07 марта (22 февраля) 1917 года

Киевская Мысль

В ожидании разлива Днепра.

В последние дни, в связи с приближением времени таяния снегов, из различных мест Приднепровья поступают в городскую управу сведения о предпринимаемых там мерах к предупреждению наводнения, в виду обильно выпавшего снега. Из некоторых мест поступают запросы о тех мероприятиях, которые намечены гор. Киевом в этом направлении. Вчера в городскую управу поступило сообщение верхнеднепровской гор управы о том что верхнеднепровское гор. управление озабочено принятием мер против наводнения от разлив а Днепра. Верхнеднепровская управа просит сообщить ей, глубокий ли выпал снег в окрестностях г. Киева и нужно ли ожидать в наступающую весну большого разлива Днепра и его притоков.

Походному атаману при Его Императорском Величестве Государе Императоре великому князю Борису Владимировичу Высочайше пожалован при грамоте пернач, как эмблема атаманской власти. Пернач — серебряная или позолоченная булава, служащая внешним признаком звания казачьего атамана.
     На персидском фронте наши войска преследуют Турок и заняли селения Хуссейн-Абад и Шаряк.
     На хамаданском направлении наши войска атакуют Турок, занимающих Асад- Абадский перевал. В Юго-восточнее озера Алголь Турки отступают на Довлед-Абад.
     Итальянские войска на трентинском фронте захватили сильную неприятельскую позицию в верхней части долины Пеллегрино. на высоте более 2.700 метров.
     Британские войска произвели два удачных внезапных нападения к юго-востоку и к северу от Арраса и захватили 42 пленных и пулемет.
     Между французским министром колоний и министром иностранных дел H. Н. Покровским состоялся обмен телеграммами по случаю благополучного прибытия союзных миссий.
     Президент Вильсон опубликовал декларацию, в которой доказывает необходимость изменения наказа сената.
     С необычайной торжественностью состоялось вступление Вильсона на новый срок президентства.
     Японской императрицей пожертвовано 100.000 иен в пользу раненых держав согласия.
     Австралийский парламент распущен. Новые выборы состоятся 22 апреля.
     Скончался бывший президент Португальской республики Арриага,

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

На западном и румынском фронтах перестрелка и поиски разведчиков.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Наши войска, преследуя Турок, отступающих от Биджара на Сенне, заняли селения Хусейн-Абад и Шаряк. На хамаданском направлении наши войска атакуют Турок, занимающих Асад - Абадский перевал.
В районе юго-восточнее озера Алголь Турка отступаю на Довлет-Абад, преследуемые нашими войсками.

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКОВ.

19 февраля наш воздушный корабль, несмотря на атаки германских самолетов-истребителей, совершил налет на Барановичи, сбросив бомбы. В районе ст. Волчецк (Сарны-Ковельской ж.д.) летчиком унтер-офицером Андреевым сбит германский самолет. Аппарат сгорел, а летчики взяты в плен.

Действия летчиков.

В течение дня два германских аэроплана, подвергшиеся нападению наших аппаратов, были сбиты: один - из районе Отрекура (департамент Мааса), другой — близ Нампселя (департаменте Уазы).
Третий неприятельский аппарат огнем наших зенитных батарей принужден был снизиться к северу от Бурнгаупта. (Аг. Гаваса). (ПТА).
ПАРИЖ, 21 февраля. На правом берегу Мааса сражение продолжается к северу от Каррьерского леса. Германцы пытались выгнать Французов из частей траншей, вчера в ночь отнятых нами; однако, все эти попытки были отражены огнем и контр-атаками. Артиллерийский бой продолжается в районе к северу; от Дуомона. Два внезапных нападения, произведенных Французами, одно к югу от Лассиньи, а другое в участке Аммерцвиллера, дали нам возможность взять пленных.
На остальном протяжении фронта ночь прошла спокойно.

Действия летчиков.

Подтверждается, что французский летчик сбил германский аэроплан 19 февраля в районе Орна. Днем 19 февраля отряды британских морских аэропланов бомбардировали станции Бребах и Сент-Авольт к юго-востоку и к юго-западу от Сааренбрюкена. Было сброшено 40 бомб, большая часть которых попала в цель. В ночь с 19 на 20 февраля французский летчик сбросил бомбы над станцией и военными учреждениями во Фрейбурге—в Брейгау (Баден), а другой над мельницами, у Кэля около Страссбурга. В ночь с 20 на 21 февраля французская эскадра сбросила 3.130 килограммов взрывчатых веществ над авиационным парком в Варэн (департамент Оузву). (Аг. Гаваса). (ПТА).

Английское сообщение.

ЛОНДОН, 21 февраля. Сегодня утром Германцы атаковали наши позиции к востоку от Бущавена, занятые нами вчера, но были отбиты, понесли потери и оставили в наших руках пленных.
К востоку от Гомкура мы улучшили и укрепили позиции, отбитые нами вчера.
<...>

СКАНДАЛ В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ.

Хор пел весь спектакль «пианиссимо».

Вчера в Мариинском театре во время представления «Майской ночи» произошел скандал. С самого поднятия занавеса публика обратила внимание на то, что хор поет... «пианиссимо».
Так прошли первые две картины, и когда во время третьей картины, в сцене русалок, хор продолжал, как принято выражаться, петь в «дудку», в публике нчали раздаваться крики:
     - Что за безобразие! Почему хору не дают прибавку?!
По распоряжению театральной администрации занавес опустили, и только когда публика немного успокоилась, вновь подняли и спектакль благополучно продолжался до самого конца.
Как выяснилось, накануне спектакля представители хора были у В.А.Теляковского и ходатайствовали о прибавке.
Директор театров ответил, что уже два года хлопочет об этом, но, к сожалению, пока нет никаких осязательных результатов.
Г. Теляковский просил хор подождать еще немного.
     - Подумайте только. Ведь у нас – говорят хористы, - до сих пор существуют оклады в 50 рублей!..

Петроградский Листок

Из-за тоски по жене.

Дворянин Станислав Якович мирно жил в своей усадьбе в Ковенской губ. с красавицей женой. Пришли немцы, невольно расстались супруги, и Янкович, как беженец, очутился в Петрограде, а его жена осталась в занятой врагами области. Беженец поселился в меблированных комнатах в д. №78 по Невскому пр.
   Как ни старался он узнать о судьбе жены, ему не удавалось получить сведения о ней. С Якович сильно гуртил и вчера выстрелом из револьвера в голову покончил с собой. Его отправили в больницу. Ему 55 лет. Жена его значительно моложе, но их неравный брак был счастливым.

первая мировая
В резерве.
(Фот. корр. газ. «Ранн Утро».)

Новые шаги Америки.

Ниже мы помещаем пришедшее ночью сообщение, что по распоряжению президента Вильсона началось вооружение готовых пароходов.
Несколько коммерческих судов с установленными на них орудиями защиты против германских подводных лодок отплывают в Европу через объявленную запретную зону.
Это означает, что глава заатлантической республики вынес активных ответ ан берлинскую провокацию.
Это приближает окончательно и бесповоротно обе стороны к развязке конфликта, застывшего было в стадии так называемого вооруженного нейтралитета.

«Твердые цены».

Твердые цены положительно в моде.
Свящ. с. Бирюльки, Верховян. у., Ирк. губ., о. Шмаков установил «твердые цены» в сфере своей деятельности в таких например, суммах: за похороны младенца — 7 руб., взрослого — 35 руб. За венчание — 25 руб.
Утвердил он эти цены, якобы, потому, что население не платит руги.
Действительно, этот вопрос имеет свою историю: в прошлом году всюду было постановлено руги не давать.
Но вследствие неутверждения приговоров, крестьяне переложили гнев на милость и ублаготворяют отцов духовных и караваем, и зерном, и яйцом, и орехами.
Шаг о. Шмакова неожиданный оборот: приехавшие три тунгузских свадьбы, подивившись нововведению, порешили, что и так (без венчанья) жить можно, и заворотили оглобли...

Ростовская Копейка

УБИЙСТВО 9 СОЛДАТОК.

Близ Кущевки, Кубанской области имело место подавляющее по своей кошмарности преступление.
   Десять солдаток, живущих вблизи Кущевки, явились в село за своими пайками, которых не получали несколько месяцев. Предстояло получить до 1000 рублей.
   Девять солдаток отправились домой, а одна, имевшая в Кущевке замужнюю сестру, пошла ночевать к ней. Деньги, полученные женщинами, остались у задержавшейся в Кущевке, так как уходившие домой побоялась брать их с собой, в виду ночного времени. Оставшаяся же в селе солдатка рассчитывала на другой день утром ехать на подводе.
   Когда она явилась к сестре, последняя, против обыкновения, приняла ее нелюбезно и показалась ей растерянной. На вопрос солдатки: «можно ли ей остаться до утра?» последняя грубо ответила: «место не переложишь, лезь на печку».
   Солдатка легла на печку, но заснуть не могла, смутная тревога не давала ей спать.
   Вскоре явился муж хозяйки, и с досадой заявил, не замечая лежавшей на печи родственницы:
     — Ну и ночь задалась: зарезали 9 баб, а денег оказалось всего 4 рубля.
   Хозяйка предупредила его о лежавшей на печи родственнице.
     — Я и ее прикончу — сказал хозяин.
     — Только не на моих глазах - взмолилась жена.
   Затем, супруги вышли во двор. Перепуганная на смерть женщина вылезла в окно и бросилась к ближайшей избе, где мерцал еще свет. Перед тем, как постучать, она заглянула в окно и в ужасе отшатнулась: окровавленный мужчина мыл недалеко от окна руки.
   Бросившись к следующему огоньку, солдатка также увидела окровавленного человека.
   Солдатка побежала по селу до крайней избы, и здесь застала старичка. Она рассказала ему все, что она пережила за несколько минут до появления к нему и умоляла укрыть ее до утра, но старик категорически отказался, говоря, что он боится жены, которая должна сейчас явиться и которая, по его словам, страшная разбойница.
   Долго умоляла солдатка старика и, наконец, он, тронутый ее просьбами, разрешил ей спрятаться за кадушку в сенях, не ручаясь за последствия, когда прядет его жена
   Вскоре явилась и пьяная жена и первым ее вопросом было: не прибегала ли к ним в дом молодая женщина, просившаяся ночевать, успокоенная мужем, она легла и захрапела
   Солдатка дрожала за бочкой.
   Вскоре начали являться посетители с одним и тем же вопросом: не являлась ли молодая женщина, просившаяся ночевать.
   С большим трудом выпроваживал старик своих посетителей, а сам, для отвода глаз, постукивать молотком по бочке, якобы рассохшейся.
   Полуживая от всего перенесенного женщина просидела за бочкой пока не начало светать.
   Убийство сделалось достоянием властей, и по делу арестовано было несколько человек, в числе коих были две женщины.

В Россiи.

Железнодорожные хищники.

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 21,II. Как сообщалось в «Русском Слове», на ст. «Батайская» обнаружена воровская организация, похищавшая железнодорожные грузы.
В слободе Батайской и соседней с ней слободе Койсугской найдено много мануфактурных товаров.
Главарями воровской шайки были братья Хорунженко, занимавшиеся на железной дороге должности составителей поездов. Зная содержимое вагонов по документам, они делали на вагонах условные знаки, а их помощники – стрелочники, кондукторы и смазчики – обкрадывали вагоны. Кроме мануфактурных товаров, похищали, главным образом, бочки с коньяком. В станционном тупике уже после ареста главарей найден вагон с надписью мелом: «Москва мануфактура». По-видимому, этот вагон был назначен к ограблению. Полная безалаберность и запущенность на ст. «Батайская» благоприятствовали хищениям. Из 60-ти сортировочных путей 58 забиты, - ан них стоит сейчас около 10,000 вагонов. Движение производится только по двум путям. На остальных такой хаос, что в море вагонов ничего разобрать нельзя.
Ежедневно арестовывают новых членов шайки. Одних стражников по охране грузов арестовано уже 12. У многих батайских крестьянок найдены куски дорогого шелка. Выяснено, что похищались преимущественно эвакуированные товары, которые грузились без точного веса и счета.

Мародеры.

ВЯТКА, 20. Привлекается к ответственности по новому закону о мародерстве крупная елабужская фирма «Братья Гирбасовы» за повышение цены на хлебные товары в течение трех дней на 25%.

ОРЕНБУРГ, 20,II. Продовольственный отдел управы выхлопотал разрешение выработать на местных мельницах 2,000 пудов манной крупы, которая будет продаваться по 23 р. 40 к. за мешок в 5 пудов. Крупа эта еще не поступала в продажу в городские лавки, но у оптовых торговцев вдруг появилась откуда-то крупа. Торговать ею стали по 45 р. за мешок.
Произведенный обыск у главного Панкратова обнаружил 72 мешка крупы, полученной с местных мельниц.
Кроме крупы, у Панкратова найдено 2000 пудов рису, который был припрятан «дальновидным» гласным на случай повышения цен.

ТРОИЦК, Оренбургская губ., 20,II. Местный купец-мукомол Гладких за доставку недоброкачественной муки для войск предан казанскому военно-окружному суду.

САМАРА, 21,II. Владелец хлебопекарни Дуберштейн выслан из губернии за продажу по высокой цене муки, получаемой из городских складов для выпечки хлеба.

КОСТРОМА, 21,II. Привлечен к ответственности за спекуляцию с мукой директор городского банка Семенов.

Трудовая Копейка (Москва)

Введение в Москве карточек на хлеб и муку.

Обязательнее постановление командующего войсками Московского военного округа.

20 февраля командующим войсками московского военного округа генер. от артиллерии И. И. Мрозовским издано обязательное постановление следующего содержания:
В целях упорядочения торговли мукой и хлебом и более равномерного распределения этого продукта между жителями гор. Москвы устанавливаю продажу муки и хлеба по карточкам на ниже следующих основаниях:
     I) Продажа муки и хлеба производится по карточкам;
     2) Карточки, дающие право на покупку в Москве муки и хлеба, изготовляются по распоряжению московского градоначальника.
     3) Каждая карточка дает право на покупку муки или хлеба в количестве, определенным московским градоначальником, в зависимости от наличных запасов муки, о чем объявляется в «Ведомостях Градоначальства» и путем особых объявлений, вывешиваемых в районах продажи хлебных продуктов.
     4) Продажная цена на муку и хлеб определяется местным продовольственным совещанием и утверждается тем же градоначальством.
     5) Положение о продаже муки и хлеба по карточкам, а равно все прочие распоряжения по сведению и дальнейшему применению карточной системы для продажи муки и хлеба, издаются распоряжением московского градоначальника.
Сие обязательное постановление вступает в силу с объявления московским градоначальником для введения в Москве карточной системы для продажи муки и хлеба.
Виновные в нарушении сего обязательного постановления подвергаются в административном порядке тюремному заключению до 3-х месяцев или денежному штрафу до 3,000 руб.