20 (07) марта 1917 года

Вечерний Курьер (Москва)

Требование ареста Николая II.

(По телефону от нашего корреспондента).

ПЕТРОГРАД. 7—III. Полученное здесь по телефону постановление Московского Исполнительного комитета общественных организаций спешно обсуждался в здешних политических и общественных кругах.
Вашему корреспонденту удалось выяснить, что подавляющее большинство Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов вполне разделяет точку зрения Московского Исполнительного Комитета общественных организаций и считает безусловно необходимым немедленный арест Николая II, так как оставление его на свободе считается опасным и угрожающим общественному спокойствию и новому государственному порядку и строю.
Одновременно возник вопрос и об аресте супруги Николая II Александры Феодоровны, оставление которой на свободе считается не менее опасным.
Вопрос этот будет поставлен на обсуждение Совета рабочих и солдатских депутатов и в случае утвердительного его решения, временному правительству будет предъявлено требование о немедленном аресте Николая II и Александры Феодоровны.

Настроение в действующей армии.

ПЕТРОГРАД. 7 III. Из действующей армии телеграфируют:
     Начальник штаба главнокомандующего ген.-адъютант Алексеев по телеграфу отдал распоряжение прочесть манифест об отречении Николая II и акт об отречении Михаила Александровича во всех частях войск и одновременно отпечатать и разослать его по всей армии во все части.
Согласно этого распоряжения оба акта об отречении были прочитаны командирами частей перед выстроенными частями войск. Армия покрыла чтение манифеста восторженными кликами «ура». Оркестры играли марсельезу.
Настроение во всей действующей армии приподнятое и восторженное. Энтузиазм солдат не подается описанию. Все убеждены, что начинается новая эпоха мировой войны и час победы приближается.
Известие об отречении и об установлении нового строя в России встречается со вздохом облегчения.

Николай II в ставке.

(По телефону от нашего корреспондента). ПЕТРОГРАД. 7 III. Из Могилева сюда телеграфируют:
     В ставку прибыл Николай II, встреченный сдержанно как командным составом, так и нижними чинами действующей армии.
Генерал Алексеев, в присутствии Николая II, прочитал перед выстроенными стройными рядами манифест об отречении Николая II, и акт об отречении Михаила.
Оба акта были встречены войсками восторженно.
После прочтения актов об отречении Николай II обратился к войскам с речью, в которой призывал их к полному повиновению временному правительству и к признанию нового строя.
Речь Николая II не произвела на солдат и офицеров никакого впечатления. В действующей армии никто не верит в ее искренность и считают ее вынужденной. <...>

Царскосельская клика.

ПЕТРОГРАД. 7-III. Сообщаем некоторые не лишенные интереса известия о времени предшествовавшем революции. На похоронах Гришки Распутина Протопопов падал на колени, кликушествовал и кричал:
     — Среди нас Христос. Труп Распутина перевезли как реликвию, не сознавая, что выстрел в Гришку, был первым выстрелом революции.
Те, которые имели доступ в Царское село и не потеряли еще совести, те кто понимал что происходит в России и куда ее ведет Николай II, ездили и убеждали. Говорил о положении страны председатель Думы Родзянко на докладах. Говорили великие князья, но ничего не помогало — ответ был один.
     — Мы знаем лучше настроение. Народ нас любит. Александра Федоровна поехала в Новгород и когда на вокзале после губернатора к ней обратился с низкопоклонной речью городской голова, стоявшая рядом Вырубова, этот злой гений царской семьи всесильно улыбалась:
     — Говорят народ против, а слышите на улицах кричат «ура». Александра поехала по улицам Новгорода. Толпа действительно кричала, а когда Александра вернулась к себе в Царское село, ее ждали телеграммы от союза русского народа и в каждой телеграмме от имени десятков и сотен тысяч населения уверяли о верноподданнических чувствах и советовали не верить «болтунам» из Гoc. Думы.
Кроме Протопопова, Вырубовой, Фредерикса и может быть Воейкова никому не верили.

Из всех городов России получаются телеграммы с сообщением о признании Временного Правительства, установление которого встречено, ликованием народа.
     На керманшахском направления наши части, преследуя Турок, заняли Харунабад.
     Неприятельский пароход, обнаруженный нашими судами, выбросился на берег близ Констанцы. Пароход уничтожен, экипаж бежал.
     Французские и британские войска соединились в Нэле.
     Британские войска в Месопотамии отбросила турецкие арьергарды и заняли Мушахдие.
     Германской подводной лодкой потоплены без предупреждения три американских парохода, шедших из Лондона в Нью-Иорк.
     Неприятельские воздушные суда совершили налет на юго-восточные графства Англии и сбросили бомбы над Кентом.
     Цеппелин, пытавшийся произвести налет на Париж, был сбит около Компьена и упал объятый пламенем. Экипаж погиб.
     Китайское правительство объявило разрыв дипломатических сношений с Германией и захватило германские суда, находившиеся в Шанхае. (С. т.).
     В германских концессиях в Тяньцзине и Ханькоу введена китайская полиция.
     Пуанкарэ в виду отказа Дешанеля обратился к Рибо с предложением образовать кабинет «патриотическаго единения».
     Французские социалисты обратились с приветствием к русским социалистам, указывай, что война должна иметь своим концом политическую свободу народов и их национальную независимость.
     Французская печать отмечает значение для России совершившегося переворота и падения германизма в России.
     Английская печать, обсуждая русскую революцию, считает ее концом германизма в Россия, продолжавшегося несколько столетий.
     Итальянская печать, обсуждая события к России, отмечает негодность и подкупность старого режима.
     В Кельне взорвался завод военных снаряжений. Погибло несколько сот рабочих.

Прибытие ген. Корнилова.

5 марта в Петроград приехал вновь назначенный командующим войсками петроградского военного округа ген. Корнилов и н а царскосельском вокзале был встречен ген. Аносовым.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

В ночь на 3 марта южнее озера Нароч противником была произведена газовая атака. На остальном фронте перестрелка и поиски разведчиков.

РУМЫНСКИЙ ФРОНТ.

Перестрелка.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

В огнотском районе, в 15 верстах западнее Огнота, наши разведывательные части, сбив Турок с позиции, заняли селение Вараби: захвачен склад патронов и ручных гранат. На саккизском направлении наши части, двигаясь по грудам снега, сбили с позиции Турок у Сурана и заняли этот пункт. Преследуя отступавших Турок, наши передовые части вступили в Baна. Войска наступают в чрезвычайно трудных условиях: коридоры, вырытые в снегах для движения, выше роста всадника, засыпаются свирепствующей метелью, за отсутствием селений войска ночуют в снежных норах.

ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКОВ.

Юго-восточнее Сморгони нашими летчиками прапорщиками Томсоном и Розенфельдом сбит германский самолет. Летчики убиты, самолет разбился.

ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ О ПЕРЕВОРОТЕ В РОССИИ.

ПАРИЖ, 4 марта.
     «Echo de Paris» говорить: «Старый порядок пал, так как Россия боялась, что при осуществлении его она не достигнет скорой и полной победы». Газета подчеркивает, что милитаристская и абсолютистская Пруссия остается единственной в мире твердыней режима, повсюду уже осужденнаго.
     «Figaro» пишет: «Революционное движение в России является национальным и патриотическим по своему происхождению. Германия пробудила во всех расах могущественный инстинкт самоохранения и погибнет под ударами всеобщего возмущения».
     «Rappel» говорит: «Непреклонная решимость наших союзников дает новый поворот событиям на восточном фронте. Император Вильгельм должен чувствовать себя потрясенным».
     Пишон в «Petit Journal» говорит: «Новый режим несомненно придаст новую силу союзникам и избавить их от тревог, которые вызывало общее положение в связи с постоянной угрозой смуты в России. События в России не то, на что надеялись в Вене и Берлине, где учитывалась лишь возможность смут и анархии».
     «Petit Journal», а такие некоторые другие газеты отмечают, что, по свидетельству истории, некоторые движения заразительны.
     «Excelsior» говорить: «Энергия, с которой ведется война еще более повысится. Присоединение к движению великого князя Николая Николаевича и генерала Алексеева доказывает, что переживаемые Россиею исторические дни внесут счастливый и благодетельный оборот в ход событий».
     «Gaulois » говорить: «Панславизм утверждается. Германофильские влияния окончательно исчезают в среде русского правительства. Переворот в России есть проявление решимости продолжать вместе с союзниками борьбу против германской тирании. Свершились великие события. Россия познает самое себя и воодушевляется единой мыслью, которая будет вдохновлять отныне все ее поступки, мыслью, что победа над Германией является одним из существеннейших условий в деле освобождения России.
     «Humanite» пишет: «Переворот совершился при кликах: «Да здравствует Франция!» Французы должны гордиться тем, что страна наша призывается даже в час убийственной междоусобной войны народами, желающими освободиться от внутренней и внешней опасности».
     Эрве в «Victoire» говорит: «Какой удар для императора Вильгельма и прусских юнкеров. Какой пример для германского народа. Союзники одержали ни с чем несравнимую моральную победу». По мнению «New-York Herald», германское влияние навсегда изгнано изь России (Аг. Гаваса). (ПТА).
ЛОНДОН, 3 марта. «Daily Telegraph», кратко изложив ход событий в Петрограде говорит: «Лица, подобные Штюрмеру и Протопопову, вызвали справедливую ненависть к себе со стороны думских патриотов, их интриги повели к тому, что тлевший огонь теперь запылал ярким пламенем. Счастливым обстоятельством следует признать единение армии и народа. В единении этом лучший залог русского патриотизма и всей будущности России».
     «Daily Chronicle» напоминает историю России за последние два года; указав, как постепенно народ, армия и Гос. Дума объединялись в противодействии темным германофильским влияниям и отметив, что царь утратил последние шансы в конце 1916 г., когда он мог изменил роковой курс внутренней политики, воспользовавшись выступлениями в Гос. Думе по поводу министерства Штюрмера, газета говорит: «Совершившаяся в России революция является делом не одной какой-нибудь партии, но всего народа. Наша великая союзница может быть уверена, что наши горячие симпатии будут сопровождать ее в ее движении по открывшемся перед нею новому пути. <...>

Петроградский Листок

Немцы о нашем перевороте.

По сведениям радиотелеграфного отдела, немцы дают тенденциозные сведения о происходящем перевороте. Так, например, в первый день переворота было сообщено, что на Неве взорван мост, и что на улицах полицией подобрано 1,500 пьяных, что косвенной причиной происшедших событий является английский посол, не желавший денег на агитацию в пользу переворота. Некоторые газеты высказывают опасения, как бы движение не перекинулось на Англию. Следует удивляться осведомленности немцев: о выезде депутата Пепеляева в Кронштадт немцами было в тот же день сообщено по беспроволочному телеграфу.

Трамваи пошли.

Возобновление трамвайного движения произошло при исключительно торжественной обстановке.
На вагоне, открывшем движение, был вывешен красный флаг с надписью «Земля и воля. Да здравствует республика»
Внутри вагона трамвая находилась трамвайная администрация, а в прицепном — оркестр музыки, исполнявший марсельезу.
У Казанского собора кондуктора трамвая вышли помолиться за павших в борьбе с самодержавием, а затем, после приветственных речей ораторов с криками «ура», кондуктора приступили к своим обязанностям.

В Государственной Думе. Арестованные городовые в одном из углов Екатерининского зала в ожидании отправки.

Правда17

Великий день.

Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил- 23 февраля днем международного женского праздника. 23 февраля — женский день, как 1 мая день пролетариата всего мира.
Неделю назад, 23 февраля в Петрограде старая власть помешала женщинам-работницам праздновать свой день. Из-за этого произошли на Путиловском заводе первые столкновения, перешедшие в демонстрации и в революцию.
Первый день революции — Женский день, день Женского Рабочего Интернационала.
     Слава Женщине! Слава Интернационалу!
Женщины первыми вышли на улицу Петрограда в свой Женский день.
Женщины в Москве во многих случаях решили судьбу войск: они входили в казармы, они убеждали, и солдаты переходил и на сторону революции.
     Слава Женщине!
В безотрадные годы войны женщина приняла на свои плечи небывалые тягости: сердечная боль за близких, взятых на войну, чередовалась с болью за голодных детей. И женщина не пришла в отчаяние. Она подняла знамя революции.
     Слава Женщине-Работнице!
В дни, когда власть сеяла и разжигала бессмысленную злобу и ненависть одних народов против других, женщина-работница поднялась по призыву, данному Интернационалом пять лет назад.
     Слава Интернационалу!
День Женского Интернационала привел к революции. И революция останется верной этому дню.
Революция освободит Женщину-Работницу от горя и ужасов войны. Революция возродит с небывалой силой братство рабочих всех стран, воссоздаст Интернационал.
Это будет Третий Интернационал. 23 февраля — Женский день — день русской революции, первый день Третьего Интернационала.
Великий день для рабочих всего мира.
     Слава Великой Русской Революции!
     Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

старинная реклама

Поимка важного преступника.

Вчера, ночью, в районе 2 Лефорт. уч. комиссаром названного участка Пиликовым, милиционером Беликовым и другими милиционерами "Задержан очень важный преступник —каторжанин Василий Цыганков, на днях бежавший из бутырской тюрьмы.
Беликов, получив сведения, что Цыганков скрывается в одном из домов в Черкизове, вызвал туда комиссара Пиликова с милицией. Немедленно дом был окружен, но преступника там не нашли. Тем не менее, вокруг дома были расставлены патрули в ожидании возможного появления Цыганкова. Ожидания эти оправдались. Когда преступник появился, его схватил Беликов, которому на помощь подоспели другие милиционеры.
Под усиленным конвоем опасный преступник препровожден во 2-й Лефортовский участок.

Трудовая Копейка (Москва)

Резолюция о лицах царской фамилии.

Во вчерашнем заседании Комитета Московских Общественных Организаций приняты следующие резолюции:
     „Московский Комитет Общественных Организаций, встревоженный появившимися в печати известиями о свободных передвижениях бывшего царя и членов его семьи, доводит до сведения временного правительства в Петрограде, что он видит в этом явную опасность и считает необходимым подвергнуть бывшего царя и членов его семьи личному задержанию".
Московский Комитет Общественных Организаций, обсудив появившееся в печати известие о назначении Великого Князя Николая Николаевича Верховным Главнокомандующим, признал, что лица царской фамилии не должны назначаться ни на какие высшие посты военного или гражданского ведомства.