную перестрелку в районе железной дороги Зборов—Золочев и к югу от Августовки. Южнее Свистельники противник выставил открыто пулемет, которым обстреливал наши окопы. Удачным прямым попаданием нашего снаряда пулемет был разбит. Неприятельским огнем к югу от деревни Ямница (на реке Быстрице) обстреливались наши роты, производившие здесь работы. Снаряды, ложившиеся в тылу, вреда нам не нанесли. Огонь противника был вскоре прекращен нашей артиллерией.

РУМЫНСКИЙ ФРОНТ.

В районе железной дороги Быстриц—Кимполунг противник повел наступление на наше расположение к северу от высоты «4285Й, но был отброшен нашим огнем.
Противник атаковал Румын юго-западнее Пралеа (в 18 верстах к югу от впадения реки Касина в реку Тротус), но контр-атакой был отброшен в беспорядке. Ночной атакой нашим частям удалось было выбить Германцев из Герлесчи (к юго-западу от устья реки Рымник) захватив два пулемета, но контр-атакой превосходных сил мы были вынуждены очистить захваченную деревню.
Атака Немцев к юго-востоку от Герлесчи была остановлена нашим огнем. Наши части после подготовки артилерийским огнем овладели штурмом с. Ведени (в 10 верстах юго-западнее Галаца). Противник, получив подкрепления, при содействии ураганного огня артиллерии, сам перешел в наступление с целью вернуть Ведени. Густые цепи его, расстреливаемые нашим сосредоточенным огнем, понесли большие потери и остановились, не дойдя до наших окопов.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Без перемен.

ДЕЙСТВИЯ НАШИХ СОЮЗНИКОВ ЗА ИСТЕКШУЮ НЕДЕЛЮ.

Английский фронт во Франции.

На фронте армии было произведено несколько удачных поисков, при чем разведчики местами прониклиа в третью линию укреплений противника. К северо-востоку от Бомон-Гамель была захвачена неприятельская траншея на протяжении около 1 ½ версты; здесь взято 200 пленных.

Месопотамия.

Англичане овладели позицией противника на правом берегу реки Тигра к северу от Кут на фронте около 1 ¼ версты, при чем взято в плен около 200 человек.

Египет.

Английская конница и верблюжий отряд овладели сильно укрепленной позицией у Рафы (30 миль к северо-востоку от Эль-Ариш). Противник, перешедший в контр-атаку от Шалаль, был атакован Англичанами приблизительно в 4 милях от Рафы и совершенно разбит, потеряв при этом 1.600 пленных, 4 орудия и около 600 убитыми.

Итальянский франт.

В Трентино несколько контр-атак Австрийцев было отбито.
В Карсо Итальянцы удачной атакой овладели выдвинутым передовым укреплением противника, захватив несколько пленных.
В Албании Итальянцы заняли Грабени (на дороге Лясковица-Корица).

Французский фронт.

Ничего существенного не произошло.

Салоникский фронт.

Без перемен.

Петроградский Листок

- Вы знаете, моя дочь делает хорошую партию, у ее жениха есть 3 сажени дров и пуд сахару.

С русско-румынского фронта.

Русские войска идут на выручку румын.

Обыск в поезде.

На-днях на перегоне Маньгоу – Дуйцыньшань мировой судья 11 участка неожиданно произвел обыск в поезде.
В поезде ехала группа опиеторговцев и везла партию опиума.
При появлении полицейских в вагонах произошел переполох.
Публика стала разбегаться по вагонам; многие видели, как чемоданы с опиумом бросали из вагонов на линию.
В заключение задержаны три лица, конфискован в разных вагонах целый воз чемоданов, в которых оказалось до 15 пудов опиума, на сумму до 50,000 рублей.

УДВОЛЕТВОРЕНИЕ.

Фердинанд: - Мы потеряли Монастырь.
Вильгельм: Ничего. Зато мы потопили два госпитальных судна.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

По реке Чаткал, в 90 верстак от Ташкента, начались усиленные работы по добыче рассыпного золота. Первые же результаты превзошли все ожидания — намыто большое количество золота. Работают жители окрестных туземных селений.

Небывалые морозы стоят в Сибири. Около Иркутска были случаи, что в пути замерзали краны паровозов, и паровозы отогревались кострами. Во многих городах были прекращены занятия в училищах. Морозы доходили в иных местностях до 47 гр.

В Иркутске арестованы в гостинице „Центральное Депо“ П. Л шевский, К. Николаева, Н. Ры ов и Н Атлас, которые этапным порядком высланы из Иркутска в манчжурский арестный дом в распоряжение харбинского прокурорского надзора. Арестованные не могут быть освобождены от тюремного заключения ни под какой денежный залог. Всем им предъявлено обвинение по 279 ст. Уложения о наказ.

Горький в Ставрополе.

На - днях в Ставрополе, на вокзале, наблюдалась курьезная картинка. Из вагона второго класса прибывшего поезда спустился на перрон мужчина, в высоких сапогах, теплом пальто и мягкой шляпе. В рядах перронной публики пронесся полушопот:
     — Максим Горький!
Действительно, фигурой, костюмом и характерным лицом прибывший очень был сходен с известным писателем.
Тотчас около неизвестного сгрудилась толпа поклонников, преимущественно же поклонниц, с сияющими лицами.
Недоумевающий мужчина, сопровождаемый многозначительными взглядами и непонятным для него повторением имени писателя, вышел к подъезду и сел на дрогаля.
Поднялись толки: почему на дрогаля, а не на извозчика?
Решили, что так должен поступать истинный М. Горький. Наконец, одна из присутствовавших дам подошла к; неизвестному и задала прямой вопрос:
     — Вы Максим Горький?
Неизвестный улыбнулся и отрекомендовался:
     — Архангельский. Работаю по ремонту иконостасов.
Разочарованная публика скоро покинула перрон.

КРУПИНКИ.

Во всю эту войну за генералом Жоффром верно следовала собака в двойной роли — друга н талисмана («маскота»). Собака эта, чистокровный бульдог, называется Джумбо. На память о войне у Джумбо имеется шрам на ноге — последствие ранения шрапнельным осколком.

Некий туринский ювелир из одной жемчужины вырезал миниатюрный корабль. Парус он сделал из тонкой золотой пластинки, усаженной двумя крохотными алмазами, компас из крохотного-крохотного рубина, а руль из изумруда. Вся эта игрушка стоит 40,000 франков.

Оксфордский профессор Коди, изучавший египетские древности, утверждает, что во времена фараонов известны были и электрическое освещение и электрическая сила.

Голод в Иерусалиме.

Американские консульские чин ы и миссионеры в Палестине сообщают жуткие подробности о состоянии Святой Земли в эту войну. Особенно страшным является положение Иерусалима. Недостаток продовольствия в крае выгнал в город тысячи сельских жителей, где теперь полновластно царит голод и болезни. Сотни семейств не имеют крова и живут на улице, а турецкие власти палец о палец не ударяют, чтобы смягчить нужду и с чисто восточным фатализмом отмахиваются от воплей и жалоб населения.
Столь ужасно положение и в деревне. В окрестностях Вифлеема, где оливковые деревья составляют единственное богатство населения, тысячи этих прекрасных деревьев вырыты с корнем и употреблены на военные цели. Вообще, турецкие власти самым бесцеремонным образом грабят и уничтожают достояние жителей, реквизируя последние остатки припасов, буквально вырывая последний кусок изо рта голодного.

«Дезертиры брака».

Вo Франции старый холостяк не только должен составлять объект особого налога, но и считается преступником против общества, в качестве какового его и трактуют. Холостяк должен облагаться налогом уже потому, что он предмет роскоши в обществе, построенном на семье; но его нужно облагать еще и потому, что среди штатского населения он является приблизительно тем же, чем дезертир среди солдат. Поэтому налог на холостяков должен носить характер не обыкновенного налога, а скорей уничижительной и вместе воспитательной меры.
     «Если холостяку всего 25 лет, его можно обложить только. 500 франков; но если он и в 30 лет продолжает упорствовать в холостом состоянии, его следует строго наказать — присудить к тюремному заключению», - так рассуждают в одном парижском журнале! — «Если он и к 40 годам не одумается и не вступит в брак, его нужно сослать в... каторжную колонию в Гвиане, а имущество конфисковать! Нерасположение к браку так же мало дает права нарушать законы, как и болезнь. Больные должны подвергаться освидетельствованию в специальной комиссии на предмет установления их пригодности к браку и права на уклонение от такового».
     — А что, если я сделаю женщину несчастной? — спрашивает некий честный холостяк редакцию журнала, предлагающего столь драконовские меры против «дезертиров брака».
Редакция ответила: — «Вам не нужно беспокоиться о будущем ваших близких: о них позаботится государство. Вы вообразили, как видно, что мы живем в мирную эпоху!..»

Бомбардировка Радзивиллова.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4, I. На днях в сообщении штаба Верховного Главнокомандующего было кратко упомянуто о налете неприятельской воздушной эскадрильи на местечко Радзивиллов. Прибывшие из Радзивиллова сообщают, что напавшая на местечко неприятельская воздушная флотилия состояла из тринадцати аэропланов разнообразных новейших австрийских и германских типов. Бомбардировка местечка продолжалась около часа. Всего было сброшено 46 бомб, из которых разорвалось 39. Среди убитых и раненых мирных жителей есть несколько женщин и детей.
Неприятельские летчики сбросили, прокламацию, возвещающую, что их налет на Радзивиллов является ответом на рождественскую бомбардировку станции «Заблотце» и местечка Ясонова, произведенную нашими аэропланами.

М. Л.

В Россiи.

Китайский сахар.

КРАСНОЯРСК, 4, I. Красноярский кондитер Фоминых получил первый вагон китайского сахара. Фоминых выписал сахар со станции «Ашихе», Китайской Восточной железной дороги. Сахар на месте, в Китае, обошелся Фоминых по 10 р. 25 к. за пуд, акциза и пошлины заплачено по 8 рублей с пуда, провоз багажом от Ашихе до Красноярска стоил тоже по 8 рублей с пуда. В общем, считая и расходы по «смазке» железнодорожных «толкачей», китайский сахар обошелся Фоминых около 30-ти рублей за пуд.
По словам Фоминых, лично ездившим в Ашихе за сахаром, особенно большой спрос на китайский сахар наблюдается со стороны московских и петроградских купцов.
Москва и Петроград закупили китайского сахара на сотни тысяч рублей.

Манчжурская пробка.

ЧИТА, 4, I. На станции «Манчжурия» находится полмиллиона пудов рыбы: сазана, щуки, караси.
Несколько сот тысяч пудов давно закуплено уполномоченными и муниципалитетами для продовольствия населения.
По наряду биржевого комитета ежедневно вывозилось только два вагона.
С нового года и этих вагонов не дают, положение самое критическое.
Если немедленно не предоставят вагонов, рыба сгниет, и население останется без недорогой питательной пищи.
Биржевой комитет телеграфно ходатайствует чуть ли не перед всеми существующими в Петрограде учреждениями о немедленном предоставлении вагонов. Увенчается ли успехом это ходатайство,—сказать мудрено, несмотря на то, что в этом заинтересовано население обеих столиц, целого ряда городов России и др.

Голоса общественных организаций.

ЧИТА, 4, I. Биржевой комитет единогласно признал необходимым созвать в самом ближайшем времени чрезвычайный всероссийский съезд по продовольственному делу.

Кризисы.

ТАМБОВ, 4, I. В городе мясной кризис. Говядины на рынке почти нет. Продается она в 1—2-х лавках в ограниченном количестве и весьма плохого качества. Одна из причин отсутствия говядины — несоответствие таксы на нее в Тамбове и уездах. В Тамбове такса установлена по 40 коп. за фунт, в уездах — 45 коп. В следствие этого, мясо из Тамбова вывозится в уезды. Телятины и свинины на рынке сколько угодно. Телятина продается по 75 коп. фунт, свинина - по 80 коп. фунт.

КАЗАНЬ, 4, I. На заготовку дров для потребностей всего города дума просит двухмиллионную ссуду от казны.
Купец Землянов дал безвозмездно городу на дровяную операцию 100,000 рублей. Постановило притти городу на помощь и открывшееся земское собрание.