16 (03) марта 1917 года

Известия Совета  Рабочих  Депутатов (Петроград)

Где царь и царица.

Согласно посленим сведениям сообщенным П.Н.Милюковым, Николай II находится в Пскове. Вопреки слухам, он не арестован. Императрица остается в Царском Селе, где находится в полной безопасности.

Граждане!

Свершилось великое дело: старая власть, губившая Россию, распалась.
Комитет Гос. Думы и Совет Рабочих и Солдатских Депутатов взял на себя временную власть и организуют порядок и управление в стране. Их первая забота теперь обеспечить продовольствием армию н население. Ими учреждена продовольственная комиссия, и она ведает все дело. Запасов хлеба в ее распоряжении от старой власти осталось очень мало и надо спешить их заготовлять.
Граждане Россия, земледельцы, землевладельцы, торговцы служащих железных дорог и рабочие, помогите родине. Нужно кормить армию и население. Война еще продолжается. Пусть все, как один человек, кто бы он ни был, придет на помощь в эти нелегкие грозные дни, пусть ни одна рука не опустится. Пусть никто не уклонятся от исполнения своего гражданского долга, пусть совесть каждого подскажет каждому его дело. Скорее продавайте хлеб избранным уполномоченным, отдайте все, что сможете. Скорее везите его к железным дорогам и пристаням, скорее грузите его и доставляйте грузы по назначению, родина ждет вашей дружной помощи. Дайте хлеб ее борцам, ее работникам и ее служащим. Время не ждет. Каждый час дорог. Не медлите.
Граждане, идите на помощь родине вашим хлебом, вашим трудом.

Председатель Комитета Госуд. Думы Родзянко.
Исполнительный Комитет. Совета Рабочих и Солдатских депутатов.

Киевская Мысль

1-е марта.

В 6 час. утра гор. голова Ф.С.Бурчак получил за подписью председателя государственной думы М.В. Родзянко телеграмму: «От временного комитета государственной думы». Текст телеграммы составлен в тех же выражениях, что и телеграмма, переданная петроградским агентством. Телеграмма была датирована – «3½ час. ночи 1 марта».
Это было второе известие о событиях в Петрограде, полученное в Киеве.
Конечно в городской управе об этом известии узнали очень рано.
И уже к 11 часам утра управские кулуары стали заполняться гласными, представителями различных общественных организаций. Все жадно набрасывались на каждое известие, приносимое каждым вновь приходящим лицом. Общее возбуждение. В различных концах группы, очень оживленно обсуждающие происшедшие события.
Здесь-же делается известным, что некоторые организации с утра созвали экстренные заседания.

Московский гарнизон.

Весь московский гарнизон—на стороне народа.

Вчера, с утра, стало известно, что весь московский гарнизон до последнего солдата и офицера стал на сторону народа и новой власти.
С самого утра в кабинет городского головы, куда был переведен штаб нового командующего войсками московского военного округа, стали стекаться представители различных воинских частей и военных учреждений с изъявлениями покорности.
Многие просили командующего войсками принять их в свое личное распоряжение.
В час дня к зданию думы подошел в полном составе, с развернутым полковым знаменем и оркестром музыки 192 пехотный запасный полк.
Во главе полка ехали командир с адъютантом.
Могучие клики «ура!» приветствовали приход полка.

КОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ В ГОРОДСКОЙ ДУМЕ.

А. Е. Грузинов, лично руководивший действиями войск при взятии бутырской тюрьмы, возвратился в городскую думу в 2 ч. дня.
Его окружили офицеры и представители общественных организаций. Первые указали на случаи оскорбления офицеров уличной толпой. Последние жаловались, на участившуюся порчу автомобилей, вследствие ненужных разъездов молодежи и солдат по улицам.
А. Е. Грузинов сказал:
     — В высшей степени позорно, что в ответ на то, что сделали офицеры, что сделала армия, мы видим то, о чем здесь говорят офицеры. Не менее печально то, что автомобили портятся без всякой надобности. Я сейчас предпринимаю объезд улиц и постараюсь положить конец обоим этим нежелательным явлениям. <...>

АРЕСТОВАННЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ.

На углу Георгиевского переулка навстречу автомобилю появляется шествие арестованных полицейских, конвоируемых милиционерами и солдатами.
     — Неужели вы в такой великий день не поймете, кому вы служили и кому надо служить? — спрашивает их командующий.
     — Мы понимаем! — кричать арестованные и показывают на красные банты, которыми они украшены.
     — Отпустите их! — говорит Грузинов.
     — Мы боимся!.. — вопят полицейские.
     —- Солдаты проводят вас. Ради великого дня прощаю вас. Но смотрите!..
     — Рады стараться!

ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДУ.

У Леонтьевского и Козицкого пер., А. Е. Грузинов обратился с краткими речами к народу:
     — Господа! — говорит командующий, — прошу соблюдать порядок.
Верьте, что завоеванное нами будет твердо. Все кончено. Войска уходят по домам и будут слушаться моих приказаний. Прошу я от вас покоя, чтобы впредь не было никаких нарушений порядка.
Я слышал, то на улицах были случаи оскорбления офицеров. Помните же, что солдаты дали нам свободу. Пора перестать ходить по улицам, пора приступить к работе. Знайте, что все уже сделано. Больше делать нечего!
     — Спасибо! Сердечное спасибо! Да здравствует армия! Да здравствует командующий народными войсками. <...>

ПОЛКОВНИК-ПРОВОКАТОР.

У бутырской тюрьмы.

Вчера, утром, после того, как были взяты народными войсками некоторые полицейские участии, сыскное отделение и охранное, солдаты и милиционеры, вооружившись, отправились на трех грузовиках к бутырской тюрьме, где были сначала взят весь «политический архив».
Во избежание недоразумений солдаты и милиционеры обезоружили многих надзирателей и арестовали их.
Когда три представителя милиционеров вели переговоры о передаче некоторых политических документов с начальником тюремной больницы, произошли следующие события.
Появившийся неизвестно откуда полковник, захватив первых попавшихся ему вооруженных солдат, осадил всех находящихся на грузовиках нижних чинов и милиционеров и, освободив тут же надзирателей тюрьмы, вооружил их отнятыми у солдат винтовкам и приказал надзирателям рассеять солдат и стрелять.
Заведующий вооруженными грузовиками, для того, чтобы выяснит, насколько действия полковника совпадают с инструкциями исполнительного комитета, неоднократно звонил в бюро сообщений, прося указаний.
Спустя 15 минуть из бюро сообщений было категорически подтверждено, что полковник этот — бывший полицеймейстер, самозвано присвоивший себе звание начальника войск, действует явно провокационно, что из городской управы отправлены на выручку две роты и что заведующему боевой единицей предоставляется право от имени исполнительного комитета арестовать провокатора.
Заведующий вооруженными грузовиками вместе с сопровождавшим его вольноопределяющимся Кащенко был остановлен половником. Находившиеся в автомобиле успели всей роте и выстроившимся войскам закричать, что полковник - провокатор. Тогда последний выхватил револьвер и несколькими выстрелами ранил Кащенко, объявил его арестованным и продержал его в течение трех часов во дворе.
А затем Кащенко был препровожден в компании полицейских чинов, арестованных ранее милиционерами, в штаб городской думы.
В число арестованных попало также несколько солдат, которые принимали участие в освобождении заключенных.
В думе недоразумение выяснилось, солдат отпустили, а прочих задержанных препроводили в помещение для арестованных при гор. думы
Раненого Кащенко отвезли в больницу.
«Полковник», стрелявший в Кащенко, скрылся.

Ген. А.Г.Корнилов,
новый генер.-губернатор Петрограда.

В черном гнезда.

Московские охранное и сыскное отделений разгромлены и подожжены.
Кем?
Полагает, что первое – охранниками, уничтожавшими обличающие старую власть архивы.
Вторую – московскими ворами и карманниками, которые уничтожали свое прошлое.
Разоренное черное гнездо охранников и сыщиков на Гнездниковском переулке занято милицией и военным караулом.
А кругом толпится московская публика, роясь в полуобгорелых остатках бумаг и архивов, выброшенных из окна охранки на улицу.
     - Ищу документы о себе! – радостно сообщает рабочий, копаясь в груде красных и белых листков.
     - А я о себе, - откликается солидный господин в бобровой шубе.
Черное гнездо наглядно осуществляет единство пролетария с буржуем.
Черной гнетущей тучей одинаково висело оно над одним и другим, невидимо плетя свою подлую работу. <...>

Освобождение из Каменщиков.

Вчера, утром, к губернской тюрьме, в Малых Каменщиках, прибыл в автомобиле летучий отряд революционных войск и потребовал освобождения находящихся в тюрьме политических заключенных.
В Каменщиках оказалось несколько нижних воинских чинов, отбывающих наказание по приговору военного суда.
Все они вскоре же были освобождены и во главе тысячной толпы направились на Воскресенскую площадь.

Около Бутырской тюрьмы.

Побег уголовных.

Вчера, с раннего утра, к Бутырской каторжной тюрьме потянулись толпы народа. Собравшиеся ожидали освобождения политических заключенных, которых накануне за поздним временем не успели выпустить.
В 6 часов утра народ увидел, как из тюрьмы начали выбегать по одиночке заключенные. Несколько каторжан, звеня цепями, появились на высокой каменной тюремной стене, на углу Лесной и Новослободской улиц, и начали прыгать с 4-саженной высоты.
К ним подбегал народ, сбивал ножные кандалы и снабжал одеждой. Переодевшиеся или бежали в город, или смешивались с толпой. Лишь через полчаса, с прибытием к тюрьме революционных войск, выяснилось, что бежали не политические, а уголовные преступники.
Часть бежавших вскоре была задержана в разных частях города и препровождена обратно в тюрьму.

Столкновение.

Прибывшему для освобождения политических отряду революционных войск, благодаря решительным действиям, удалось быстро завладеть политическим архивом Бутырской тюрьмы.
Для предупреждения нежелательных инцидентов члены отряда - солдаты и милиционеры обезоружили многих надзирателей и арестовали их.
В тот момент, когда начальники отряда вели переговоры о передаче некоторых документов политических заключенных, разыгрался следующий инцидент.
Появившийся в тюрьме какой-то полковник, - как передают, бывший полицеймейстер Москвы, - обезоружил приехавшего на грузовом автомобиле прапорщика Лесневича, захватил первых попавшихся на глаза солдат, овладел грузовиками и, освободив задержанных надзирателей тюрьмы, вооружил их отнятыми у солдат винтовками. Прапорщик Лесневич и другие члены отряда снеслись по телефону с штабом революционных войск. Им было указано, что полковник самозвано присвоил себе звание начальника войск и действует провокационно.
Когда прапорщик в сопровождении вольноопределяющегося Кащенко вышел из школы, откуда он говорил со штабом по телефону, полковник остановил их и объявил арестованными.
Они, однако, успели заявить толпе, что распоряжающийся здесь начальник – провокатор.
Тогда последний выхватил револьвер и произвел несколько выстрелов, которыми ранил вольноопределяющегося Кащенко. Раненого отвезли в больницу. В конце-концов, полковника арестовали и препроводили в городскую думу.

Трудовая Копейка (Москва)

Светлое воскресение России.

Россия—страна чудес. Великих неожиданностей.
Только в ней возможна мгновенная организация, казалось спавшего народа.
Где, как не в ней, падает без выстрела рабство.
Как бы сами даются права и свобода.
Нет того злодея, который бы мог поколебать(?) корень величия Россия.
Вора — который бы ее мог разокрасть.
Предателя, заставившего свернуть Россию с раз избранного исторического пути.
Оптом и в розницу столетиями подбирались у нас министры с специальной целью затемнять сознание народа, одурманивать его душу, вредить нашим национальным интересам.
И кто больше зла России делал, тот был более взыскан, на «лестнице» пенсий, чинов и орденов вознесен.
Аракчеев, гр. Д. Толстой, Плеве; Горемыкин, Штюрмер, Щегловитов, Н.Маклаков, — что у них общего?
Общее одно—вред России.
Со времен Александра I Россия идет на поводу немецкой политики.
И только теперь эти злые чары разсеялись.
Спали оковы.
Великий узник — русский народ! — вышел из замурованного чиновниками гроба.
Он управится с врагами внутренними и внешними.
Пойдет вперед, осиянный лучами славы и добра.
Шире дорогу—настало Светлое Воскресение Русского народа.
Да здравствует русский народ!

Вл. Майстрах.

Разгром охранного отделения

Вчера к сыскному и охранному отделениям начали стекаться толпы народа.
Раздались крики:
     - Надо уничтожить это гнездо провокации и сыска.
     - Долой охранников!
В 3 часа ночи в помещение охранного отделения вошли представители народа и стали вытаскивать на улицу бумаги и документы, хранящиеся в охранке.
Полетели списки, фотографические карточки, отпечатки пальцев и т. п.
Народ моментально уничтожал документы, изобличающие борцов зa свободу.
Вдруг раздались крики:
     - Пожар, горит.
Из окон охранки показался дым.
По слухам, пожар произошел вследствие того, что охранники сами подожгли в одной из комнат бумаги.
Около охранного отделения валяются обуглившиеся клочки бумаги.
Различные вещественные доказательства представлены в помещение городской думы.

Аресты полиции, сыщиков и охранников.

Аресты чинов полиции, сыщиков и охранников начались еще 1 марта. Но вчера аресты приняли грандиозный характер.
Каждые пять-десять минут к городской думе подвозили арестованных на автомобилях и приводили пешком.
Многие чины полиции: городовые и околоточные переодеты в штатское платье.
Народ встречает их громким свистом и шиканьем.
     Пора, довольно попили вы из нас крови, теперь посидите сами голубчики, а то вы привыкли других сажать.
Арестованных помещают временно в городской думе, а затем отведут в места заключения.
Многие из полицейских попрятались. Их разыскивают в различных укромных местах.
Были случая, когда полицейских находили у женщин под кроватями, в бочках, сундуках.
Одного нашли спрятавшимся в дымовой трубе.
Некоторых арестовали под Москвой. Они пробирались в деревни.
Народ сам принял участие в розыске.
Многие подавали сведения о полицейских, скрывавшихся от ареста.
По адресам отправлялась воинская часть и производила аресты.
Многие бывшие слуги старого режима приходили и заявляли о своем признании народного правительства.
К ночи почти все полицейские были арестованы. Осталась небольшая кучка, которая по обнаружении будет немедленно арестована.
участкам поставлена воинская охрана и народная милиция.