10 апреля (28 марта) 1917 года

Вечерний Курьер (Москва)

Московская жизнь

Митинг артистов.

Оркестровые музыканты, хоровые, оперные артисты и артисты балета, подвизающиеся на частных сценах, почувствовали необходимость сорганизоваться для отстаивания своих профессиональных интересов и для борьбы за улучшение их условий труда, часто очень тяжелых. При сравнительно очень незначительной оплате труда, приходится заботиться о костюмах. В особенности в тяжелых условиях находятся балерины. Костюмы которых поглощают большую часть получаемого содержания.
Сегодня, - в помещении Сергиевского Народного Дома начался очень многолюдный митинг музыкантов, оперных и балетных артистов, на котором обсуждаются «закулисные» условия труда.

От начальника милиции.

Отдельные граждане мне заявили, что лица именующие себя милиционерами, приходить в частные квартиры и лавки, предъявляют разного рода требования, в том числе требуют скидки с цен товаров.
Настоящим объявляю, что милиционеры никакими льготами не пользуются и что многие лица, именующие себя милиционерами, являются самозванцами, присвоившими себе это звание. Все милиционеры имеют в настоящее время красные карточки с № и печатью участкового комиссара или моей подписью. Предлагаю гражданам проверят полномочия милиционеров и злоупотребляющих своим званием, а также самозванцев отправлять в ближайший участок, куда должно подавать и все жалобы на милиционеров.

Член Исполнительного Комитета Общественных Организаций г. Москвы
Начальник милиции А. Никитин.

Далекая Окраина (Владивосток)

Союз офицеров-республиканцев.

В воскресенье, в гарнизонном собрании, под председательством кап. Дьяконова, состоялось многолюдное собрание офиц. и классн. чинов гарнизона крепости. Долго дебатировался вопрос об отдании чести. Собрание присоединилось к постановлению сов. раб. и солд. деп. о необязательности отдания чести. Д-р Пецулевич внес предложение об образовании союза офицеров-республиканцев. Собрание к этому предложению присоединилось целиком. Следующее собрание офицеров-республиканцев назначено на завтра.

Петроградского телеграфного агентства.

ВОЙНА МЕЖДУ КУБОЙ И ГЕРМАНИЕЙ.

ЛОНДОН, 26 марта. Из Гаванны сообщают:
     «Сенат единогласно принял резолюцию, провозглашающую существование «состояния войны» между Кубой и Германией».

ПРЕКРАЩЕНИЕ С.-А. С. ШТАТАМИ ТОРГОВЛИ С НЕЙТРАЛЬНЫМИ.

ХРИСТИАНИЯ, 25 марта. (Соб. кор.). Норвежский министр иностранных дел предупрежден северо-американским посланником о намерении правительства Соединенных Штатов прекратить торговлю с теми нейтральными странами, которые не присоединяются к союзникам.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

Деятельность темных сил.

В Киевской губернии агенты отарой власти призывают в местечках и селениях к разгрому лавок, избиению евреев и интеллигенции. Комитетом военных депутатов киевского гарнизона образованы боевые летучки для ареста провокаторов. В Кременецком, Бердичевским и Острожском уездах идет усиленная антиеврейская агитация.

Еврейский вопрос.

В одесское военное училище зачисляются вольноопределяющимися 240 Евреев - студентов.

Восстановляются судебные уставы 1864 года.
     Временное Правительство опубликовало воззвание о целях войны.
     Атаки противника на Карпатах западнее Дземброня и западнее горы Томнатик отбиты.
     На румынском фронте отбито наступление противника в районе Монестирка— Кашенуль.
     В Черном море нашими миноносцем высажен десант у устья реки Терме и сожжен турецкий наблюдательный пост. В Трапезунд приведены 10 парусных шхун с ценным грузам.
     Объявление войны С.-А. С. Штатами произвело ошеломляющее впечатление в Германии.
     Куба объявила войну Германии. Германские суда конфискованы.
     С.-А С. Штаты предупредили Норвегию о намерении прекратить торговлю с теми нейтральными странами, которые не присоединяются к союзникам. Президент Панамской республики обязывается оказать поддержку С.-А. С. Штатам в защите Панамского канала.
     Потопление бразильского парохода «Парана» заставило Бразилию поднять вопрос о разрыве дипломатических сношений с Германией. (С. т.).
     Команда парохода «Корморан», бывшего парохода «Рязань», не желая согласиться на арест этого судна Американцами на о. Гуам, уничтожила его.
     Потопление Немцами лодок, в которых спасались остатки команд потопленных судов, вызывает негодование в Норвегии и протест против правительства за его бездействие.
     Президент Вильсон обнародовал воззвание к населению.
     В С-А. С. Штатах мобилизованы 32.000 промышленных предприятий.
     В Берлине обнародован рескрипт кайзера Бетману-Гольвегу о подготовительных работах к переустройству внутренне-политической, хозяйственной и социальной жизни Пруссии.
     В виду недостатка одежды в Германии общеимперскому комитету по снабжению населения одеждой предоставлено право секвестровать всю гражданскую одежду у населения.
     Нидерландским правительством издана Белая книга.
     Британская и французская рабочие депутации выехала из Лондона в Россию.

ИНТЕРНИРОВАННЫЙ В С.-А. С. ШТАТАХ ПАРОХОД «КОРМОРАН».

ЛОНДОН, 26 марта. Из Вашингтона телеграфируют:
     Опубликовано сообщение морского департамента относительно парохода «Cormoran», в котором заявляется следующее: «Cormoran» представляет собою русский пароход «Рязань», захваченный германским крейсером «Emden» 3 августа н. ст. 1914 года.

УНИЧТОЖЕНИЕ НЕМЦАМИ ПАРОХОДА «КОРМОРАН».

ВАШИНГТОН, 26 марта. Экипаж германского парохода «Cormoran», интернированного на острове Гуам, отказался сдать пароход американским властям и уничтожил его. При этом убиты 2 унтер-офицера и 5 матросов. 20 офицеров, 12 унтер-офицеров и 321 матрос взяты в плен. (Аг. Рейтера).

ТЕКСТ ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ С.-А. С. ШТАТАМИ.

ВАШИНГТОН, 26 марта. Текста извещения об официальном вступлении в войну С.-А. С. Штатов, которое Лансинг передал по телеграфу американскому послу в Петрограде для сообщения Временному Русскому Правительству.
     «Сообщите министру иностранных дел, что Америка решила восстать против величайшего врага человечества и против существующей угрозы демократии, исполненная веры в конечную победу принципов свободы и справедливости, которые она отстаивала в течение почти 150 лет.
Правительство и народ радуются тому, что великая русская нация сражается вместе с демократиями против автократического принципа и что благодаря этому создаются новые узы дружбы между обеими нациями.
Правительство Соединенных Штатов горячо надеется, что русская нация сознает необходимость внутреннего согласия в целях одержания конечной победы над деспотизмом, который путем насилий и интриг угрожает русской демократии».

ВОЗЗВАНИЕ ВИЛЬСОНА.

НЬЮ-ИОРК, 25 марта. (Соб. кор.). Президент Вильсон обнародовал воззвание, в котором, между прочим, говорится:
     «Я, Вудро Вильсон, президента С.-А С. Штатов, сим объявляю во всеобщее сведение, что между Соединенными Штатами и германским императорским правительством объявлено состояние войны, и, главным образом, прошу всех лиц, состоящих, как на гражданской, так и на военной службе, приложить величайшую бдительность и усердие при исполнении их обязанностей, вытекающих из такого состояния войны. Кроме того, я горячо взываю ко всем американским гражданам, чтобы они, одушевленные искренней преданностью к своей стране, которая с самого начала своего существования защищала принципы свободы и справедливости, поддержали законы страны и оказали охотную и единодушную поддержку тем мерам, которые могут быть приняты конституционной властью в целях доведения войны до успешного исхода и достижения прочного и справедливого мира».

ХРОНИКА

Трагическая смерть сына Н.С.Чхеидзе.

25 марта сын председателя Совета Рабочих и Солдатских Депутатов С.Чхеидзе, 16 лет, разряжая винтовку в квартире отца на 8 Рождественской ул., случайно выстрелил. Пуля попала в юношу и убила его наповал.

Манифестация.

Ровно месяц назад учебная команда Волынского полка перешла на сторону народа под командой старшего унтер-офицера Кирпичникова. Сегодня учебная команда во главе с Кирпичниковым пришла к Г. Думе. Здесь ее приветствовали б. член 1-й Г. Думы Рамишвили и члены Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Солдатских Депутатов и благодарили за выступление их 27 февраля на сторону народа, которое решило судьбу старого строя.

Петроградский Листок

Кто-же стрелял в народ?

Желать выяснения этого вопроса должна вся свободная Россия, и каждый, кто может пролить на это свет, обязав сделать это, считаясь с великою ответственность своих показаний и сознательно избегая всякой опоры на непроверенном слухе.
Два дня назад бывший градоначальник Балк освобожден из Петропавловской крепости. Но он отказался оставлять крепость до того времени, пока ему не будет выдано удостоверение в том, что с его стороны не было отдано приказа бывшим чинам полиции расставить на крышах домов и полицейских участках пулеметы и вообще производить стрельбу в народ.
Лица, производившие стрельбу из пулеметов по народу, как сообщали газеты, получали суточных от 75 до 100 р.
Заявление Балка принято к сведению и будет строго проверено следственной комиссией.

100 миллионов на „Храм Свободы".

Несколько дней назад в еврейском клубе было постановлено собрать добровольные пожертвования среди еврейского населения России для участия в постройке «Храма Свободы*».
Тут же и начался сбор пожертвований, которые посыпались весьма обильно. Присутствовавший на собрании известный промышленник г. Животовский пожертвовал дом на углу Крюкова канала, стоимостью, в 600,000 руб. и 100,000 рублей наличными.
Первые три-четыре дня дали по подписке в Петрограде и Москве до 14 миллионов рублей, при чем далеко еще не все петроградские и московские евреи подписалась. Вчера передавали, что председатель Азовско-Донского банка В. А. Каменка пожертвовал два миллиона рублей.
Полагают, что общая подписка на «Храм Свободы» среди еврейского населения России даст до 100 миллионов.

Правда17

ИЗ ПРОВИНЦИИ.

Кишинев, 24 марта. Во многих местечках и селах Оргеевского уезда получаются тревожные известия о погромной и антиправительственной агитации темных сил, В Болдурештскую волость до сих пор еще не проникли сведения о перевороте.

Саратов, 24 марта. Состоялось окончательное соглашение местных фабрикантов с представителями Совета Рабочих Депутатов по поводу введения 8-часового рабочего дня. Признаны обязательными сверхурочные работы в предприятиях, работающих на оборону и для продовольствия страны, с оплатой их в двойном размере. Установлен один праздник в неделю, с оплатой праздничных дней за работу в двойном размере, сдельные работы сохранены в полном объеме.
Совет Рабочих Депутатов предложил рабочим не допускать забастовок там, где они имеют место по поводу невведения 8-часового дна.

Нижний-Новгород, 25 марта. «Известия Совета Рабочих и Солдатских Депутатов», в передовой статье, обсуждай приказ по гарнизону о том, что солдатские исполнительные комитеты являются совещательными, а не законодательными органами, заявляют: „Не для совещаний, советов и скромных указаний собрались представители демократической солдатской массы в свой Совет, а для самостоятельного обсуждения и решения вопросов солдатской и общеполитической жизни и проведения в жизнь этих решений всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.
„Самый порабощенный и униженный слой населения — русский солдат — в дни переворота одним из первых восстал и сражался, жертвами и кровью запечатлел участие в борьбе за свободу и равенство. Мы хотим быть самостоятельной общественной организацией, представляющей солдатские интересы и защищающей их от всех врагов".
В целях содействия рабочим и предпринимателям фабрично- заводской промышленности в губернии в разрешении конфликтов в Нижнем-Новгороде учреждается примирительная камера в составе 9 рабочих и 9 предпринимателей.
Опубликованы основные положения о нижегородском Совете Рабочих и Солдатских Депутатов, представляющем пролетарскую классовую организацию, объединяющую рабочих в пределах губернии на началах достижения всех свобод и равенства граждан демократической республики и для удовлетворения экономических требований рабочих. Средства Совета образуются из сумм государственного казначейства, городов, земств и добровольных взносов организаций и разных предприятий.

Тифлис. Газетам сообщают подробности первых революционных дней в. Гурии.
Революционная Гурия, находившаяся в авангарде освободительного движения в 1905 г., и теперь восторженно засвидетельствовала свою готовность итти заодно с революционным русским народом и революционной армией.
Организовавшийся исполнительный комитет сменил служителей старого режима, разоружил стражников, поставил во всех учреждениях своих комиссаров.
Арестованы главари реакции. Уездными комитетами организована власть в сельских обществах. По всей Гурии разослано воззвание, которым запрещаются всякие насилия над личностью и имуществом, продажа и употребление спиртных напитков и приказывается немедленно приступить к полевым работам, соблюдать дисциплину и порядок и незамедлительно вносить налоги новому правительству. Выработаны отношения крестьян и помещиков на аграрной почве.

Харьков. Из Донецкого бассейна поступают многочисленные сообщения о повышении заработной платы, учреждении примирительных камер и введении восьмичасового рабочего дня. Несмотря на наличие отдельных неорганизованных выступлений рабочих, добыча не отстает от прошлого года, составив за первую половину марта 80 000 000 пудов топлива.

Симферополь. В делах губернского жандармского управления найден список целого ряда лиц, входивших в левые организации и состоявших на службе охранного отделения. Провокаторами были интеллигенты, рабочие, железнодорожники и курсистки.

Нижний-Новгород. Опубликован приказ губернского исполнительного комитета с призывом ко всем гражданам Нижнего-Новгорода и губернии сообщить к 8 апреля для учета всех запасов муки, крупы, фуража, ячменя, жмыхов, отрубей, зерновых хлебов, макарон, пшена, рыбы, мяса, масла, топлива и керосина, а также кожевенных, обувных, бумажных, шерстяных и суконных товаров.
Продукты и товары, о которых не будет заявлено в указанный срок, будут безвозмездно отобраны в распоряжение продовольственных исполнительных комитетов.

Русская Воля (Петроград)

«Что у кого болит, тот о том и говорит».

Старый еврей: - Скажите, гражданин Николай, Вы теперь понимаете, что такое «правожительство»?

Русское слово

Большевики.

В помещении продовольственной лавки всероссийского земского союза состоялось заседание группы социал-демократов большевиков.
В собрании приняло участие около 50-ти активных партийных работников большевистской фракции.
Участники собрания признали неправильной позицию, занятую большевистской газетой «Социал-Демократ» в вопросах касающихся войны и временного правительства.
На собрании выяснилось полное единодушие в понимании текущего момента.
Было указано, что временное правительство, поскольку оно искренно осуществляет объявленную им программу, заслуживает поддержки демократии.
Обвинение временного правительства в контр-революционности признано неосновательным.
Избрана специальная комиссия, которой поручено выяснить детальные точки расхождения.

Трудовая Копейка (Москва)

Тов. пред. с.-р. и с.-д., член Гос.Думы
М.И.Скобелев.

Советы читателям.

В. Тихонравову. «Свобода завоевана», пишете вы. Теперь можно высказывать свои мысли тем, чьи уста были запечатаны деспотической властью. Будет ли выходить в Москве журнал священника В. Востокова «Отклики на жизнь».
Обратитесь непосредственно к батюшке: Москва, Кузнецкая ул., Никитский пер., свящ. Востокову.

Василию Тихонову. У вас несомненное дарование. Стихи очень хороши.

Ив. Филиппову. За неимением свободного места в газете, стихов не помещаем. Присланные вами стихи недурны, но советуем вам не торопиться печататься.

Рядовому Иванову. Больно нам, солдатам, — пишете вы, в окопах «стороной» получать сведения о не совсем честном поведении наших жен, оставленных дома.
От нас требуют верности долгу, и как ни тяжело нам читать такие строки, но терпим мы, все сносим, надеясь, что при новом строе жизни, быть может, русские женщины сами поймут свои ошибки и дадут нам спокойно сражаться.
Не отчаивайтесь товарищ. В семье не без урода. Если находятся разрушающие семейный очаг женщины, то сколько же женщин явили себя, во время этой войны, что их имена можно занести на золотую доску?.. Несравненно больше.