22 (09) марта 1917 года

Вечерний Курьер (Москва)

Судьба Николая II.

(По телефону от нашего корреспондента).

ПЕТРОГРАД. 9—III. Судьба подвергнутых арест Николая II и Александры Федоровны продолжает интересовать здешние политические круги.
В последнее время распространилась версия, что низложенный Николай Романов вместе со своей женой и всей семьей будет отправлен под усиленным конвоем и под личным наблюдением министра юстиции А.Ф.Керенского в г. Романов на Муромское побережье, а оттуда на специальном назначенном для этого английском пароходе в Ньюкестль.
Во время плавания пароход, на котором поедет Николай II с семьей, будет конвоироваться английскими и русскими судами.
Из Ньюкестля Николай II проедет в Лондон, где, как предполагают и будет, временно проживать.
Дальнейшая судьба его пока не выяснена.
Передают, что для организации вынужденного путешествия Николая II в Англию и всех нужных для этого приготовлений в романовский порт выехал уже член Государственной Думы Логинов.

Подробности ареста Александры Федоровны.

(От нашего петроградского корреспондента).

ПЕТРОГРАД. 9 — 111. Выясняются подробности ареста Алексадры Федоровны в Царскосельском Александровском дворце,
Приближенные Александры Федоровны узнали о решении временного правительства арестовать Николая и Александру из утренних петроградских газет.
Но не желая огорчать низложенную царицу, которая все еще продолжает на что-то надеяться, они ничего не сказали ей о состоявшемся постановлении правительства.
Исполнить постановление Совета Министров было поручено начальнику петроградского военного округа ген. Корнилову, который вчера рано утром получил по этому поводу специальный приказ военного министра А.И.Гучкова.
Получив приказ, генерал Корнилов с экстренным поездом выехал в Царское Село и в сопровождении офицеров местного гарнизона отправился в Царскосельский дворец.
Известие об аресте явилось для Александры Федоровны полной неожиданностью и поразило ее, как громом.
     — Неужели все кончено,— воскликнула она с горечью и злобой; — этого не может быть; я этому не верю. Это—все козни петроградских бунтовщиков.
Горькая действительность заставила, однако, рассерженную Александру поверить в совершившийся факт. Генерал Корнилов предъявил ей постановление Временного Правительства и приказ военного министра об аресте. Сомнений не было. Пришлось подчиниться. Озлобленность сменилась подавленным настроением, безнадежностью и отчаянием.
     — Я в вашем полном распоряжении, — упавшим, каким-то надтреснутым голосом ответила Александра генералу Корнилову, — Можете делать со мною все, что хотите. Теперь я вижу, что все потеряно.
И забилась в истерике. Придворные увели ее во внутренние покои.
Исполнив поручение, ген. Корнилов возвратился в Петроград и доложил обо всем военному министру А. И. Гучкову.
Царскосельский дворец опустел. Приближенные Александры Федоровны покинули ее еще до ареста. И это особенно удручает низложенную царицу. Царскосельский дворец, как уже сообщалось, занят стражей и окружен воинскими частями. Всякое сообщение с ним, даже телефонное, прекращено.

Доставление Николая II в Царское Село.

ПЕТРОГРАД. 9.III. Сегодня в Царском Селе ожидается Николай II. Встречать Николая Романова будет главнокомандующий петроградским военным округом генерал Корнилов. В Царское Село будет вызван взвод солдат, которые под конвоем будут сопровождать Николая II с вокзала в Александровский дворец вместе с Николаем П в автомобиле поедет генерал Корнилов. Никакой встречи лицам бывшей свиты Николая II не будет разрешено.
Прогулки Николаю II и Александре Федоровне будут разрешены только в сопровождении чинов охраны. Каждому охраняющему царскосельский дворец будет преподана инструкция, которая будет заключать в себе мельчайшие детали охраны Николая и Александры. Детям по их выздоровлении будут разрешены игры внутри дворца. Всякие прогулки вне дворца будут разрешены исключительно в сопровождении караульных.
Нам передают, что вопрос об отъезде Николая II и Александры Федоровны в Англию решен окончательно. Ждут только выздоровления детей. Всякие документы, имеющие государственное значение, будут конфискованы правительством. Последние дни между русским и английским правительствами ведутся переговоры о месте проживания Николая II и Александры Федоровны.

ПЕРЕД САМЫМ ВЫПУСКОМ НОМЕРА, МЫ ПОЛУЧИЛИ СЛЕДУЮЩЕЕ СРОЧНОЕ СООБЩЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ ИЗ ПЕТРОГРАДА.
В ЧАС ДНЯ В ГОС. ДУМУ ПРИБЫЛ ДЕПУТАТ БУБЛИКОВ, УЕЗЖАВШИЙ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ ДУМЫ НА ФРОНТ ДЛЯ ДОСТАВЛЕНИЯ В ЦАРСКОЕ СЕЛО БЫВШЕГО ИМПЕРАТОРА, ГРАЖДАНИНА НИКОЛАЯ РОМАНОВА.
БУБЛИКОВ СООБЩИЛ ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, ЧТО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА О ЛИШЕНИИ СВОБОДЫ НИКОЛАЯ РОМАНОВА ИСПОЛНЕНО И НИКОЛАЙ РОМАНОВ ПРЕПРОВОЖДЕН В ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ. НИКАКИХ ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ АРЕСТЕ НЕ ПРОИЗОШЛО.

Нижегородский Листок

Набор милиционеров.

В бывшем городском полицейском управлении на Варварке, производится набор милиционеров. По всей вероятности, на должности милиционеров будут зачисляться получившие отставку, вследствие тех или иных незначительных увечий, солдаты. Возникает, между прочим, вопрос о привлечении в милицию и лиц женского пола, как это практикуется в некоторых государствах. Вопрос об организации постоянной милиции считается спешным, так как студенты и вообще учащаяся молодежь, из которой в настоящее время сорганизована городская милиция, должны в скором времени приступить к учебным занятиям.

Арестованы бывший царь Николай II и его супруга Александра Феодоровна.
     И. Гучков произнес речь в собрании промышленных кругов.
     Послу С.-А. С. Штатов в Петрограде даны инструкции о признании нового русского правительства,
     На саккизском направлении наши передовые части вступили в пределы Турции.
     В приказе по французской армии отмечены подвиги русских генералов Лохвицкого и Дитрихса.
     Французские войска к северу и северо- востоку от Суассона заняла около 10 деревень.
     Британские войска продвинулись вперед к югу от Араса, где еще очищено от противника 14 деревень.
     На итальянский фронт прибывают новые германские войска.
     Ллойд-Джордж в палате общин сделал обзор событий в России и высказал уверенность, что переворот является первой победой принципов, из-за которых начата война.
     В Германию воспрещен ввоз русских рублей с целью предотвращения дальнейшего падения марки.
     Вашингтонское правительство отклонило предложение Каранцы о прекращении нейтральными вывоза в воюющие страны в целях восстановления мира.
     В Лондоне состоялось первое заседание конференции государственного кабинета с представителями британских заморских владений.
     Великий князь Николай Николаевич простился с населением Кавказа, восторженно приветствовавшим его.
     На складах Владивостокского порта сгорело несколько сот тысяч пудов хлопка; подозреваемся поджог.
     В Богородицке полиция вооружила военнопленных и организовала погром. Из Тулы отправлены войска для подавления беспорядков.

ВОЙНА.

Сообщенiе изъ Ставки.

ЗАПАДНЫЕ и РУМЫНСКИЙ ФРОНТЫ.

Перестрелка и усиленная деятельность разведывательных частей наших и противника.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

На сакизском направлении наши передовые части, преследуя Турок, вступили в пределы Турции. На керманшахском направлении преследование Турок продолжается. Началась распутица.

Кредитные билеты.

Представители рабочих экспедиций заготовления государственных бумаг обратились в Исполнительный Комитет Совета Рабочих Депутатов через комиссара Государственного балка, члена Г. Думы Н. П. Николаева с просьбою выяснить вопрос, могут ли они приступить к работам по печатанию кредитных билетов и вообще денежных знаков, в которых ощущается нужда. Вопрос этот будет поставлен на рассмотрение Исполнительного Комитета Совета Рабочих Депутатов.

На нужды революции.

Кулиса петроградской биржи собрала 500.000 рублей на нужды революции. На те же цели петроградское общество табачных фабрикантов ассигновало 200.000 руб.

Правда17

Чита, 8 марта. Организуется Совет Рабочих и Солдатских Депутатов. Власть в руках Комитета Безопасности и Совета. Арестованы высшие чины администрации. Огромный подъем, митинги, манифестации - полный порядок.

Шлиссельбург, 8 марта. Шлисссельбургская крепость горит четвертый день.

Харьков. Организован Исполнительный Комитет в составе представителей самоуправления, рабочих и прочих депутатских советов для укрепления нового порядка.

Нижний Тагил. Вчера ночью сорганизованы местный комитет общественной защиты и продовольствия. Избраны начальник милиции и президиум.

Вниманию районов.

Редакция «Правды» просит товарищей указать подходящее помещение (одну большую светлую комнату) для устройства выставки картин в пользу партии.

Приезд первого народного министра юстиции А.Ф.Керенского в Москву.

Слева направо: А.Е.Грузинов командующий войсками московского военного округа, А.Ф.Керенский, министр юстиции и Н.М.Кишкин, комиссар города Москвы.

Дневники о жизни Распутина.

Из архивов сгоревшего охранного отделения уцелели 4 том дневников, посвященных жизни и деятельности Распутина. Дневники охватывают период от 1913 — 1916 гг. и содержат массу ценных документов. (Соб. корр.)

Задержание таинственного автомобиля.

Таинственный черный автомобиль, мчавшийся в последние дни по улицам Петрограда с потушенными огнями и расстреливавший народ задержан.
Он оказался принадлежащим гласному петроградской городской думы Козицыну. Козицын арестован.
Козицын - ставленник стародумцев и еще недавно на выборах был ими выставлен, как кандидат председателя городской думы, но был забаллотирован. Тогда был избран прис. повер. Базунов. (Соб. кор.)

ХЛОПОТЫ «МОСКОВСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ».

Редактор «Московских Ведомостей» обратился в Совет рабочих депутатов с просьбой «выдать разрешение на выпуск газеты». Ему отвечено следующее: «Завоеванная народом политическая свобода дает всему населению свободу слова и печати, поэтому никаких разрешений на издание газет не требуется и Совет рабочих депутатов таких разрешений не дает».

Заявление ген. Юденича

ТИФЛИС. Командующим кавказской армией генералом Юденичем приняты сотрудники местных и корреспонденты столичных газет в том числе корреспондент «Раннего Утра».
Генерал Юденич заявил: «Армия к перевороту отнеслась спокойно, целиком перейдя на сторону народа. В дальнейшем военные события на фронте зависят от поведения тыла и беспрерывного снабжения армии».

карикатура революции
«Солнце всходит и заходит»...

Поезд с Николаем II.

Вчера, как мы сообщали, по поручению временного правительства, четыре члена Государственной Думы, с комиссаром министерства путей сообщения Бубликовым во главе, экстренно выехали в Moгилев для ареста Николая II и препровождения его в Царское Село. Сегодня в министерство путей сообщения начали поступать сведения как о движении поезда Бубликова, так и некоторые запросы с пути.
Поезд А.А.Бубликова отошел из Петрограда в 11 часов 30 мин. Через два часа в ставку была послана, за подписью министра - председателя кн. Львова, срочная депеша на имя товарища министра путей сообщения в ставке генерала Кислякова о том, что специальный поезд, посланный за Николаем II прибудет в Могилев 8-го марта, в 2 часа дня.
Получив депешу, генерал Кисляков недоумевал, о каком поезде идет речь, и вызвал к юзоаппарату Петроград. Во время разговора с одним из представителей министерства путей сообщения генерал Кисляков спросил, о каком поезде ему дано знать.
Тогда генералу Кислякову была послана вторая срочная телеграмма с разъяснением цели поездки депутатов Государственной Думы в Могилев. При этом Кислякову предписывалось встретить поезд Бубликова и немедленно приготовить литерный поезд для обратной отправки в Царское Село.
Поезд из Могилева в Царское Село, по полученным сведениям, вышел сегодня, в 4 часа дня. Ночью он ожидается в Витебск.
Поезд, в котором везут Николая II депутаты временного правительства, остановок на станциях иметь не будет; об этом сделаны соответствующие распоряжения.

* В 12 часов ночи в министерстве путей сообщения получено срочное известие с дороги, что поезд с Николаем II, вследствие снежной пурги на линии Оша-Витебск, задерживается и прибудет в 2 часа дня 9-го марта. Свитский поезд ожидается в 3 часа.
ОРША, 8,III. Сегодня, 8-го марта, в 7 часов вечера, проследовал из Москвы поезд, увозящий бышего царя Николая Романова.
Свитский поезд шел позади.
С поезда устранена прислуга, и старая охрана заменена войсками, прибывшими из Петрограда, с депутатами Некрасовым и Бубликовым во главе, которые едут в вагоне, прицепленному к поезду, везущему бывшего царя.

Арест Александры Федоровны.

Вчера, поздно ночью, главнокомандующий петроградского военного округа генерал Корнилов получил распоряжение совета министров о лишении свободы отрекшегося императора Николая II и его супруги Александры Оедоровны.
8-го марта, во исполнение постановления совета министров, генерал Корнилов, в сопровождения чинов штаба, в 9 часов утра выехал в Царское Село, куда прибыль в 9 1/2 часов.
С вокзала генерал Корнилов по телефону позвонил во дворец и попросил графа Бенкендорфа справиться у Александры Федоровны, когда она может его принять.
На попытку графа Бенкендорфа узнать о цели посещения генерал Корнилов ответил, что по телефону он никому и ни о чем не может сообщать.
Граф Бенкендорф попросил генерала Корнилова подождать у телефона. Через несколько минуть он заявил, что Александра Федоровна примет генерала Корнилова в 10½ часов.
В течение часа ген. Корнилов совещался с комендантом Царского Села относительно организации охраны супруга отрекшегося императора.
В 10½ часов утра ген. Корнилов прибыл со своим штабом в Малый царскосельский дворец, в покои, в которых раньше находились дети.
Ожидать ген. Корнилову пришлось недолго. Через несколько минут появилась Александра Федоровна и попросила всех сесть. Она была бледна, лицо ее выражало усталость. Бывшая царица была одета в, черное наглухо закрытое платье. Первые ее слова были:
     — Чем я обязана вашему посещению?
Генерал Корнилов, поднявшись с места, заявил:
     — Я приехал сюда то поручению совета министров и должен объявить вам постановление временного правительства.
Александра Федоровна встала;
     — Я вас слушаю.
Когда ген. Корнилов в начал читать постановление совета министров о лишении свободы бывшего императора и его супруги, Александра Федоровна сделал жест рукой, как бы говоря: не продолжайте. Генерал Корнилов, однако, прочитал постановление временного правительства до конца, а затем добавил, что с этого момента супруга отрекшегося императора объявляется лишенной свободы. Ко дворцу будет приставлен строгий караул. Вся охрана, которая до сих пор несла службу во дворце, устраняется,
Александра Федоровна выслушала генерала Корнилова, сильно волнуясь, стиснув зубы, и молча кивнула головой.
Чины штаба вышли, остался один генерал Корнилов. Александра Федоровна просила его не удалять из дворца прислуги, которая хорошо знает все привычки заболевших детей. Особенно настойчиво она просила не удалять от Алексея его дядьки, фельдфебеля Деревенко.
Генерал Корнилов объявил, что с его стороны препятствий к удовлетворению просьбы не встречается. Больше того: генерал не возражает даже против оставления во дворце графа Бенкендорфа и личного секретаря Александры Федоровны графа Апраксина, но предваряет, что в таком случае все они также будут объявлены лишенными свободы, с запрещением общения с внешним миром.
После этого ген. Корнилов удалился из из дворца, вместе со своим штабом прошел в казармы и лично распорядился размещением у царскосельского Александровского дворца караула. По его распоряжению, караулы установлены во всех внутренних покоях.
Приезд врачей к больным детям будет разрешаться не иначе, как в сопровождении охраны.
Всякие разговоры по телефону запрещаются. Вся корреспонденция подлежит контролю.
Ответственность за охрану возложена на коменданта Царского Села.
Два раза в день из Петрограда в Царское Село будут выезжать представители штаба округа, которым поручено наблюдать за правильностью охраны.
Исполнив поручение временного правительства, генерал Корнилов уехал в Петроград, По прибытии он сейчас сделал доклад премер-министру князю Г. Е. Львову.