22 (09) февраля 1917 года

В Петрограде состоялось первое заседание совещания о будущем устройстве Польши.

Британские войска в Египте овладели Бир-эль-Гассаной и взяли в плен весь гарнизон: гарнизон поста Некль бежал.
     Французские батареи разрушили германские траншеи к северо-западу от высоты «304».
     Бельгийскими войсками к югу от Стеенстрате отбиты две попытки Германцев произвести атаки на бельгийские посты.
     В английской палате общин выдающиеся пацифисты заявили требования о начале мирных переговоров. Сильную речь им в ответ произнес Бонар-Лоу. Новая английская газета «National News» помещает телеграмму князя Н. Д. Голицына с приветствием британскому народу.
     Американский посол в Берлине Джерард выехал из Парижа в Испанию для следования в С.-А. С. Штаты.
     Американский посол в Вене передал министерству иностранных дел меморандум по вопросу о подводной войне. Германский имперский бюджет заключен с дефицитом 1.850 мил. марок.
     Немцы закрыли бельгийско-голландскую границу.
     Во всех общинах Франции расклеивается воззвание Клемантеля, Мелина и Лубэ к поселянам с приглашением засевать все свободные земли, так как обильная жатва подготовит победу.
     В Кракове полное отсутствие хлеба, несмотря на 26 градусные морозы население целую ночь дежурит у булочных.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

На западном, румынском и кавказском фронтах — перестрелка и поиски разведчиков.

Французское сообщение.

ПАРИЖ, 7 февраля. Наши батареи разрушили германские траншеи к северо-западу от высоты «304».
На остальном протяжении фронта местами происходила с перерывами артиллерийская перестрелка.
К югу от Сернэ нашими зенитными орудиями сбит германский аэроплан. (Аг. Гаваса). (ПТА)
ПАРИЖ, 7 февраля. 5 февраля потоплено французское судно «Jean Pierre» в 450 тонн водоизмещения, 6 февраля потоплены: английский пароход «Brigade» в 425 тонн, французский пароход "Alice» в 580 тонн, норвежский пароход «Skrim» в 727 тонн и английское парусное судно «Centurion в 4828 тонн. (Аг. Гаваса).(ПТА)
ПАРИЖ, 8 февраля. В течение ночи ничего выдающегося не про изошло. (Аг. Гаваса). (ПТА).

Бельгийское сообщение.

ГАВР, 7 февраля. В течение ночи к югу от Стеенстрате нашим огнем были отбиты две попытки Германцев произвести атаки на белгийские посты. На остальном фронте обычная артиллерийская перестрелка. (Аг. Гаваса). (ПТА).

Английское сообщение.

ЛОНДОН. 8 февраля. Вчера вечером к югу от Летранслуа под прикрытием сильной бомбардировки, которая сравняла с землей британские траншеи, сильный германский отряд, пользуясь струями горючей жидкости, овладел одним из наших небольших передовых постов.
Ночью у Армантьера и к востоку от Ипра мы проникли в германские позиции, где произвели значительные разрушения.
Вчера вечером к юго-западу от Витсхете Германцами была взорвана мина, не причинившая никакого вреда,
В течение дня мы успешно обстреляли германские траншеи близ Сайи-Сяйизеля, у канала Лабасэ, Мессины и Витсхете. (Аг. Рейтера). (ПТА).

Итальянское сообщение.

РИМ, 8 февраля. В ночь на 6 февраля противник по галерее, прокопанной под снегом, проник в одну из наших траншей вблизи Цебио.
После ожесточенного рукопашного боя неприятель был отброшен, понеся значительные потери и оставив в наших руках несколько пленных.
Вчера мы снова обстреляли железнодорожную станцию в Тарвисе.
На остальном протяжения фронта артиллерийская перестрелка с наибольшим напряжением происходила в районе к востоку от Горицы и на Карсо. (Аг. Стефани). (ПТА).

От главной палаты русского народного союза имени Михаила Архангела.

Главная палата, в сознании своего верноподданнического долга, считает необходимым довести до сведения своих отделов следующее:
     1)Группа монархистов, во главе которых стоят: Н.Марков, граф Н.Гейден, В. Соколов и Р. Трегубов, созывает в Петрограде в ближайшем будущем съезд монархистов и рассылает отдельным лицам и монархическим организациям пригласительное «Окружное послание», носящее характер прокламации. Содержание ее таково, что мажет посеять тревогу и смуту в умах русского народа.
    Настоящее политическое положение России в этом «Окружном послании» изображается в таком виде, что чуть ли не вся Россия объединилась в заговоре, с целью ниспровержения монархического строя. Авторы послания называют крамольниками и изменниками: Госуд. Совет, Госуд. Думу, объединенное дворянство, все общественные учреждения, обслуживающие армию, и всех русских людей, кто-не заодно с ними.
    2)Главная палата считает подобную оценку настоящего политического положения страны заведомо ложной и злонамеренной. Все русские граждане, за небольшими исключениями, (к каковым, к сожалению, приходится причислить и авторов окружного послания) дружно объединены в общем стремлении к победе над врагом и к обеспечению для исстрадавшейся Родины блага прочного и долговременного мира. Даже крайние левые политические партии, являющиеся в других вопросах оппозиционными правительству, в вопросе войны — единомышленны со всеми.
    3)Главная палата не признает ни за собой, ни за другими монархическими организациями права на монополию патриотизма, а посему полагает:
    4)Всякие съезды политического характера, какого бы они ни были направления, ведущие к усилению внутренней розни в стране, совершенно недопустимы. Собирание подобных съездов в данный момент является уже не простой ошибкой, а провокацией, граничащей с государственным преступлением.
    5)Главная палата считает допустимыми и даже желательными съезды военно-технического или экономического характера, имеющие целью снабжение армии боевыми и продовольственными припасами, а также устранение той продовольственной разрухи, от которой стонет в настоящее время русский народ.
    6)Не подлежит сомнению, что по окончании войны, потребуются монархические съезды для рассмотрения вопросов внутренней русской жизни, в которой война, возможно, произведет большие изменения.
     Несомненно, придется рассматривать вопрос и об отношениях русского народа к инородцам, в зависимости от их отношения к русской государственности и народу во время войны.
     Несомненно, будет поставлен на очередь вопрос о выяснении задач монархических организаций и вопросов экономического характера, в смысле широкого развития производительных сил России, для того, чтобы удешевить и устроить жизнь низших классов населения.
     Все это явится первейшей заботой главной палаты тотчас же по окончании войны. Но сейчас не время пересмотра политических программ, а время войны, когда все русские люди, без различия звания, состояния и национальности, должны дружно объединяться вокруг Царя, под знаменем России, нашей общей матери, для окончательного одоления внешнего врага.
В виду всего вышеизложенного, главная палата, в заседаниях своих 7 и 8 сего февраля, единогласию постановила никакого участия в предстоящем съезде не принимать, а также безусловно предлагает и отделам своим воздержаться от посылки на съезд своих уполномоченных.
При этом отделы предупреждаются, что те из них, кои нарушат это постановление и примут участие в съезде, будут закрыты, а знамена у них отобраны. Применение этой меры главная палата считает совершенно необходимым, в виду принципиальной важности вопроса. Сейчас пора работы, а не возбуждения в стране путем съездов политических страстей.

Председатель союз Владимир Пуришкевич.

Секретарь С. Облеухов.

Следуют подписи 18 членов гл. палаты.

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

На одной из станций Сибирской ж.д. обнаружен контрабандный спирт в бревнах, выдолбленных и заделанных с двух концов.

В Витебске умерла некая Гурвич, оставившая наследство, определяемое в 18 миллионов.

Воспитанники 5-го класса тобольской духовной семинарии по окончании нынешнего учебного года все без исключения выходят из семинарии, так что в будущем 1917 – 18 учебном году в тобольской семинарии выпускного 6-го класса не будет. Это явление в жизни семинарии неслыханное. Окончание 4-х классов духовной семинарии, как известно, дает право на поступление в университет.

«Спрос создает предложение»,- иногда совсем не с той стороны, от куда оно должно было бы исходить...
В последние дни, благодаря «безхлебью», в Москве появилась особая категория людей, преимущественно подростков, занимающихся получением в булочных французских и других булок с целью перепродажи. Эти новоявленные спекулянты пре красно изучили, в какие часы в каких булочных выходит хлеб, составили себе самое точное «расписание» и аккуратно являются к дверям каждой булочной в числе самых первых.
Получив хлеб, они или тут же продают его кому-нибудь из только что подошедших и устрашенных перспективой стояния в длинной очереди, или даже доставляют на дом, обзаводясь все более н более широкой клиентурой. За обыкновенную французскую булку этим многообещающим «предпринимателям» платят по 25—30 коп.

Вчера лица, проходившие около 5 час. дня по Сретенке, могли наблюдать весьма любопытную уличную сценку, характерно для переживаемого времени иллюстрирующую поговорку: «нужда скачет, нужда пляшет».
Мерзнувшие в длиннейшей очереди у дверей одной из местных булочных женщины, согревались и развлекались, пляскою.
Эти необычные и неожиданные танцы происходили под звуки губной гармоники, на которой наигрывала плясовые мотивы одна из ожидавших выдачи хлеба женщина.
Нововведение, превращающее тяжелое и нудное топтание на морозе в веселый пляс, — встречает поощрение в одобрение случайных прохожих.

КРУПИНКИ.

В Англии почтовое ведомство ввело конверты военного времени. Адрес пишется на узенькой полоске бумаги, Которая наклеивается на конверт. Таких полосок можно наклеить, сколько угодно. Один конверт может служить десятки раз.

В гор. Гаропсее, около Лондона, нашли употребление старым жестянкам. Они собираются городом, переплавляются особенным способом - и продаются сталелитейным заводам для военных работ.

В Берлине недавно найдена была новая картина Дюрера. Она изображает Святое Семейство, имеет полную подпись художника и дату - „1509“. Картина попала в Германию из Португалии и за нее заплачено полмиллиона марок.

По исследованиям одного германского судьи, война сильно повлияла на усиление преступности среди германской молодежи. В Гамбурге, например, в 1913 г. было вынесено 775 приговоров малолетним преступникам, в 1914 г. это число понизилось, до 715, а в 1915 г. поднялось до 860.

Русские Ведомости (Москва)

Военнопленные для полевых работ.

Московская губернская земская управа обратилась с телеграфным запросом ко всем уездным управам губернии, сколько военнопленных им понадобится для предстоящих полевых работ. Губернской управой получены следующие ответы: московской уездной управе необходимо 4,000 военнопленных серпуховской – 1,157, клинской - 1,000, коломенской - 600, волоколамской - 300, верейской - 329 рузской, – 500, богородской - 908, можайской - 250, подольской - 500, бронницкой - 357.      Так как губернская управа уже возбудила ходатайство об отпуске 6,000 военнопленных, то ей придется возбудить дополнительное ходатайство об отпуске еще недостающего числа военнопленных.

Трудовая Копейка (Москва)

Не сократиться ли нам в увеселениях?

К недостатку топлива.

Ответы наших читателей.

ХII.

Современные кинематографы, — это язва нашей жизни. Oни занимаются не научными целями для юношества, и не подготовкой молодого поколения к подвигу жизни, к суровой борьбе с ней.
Нет! Вопреки здравому смыслу, кинематографы показывают только «любовь» сладкие поцелуи и порнографию с самым откровенным цинизмом. Развращается молодежь самым пошлым образом. Но гг. владельцы сознательно культивируют «любовь» и, играя на низменных чувствах молодого поколения, наживают бешеные деньги, а нравы падают все ниже и ниже. Нынешняя молодежь воспитанная на романах Вербицкой и «кинемо», представляют из себя беспринципных и безнравственных самок и самцов, поклоняющимся только «золотому тельцу», который покупает молодое тело обоих полов .и коверкает душу.
Этому виной «кинемо», которые и следует закрыть немедленно. Следует закрыть также и рестораны, где вампиры-мародеры прокучивают награбленные с нас деньги.

Ф. М. Ор-в.
ХIII.

Я, солдат, и понимаю, что театр в настоящий момент есть издевательство!..

Солдат Юшкин Ивам.
XIV.

Недостаток топлива ставит нас перед насущнейшей необходимостью закрытия кинематографов, шантанов и др. заведений, которые не имеют никакого воспитательного или научного значения. Кинематограф — не театр и не увеселительное заведение, а в настоящее время НИЧТО и следовало бы в первую очередь не на улицах сокращать освещение, которое так необходимо для нас, а закрыть ненужные кинематографы и шантаны. Если мы миримся с необходимостью сокращения освещения улиц, то закрытиие ненужных кинематографов и шантанов мы должны только приветствовать!..

Читатель В. Раганов.
XV.

Кому в Москве не приходилось видеть жуткой картины закрытых помещений булочных и лавочек, торгующих предметами продовольствия, за неимением муки, и за недостатком питания? Между тем, кинематографы и места увеселений размножаются, тратя массу электрической энергии. Разве это допустимо в такое тяжелое время?

Алексей Голубев.

Московская жизнь

Прирост населения в Москве.

Городской управой произведен подсчет населения Москвы по данным только что произведенной переписи. Подсчет показал, что за два последних года население столицы почти совершенно не увеличилось, достигнув 2 миллионов.

Экономия и дороговизна.

Городское управление испробовав все средства дли того, чтобы снабдить столицу всем необходимым в достаточном количестве и убедившись, что добиться этого нет никакой возможности, решило прибегнуть к экономии.
Сокращено уличное освещение, отопление городских зданий, на этих днях будет сокращено движение трамваев.
Со всем этим можно было бы легко примириться, так как в переживаемое время не до излишеств, если бы в то же время можно было быть уверенным, что этой экономией дело ограничится.
Городская управа, по крайней мере, в этом не уверена. Возможно, что в экономии придется пойти и дальше.
Но допустим, что дело ограничиться теми мерами, которые намечены. Обыватель будет урезан, будет терпеть известные лишения.
Дадут ли ему эти лишения возможность расходовать меньше средств, чем он расходовал до сих пор?
Увы! Этого-то именно и не случиться.
Та же управа произвела исследование роста дороговизны. Оказывается, по данным этого исследования, что только с Нового года до сих пор жизнь успела вздорожать на 42%.
За таким ростом дороговизны никакая экономия по угонится.

Челябинский Листок

старинная реклама