31 (18) марта 1917 года

Известия Совета  Рабочих  Депутатов (Петроград)

Приезд тов. Церетели.

Товарищи! Сегодня, 18 марта, со скорым Иркутским поездом приезжает в Петроград председатель социал-демократической фракции второй Государственной Думы — Ираклий Георгиевич Церетели.
Тов. Церетели, во главе многих других своих товарищей депутатов 2-й Думы, был осужден царским судом к ссылке в каторжные работы и пробыл в тюрьме и на поселении 10 лет.
Теперь один из славнейших вождей пролетариата России тов. Церетели возвращается в наши ряды. Надо его встретить и приветствовать в его лице стойкий и мужественный авангард русской резолюции - с.-д. фракцию 2-й думы.
Исполнительный Комитет С- Р. в С. Д. постановил послать к приходу поезда особую депутацию и предлагает всем рабочим и солдатским организациям сделать то же самое.
Рабочие и солдаты революционной армии! Идите и встречайте борца за свободу и права рабочего народа!
Поезд приходить в Петроград по расписанию в 9 час. вечера.

Постановление Временного Правительства об отмена смертной казни.

Временное правительство постановило:
     1) Смертную казнь отменить.
     2) Во всех случаях, в которых действующими гражданскими, военными и военно-морскими уголовными законами установлена в качестве наказания за преступные деяния смертная казнь, таковую заменить каторгой, срочной или бессрочной.
     3) Действие сего указа распространяется также на неприведенные в исполнение судебные приговоры, постановленные до сего обнародования.
Подписали: министр-председатель кн. Львов, П. Милюков, А. Шингарвв, Н. Некрасов, А. Коновалов, А. Мануйлов, В. Львов, М. Терещенко, И. Годнев, А. Гучков и министр юстиции А. Керенский.
Управляющий делами Временного Правительства Влад. Набоков.
12 марта 1917 года.

В России отменена смертная казнь.
     Опубликован указ о частичной амнистии уголовным преступлениям.
     Временное Правительство выехало в ставку.
     Нашей контр-атакой у д. Мартыновки на Огинском канале противник выбит из занятых им было наших окопов.
     Наши самолеты бомбардировали Тульчу.
     Британские войска во Франции захватили селения Невиль и Буржонваль.
     Французские войска на балканском фронте отбили контр-атаку неприятеля; с начала операции захвачено 2.104 пленных при 29 офицерах.
     Англия отвечает репрессиями за потопление Немцами госпитального судна «Asturias». (C. т.). Потоплен без предупреждения британский пароход «Almourcastle», часть пасcажиров погибла.
     В Испании временно прекращены конституционные гарантии, вследствие угрозы общей забастовки.
     Наш корреспондент утверждает, что вследствие посредничества правительства испанские рабочие отказались от забастовки, требуя лишь мер против спекуляции. (С. т.).
     Имперский канцлер выступил с речью в рейхстаге, открещиваясь от Николая II и поддержки царизма в России и уверяя, что Германия не намерена вмешиваться во внутренние дела России.
     Рейхстаг принял чрезвычайный бюджет при оппозиции всех социалистов.
     Американский министр финансов представал на рассмотрение совета министров мероприятия для содействия четверному согласию.
     Между персидским и английским правительствами состоялось соглашение о военных силах английского генерала Сайкса и наборе жандармерии.
     Общественное мнение Бразилии, раздраженное варварством подводной войны, стремится к разрыву с Германией.
     В Гельсингфорс вернулся бывший председатель сейма Свинхувуд, восторженно встреченный населением и молодежью.
     Финляндский сенат, в новом составе вступив в должность, опубликовал сообщения о событиях в России.

ВОЙНА.

Сообщенiе изъ Ставки.

ЗАПАДНЫЯ ФРОНТ.

В районе деревни Голдовичи (20 верст юго-восточнее Барановичей) в ночь на 16 марта нами была произведена газовая атака. Одновременно с выпуском газов артиллерия вела огонь по окопам противника химическими снарядами. У деревни Мартыновки на Огинсковом канале противник атаковал наши позиции, обстреляв их сильным артиллерийским огнем. Противнику удалось было ворваться в наши окопы, но контр-атакой он был выбит и бежал в свои окопы.
На остальном фронте перестрелка и поиски разведчиков.

РУМЫНСКИЙ ФРОНТ.

Перестрелка и поиски разведчиков. В районе деревни Бурка (35 верст севернее Фокшаны) нашей артиллерией сбит германский самолет.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Перестрелка и поиски разведчиков.

Действия летчиков.

17 марта.

ВОПРОС О ГАЛИЦИИ.

КОПЕНГАГЕН. В Вене в австрийском политическом обществе обсуждался вопрос о Галиции. Русин Триловский произнес большую речь и прочем меморандум по вопросу о Галиции, представленный императору Францу-Иосифу в момент обявления о выделении Галиции о ноября. В этом меморандуме указывалось на необходимость разделить Галицию на западную и восточную. Восточная Галиция должна была быть русской и иметь местную автономию. Император должен быль назначать наместника и коронного маршала, последнего из Русин; официальным языком во внутренних сношениях должен был считаться украинский.

РЕЧЬ ИМПЕРСКАГО КАНЦЛЕРА О РУССКИХ СОБЫТИЯХ.

СТОКГОЛЬМ, 16 марта. (Соб. кор.). Из Берлина сообщают:
     «При обсуждении имперского бюджета в рейхстаге имперский канцлер выступил с речью, в которой заявил, что события, происходящие в России, привлекают преимущественное внимание. Насколько здесь можно понять, царь пал жертвой своей собственной трагической вины. С давних времен Пруссия и Россия были связаны узами традиционной дружбы; однако в русском императорском доме последний сторонник этих добрых отношений сошел со сцены уже в лице Александра II.

Влияние держав согласия на Александра III и Николая II.

Но считаясь с узами, которые в течение целого столетия связывали оба соседних государства, не считаясь с тем обстоятельством, что никакое противоречие в жизненных интересах не разделяет обе страны, царь постепенно подпадал влиянию держав согласия и, в конце концов, настолько подчинился влиянию господствовавшей при самодержавном режиме военной партии, что в роковые дни июля 1914 года остался глух к напоминанию императора Вильгельма о долголетней дружбе, связывавшей обоих монархов. <...>

Трезвая Россия.

Временным Правительством на днях будет распубликован новый закон, незыблемо восстанавливающий трезвость в свободной России. Первым пунктом воспрещается продажа крепких напитков.
Напитки признаются крепкими, если содержание в них спирта превышает полтора процента.
Производство крепких напитков нормируется правительством, а в отношении виноградного вина для богослужебных надобностей — по соглашению с Синодом.
За границу разрешается вывоз виноградных вин всякой крепости, а из винодельческих местностей в не винодельческие внутри России — лишь крепостью не свыше 12 град. во всякое время, не исключая военного.
В винодельческих местностях России производство натуральных виноградных вин признается свободным промыслом.
Городским и земским общественным самоуправлениям, а в винодельческих местностях, также сельским и станичным сходам предоставляется право ограничивать или вовсе запретите продажу виноградных вин.
За недозволенную продажу крепких напитков и содержащих спирт веществ виновные подвергаются строгой ответственности от 2 мес. до 1 года и 4 мес. тюрьмы, и сверх этого денежному взысканию от 500 до 2,000 руб., а найденные у них напитки конфискуются и подвергаются уничтожению.

У будущих могил.

Работы по рытью могил для жертв революции на Марсовом поле значительно подвинулись, несмотря на чрезвычайные затруднения, вызванные цементированной и к тому же мерзлой почвой. В значительной степени помогло применение саперами пироксилиновых шашек для взрыва почвы. Несмотря на то, что комиссия Совета Рабочих и Солдатских Депутатов по погребению жертв революции объявила, что похороны отхожены на несколько дней, сегодня из некоторых частей города к Марсовому полю потянулись дроги с гробами, обитыми красным черным материалами с белыми оборками. Ошибочно привезенных покойников пришлось вернуть. С утра и в течение всего дня Марсово поле осаждалось громадным числом публики, очевидно не осведомившейся об отмене процессии погребения на несколько дней.

Новое время: Илл. прил. (С-Петербург)

Группа городских милиционеров.

В милицию записались преимущественно студенты различных высших учебных заведений. Милиционеры, несущих на себе, при участии военных патрулей, охрану города, отличает белая повязка на руке с буквами «Г.М.», - "городская милиция".

Правда17

РЕВОЛЮЦИЯ В ПРОВИНЦИИ.

Р ы б и н с к. Возбуждение первых дней свободы проходит, жизнь вошла в берега, но работа по организации населения идет лихорадочно торопливо: в городе действует городской комитет общественных организаций, имеющий в себе представителей разных групп населения с сильным преобладанием демократии—рабочих и солдат. До сего времени в комитете насчитывается до 140 членов, почему, в целях достижения наибольшей работоспособности, выделен Совет из 21 человека. Состав Совета тоже с преобладанием подлинной демократии, хотя председателем является директор коммерческого училища, стоящий не левее кадет.
Усиленно и спешно организуется крестьянство: произошли съезды и выборы уездных комитетов—Рыбинского, Ярославского и др. На 19 марта назначен уже погубернский съезд крестьян. Большую услугу в деле организации крестьянства здесь безусловно оказала кооперация, широко распространенная среди сельского населения, почему Ярославской губернии и удалось сорганизоваться в числе первых.
Старое правительство, сломавшее себе голову на продовольствии, дает хороший урок новому поставить центром забот продовольствие. Организованность крестьянства обеспечит новому строю счастливое разрешение продовольственного вопроса. Господствует бодрое настроение и уверенность, что война скоро кончится в интересах обновленной России и свободного существования народов.
В городе идет торопливая организация профессиональных союзов: судовых рабочих, торгово-промышленных служащих, союза металлистов и пр. Существует Совет Рабочих и Солдатских Депутатов, насчитывающий около 70 членов. Полное формирование его еще не закончилось.

Ираши.

Я з е н с к а я в о л о с т ь, Виленской губ., Дисенского уезда. Местность наводнена жандармами, городовыми и стражниками. Повсюду еще старые власти, которые унимают взбудораженные умы и строгостью и ложью. Так, рассказывают, что царь вовсе не смещен, а только заболел. А выздоровеет он, так воздаст каждому по его делам. На дорогах ставятся заставы, чтобы не проникали смутьяны.
Но ведь Виленская губерния не такой глухой уголок, и если там еще полный царский произвол, так что же творится в глухих российских деревнях, отстоящих от железных дорог на 500, на 1 000 верст? Да, они не дремлют. Но что же делает Временное Правительство?

Е к а т е р и н о д а р. Жандармы и полиция разоружены. Войско на стороне народа. Власти в руках С. Р. Д. Устраиваются митинги из рабочих и казачьего войска, доходящие численностью до 3000 человек. Настроение приподнятое. Пока полное единение. Но уже чувствуется со стороны попов и казацких начальников антиреволюционная агитация. Большая нужда в работниках и литературе. Шлем из Кубанского жандармского управления, в котором сейчас заседает 4 большевика, свой искренний товарищеский привет застрельщикам революции.

Член И.К.С.Р.Д. М.И.Власов.

МИМОХОДОМ.

Маленький курьез на фоне событий.
Нa Страстной площади пожилая, интеллигентного вида, дама пыталась — хотя с улыбкой, но очень настойчиво — удалить с пуговиц на пальто студента накладные орлы, эмблему старого строя...
Так как операция ей не удавалась, то дама готова была перейти к более радикальной мере, — к срезыванию пуговиц.
Но тут уж студент смущенно запротестовал; ссылаясь на «дороговизну пуговиц» и на холод.
Протест был уважен, и злополучные пуговицы пощажены.
Зато не было оказано никакой пощады наплечникам рядом стоявшего студента одного из специальных учебных заведений.
С них были удалены увенчивавшие и их короны...

Утро России

«Потемкин» и «Очаков».

Команды судов «Пантелеймон» и «Кагул», переименованные после восстания 1905 года, возбуждают перед Временным Правительством ходатайство о возвращении этим судам их прежних названий «Потемкин» и «Очаков».

Отмена отдания чести.

Особая комиссия под председательством ген. А.А.Поливанова, обсудив, приняла следующее постановление: 1) отдание чести вне строя и службы отменяется. 2) Войсковое приветствие предоставляется свободной воле офицеров и солдат.