03 мая (20 апреля) 1917 года

Министр иностранных дел через наших дипломатических представителей обратился к союзным державам с заявлением, что Временное Правительство будет соблюдать все обязательства, принятые в отношении наших союзников.
     Главнокомандующий юго-западным фронтом издал приказ с предостережением против «братания» с противником.
     Атака Турок юго-западнее Гюмишханы отбита.
     Наша подводная лодка потопила в районе Босфора большой парусник и пароход буксирного типа.
     Неприятельские самолеты произвели налет на Текучиу и сбросили в город около 20 бомб.
     Юго-западнее Вана большая партия Курдов потеснила нашу заставу, но конными частями положение восстановлено.
     За апрель месяц британские войска захватила во Франции 19.343 пленных Германца, 257 орудий, 227 бомбометов, 470 пулеметов.
     В нидерландский город Зирикзее с аппарата сброшена бомба. Убито 3 человека.
     Французские войска 17 апреля в Шампани захватили 520 здоровых пленных и 5 орудий.
     В Данию прибила первая партия больных русских пленных, восторженно принятая населением.
     Китайский посланник в Берлине отбыл в Копенгаген.
     Военный билль уполномочивает президента Вильсона довести регулярную армию до 62.500 волонтеров и составить армию до 500.000 человек путем воинской повинности.
     С.-А. Штатами предоставлен Бельгии заем в размере 150 миллионов долларов.
     В Лондоне открылась русская выставка в пользу англо-русского госпиталя в Петрограде.
     В Яссах открыт румынский парламент. Сессия продолжена до 1 мая. В виду отсутствия кворума заседание было немедленно закрыто. 1
     Конгресс греческих колоний Европы, Африки и Америки возложил на короля Константина ответственность за все последствия его личной политики.
     Праздник 1 мая прошел в Петрограде и в других городах России с большим подъемом, при огромном стечении манифестантов.

ВОЙНА.

Сообщенiе изъ Ставки.

I.

ЗАПАДНЫЙ И РУМЫНСКИЙ ФРОНТЫ.

Перестрелка и поиски разведчиков.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Юго-западнее Вана, у Армирда, большая партия Курдов потеснила нашу заставу; высланными конными частями положение восстановлено. Участились случаи нападения Курдов и местных жителей на наши тыловые учреждения.
18 апреля.

II.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

На рогатинском направлении, юго-восточнее Мечищув, противник вел по нашим позициям интенсивный артиллерийский огонь, главным образом тяжелой артиллерией.
На остальном фронте перестрелка и поиски разведчиков.

РУМЫНСКИЙ ФРОНТ.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Юго-западнее Гюмшихана Турки произвели несколько атак, но были отбиты. Также отбиты атаки Турок и северо-западнее Огнота.

ЧЕРНОЕ МОРЕ.

Наша подводная лодка в районе Босфора потопила большой парусник в 1.000 тонн и пароход буксирного типа. Команда парусника и парохода бежала на берег. Во время расстрела парохода, лодка в свою очередь подверглась огню трех-дюймовой батареи с берега, которую лодка тремя удачными попаданиями заставила замолчать.

Действия летчиков.

Эскадрилья самолетов противнике произвела налет на Текучиу, сбросив в город около 20 бомб.

Русский фронт.

(Собств. корреспонд. «Нового Времени»).

Прокламации Немцев.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. В последние дни в наши окопы подкинуты Немцами новые прокламации. Они значительно отличаются от прежних. Видно, что противник хорошо ориентирован в происшедших у нас переменах. Прокламации составлены грамотно и отпечатаны на хорошей бумаге.
Они уже не содержат, как до сих пор яростных наладок и ругательств по адресу Англичан, но носят строго «деловой» характер.
Провокационный характер этих прокламаций ясен теперь каждому солдату и призывы к «переговорам» вызывают среди наших солдат только усмешку.

Сообщение перебежчиков.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. В районе Кеккау нашими войсками захвачены три перебежчика из Эльзаса. По их словам, в виду развития активных и наступательных действий на французском фронте, вполне возможно, что командный состав митавской группы перебросит несколько своих дивизий на французский фронт.
По словам пленных, на боевых участках рижского фронта количество войск увеличено почти в шесть раз. В одном из участков Калнцема, где в декабре размещался один полк, ныне сосредоточено до двух немецких дивизий.

Переговоры Немцев с Русскими — предлог разведки.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Во время переговоров наших и германских солдат на нейтральной зоне нашими разведчиками было замечено, что состав солдат и номера полков каждый день меняются. Выяснилось, что Германцы каждый день приводят новые части для ознакомления с характером интересующей их позиции. По словам солдат, эти переговоры преследуют лишь одну цель — выведать положение нашей армии. Вражеские парламентеры встречают теперь со стороны наших солдат должный отпор.

Инцидент с министром иностранных дел П. Н. Милюковым.

Министру иностранных дел П. Н. Милюкову пришлось пережить несколько неприятных минут из-за того, что автомобиль, в котором ехал министр, был задержан. На углу Жуковской и Литейнаго пр. милиционер Григорьев обратил внимание на шедший автомобиль с подозрительным нумерным знакомь. Автомобиль был задержан на углу Бассейной ул. и Литейного пр., - причем милиционер заявил министру Милюкову, что он и его шофер арестованы, и предложил им следовать в комиссариат.
По прибытии во 2-й подрайон Литейной части, комиссар, лично знающий министра иностранных дел П. Н. Милюкова, немедленно освободят его, извинившись при этом за действия милиционера.

ДЕМОНСТРАЦИЯ И ГРАНДИОЗНЫЙ МИТИНГ ДОБЛЕСТНЫХ ГЕРОЕВ-ИНВАЛИДОВ.

Доблестные русские воины, проливавшие свою кровь для защиты России от немецкого нашествия и раненые в боях, устроили 16 апреля грандиозную манифестацию в Петрограде с требованиями войны до победного конца, войны до свержения прусского милитаризма, войны за свободу всех народов, угнетаемых немцами и ее союзниками. Исходным пунктом шествия инвалидов была Казанская площадь, где собралось в стройним порядке множество автомобилей, грузовиков, карет, линеек и прочих экипажей. Ехали те, которые от ран и увечий не могли идти. Остальные шли пешком, неся красные знамена и плакаты. Зрелище было в высшей степени умилительное, очень трогательное. На бесчисленных плакатах были надписи, вылившиеся из души тех, которые жили в окопах, сражались с подлым врагом и не раз видели смерть перед глазами. Армия в 10 тысяч инвалидов прошла по главным улицам к Таврическому дворцу, где состоялось несколько больших митингов. На митингах инвалиды вынесли решительное осуждение поведению прибывшего через Германию г. Ленина и его приверженцев, которых инвалиды считают изменниками родины.

Один из множества плакатов, которые несли инвалиды во время своей грандиозной манифестации 16 апреля.

ГАПОН И ЕГО СОТРУДНИКИ ПО 1904 – 1905 ГОДУ.

Важным этапом в истории революционного движения в России был день 9 января 1905 г., когда под предводительством священника Георгия Гапона толпы рабочих с женами и детьми двинулись из рабочих предместий столицы, направляясь на Дворцовую площадь. Рабочие хотели подать царю Николаю II докладную записку о своих нуждах. Но Николай Романов послал против челобитчиков войска с заряженными винтовками и с пулеметами. Во время стрельбы в толпу священник Гапон ухитрился бежать. Впоследствии он начал играть подозрительную роль опасного провокатора, живя в Петербурге по фальшивому паспорту, выданному департаментом полиции. Когда провокаторство Гапона было установлено, революционеры удушили его в Озерках. Один из единомышленников Гапонa рабочий Ушаков тоже оказался подозрительным по провокация. Принимавший участие в организации масс, шедших за Гапонов, молодой адвокат Хрусталев-Носарь сыграл затем в октябре и ноябре 1905 г. очень крупную роль, в качестве председателя совета рабочих депутатов. Он был в декабре 1905 года арестован, по распоряжению Дурново, был сослан в Сибирь, но оттуда бежал в Париж. В прошлом году он добровольно возвратился в Россию и снова попал в тюрьму, схваченный на границе жандармами. Лишь 27 февраля 1917 года, когда разразилась великая революция, Хрусталев-Носарь опять вырвался за свободу. Ныне — это больной человеку не имеющий политического значения.

Священник Гапон сидит в центре. Позади его стоит помощник присяжного поверенного Хрусталев-Носарь, впоследствии председатель петроградского совета рабочих депутатов 1905 г.

Новый стиль будет введен!

Временное Правительство стремится к замене Юлианского календаря григорианским. Осуществление этой реформы можно ожидать в будущем году.

(БЕСЕДА С ОБЕР-ПРОКУРОРША СВ. СИНОДА В. Н. ЛЬВОВЫМ).

Свободная и торжествующая Россия только что отпраздновала день 1 мая, а между тем, с точки зрения календарного исчисления она все еще идет в хвосте цивилизованных народов. После первомайского праздника, мы вновь невольно перешли к апрельским дням.
По данному вопросу, т. е. о введении у пас григорианского календаря, обер-прокурор св. синода В. Н. Львов в беседе со мной сказал:
     — Нечего говорить, что такая реформа у нас желательна. Лучшие люди России давно уже доказывали ошибочность календарного исчисления по установившемуся в ней обычаю, но пользы от этого, как известно, никакой не было.
Объяснялось это тем, что константинопольская патриархия противилась осуществлению этой реформы, усматривая в ней торжество римско-католической церкви. Па этой же точке зрения стояли и наши иерархи, а старое правительство, поддерживая такое течение, пользовалось этим мнением в своих же интересах.
Как известно, для указанной цели была образована при академии наук особая комиссия. Обычно у нас рассуждали так: раз отклонения календарного года от тропического не оказывают никакого влияния на обыденную жизнь, то нет никаких оснований менять юлианский календарь, с которым давно свыклось большинство русского населения, на новый, введение которого у себя, как можно ожидать, будет отвергнуто и другими христианскими народами.
Ныне положение резко изменилось, и новая Россия должна исправить крупную календарную ошибку, в которую она давно впала. Я полагало, что изменившиеся вконец условия жизни нашей родины позволят ей легко перейти к новому календарному исчислению.
Это можно сделать одним росчерком пера. Стоит только правительству издать соответствующий указ. И если мы этого до сих пор по видели со стороны Временного Правительства, то причина весьма проста: оно занято неотложной работой, оно озабочено урегулированием вопросов первой необходимости.
Во всяком случае полагаю, — оказал обер-прокурор В. Н. Львов, — что реформа эта будет у нас осуществлена не позже будущего года. Стеснявшие до сих пор деятельность синода рамки уничтожены, и внешних причин удерживать у нас старый стиль больше нет.
Полагаю, что и со стороны синода Временное Правительство не встретит на этом путл препятствий, и вопрос будет разрешен в желательном духе.

А. Тонский.

Петроградский Листок

МАКСИМ ГОРЬКИЙ – КАНДИДАТ В ДИРЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ.

После того. как В.И.Немирович-Данченко отказался занять должность директора государственных театров, решено было предложить артиста м самим наметить желаемого им кандидата.
Вчера вечером по этому вопросу состоялось совещание артистов всех трех трупп – оперной, балетной и драматической, причем большинство сошлось на Максиме Горьком, о чем и постановлено довести до сведения Временного Правительства.

Правда17

Приветствие Ленину.

Общее собрание членов Российской Социал-Демократической Рабочей Партии в городе Ревеле приветствует приезд товарища Ленина.
Собрание приветствует своего самого стойкого и последовательного члена партии, который при мрачных и гнетущих условиях не сходил со своей революционной пролетарской и интернациональной позиции, вселяя в дни кровавой реакции своим примером чувство мужества и крепости среди прочих товарищей в партии.
Теперь мы вместе. Решение величайших задач по пути к всеобщему миру и дальнейшее революционное завоевание международного пролетариата и демократии представляются нам не столь трудными и непосильными.
Ни пролетариат ни армия не должны выпустить из своих рук орудий физической и политической борьбы, иначе последуют всеобщая анархия и разрушение, размер которых трудно постигнуть.
Необходима величайшая концентрация мыслей и воли на строгой и планомерной организации для демократического разрешения трех задач: войны, мира и демобилизации, в связи о доведением российской революции до конца и созданием III Интернационала.

Председатель А н в е л т.

Телеграммы Ленину и Зиновьеву.

Замоскворецкая районная конференция Р. С.-Д. Р. П. приветствует, в вашем лице передовых борцов революционной армии Интернационала, первых поднявших знамя революционной социал-демократии среди общего разгула шовинизма.

Председатель Илья.

Ленину.

Собравшиеся на Уральскую областную конференцию ! делегаты в количестве 65 человек ~от 43 организаций, объединяющих 14 тысяч членов партии, единогласно постановили приветствовать Ц. К. партии и идейного вождя российской революционной соц.-демократии товарища Ленина.

Председатель С о с н о в с к и й.

Привет Ленину.

Вчера члены профессионального союза работающих иглой после демонстрации на Марсовом поле прошли I к д. Кшесинской и просили представителя П. К. приветствовать т. Ленина.

Правление профессионального общества кондитеров I приветствует возвращение вождя революционной социал-демократии товарища Ленина.

Рабочая Газета (Петроград)

Из кампании лжи в английской печати.

«Морнинг Пост» 4(17) апреля (в корреспонденции из Петрограда) от собственного корреспондента пишет:
     «Петроградские рабочие, как известно и до войны и во время войны, были неспокойны, пользуясь присылаемыми из Берлина денежными суммами. Теперь направо и налево шепчутся о том, что немецкая рука сеет золото в Петрограде».
Это уже не первый случай клеветнических выпадов против русской революции со стороны английской империалистической прессы. За один из них автору пришлось поплатиться: г. Вильтон, корреспондент «Таймса», исключен из о-ва журналистов. Думаем, что его коллегу из «Морн. Пост» ждет та же участь.

МИТИНГ ВОРОВ.

РОСТОВ-НА-ДОНУ. Накануне празднования 1-го мая состоялся митинг воров в присутствии градоначальника и начальника милиции. На митинг собралось 300 чел. Воры дали слово два дня не красть, пока пройдет праздник. (Соб. корр.)