15 (02) февраля 1917 года

Наступление Немцев па наши позиции севернее м. Киселин отбито заградительным огнем.
     Немцы, ворвавшиеся в наши окопы южнее озера Дрисвяты, были выбиты нашей контр-атакой и положение восстановлено.
     Наши части на румынском фронте после двухдневного боя, закрепились в 5 верстах восточнее Якобени.
     Итальянские войска отразили нападение неприятеля на траншей в верхнем течении потока Коальба, на правом берегу Бренты.
     Британские войска в Месопотамии бомбардировали мост на Шуране, а также возобновили наступление на правом берегу Тигра, отбросив неприятеля к последней линии окопов.
     Неприятельская подводная лодка появилась близ устья Адура па юге Англии и произвела шест выстрелов.
     К востоку от Суше британские войска произвели удачные нападения на противника, повредили его укрепления и разрушили 4 минных галереи.
     В Иоркшире произошел взрыв на заводе военных снаряжений; жертв нет.
     Между правительствами Швеции, Дании и Норвегии достигнуто соглашение о взаимной защите от нападений.
     Греческий посланник в Берлине передал германскому правительству протест Греции против подводной войны.
     Правительство Перу в ноте Германии заявляет протест против беспощадной подводной войны.
     Палата представителей в С.-А. С. Штагах приняла морской биль о разрешении кредитов на сумму 369.000.О00 долларов.
     Германские власти приказали американским врачам, работающим в Грауденте, немедленно выехать из Германии. (С. т.).

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

После весьма интенсивной артиллерийской подготовки, частью химическими снарядами, Немцы, силой свыше батальона, атаковали наши части, расположенные южнее озера Дрисвяты, и ворвались в наши окопы, но последовавшей затем контр-атакой и огнем Немцы были выбиты и положение восстановлено. В районе дд. Семенки, Лещеняты (к югу от оз. Вишневского) Немцы выпустили ядовитые газы: донесения о потерях еще не поступало. Вечером 30 января Германцы повели наступление на наши позиции в районе севернее м. Киселина, но были отбиты заградительным огнем. В районе северо-западнее Н.-Олексинца нашими частями после упорного боя занят ближайший к нам край воронки, образовавшейся после взрыва нами горна.

РУМЫНСКИЙ ФРОНТ.

Днем 30 января Германцы после сильной артиллерийской подготовки большими силами атаковали наши позиции по обе стороны шоссе Якобени — Кимполунг и после ряда атак овладели высотой, что в 4 верстах восточнее Якобени. На остальном фронте все атаки отбиты. В ночь на 31 января наши части перешли в контр-атаку и после ожесточенного боя, продолжавшегося всю ночь, сбили Немцев с высоты, восстановили свое положение и захватили в плен 7 офицеров и 156 нижних чинов Германцев. В этом бою убит доблестный командир полка, полковник Косиненко.
Днем 31 января противник после сильной артиллерийской подготовки вновь превосходными силами перешел в наступление по обе стороны шоссе Якобени - Кимполунг. После боя, продолжавшегося весь день, неприятель захватил две высоты в 4 верстах восточнее Якобени. Наши части отошли на версту и заняли высоты в 5 верстах восточнее Якобени, где закрепились. На остальных участках румынского фронта перестрелка * и поиски разведчиков.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Ничего существенного не произошло.

Действия летчиков.

Нашими самолетами сброшены бомбы на железнодорожную станцию Повурск (к востоку от Ковеля) и в склады севернее упомянутой станции. Немецкими аэропланами сброшены бомбы на ст. Роденпоис (восточнее Риги), над м. Ливенгоф (близ Фридрихштата), гор. Вилейка, д. Святица (севернее оз. Выгоновского), южнее м. Киселин, ст. Радзивилов и над районом южнее Броды. В рижском районе, южнее Фридрихштата и западнее Двинска три неприятельских аэроплана, обстрелянные нашим огнем, принуждены были снизиться в расположении противника.
Восточнее Ковеля летчик штабс-капит. Кострицкий имел шесть воздушных столкновений с германскими самолетами.

ДЕЙСТВИЯ СОЮЗНИКОВ В ТЕЧЕHИE ДВУХ ИСТЕКШИХ НЕДЕЛЬ.

На бельгийском фронте в ночь с 16 на 17 января после сильной артиллерийской подготовки германская пехота атаковала позиции Бельгийцев близ Хет-Саса, но была отброшена артиллерийским огнем. Атака небольших сил Германцев на расположение Бельгийцев близ Стеенстрате, Диксмюде и Перевиз были неудачны. На остальных участках фронта перестрелка, борьба ручными гранатами и поиски разведчиков. Два неприятельских аэроплана принуждены были спуститься в расположении Бельгийцев.

СЛУЖБА РУССКИХ ПОДДАННЫХ В АНГЛИЙСКОЙ АРМИИ.

ЛОНДОН, 31 января. (Соб. кор.). Палата общин. В заседании от 31 января лорд Сесил, отвечая на вопрос, сообщил, что русское правительство изъявило готовность заключить соглашение с Великобританией относительно военной службы русских подданных, проживающих в Великобритании, и что в настоящее время этот вопрос рассматривается соответствующими ведомствами.
Помощник статс-секретаря Хоп, отвечая па вопрос, заявил, что интернированные подданные неприятельских стран, обладающие физическим здоровьем, будут посланы на полевые работы, однако, к гражданским лицам принудительных мер не будет применено.
Министр Барнес внес билль о покрытии расходов, сопряженных с деятельностью комитетов, вырабатывавших положения о пенсиях за морскую и военно-сухопутную службу, выразив, при этом сожаление, что он не может объявить новые пенсионные оклады. Министр заявил, что билль о пенсиях будет внесен через несколько дней.

Критическое положение Царицына.

«Саратовскому Листку» сообщают:
     Из Царицына продолжают поступать в канцелярию уполномоченного телеграммы о критическом положении города. Запасы муки иссякают, мельницы стоят, подвоза зерна нет; из Донской области зерна не выпускают.
На днях от члена Гос. Думы Кленова получена из Царицына телеграмма, в которой он просил К. Н. Гримма устроить отправку обещанных со ст. Балашев 25 вагонов пшеничной муки и 25 вагонов ржаной муки.
Отправить эти 50 вагонов, однако, г. Гримм не может, так как до сих пор, несмотря на несколько посланных им телеграмм в воронежский порайонный комитет о предоставлении наряда на внеочередную погрузку этих 50 вагонов, ответа от комитета нет.
Г. Гримм вновь послал телеграмму в Воронеж и, кроме того, телеграммой сообщил министру земледелия, о критическом положении Царицына и просил содействия к вывозу из Донской области в Царицын 500 тысяч пудов пшеницы и 500 тысяч пудов ржи.

Петроградский Листок

Дума должна быть деловой.

старинная карикатура
М.В.Родзянко. – Ваше предложение, г. Чхеидзе, за №13789, мы рассмотрим. За вами очередь, г. Керенский. И пожалуйста, не задерживайте.

КИНЕМАТОГРАФ.

В Петрограде в скором времени открывается первая частная библиотека кинолент, специально для отпуска лент в учебные заведения и лицам, имеющим аппараты для собственного пользования. Ленты можно будет получать за определенную помесячную плату и залог.

Число миниатюр-театров при кинематографах уменьшилось в столице с 1-го января. так как часть их была признана опасной в пожарном отношении.

Еще одна попытка соединить экран с драматическим представлением сделана артистом г. Захаровым: в трехактной комедии пролог и эпилог происходят на экране.

Квартира штаба полка, защищенная от неприятельск. снарядов.
(Фот. газ. «Ранн. Утро».)

КРУПИНКИ.

Недостаток искусственной синьки, чувствующийся благодаря войне почти во всех странах, за исключением германии, вызвал сильное повышение цены на натуральное индиго. В виду этого в Китае снова начали разводить это растение после долгого перерыва, вызванного обесцениванием его в связи с успехами европейской индустрии красящих веществ.

В Абиссинии развод представляется очень легким делом. Супруги отправляются к представителю власти, в присутствии которого решают, какая часть общего имущества должна достаться каждому из супругов, и затем каждый из них волен вступить в новый брак.

Две и один.

Недавно в венском военном суде разбиралось оригинальное дело об уклонении от воинской повинности.
Машинист Рудольф Пельц был освобожден при первом призыве в декабре 1914 года. Но к поверочному призыву он не явился. В этом ему содействовали две женщины: его жена Бригитта и некая Мария Дворжак, с которой он летом 1914 г. вступил в связь. Когда ее муж ушел в поход, она в апреле 1915 г. взяла Пельца к себе в «настоящие мужья». В мае она поступила привратницей в один из домов на Басларовской улице, а жена Пельца нашла себе место прислуги. В начале декабря Пельц и Дворжак поселились на Маркштрассе, при чем Пельц не заявил о себе полиции и скрывался до своего ареста. В течение долгих полутора лет Пельц не оставлял своего убежища, разве на самое короткое время, и то изредка.
Чтобы не попасться врасплох, он устроил под кроватью своей возлюбленной подполье, приблизительно в метр глубиною, куда и прятался в случае прихода посторонних. Это подполье прикрывалось куском линолеума. Кормился подпольный машинист отчасти швейной работой, которую ему добывала возлюбленная, отчасти поддержкой жены и любовницы. Эта идиллия была нарушена неожиданным возвращением мужа Дворжак, который и донес обо всем властям.
На суде Пельц объяснил, что он не явился в назначенный срок на переосвидетельствование, а после пропуска срока не являлся, боясь наказания. Обеих женщин привлекли к ответственности за сокрытие лица, уклоняющегося от воинской повинности. Дворжак заявила, что любит Пельца больше всего на свете.
В публике и среди судейского персонала царило очень веселое настроение, когда обвиняемые рассказывали, как они перетаскивали свое общее сокровище в сундуке на новую квартиру.
Жена Пельца заявила, что помогала своему мужу укрываться от воинской повинности из горячей любви к нему. О том, что он находился в связи с Дворжак, она узнала впоследствии.
Пельца приговорили к 10 месяцам строгого тюремного заключения, его жену — к пяти, а любовницу — к трем месяцам.

Ход сообщений в траншеях.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утра»).

НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ ИЗ БУМАГИ.

В виду дороговизны шерстяных материй во Франции чуть не с первых дней войны приготовляют важнее белье из бумага, особым образом фабрикуемой из волокон конопли. Белье это отличается легкостью, прочностью, непроницаемостью для жидкостей, удобством и дешевизной. Все солдаты французской армии, особенно те, кому приходится сидеть в траншеях снабжаются таким бельем. Оно изготовляется в следующим главных формах: манишка, манишка-жилет и жилет, застегивающийся на пуговицы. Наиболее распространена манишка. Она весит всего 85 граммов, т.-е. гораздо менее четверти фунта, и стоят в продаже 75 сантимов. Из бумага же изготовляются теплые и легкие кальсоны, а также гигиенические стельки.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

Во всех ташкентских транспортных конторах и на железной дороге происходит перепись товаров, предназначенных к отправке, при чем товары пока задерживаются. Говорят, что много предметов будет реквизировано, и в том числе все мыло, предназначенное к отправке.

По речке М. Джевоскиту, в Ам. обл., на прииске «Дитя» открыты богатые залежи рудного золота. Первые пробы дали содержание до 7 золотников золота на 1 пуд породы.

В низовьях Енисея, по рекам Taзу и Хатанге, сильный падеж скота. Есть семьи, лишившиеся всех своих стад и не имеющие возможности выехать даже за покупкою необходимых продуктов питания и охотничьих принадлежностей. Оставшись в тундре без всяких запасов, они, несомненно, обречены на голодную смерть.

Кризис «гробовой доски».

Город Ставрополь стал переживать новый очередной кризис.
Ощущается острый недостаток в досках, без которых заготовление гробов становится затруднительным.
Городская управа обратилась к управляющему губернией со следующей просьбой:
«В городе полное отсутствие лесного материала. Недостаток в этом материале дошел до таких размеров, что местные гробовщики отказываются от заготовления гробов, и город стоит пред вопросом о невозможности погребать покойников.
Ходатайство города о получении двух вагонов леса из Царицына до сего времени не дало никаких практических результатов».
Городская управа в виду этого обратилась с покорнейшей просьбой к управляющему губернией возбудить пред кем следует телеграфное ходатайство о разрешении реквизировать и передать городу лес с цирка «Колизей», построенного на Александровской площади».

Дезертир.

Из Енисейска сообщают:
     «В Николаевской слободе в колодце торговой бани обнаружен труп канской мещанки Клавдии Брызгаловой.
В связи с этим задержан был служащий бани Г. Цветков, оказавшийся дезертиром Клочковым. На допросе Клочков заявил, что Клавдия Брызгалова находилась с ним в связи и потом неизвестно куда скрылась. Затем Клочков сознался в преступления, показав, что он ударил свою сожительницу по голове и спустил в колодец.
Сделал же это Клочков, по его словам, потому, что опасался доноса со стороны Брызгаловой, так как она будто бы неоднократно грозила открыть властям его дезертирство.
По показанию Клочком, в колодце труп находился с 5 января».

В Россiи.

«Слесаря».

АСТРАХАНЬ, 30,I. В пригороде Форпосте на судостроительных ремонтных мастерских обнаружены многочисленные лица в качестве слесарей, в действительности оказавшиеся богатенькими субъектами, решительно незнакомыми с слесарным делом.

Солдатская махорка.

КРАСНОЯРСК,31,I. Полицейским дознанием установлено, что здешний миллионер Севастьянов, у которого была обнаружена жандармами перекупленная им солдатская махорка, предназначенная для отправки на фронт, продавал ее частным покупателям по 80-ти руб. за ящик. В продовольственную же лавку он отпускал ее по 46 р. – 46 р. 20 к. за ящик, тогда как, согласно бандерольным ценам, не мог продавать ее свыше 42 руб. за ящик.
Власти заняты расследованием, каким путем солдатская махорка попала в склад Севостьянова.
Дело передается прокурору.

На Камчатке.

ПЕТРОПАВЛОВСК, 1,II. С полудня Мутновская сопка выбрасывает огромны столбы желтоватого дыма.

Симбирянин

Второй мост у Батраков.

В виду истечения срока «службы» Александровского моста, почему требуется значительный ремонт его и смена железных частей, теперь приступлено к подготовительным работам по проведению ветки от линии дороги на сто сажен ниже Александровского моста. По этой ветке будут свозиться строительные материалы для возведения второго моста, что в сильной степени увеличит пропускную способность дороги. Этот мост будет ниже Александровского на несколько сажен.
В течение 1917 и 1918 гг. предполагается переправлять через Волгу поезда на особых платформах, как это практикует рязанско-уральская дорога у Саратова.

Трудовая Копейка (Москва)

Полезные совѣты.

(Ответы на вопросы читателей «Трудовой Копейки»).

Ал-ею Св-му. Бросьте язык Державина с его «златой красой», больше читайте классиков мировой поэзии, не торопитесь писать и что-нибудь выйдет.

Вл. Майстрах.