20 (07) апреля 1917 года

На французское фронте в районе Курси русские войска захватила более 1.000 пленных. На линии Оберив— Прионэ Французы, заняв две линии окопов, захватили 200 пулеметов.
     Всего по 5 апреля на французском фронте взято 17.000 Германцев, 75 орудий и другие трофей.
     Британские войска продвинулись по левому берегу Скарпа и захватили новый сектор передовой линии неприятеля к юго-востоку от Лооса.
     Французскими войсками на южном берегу Эна заняты селения Конд и Вайн. Взято 1.300 пленных и 180 пулеметов при занятии леса Виль-о-Буа.
     В Шампани Французами сломлено сопротивление неприятеля и заняты опорные пункты; захвачено 20 орудий и 500 пленных.
     Умер германский генерал-губернатор Бельгии фон-Биссинг.
     Подал в отставку министр по делам Галиции Бобржинский.
     Испанский кабинет подал в отставку.
     Американский сенат принял законопроект о предоставлении союзникам права призыва своих сограждан, проживающих в С.-А. С. Штатах, на военную службу.
     Американское правительство посылает в Россию 500 железнодорожных служащих для реорганизации и обслуживания железных дорог.
     По распоряжению варшавского генерал-губернатора, с 13 апреля русский рубль теряет силу законного платежного средства и заменяется польской маркой.
     Поднявшейся в Днепре водой затоплен в Киеве Труханов остров, Предмостная слободка и Подол.

ВОЙНА.

Сообщенiе изъ Ставки.

На западном, румынском и кавказском фронтах перестрелка и поиски разведчиков.

Французское наступление, благоприятно развиваясь, захватывает новые районы фронта в направлении на юг.
На линии Оберив — Прионэ ‘Французы заняли две линии око- иов, захватив при этом около 200 пулеметов. В районе Ку [си, севернее Реймса, русские войска заняли вторую линию окопов, захватив более 1.000 пленных. В этом районе Немцы, опасаясь натиска наших войск, держали усиленные резервы, которые однако не спасли положения и принуждены отступить на третью линию позиций.
Всего же по 5 апреля на французском фронте взято 17.000 Германцев, 75 орудий и масса других трофеев.

Погром в Феллине.

ФЕЛЛИН, 6 апреля. Толпою отпущенных на побывку солдат с примкнувшей ченью города 3 апреля под видом розыска оружия произведены разгром и грабеж имущества частных лиц, преимущественно немецкой национальности. В грабеже принимали участие и прибывшие из других мест.
Милиция после месячного спокойного течения жизни не была организована и растерялась. Толпою были арестованы начальник милиции Барср, воинский начальник Художилов, бывшие исправник Фомин и становой пристав Саногайло. Разграблено всего имущества на сумму 200,000 руб.
Организовалась милиция при помощи части населения, вольноопределяющихся, учеников и немногочисленных студентов. Барс и Художилов освобождены. Начальником милиции с 4 апреля комитетом милиции и советом рабочих и солдатских депутатов избран мировой судья Васильков.
5 апреля прибыл отряд войск. Порядок восстановлен. Образовался следственный отряд для расследования деятельности арестованных Фомина и Саногайло в 1905 и 1906 годах из мирового судьи Василькова, депутата при присяжной адвокатуре Грау и представителя совета рабочих депутатов.

Проделка анархиста.

СИМФЕРОПОЛЬ, 6 апреля. В типографию Эйдлина явился ученый лесовод Углицких с десятью солдатами. Объявив владельца арестованным, он заставил напечатать воззвание от имени какого-то организационного комитета социализации труда и капитала, с призывом объявить все магазины собственностью города, а владельцев — старшими приказчиками. По распоряжению губернского комиссара милиция конфисковала часть воззваний. Расследование производится.

Самозванцы-бунтари.

ВОЛЧАНСК, 4 апреля. Неизвестные, одетые в солдатские шинели, заявив, что они присланы из Петрограда для удаления старой власти, организовали митинг, на котором был учрежден новый уездный комитет и вместо прежнего комиссара Колокольцова избран доктор Джигурд.
Толпа во глаизе с самозванцем двинулась к земской управе и произвела обыск с целью ареста Колокольцева.
Часть толпы, завладев складом оружия милиции и тремя земскими автомобилями, отправились в Верхнюю Писаревку, имение Колокольцова, и произвела обыск, неоднократно стреляя в воздух. Не найдя Колокольцова, выехавшего в Харьков, прибывшие в Писаревку, поехали в догонку за Колокольцовым.
В Харькове они обратились к милиции с требованием наряда для ареста Колокольцева. В требовании им было отказано.
В Волчанск командированы делегаты от Совета Рабочих и Солдатских Депутатов и представители общественного комитета для расследования происшедшего. Несколько самозванцев арестовало.

Крестьянские раздоры.

ХАРЬКОВ, 6 апреля. В селе Удах Харьковского уезда отмечены аграрные осложнения между общинниками и отрубщиками. Отрубщики согласны возвратиться к прежнему порядку землевладения при условии разрешения им снять урожай с озимых полей и засеять приготовленную на этот год пахоту. Общинники не соглашаются. Полям грозит опасность остаться незасеянными. Для улажения конфликта выехали представители общественного комитета и Совета Рабочих Депутатов. «Петроградская Газета»

Петроградский Листок

Ложное известие.

Вчера в окне редакции «Вечернего Времени» появилось сенсационное сообщение о германской революции, полученное будто бы на военной радио-станции Таврического дворца. Начальник радио-станции Таврического дворца подполк. Литвинский доводит до общего сведения, что никаких сообщений подобного рода радио-станция Таврического дворца не давала и не могла давать, как учреждение чисто-военного характера.

О выступлении Н. Ленина.

(Беседа).

Выступление Н. Ленина в конференций с.-д. партии прозвучало резким призывом к разъединению в сомкнувшиеся ряды всех политических партий, согласившихся отстаивать добытые свободы от врагов внутренних и внешних.
Спрошенный по этому поводу редактор «Современного Мира» и ближайший сотрудник Г. В. Плеханова — Н. Иорданский говорить:
     — О выступлении Ленина двух мнений быть не может. Оно осуждено всей конференцией с.-д.
После этого выступления Ленин себя сам отмежевал даже от большевиков, назвав партию с.-д. «трупом смердящим».
О сущности учения Ленина говорить не хочу, скажу только, что от анархизма чистой воды, также проповедующего социальную коммуну, оно отличается только тем, что признает вооруженное государство, милицию и другие регулирующие аппараты, которых анархизм, как известно, совершенно не признает, отрицая всякую власть, как бы она ни проявлялась.
Печать продолжает быть единодушной по отношению к Н. Ленипу.
«Русск. Воля» полагает, что его появление будет даже полезно.
     Общественная жизнь, — говорит газета, — нуждается и в положительном, и в отрицательном полюсе; в одном, чтобы притягиваться, в другом — чтобы отталкиваться.
Плеханов будет притягивать наши общественные силы. Ленин - их отталкивать, — в результате получится и более плотная, и более сознательная их группировка. А это как раз нам теперь и надо.
Позиция не из выгодных для г. Ленина! Кто-же не понимает, что сейчас необходимо всемерно «притягивать» общественные силы, а не разъединять.
«Рабочая Газета» это прекрасно понимает и определенно доказывает, что сейчас революции грозит несомненная опасность.
Пока не поздно, Ленину и его сторонникам необходимо дать самый решительный отпор.
Думаем, что отпор этот уже дан.
Н. Ленин не может не почувствовать, что он совершенно одинок.
За ним никто не пошел.
Очень жаль, что газета «Правда», в которую он вошел, не могла сегодня, как это объясняется в редакционной заметке, напечатать из-за поломки машин тезисов доклада Ленина, извращенных, по тому-же заявлению буржуазной печатью, в рядах которой, однако, очутилась и газ. «Единство» со статьей Плеханова.

Ленин.

Все газеты полны речами о Ленине. Всюду, где интересуются политикой, говорят о Ленине.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился в 1870 г.; как брат казненного народовольца, в 1887 г. он был исключен из казанского университета, но в 1891 г. сдал экзамен по юридическому факультету. Под псевдонимом «Тулин» он в 1895 г. выступил в печати крайним марксистом.
Скоро его арестовали и сослали в Сибирь за участие в организации социал- демократической партии. Оттуда он уехал за границу и состоял соредактором «Искры».
Скрываясь за псевдонимом «В. Ильин», он выпустил в 1899 г. книгу «Развитие капитализма в России», в которой доказывал, что и сельское хозяйство в России захвачено капитализмом; в том же году вышли его «Экономические этюды и статьи». В 1902 г. он выпустил наделавшую много шуму в партийных кругах брошюру «Что делать?», где намечались уже черты грядущего «большевизма». Через год (в 1903 г.) совершился раскол с.-д. партии на большевиков и меньшевиков; Ленин вышел из состава «Искры» и сделался главою секта «большевиков», как их сейчас же прозвали свои же товарищи — «твердокаменных большевиков».
Из-за границы Ленин руководил своими российскими учениками и побудил их к ряду тактических, малообоснованных ошибок.
В 1905 г. Ленин вернулся в Петроград и с головой, со страстью окунулся в политическую борьбу, призывая к бойкоту и виттевской Думы. «Большевики» видели тогда единственное средство к завоеванию прав — в вооруженном восстании и вслед затем — временной диктатуре пролетариата и крестьянства.
Но в 1907 г. Ленин все-таки попробовал выступить кандидатом (в Петербурге) в депутаты 2-й Г. Думы и был забаллотирован.
И прежде, как и теперь, Ленин страстно ненавидел либеральные «буржуазные» партии и ни о каких соглашениях с ними не желал говорить.
     — На пролетариат ложится, — говорит Лепин, — активная задача довести до конца буржуазно-демократическую революцию, быть вождем ее. Возможно это лишь при том условии, если пролетариату удастся повести за собой массы демократической мелкой буржуазии, особенно крестьянства, в борьбе с самодержавием и с предательской либеральной буржуазией...
Этими «предателями» Ленин считает и «главную либеральную партию — ка-детов».
В вину «меньшевикам» он ставит то обстоятельство, что ка-деты и прочие «хватаются обеими руками за поддержку меньшевизма».
А ведь все «преступление» «меньшевиков» состояло в том, что они были сторонниками широкой самодеятельности рабочих масс и демократических основ партийной организации, приветствовали появление советов рабочих депутатов, защищали идею беспартийного рабочего съезда и, подчеркивая буржуазный характер русской революции, поддерживали оппозиционные буржуазные партии, при чем считали крайне утопичной и вредной для рабочих самую мысль о временной диктатуре пролетариата и крестьянства, как высшей ступени русский революции.
Время и активная работа излечили многих от узкопартийной слепоты. Война и революция совершили чудо,—пусть временное, преходящее, но тем более важное для нынешнего опасного момента.
Только «большевики», только «ленинцы»: и сам новоприбывший идол их — будто «Потоки-богатыри» проспали десяти лет и ничему не научились.

П.

Правда17

В Берлине.

В вечерних газетах сообщается, что 5 апреля, около 2 часов дня, многочисленная толпа собралась перед дворцом. Демонстранты держались в общем спокойно. Полиция и войска, оцепившие все площади и улицы, также старались не провоцировать столкновения. Однако в некоторых местах женщины и подростки бросали камни в окна кафе и разгромили несколько лавок. Арестовано около 15 человек.
Перед дворцом толпа встретила вышедшую стражу свистом и насмешливыми криками. Тем не менее, крупных столкновений не было. Женщины своими возбужденными криками давали понять, как велика накипевшая у них злоба и горечь.

Финляндия.

Гельсингфорс. Вчера перед зданием сейма солдатами, матросами и рабочими была устроена манифестация в пользу установления 8-часового рабочего дня, скорейшего проведения закона о равноправии русских граждан в Финляндии и, в частности, евреев. Собралось около 4 тысяч человек. Депутат сейма Хаттунен приветствовал манифестантов от имени социал-демократической партии и финских рабочих и союзов.
     «Мы с радостью видели сегодня, — сказал он, — в вашей процессии флаг, на котором начертаны слова „Будем хранить свободу Финляндии”. Эти слова дают нам силу работать над осуществлением вашей программы. Мы будем всеми силами стремиться к установлению 8-часового рабочего дня и проведению закона о равноправии всех граждан».
Затем к собравшимся вышел тальман сейма, благодарил манифестантов за доверие к сейму и заверил их в том, что все партии в сейме, в особенности социад-демократы, и рабочие союзы будут всеми силами защищать ту свободу, которую русские солдаты завоевали, защищать и закреплять ее ради общей пользы русского и финского народа и всего мира.
Тальман закончил свою речь провозглашением «ура» в честь русского революционного солдата.

Лондон. Из разных источников здесь получены сведения о серьезных волнениях в Берлине, Гамбурге и Лейпциге, причем волнения эти приобретают все более и более стихийную силу, против которой совершенно бессильна германская полиция.

Одесса. Из Румынии получены из различных источников новые сведения, подтверждающие, что в Болгарии происходил ряд крупных вспышек революционного движения, находящего отражения также в деятельности оппозиции Народного Собрания.

Резолюция крестьян.

Мы, нижеподписавшиеся крестьяне, ныне граждане селения Забелье, Ястребинской волости, Ямбургского уезда, Петроградской губернии, быв сего числа на общественном собрании, обсуждали вопрос по поводу свершившихся событий, постановили: просить наших товарищей рабочих и солдатских депутатов предложить Врем. Правительству раз решить ожидаемый нами земельный вопрос, волнующий все крестьянство, о конфискации всех земель пахарю. Мы же готовы всецело отдать все силы на поддержку.
Сельский староста Забельского общества.
Следует 15 подписей.

Взрыв в мастерской.

31 марта, около 6 час. вечера, в одной из многочисленных мастерских мелинитового Охтенского завода, где производится особо опасная работа по окончательному снаряжению снарядов, произошел взрыв одной гранаты среднего калибра. Помещение повреждено, но ни одно из окружающих зданий не пострадало. Все работающие в указанной мастерской так или иначе понесли потери:
     4 были убиты и 2 ранено (один легко). Похороны жертв состоялись в первый день Пасхи, 2 апреля, при многотысячном стечении рабочих Охтенского порохового завода и взрывчатых веществ, окрестных воинских команд, команд морского и сухопутного полигонов, населения Пороховых и пр.

«Воля Солдата».

В скором времени выйдет орган Исполнит. Ком. Петроградского Сов. Солд. и Раб. Деп. Задачи газеты: организация всей армии для защиты завоеванных свобод и строительства будущей молодой демократической России, созыв Учредительного Собрания, защита прав солдата как гражданина и воина.
Просим прислать материалы о быте солдат, их боевой и строевой жизни.
Подписная цена 2 рубля в месяц.
     Адрес: Таврический дворец, комната №18.

СКЛАД ОРУЖИЯ В ИМЕНИИ ФАЛЬЦ-ФЕЙНА.

СИМФЕРОПОЛЬ. В виду упорных слухов о хранении оружия и пулеметов в экономии Фальц-Фейна «Преображенка» в Перекопском уезде, по распоряжению военных властей произведен обыск. Найдено 40 берданок и несколько винтовок. Пулеметов не оказалось. В экономии находились прежний урядник и разоруженные стражники.

«Сашка Семинарист».

С объявлением амнистии уголовным и с разрешением уголовным преступникам вступить в ряды армии и загладить свои вины защитой родины, был освобожден из тюрьмы и известный грабитель «Сашка Семинарист». Он выразил желание вступить в военную службу, и был зачислен на нестроевую должность. Но в указанный ему запасный полк он не явился и скрывается.
Говорят, что он является организатором крупных вооруженных ограблений, имевших место в Москве в последнее время.

ХОДОКИ.

В Москве появился новый тип крестьянских ходоков, ток называемых ходоков-осведомителей.
Ходоки совершают паломничество в Москву, чтобы узнать о настроениях в Москве.
Они посещают организации, ходят на митинги, прислушиваются, иногда сами выступают, но больше с вопросами.
Некоторые ходоки посещают митинги инкогнито, но когда они объявляются, тут их окружают и засыпают в свою очередь вопросами.
Москвичей, конечно, интересует, что делается в деревне.
Есть ходоки, которые пришли с специальной целью получить освещение интересующего их вопроса об Учредительном Собрании.
Эти ходоки — большей частью из ближайших подмосковных мест.
Среди ходоков много представителей кооперативных учреждений.
Все ходоки в один голос говорят о полной неосведомленности деревни.

Русская Воля (Петроград)

Романовы в Крыму.

«Утру Pоссии» сообщают из Севастополя: Севастопольцы острят: Романовы едут по еврейским паспортам без права заезда в Севастополь. Конечная станция их путешествия Инкерман, отсюда они на автомобиле отправляются в свое имение. Если южный берег до сих пор не связан с железнодорожной сетью России, то лишь потому, что Николай не позволял вести дорогу через Ливадию, а какая-то великая княгиня ни за что не позволяла прорезать свое имение.
Мария Федоровна сильно постарела и осунулась. Она не была в Крыму со смерти ее мужа Александра III. Она не любит Крыма и, как передают, когда ей предложено было выехать туда, выразилась так: «Это для меня ссылка!».
Александр Михайлович занимается археологией, производит раскопки. По мнению лиц, хорошо знакомых с положением, которое здесь создалось, Николай Николаевич, живущий в Чаире, совершенно обезврежен. Опасаться его активного выступления не приходится. Его друга ген. Янушкевича здесь нет. Говорят, что Николай Николаевич пишет свои мемуары.

В Хиве.

ОБЪЯВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ.

НОВЫЙ УРГЕНЧ, 5,IV. Под влиянием переворота в России хивинцы решительно выступили против деспотических форм правления своего правительства.
Вчера тысячная толпа направилась к ханском у дворцу и предъявила ряд требований политического характера.
Результатом этого движения было то, что хан объявил своим подданным конституцию.
По требованию народа, арестованы 4 ханских сановника.
Весть о свободе принята хивинцами с радостью. Никаких эксцессов не было.

Арест митрополита Макария и архимандрита Кронида.

Третьего дня, в 8 час. вечера, в Сергиевом посаде, по распоряжению совета солдатских депутатов, были подвергнуты домашнему аресту бывший московский митрополит Макарий и наместник лавры архимандрит Кронид.
В 2 часа ночи на вчера, по распоряжению местного исполнительного комитета общественных организаций, митрополит Макарий и архимандрит Кронид были освобождены.
Передают, что митрополит Макарий разослал все м русским иерархам письма с заявлением, что он покинул московскую кафедру не добровольно, а вынуждено. подчиняясь силе.